- Ландшафтоведение
- Содержание
- Исследовательские направления
- Методы ландшафтоведения
- Научные школы ландшафтоведения
- Россия
- Беларусь
- Германия
- Франция
- США и Великобритания
- Основы ландшафтоведения – это. Определение, объекты, проблемы и задачи
- Общее понятие термина
- История науки
- Объект и предмет изучения
- Рассмотрение ландшафта как части геосистемы
- Задачи изучения ландшафтов
- Методы исследования ландшафтов
- Проблемы ландшафтоведения
- Направления науки
- Что такое антропогенное ландшафтоведение?
- Заключение
Ландшафтоведение
Ландшафтоведение — наука, раздел физической географии о природных и природно-антропогенных ландшафтах, их структуре, генезисе, функционировании, динамике и эволюции.
Содержание
Исследовательские направления
- Структурно-генетическое
- Структурно-функциональное
- Эволюционно-динамическое
- Природно-антропогенное
- Этнокультурное
- Эстетика и дизайн
- Ландшафтное планирование
- Физико-математическое моделирование
Методы ландшафтоведения
- Аэрокосмический
- Палеогеографический
- Биогеохимический
Научные школы ландшафтоведения
Россия
Начало современному ландшафтоведению положили работы немецких ученых середины XIX века — А.Гумбольдта и К.Риттера. Риттер впервые употребил в географии термин «ландшафт» и написал первое учебное пособие по землеведению. Александр Гумбольдт возродил представления о географической зональности и отстаивал концепцию единства природы, рассматривал природу как живой организм.
В России основы науки заложил В. В. Докучаев, автор первой в России монографии по ландшафтоведению — «Наши степи прежде и теперь» (1892). Докучаев уделял большое внимание созданию культурного ландшафта, писал о дезинтегрированном состоянии географии и естествознания, говорил о том, что не изучалась закономерная связь между телами и явлениями.
Одним из первых российских собственно ландшафтоведов был А. Н. Краснов, профессор Харьковского университета. Он автор первого в России пособия по землеведению. Краснов совершил кругосветное путешествие, изучал экваториальные и тропические ландшафты.
Л. С. Берг занимался комплексными исследованиями отдельных регионов России. Он придавал большое значение понятию ландшафта и впервые разработал систему ландшафтного районирования (работа «Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области»).
Г. Ф. Морозов занимался исследованием леса как ландшафтного объекта. Б. Б. Полынов — основоположник геохимии ландшафта. Л. Г. Раменский занимался геоботаникой и ландшафтоведением, в частности изучал морфологию ландшафта. Н. А. Солнцев — основатель школы ландшафтоведения на географическом факультете МГУ. Д. Л. Арманд — основоположник геофизики ландшафтов.
В. Б. Сочава — основатель Сибирского отделения ИГ РАН в Иркутске, основные труды которого по классификации ландшафтов и растительности тундры и тайги, геоботаническому районированию и картографированию растительного покрова Сибири.
А. Г. Исаченко — автор монографии «Ландшафты мира», составил ландшафтную карту СССР. Ф. Н. Мильков — основоположник учения о природно-антропогенных ландшафтах.
В. С. Преображенский — географ-ландшафтовед, сотрудник ИГ РАН, проповедовал системный подход в ландшафтоведении.
Беларусь
Под влиянием ленинградской и московской школ ландшафтоведения в 1970-х — 80-х в БССР сложилась самобытная школа ландшафтоведения, выдающиеся представители которой — Н. К. Клицунова (методы физико-географических исследований, ландшафтное профилирование), И. И. Счастная (рекреационные ландшафты) и Г. И. Марцинкевич (ландшафтное районирование БССР).
Германия
Немецкая школа ландшафтоведения занимается в основном вопросами ландшафтного моделирования и изучения природно-антропогенных ландшафтов.
А. Геттнер — автор страноведческих ландшафтных исследований Центральной Европы, трудов по истории и задачах географии. Изучение ландшафтов, по его мнению, имело большое воспитательное значение.
