- Как работает теплица ?
- Устройство и физические принципы функционирования теплицы
- Принцип работы теплицы
- Получение тепла в теплице
- Регуляция температуры в теплице
- Защита от внешних воздействий
- . для школьных учителей . Как теперь смотреь флэш-файлы!
- Виды теплопередачи в природе и технике
- Открытый урок « Защищенный грунт. Парники и теплицы». 8 – класс
- Урок по физике в 8 классе «Примеры теплопередачи в природе и в технике»
Как работает теплица ?
Устройство и физические принципы функционирования теплицы
Как же устроена теплица? Ведь, согласитесь, несколько неразумно использовать какое-либо приспособление, не имея понятия, как оно работает хотя бы на базовом уровне. Понимая принцип работы теплицы, Вы будете способны использовать ее возможности по максимуму, с максимальным КПД. Простейшие самодельные пленочные теплицы или сложные промышленные тепличные комплексы класса Люкс – все они функционируют на основе одних и тех же базовых принципов.
Принцип работы теплицы
В основе функционирования теплицы лежат простые принципы физики – тепловое излучение и теплообмен. Теплица собирает поступающее извне тепловое излучение, превращает его в тепло и сохраняет это тепло. Это позволяет удерживать внутри теплицы определённую устойчивую температуру, создавая наиболее благоприятную среду для роста и жизнедеятельности садово-огородных культур.
Кроме этого, теплица защищает как от воздействий внешней среды – например, таких погодных условий, как ветер, град или снег, так и от вредителей – жуков, саранчи и домашних животных, которые Ваши посевы могут банально съесть или потоптать.
Получение тепла в теплице
Главная задача теплицы – утилизировать тепловое излучение, получаемое извне от солнечных лучей и/или искусственных источников. Внутри стен теплицы тепловое излучение превращается в тепло, нагревая теплицу изнутри.
Этот же эффект Вы сами можете почувствовать, закрыв все окна внутри автомобиля в летний день. Даже если не заводить мотор, все равно спустя всего несколько минут температура внутри салона станет ощутимо выше, чем снаружи – это солнечный свет нагрел внутренности вашего салона, а наружу это тепло никуда выйти не может.
Материалы, из которых сделана теплица, также влияют на способность удерживать тепло и регулировать температуру внутри теплицы. Например, поликарбонат отлично подходит в качестве материала для теплицы благодаря высокому коэффициенту теплового расширения и высокой теплоустойчивости. Теплица – это герметичное помещение, а это делает невозможной циркуляцию воздуха между внутренним помещением теплицы и окружающей средой.
Циркуляция воздуха уравнивает разницу температур, что свело бы на нет основную функцию теплицы – поддержание стабильной температуры, независимой от температуры снаружи. Без циркуляции воздуха воздух внутри быстро нагревается. Это создаёт идеальные условия для роста растений.
Регуляция температуры в теплице
Тепловое излучение быстро нагревает воздух внутри теплицы и медленно прогревает грунт. Теплый воздух, в свою очередь, способствует получению и, самое главное, сохранению почвой тепла. Благодаря своим органическим свойствам, почва способна очень долго удерживать тепло, даже когда источник теплового излучения становиться неактивен, например, в простой теплице без отопления грунт, нагретый днём солнцем, сохраняет полученное тепло в течение ночи.
Но если бы теплица только бесконечно нагревалась, температура внутри вскоре стала бы непригодной для растений, верно? Дело в том, что устройство теплицы способствует полностью автоматической терморегуляции.
По законам физики, почва нагревается днем благодаря тому, что температура воздуха в теплице днём высокая, а ночью, когда температура воздуха без солнечных лучей падает, почва начинает, наоборот, отдавать сохранённое тепло, нагревая воздух. Такой вот нехитрый цикл создаёт внутри теплицы постоянный температурный режим.
В более продвинутых теплицах используются еще и дополнительные средства отопления, что дает возможность уже вручную управлять терморегуляцией без оглядки на погоду, но базовый принцип получения-сохранения-отдачи тепла остается все тот же.