Э. Пассарге составил первую ландшафтную карту Южной Африки.
К. Тролль уделял большое внимание связи ландшафтоведения и экологии, ввел термин «ландшафтная экология».
Франция
Французская школа ландшафтоведения занимается в основном изучением географической среды как жилища человека, эстетикой ландшафта. Э. Реклю — основоположник современного страноведения. «Земля и люди» (19 тт.), «Человек и Земля» (6 тт.).
США и Великобритания
Англоязычное ландшафтоведение связано с изучением ландшафтной экологии.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/68326
Основы ландшафтоведения – это. Определение, объекты, проблемы и задачи
Земной ландшафт является неотъемлемой частью геосферы, в которой не просто существует, а с которой непосредственно взаимодействует человек. От структуры земельного покрова, его строения и физико-химических показателей зависит образ жизни проживающего в данной местности населения. Очевидно, что для понимания этих взаимосвязей требуется соответствующее научное знание. Именно этим занимается ландшафтоведение – это наука о земных ландшафтах, изучающая их с самых разных точек зрения.
Общее понятие термина
Ландшафтоведение представляет собой комплекс методологических подходов, ориентированных на изучение ландшафтов с целью последующего совершенствования способов их эксплуатации и благоустройства. При этом нельзя говорить о замкнутости данной науки. Она соприкасается с целым комплексом других дисциплин, среди которых особое место занимают география, биология, химия и т. д. В частности, географический аспект изучения позволяет эффективнее осваивать территории, учитывая специфику местоположения биологических и гидрологических ресурсов.
Также основы ландшафтоведения не упускают антропологические факторы исследования, что позволяет детально формировать и прогнозировать образ взаимодействия человека с природным ландшафтом. Причем в данном аспекте речь может идти не только о влиянии человеческой деятельности (с положительными и отрицательными факторами), но и о свойствах геосистемы, которые определяют характер жизнедеятельности общества на конкретной территории.
Если же говорить о сугубо научных исследованиях, то ландшафтоведение занимается изучением функционально-динамических свойств ландшафтов, выявляя процессы их формирования, эволюционные изменения и энергетические трансформации. Ведь не стоит забывать, что строение земного покрова включает множество разных компонентов и материй, которые постоянно обмениваются между собой той или иной энергией, как и все природные тела. Итак, подводя первые итоги, можно сказать, что ландшафтоведение – это многомерная теоретическая наука, взаимосвязанная с физической географией и занимающаяся исследованием наружной земной оболочки. К слову, ее можно поставить в один ряд с другими физико-географическими науками наподобие геологии, геоформологии, гидрологии и т. д.
История науки
Возникновение и становление ландшафтоведения было обусловлено естественной потребностью в понимании природных свойств земельного покрова с его структурой и пригодностью для ведения сельского хозяйства. Первые попытки организации широких географических исследовании российской наукой в этом направлении предпринимались в середине XVIII в. С этого момента можно начинать отечественную историю ландшафтоведения в системе физико-географического знания. Значительный вклад в становление и развитие данной дисциплины до XX веке внесли такие ученые, как А. Гумбольдт, В. В. Докучаев и К. Риттер. В частности, концепция единства и взаимосвязи природных явлений в общей геофизической системе и биосфере была раскрыта в трудах А. Гумбольдта. Собственно, именно он и сформулировал первым понятие о ландшафте как термине географического свойства.
В дальнейшем физико-географическими исследованиями занимались ученые Г. Н. Высоцкий, Л. С. Берг и т. д. В частности, Л. С. Берг первым сформулировал термин «ландшафт» в качестве научного, а также произвел зональное районирование российской территории, где зоны впервые были обозначены как ландшафтные. В это же время на рубеже XIX-XX веков вводятся понятия комплексности ландшафтной оболочки и закладываются теоретические основы ландшафтоведения.