Защита от внешних воздействий
Еще одно важное назначение теплицы – защита ваших огородных культур от неблагоприятных воздействий внешней среды. В этом плане теплицы выполняют для растений ту же функцию, что и дом – для человека. Такая защита особенно важна в осенне-зимний сезон.
— От ветра, который приносит пыль и семена сорняков, сдувает рассаду, а сильный ветер способен повредить растение и даже вырвать его с корнем. Крепкие теплицы с прочным корпусом – единственный выход для ветренных регионов (добротно сделанная теплица выдержит и небольшой шторм).
— От осадков. Например, оградив растения от дождя, Вы сами контролируете, сколько воды они будут получать.
— От большинства вредителей. Вам не нужно будет обрабатывать растения химикалиями, вредными как для растений, так и для Вас. Конечно, сделать так, чтобы в теплицу не попало ни одного жучка, невозможно, хотя бы потому, что некоторые вредоносные букашки могут передвигаться и под землёй, но существенно снизить “присутствие” вредителей на Ваших овощах теплица вполне способна.
Информация о компании Теплица Люкс
Украина, город Киев, Верховной Рады бульвар, дом 34, комната №603
Расписание работы предприятия:
С понедельника по пятницу: с 09-00 до 18-00
В субботу: с 09-00 до 16-00
Воскресение: выходной
Источник статьи: http://teplitca.com.ua/article-how-does-greenhouse-work.html
. для школьных учителей .
Как теперь смотреь флэш-файлы!
Виды теплопередачи в природе и технике
Запомни: при теплопередаче (теплообмене) выравниваются температуры тел, но не их внутренние энергии!
Каков состав солнечного излучения (в процентном соотношении) у поверхности Земли?
Обмен энергией тела животных и тепловое равновесие с внешней средой осуществляется в процессе всех видов теплопередачи. Однако, приспособляемость животных к изменению внешних условий ограничена.
Вот каким будет поведение комнатной мухи при изменении температуры воздуха:
Смерть в течение нескольких минут
(верхний предел выживаемости) . 46,5 «С
Тепловой удар (кома) . 44,6 «С
Избыточная активность . 40,1 «С
Быстрые движения
( максимум нормальной температуры). 27,9″С
Нормальная активность . 23 — 15″С
Замедленные движения
(минимум нормальной температуры) . 10,8″С
Прекращение движений . 6,7 «С
Переохлаждение (кома) . 6″С
Смерть в течение нескольких минут
(нижний предел выживания) . -5,0″С
ЗАГЛЯНИ НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ!
ДОМАШНЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Мы с вами закончили тему » Внутренняя энергия и способы ее изменения».
Предлагаемая самостоятельная работа покажет, чему вы научились, и что вы знаете. Вам необходимо выбрать понравившуюся тему и дать подробные ответы на вопросы.
1 История изобретения самовара.
2. Рисунок внутреннего устройства самовара.
3. Принцип работы.
4. Зачем у самовара снизу сделаны отверстия?
5. Как образуется тяга? Как изменится тяга, если трубу сделать выше?
6. Почему ручки у самовара, как правило, делают деревянными?
7. У хороших хозяек самовар всегда стоял начищен. Для чего важно, чтобы самовар блестел?
8. Для чего заварочный чайник ставят на самовар?
9. Почему у электрических самоваров спираль устанавливают снизу?
10. Чтобы не обжечься все пьют чай по-разному( мешают чай ложкой, переливают из чашки в блюдце, дуют на чай). Какой способ лучше? Почему?
12. Что произойдет, если «поставить» ( нагревать) самовар без воды? Почему?
1. История изобретения термоса и его назначение.
2. Рисунок — внутреннее устройство.
3. Объясните назначение частей термоса. Как учитываются все виды теплопередач в термосе?
4. За счет чего в термосе удается уменьшить теплообмен?
5. Почему чай в термосе долго остается горячим?
6. Почему мороженое в термосе долго не тает?
7. Почему пища в термосе все-таки охлаждается?
Турист в холодную погоду отлил из термоса часть горячего кофе и снова плотно закрыл термос пробкой. Через некоторое время он обнаружил, что пробка вылетела, и кофе разлился. Какие процессы могли привести к вылету пробки?
1. Для чего служат парники?
2. Рисунок — схема парника, поясняющий принцип его работы.
3. Из каких материалов изготавливают парники? Почему?
4. Почему парник называют «ловушкой» энергии?
5. Какие виды теплопередачи присутствуют в парнике?
6. В чем заключается «парниковый эффект» в природе?
7. Что необходимо предпринять человечеству, чтобы не превратить Землю в убийственный парник?
Источник статьи: http://class-fizika.ru/8_5a.html
Открытый урок « Защищенный грунт. Парники и теплицы». 8 – класс
Подойдёт и взрослым и детям
« Защищенный грунт. Парники и теплицы».
Учитель: Телятникова Ирина Владимировна
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»
По сельскохозяйственному труду в 8 –классе
Тема: « Защищенный грунт. Парники и теплицы»
11.Способствовать формированию представления о парниках и теплицах.
1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии на уроке.
2.1.Способствовать развитию речи учащихся.
2.2.Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3.1.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету посредством тестов, ИКТ, карточек с заданием.
4.1.Способствовать формированию и развитию положительных личностных качеств: самостоятельность, уверенность в себе.
1.Методическое оснащение урока.
кабинет трудового обучения.
учебно-техническая документация: ИКТ;
утепле нн ый грунт, инд и в и дуальные и гру пп овые укрытия, укрывной матер и ал,
парники: углубле нн ые, наземные, стац и онарные, пер е носные, одн о скатные, двускатные;
теплицы: одиночные, блочные, грунтовые, сте лл ажные, комбинирова нн ые, одн о скатные, двускатные, многоугольные, ар о чные.
Тип урока: комбинированный
1. Организационный момент:
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее.
Начнём скорей урок.
-проверка готовности учащихся к уроку.
— доведения до учащихся плана урока:
Специально построенное помещение или участок земли,
укрытый каким-либо материалом называется………………..
Слайд № 1 (защищенный грунт)
Правильно, ребята, как вы и догадались, мы с вами продолжаем изучать большой раздел, который называется защищенный грунт.
Давайте с вами вспомним, что же такое грунт и какой он бывает? (ответы детей)
Как используют люди в овощеводстве защищенный грунт?
Работа с карточками-заданиями.
Слайд № 2 Тема урока « Защищенный грунт. Парники и теплицы»
Итак, мы вспомнили три вида защищенного грунта: утепленный грунт, парники и теплицы. И еще есть индивидуальное укрытие растений. Индивидуальные укрытия из бумаги, пленки, стекла, дерева, керамики используют в небольших хозяйствах при кратковременных похолоданиях или при угрозе заморозков.
Сегодня на уроке мы более подробно разберем парники и теплицы. Парники используют с ранней весны и до осени. В них выращивают рассаду овощных и цветочных растений, ранние овощи. Посмотрите на доску, здесь таблица. Как вы уже знаете, парники бывают углубленные и наземные, переносные и стационарные, односкатные и двускатные.
По виду обогрева бывают: на солнечном обогреве, на техническом обогреве, на биологическом обогреве.
Запишите в тетрадь Тему урока « Парники и теплицы» и запишите таблицу – парники.
А сейчас немножко отдохнем и физ. минутку проведем.
Теплицы – это самые сложные сооружения защищенного грунта. По срокам использования различают теплицы зимние и весенние. Зимние теплицы действуют круглый год. Эти теплицы могут быть одиночными и блочными. По внутреннему устройству: грунтовые, стеллажные, комбинированные. По форме кровли: односкатные, двускатные, многоугольные, арочные.
Запишите в тетрадь эту таблицу – теплицы.