Что касается истории развития ландшафтоведения в СССР, то уже в 20-х годах вернулась практика активных экспедиционных исследований, причем в малоизученных регионах страны. Отдельно проводится районирование физико-географических зон по экономическим районам и республикам. Значимыми можно назвать научные результаты в области изучения эволюции и динамики ландшафта.
Последние десятилетия в российском ландшафтоведении больше внимания уделяется экологизированным направлениям исследования, которые позволяют детальнее понять закономерности процессов антропогенезации ландшафтной оболочки. По-новому раскрывается и роль учений о культурных ландшафтах, вырабатываются концепции их планирования, конструирования и оптимизации.
Объект и предмет изучения
Поскольку ландшафтоведение входит в структуру научного знания современной геофизики, предмет его изучения будет связан с объектом исследования физической географии.
В общем представлении объектом изучения можно назвать ландшафтную земную сферу, а предметом – географические или природно-территориальные системы. Основная идея геофизики заключается в определении взаимосвязей между географическими компонентами, которые формируют внешние сферы земли. С этой точки зрения предметами ландшафтоведения могут выступать массы гидросферы, твердая земная кора, воздушная сфера, биота с живыми организмами и почвенный покров. Климатические и рельефные факторы тоже могут рассматриваться в общем комплексе исследования – как минимум в качестве косвенных компонентов.
Взаимозависимость вышеназванных элементов так или иначе формирует единый комплекс, который можно наблюдать в структуре ландшафтного профиля. Он пересекает различные слои рельефа от линии водораздела по склонам и террасам к речным руслам и берегам водоемов. По мере исследования ландшафтного профиля будут также меняться поверхностные отложения, уровни грунтовых вод, почвенные покровы и т. д.
В то же время компоненты геофизики связаны между собой не только в пространстве, но и во времени. По этой причине объектом ландшафтоведения может выступать и эволюционный аспект развития конкретного территориального комплекса как геосистемы. Во временном процессе очевиднее проявляется изменение геокомпонентов под влиянием друг друга – на протяжении многих столетий, тысяч и миллионов лет рельеф, почва, растительность, климат и другие природные элементы на разной скорости дают определенные реакции, меняясь в характеристиках и принципиальном устройстве. И отсутствие хотя бы одной из этих частей в исследовательской картине не позволит в полной мере понять сущность изучаемого объекта.
Рассмотрение ландшафта как части геосистемы
Представление ландшафта как природно-антропогенной системы дает возможность его систематики, классификации, картографирования и планирования. Для этого следует рассматривать его в качестве элемента геосистемы, причем это узловая единица, замыкающая на себе другие иерархические уровни и компоненты. К примеру, по мнению ученого Ф. Н. Милькова, ландшафт является понятием того же ранга, как почва, климат, рельеф и т. д. То есть при их определении не рассматривается конкретная территория, а в большей мере изучаются принципы взаимодействия разных компонентов геосистемы. И ландшафтоведение как наука занимается исследованием одной из единиц природно-территориального комплекса. При этом акцент делается на генетическую однородность ландшафта как территориального комплекса, имеющего одинаковый фундамент геологической структуры, один тип рельефа, а также набор закономерно повторяющихся и динамически сопряженных урочищ.
В то же время замыкание земной оболочки на геофизической системе не позволяет раскрыть всю ее многогранность как природного объекта. В этом контексте многие исследователи отмечают, что ландшафтоведение – это инструмент изучения и целого комплекса локальных генетически и функционально взаимосвязанных геосистем. Важно, что в конечном итоге их характеристики и определяют структурный рисунок ландшафта.
Задачи изучения ландшафтов
Базовой целью ландшафтоведения можно назвать всестороннее изучение территориальных геосистем по характеристикам структуры, состава, функционирования и динамики развития. Причем сам процесс исследования должен опираться на принципы сопряжения физической географии и ландшафтоведения, то есть предполагать использование понятий, методов и подходов, применяемых в общем изучении геофизической системы. Если детально фиксировать параметры той или иной системы без общего ее понимания в структуре природного комплекса, результат не даст ответов на ключевые вопросы исследования.