И особое внимание обратите на новые словарные слова, их тоже запишите в тетрадь.
И запомните, как правильно писать.
Отгадайте загадки, а я посмотрю хорошо ли усвоили урок.
7. Подведение итогов.
Цель: Сделать вывод и подвести итог, как работали ребята на уроке.
Источник статьи: http://infourok.ru/otkritiy-urok-zaschischenniy-grunt-parniki-i-teplici-klass-760881.html
Урок по физике в 8 классе «Примеры теплопередачи в природе и в технике»
Подойдёт и взрослым и детям
Выбранный для просмотра документ Примеры теплопередачи в природе и технике.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «Школа № 43 имени Героя Советского Союза Д.Н. Голосова» Примеры теплопередачи в природе, быту и технике. Учитель физики И.Н. Ильина Тольятти 2017
Цель урока: Углубить знания учащихся о видах теплопередачи. Провести сравнение видов теплопередачи и их роли в природе и технике. Рассмотреть примеры использования теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.
Какой дом теплее: деревянный или кирпичный, если толщина стен одинакова?
Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом они легче переносят холод? Что приносит вред растениям, особенно злаковым: обильный снег или бесснежная зима?
Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной, а не металлической ложкой?
Согласны ли вы с утверждением, что «шуба греет»?
Почему батареи устанавливают у пола, а кондиционеры, наоборот, вешают под потолком?
Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенностях?
Главным источником света и тепла на Земле является Солнце, находящееся от нас на расстоянии 150 млн. км. Каким же образом передаётся нам солнечное тепло? Излучение – вид теплопередачи, при котором передача энергии возможна в полном вакууме. Тела по-разному способны поглощать энергию излучения. Тёмные поверхности быстрее нагреваются и охлаждаются, чем светлые.
В сёлах южных областей России дома — хаты беленькие. А жарким днём окна закрывают и завешивают белыми рушниками. Для чего это делается?
Почему снег в городе тает быстрее, чем в поле?
В каком платье летом менее жарко: в белом или в тёмном?
Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят серебряной краской?
Помните строки: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом.
Возникновение ветров (дневной и ночной бриз) Бриз — возникает на границе суши и воды, т.к. они нагреваются и остывают по-разному. Днём над сушей образуется — область низкого давления, а над морем — область высокого давления. Возникает движение воздушных масс из области высокого давления в область низкого давления, что и называется дневным бризом. Ночью всё происходит наоборот.
Ветры и океанические течения
Тяга Тяга – естественный приток воздуха за счёт конвекции. Для создания хорошей тяги служат высокие кирпичные трубы. Тёплый газ или дым легче холодного воздуха, и поэтому они поднимаются вверх. Чем больше перепад давления внизу и вверху, тем лучше тяга. Из двух труб одинаковой высоты лучшая тяга будет у кирпичной, нежели у металлической. Горячий воздух в металлической трубе остывает при подъёме быстрее, отчего тяга уменьшается.
Отопление жилых зданий Отопление жилых зданий основано на явлении конвекции. Источником горячей воды являются котельные и ТЭЦ. Вода, циркулируя по трубам, отдаёт часть тепла, охлаждается, затем снова идёт на нагрев в ТЭЦ. Любые изменения давления в системе регулируют при помощи расширительных баков.
Вспаханное поле, почва с растительностью Днём почва поглощает энергию и нагревается излучением, а ночью охлаждается. На её нагревание и охлаждение влияет присутствие растительности. Так, тёмное вспаханное поле сильнее нагревается излучением, но и охлаждается быстрее, чем почва, покрытая растительностью.
В ясные, безоблачные ночи почва сильно охлаждается – излучение от почвы беспрепятственно уходит в пространство. В такие ночи ранней весной возможны заморозки на почве. Если же погода облачная, то облака закрывают Землю и играют роль своеобразных экранов, защищающих почву от потери энергии путём излучения.
Теплицы Одним из средств повышения температуры участка почвы и припочвенного воздуха служат теплицы, которые позволяют полнее использовать излучение Солнца. Участок почвы покрывают стеклянными рамами или прозрачными плёнками. Стекло хорошо пропускает видимое солнечное излучение, которое, попадая на тёмную почву, нагревает её, но хуже пропускает невидимое излучение, испускаемое нагретой поверхностью Земли. Также плёнка (стекло) препятствует движению тёплого воздуха вверх, т.е. осуществлению конвекции. Таким образом, стёкла теплиц действуют как “ловушка” энергии. Внутри теплиц температура выше, чем на незащищённом грунте, примерно на 10° С.
Устройство термоса Основным элементом любого термоса является рабочий сосуд с двойными стенками, между которыми создаётся глубокое разрежение. Это — сосуд Дьюара. Чтобы исключить влияние излучения изнутри и снаружи, стенки сосуда делают зеркальными.
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ Урок Примеры теплопередачи в природе и технике.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
«Школа № 43 имени Героя Советского Союза Д.Н. Голосова»
Урок физики в 8 классе
«Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике»
Учитель физики:
Ильина Ирина Николаевна
Тольятти 2017 г
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.
«Физика – это наука понимать природу».
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развитие исследовательских навыков.
Цели урока: углуби ть знания учащихся о видах теплообмена (теплопередачи) и их роли в природе и технике; рассмотреть примеры использования видов теплообмена в различных областях человеческой деятельности.
Формируемые УУД: предметные: научиться понимать физический смысл конвекции, теплопроводности, излучения; использовать полученные знания в повседневной жизни; метапредметные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; корректировать изученные способы действий и алгоритмы; ставить и формулировать проблемы; анализировать и оценивать полученные результаты; личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике», термос, сосуд с горячей водой, термометр, трубка стеклянная длиной 30-40 см, свеча.
измерение температуры воды в стакане;
измерение температуры воды над стаканом;
тяга в дымовой трубе.
Организационный момент. (Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие).
Актуализация знаний. (Учитель проводит фронтальный опрос-беседу).
Опыт № 1. Измерение температуры воды в стакане .
Какой вид теплопередачи имеет место при измерении температуры горячей воды? (теплопроводность)
— Какой дом теплее: деревянный или кирпичный, если толщина стен одинакова? (слайд № 3)
— Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом они легче переносят холод? (слайд № 4)
— Что приносит вред растениям, особенно злаковым: обильный снег или бесснежная зима? Объясни.
— Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной, а не металлической ложкой? (слайд № 5)
— Согласны ли вы с утверждением, что «шуба греет»? (слайд № 6)
Опыт № 2. Измерение температуры слоёв воздуха, расположенного в непосредственной близости над стаканом.
Какой вид теплопередачи имеет место при измерении температуры горячей воды? (конвекция)
— Почему батареи устанавливают у пола, а кондиционеры, наоборот, вешают под потолком? (слайд 7)
— Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенностях? (слайд № 8)
— Почему облака не падают на землю? (слайд № 9)
— Главным источником света и тепла на Земле является Солнце, находящееся от нас на расстоянии 150 млн. км. Каким же образом передается нам солнечное тепло? Почему этот вид теплопередачи является единственно возможным в данном случае? (слайд № 10) (Излучение – вид теплопередачи, при котором передача энергии возможна в полном вакууме. Тела по разному способны поглощать энергию излучения. Тёмные поверхности быстрее нагреваются и охлаждаются, чем светлые).
— В сёлах южных областей России дома — хаты беленькие. А жарким днём окна закрывают и завешивают белыми рушниками. Для чего это делается? (слайд № 11)
— Почему снег в городе тает быстрее, чем в поле? (слайд № 12)
— В каком платье летом менее жарко: в белом или в тёмном? (слайд № 13)
— Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят серебряной краской? (слайд № 14)
Изучение нового материала.
Много веков тому назад, согласно преданиям, окружающий мир был населён множеством богов, добрых и злых. Например, Стрибог управлял ветрами. Ему поклонялись, приносили жертвы, иначе — пригонит в период цветения растений снег с дождём, погубит урожай или сделает так, что ни одна капля дождя не выпадет за лето – и тогда жди голодной зимы.
Домовой отвечал за благополучие в доме, и с ним надо было уметь ладить, а то избу выстудит или дыму в неё напустит.
Образование ветра и тяги в печи – это основные вопросы, которые мы будем изучать на уроке.
Образование ветров (слайды № 15-16)
Однажды художник нарисовал иллюстрацию к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Парус» и принёс её к редактору издательства.
Редактор — бывший старый морской вояка посмотрел на рисунок, потом усмехнулся и спросил: «Вы бывали когда-нибудь на море, или хотя бы на большом озере? Вы можете указать, куда ветер несёт парусник?»
Приуныл художник, задумался.
Помогите ответить ему на этот вопрос.
Тогда давайте вместе выясним, как возникает ветер.
Все ветры в атмосфере представляют собой конвекционные потоки огромного масштаба. Конвекцией объясняются, например, бризы — ночные и дневные ветры, возникающие между сушей и морем, между лесом и пашней, между горами и долинами.
В
летние дни суша прогревается Солнцем быстрее, чем вода, поэтому и воздух над сушей нагревается больше, чем над водой. При этом воздух над сушей расширяется, после чего его давление становится меньше давления более холодного воздуха над морем. В результате, как в сообщающихся сосудах, холодный воздух понизу с моря (где давление больше) перемещается к берегу (где давление меньше) — дует ветер. Это и есть дневной (или морской) бриз.
Объяснение ночного бриза можно предложить учащимся.
(Ночью вода охлаждается медленнее, чем суша, и над сушей воздух становится более холодным, чем над водой. Теперь более высокое давление оказывается над сушей, и потому воздух начинает перемещаться от берега к морю. Это ночной (или береговой)
Перенос ветрами огромной энергии приводит к заметному изменению погоды в данном регионе. Побережье любого тёплого моря зимой всегда имеет более высокую среднюю температуру, чем материковые области, которые могут находиться южнее (побережье Мурманской области и Центральная Сибирь). (слайд № 17)
-Куда направленно мощное конвективное движение воздуха на Земле, образующее постоянно дующие вблизи экватора ветры — пассаты?
Средняя годовая температура на экваторе значительно выше, чем на полюсах, тёплый воздух там поднимается вверх (образуется область пониженного давления), а на смену ему приходит холодный воздух из областей повышенного давления, расположенных на севере и на юге.
-Что же является главной причиной возникновения ветров, изменения их направления и, соответственно, перемены погоды?
(неравномерное нагревание различных участков земной поверхности, приводящее к возникновению разности давлений атмосферного воздуха на этих участках).
Объяснение природы возникновения тяги . (слайд № 18)
Многие из вас часть времени проводят на дачах, гостях в деревне у бабушки. Что там делают, когда наступают холода? Конечно же, топят печь.
-Что необходимо для горения дров, угля и других видов топлива?
Воздух, а точнее, кислород, находящийся в воздухе. Давайте убедимся в этом. Пусть вместо печи у нас в классе будет гореть свеча.
Опыт № 3. Горящую свечку накрываю стеклянной банкой. Свеча гаснет.
Она погасла из-за того, что кислород, содержащийся в воздухе был израсходован на процесс горения.
Итак, без притока свежего воздуха горение топлива невозможно. Если в топку или печь не будет поступать воздух, то горение прекратится. Для поддержания горения часто используют естественный приток воздуха — тягу. При этом над местом горения топлива устанавливают трубу. Проделаем с вами следующий опыт.
Опыт № 4.
Поставим зажжённую свечу на стол, замечаем величину и вид её пламени. Положив с двух сторон от свечи по два карандаша, надеваем сверху на свечу стеклянную трубку, оперев её нижний край на карандаши. Между стеклом и столом образуется щель, через которую воздух может проникать внутрь трубки. Пламя свечи усиливается, становится ярче и длиннее. Если поднести к щели с внешней стороны трубки зажжённую спичку, то пламя спички будет втягиваться внутрь трубки. Объясняется это тем, что нагреваясь, воздух расширяется, и давление в трубке становится меньше давления наружного воздуха. Вследствие разницы давлений холодный воздух устремляется извне в трубку, а тёплый поднимается вверх по трубе. Это и есть тяга. С увеличением высоты трубы тяга усиливается, так как, чем выше труба, тем больше разница давлений наружного воздуха и воздуха в трубке.
Если же карандаши не подкладывать и трубка будет нижним краем плотно прилегать к столу, сгорание будет неполным и вместо пламени получится столб дыма. Без тяги нельзя обеспечить интенсивного горения топлива и полного его сгорания. Вот почему создание воздушной тяги в топках является важной проблемой в технике отопления.
Отопление и охлаждение жилых помещений . (слайд № 19)
Во многих современных зданиях устраивают водяное отопление. В подвальном помещении здания устанавливается котёл, в котором нагревается вода. От верхней части котла отходит вертикальная труба, по которой горячая вода поступает в бак, размещённый на чердаке здания. От него по чердаку проводят систему распределительных труб, а от них вниз идут вертикальные трубы, которые проходят через комнаты здания. Из этих труб вода поступает в отопительные батареи. Вода отдает им своё тепло и возвращается в котёл, где снова нагревается. Так происходит циркуляция воды и прогревание воздуха за счет конвекции.
Теплопередача и растительный мир.
В прилегающем к Земле слое воздуха и верхнем слое почвы происходит изменение температуры. Днём почва поглощает энергию и нагревается, ночью, наоборот, охлаждается. На её нагревание и охлаждение влияет присутствие растительности. Так, тёмная, вспаханная почва сильнее нагревается излучением , но быстрее и охлаждается, чем почва, покрытая растительностью (слайд № 20). Сильное охлаждение почвы наблюдается также в ясные, безоблачные ночи. Излучение от почвы свободно уходит в пространство. Ранней весной в такие ночи наблюдаются заморозки. Во время облачности почва плохо теряет энергию путем излучения. Облака служат экраном (слайд № 21).
Для повышения температуры почвы и предохранения посадок от заморозков используют теплицы (слайд № 22). Стеклянные рамы (или изготовленные из плёнки) хорошо пропускают солнечное излучение . Днём почва нагревается. Ночью невидимое излучение почвы стекло или плёнка пропускают хуже. Почва не замерзает. Теплицы препятствуют также движению тёплого воздуха вверх – конвекции . Вследствие этого температура в теплицах выше, чем в окружающем пространстве примерно на 10 о С.
Устройство термоса. (слайд № 23)
Часто бывает необходимо сохранить пищу горячей или холодной. Чтобы помещать телу охладиться или нагреться, нужно уменьшить теплопередачу. При этом стремятся сделать так, чтобы энергия не передавалась ни одним видом теплопередачи: теплопроводностью, конвекцией, излучением . В этих целях используют термос (слайд № 23). Термос состоит из стеклянного сосуда 4 с двойными стенками. Внутренняя поверхность стенок покрыта блестящим металлическим слоем, а из пространства между стенками сосуда выкачан воздух. Лишённое воздуха пространство между стенками почти не проводит тепло. Металлический же слой, отражая, препятствует передаче энергии излучением. Чтобы защитить стекло от повреждений, термос помещают в специальный металлический или пластмассовый футляр 3. Сосуд закупоривается пробкой 2, а сверху футляра навинчивается колпачок 1.
Закрепление изученного материала.
Выполнение теста (8-10 минут) – см. Приложение.
(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Плюс – минус – интересно»).
Источник статьи: http://infourok.ru/urok-po-fizike-v-klasse-primeri-teploperedachi-v-prirode-i-v-tehnike-2035779.html