Для достижения общих целей изучения используют следующие задачи:
- Систематизация, типология и классификация ландшафтов.
- Определение структуры и строения ландшафта позволит установить внутренние связи в местной геофизической системе и определить ее устойчивость.
- На основе ландшафтной карты определяются закономерности территориальной дифференциации, а также внедрения природно-территориального комплекса в ходе районирования.
- Определение исторических факторов образования ландшафта. Выявив закономерности развития территории, можно составить ландшафтный прогноз.
- Картирование природно-территориального комплекса. На сегодняшний день это одна из наиболее актуальных задач ландшафтоведения, поскольку картографические материалы такого типа широко применяются во всех отраслях деятельности человека.
- Исследование природно-ресурсной базы ландшафта, а также выработка правил и принципов по ее рациональному использованию, оптимизации и сохранению.
- Изучение факторов хозяйственного влияния человеческой деятельности на природно-территориальные комплексы локального и регионального уровня.
- Изучение окружающего ландшафта с точки зрения влияния на социально-культурную жизнь человека.
В процессе решения поставленных целей и задач ландшафтоведение опирается на ряд следующих принципов:
- Объективность. Геосистема существует объективно, имея конкретную структуру, качества, свойства и параметры, что позволяет и в процессе изучения придерживаться данного принципа.
- Генетический принцип. Комплексное изучение невозможно без учета происхождения, характера развития и возраста конкретного ландшафта.
- Принцип однородности. В данном случае действует следующее правило: наибольшая однородность характеризует наименьшие единицы природно-территориального комплекса. Чем выше уровень, к которому принадлежит изучаемая система, тем ниже степень ее однородности и сложнее методы исследования.
- Системность подхода в изучении. Следует рассматривать природно-территориальные комплексы как целостную систему с поправкой на взаимодействие с другими иерархическими уровнями.
Методы исследования ландшафтов
Существует несколько принципиально разных подходов к методологии изучения ландшафтов в общей физико-географической системе. Так, например, общенаучные методы предполагают использование системных, исторических, экспертных, математических, экологических и картографических способов исследования. Отдельно стоит выделить и философские методы ландшафтоведения, к которым относится анализ, синтез, сопоставление и диалектика.
В более углубленной конкретно-научной форме выделяют следующие группы методов исследования:
- Полевые. Непосредственно на территории производится комплекс исследовательских операций. К примеру, в полевых условиях производят картографирование и профилирование ландшафтов, выполняют маршрутные наблюдения и т. д. Могут организовываться специальные полигоны, где есть возможность применять стационарное оборудование, задействовать радиоуглеродные и палеоботанические технологии изучения местности.
- Камеральные методы. В данном случае речь идет о лабораторном ландшафтоведении – это тоже группа исследовательских методов, направленная на работу с полученными в полевых условиях данными. Грубо говоря, специалисты собирают пробы, делают картографию местности, оценивают состояние гидрологических ресурсов и документально в разных формах регистрируют полученные сведения. Камеральная переработка, в свою очередь, на основе этих документов позволяет составлять модели ландшафтов, производить многомерный и фрактальный анализ, а также применять ГИС-технологии.
Проблемы ландшафтоведения
Наряду с постоянно усложняющейся системой представления ландшафтной инфраструктуры, возникают и новые проблемы ее исследования. В частности, остро стоит проблема полиструктурности геофизических систем, которая происходит из внедренного комплексного подхода к исследованиям. Объемное многогранное изучение отдельных геофизических компонентов в итоге затрудняет детальный подход к методологии исследования. Непосредственно в ландшафтоведении как науке приходится выявлять по отдельности связки между элементами природно-территориальной структуры, а их при этом может быть огромное множество.
Не обходится и без проблем, возникающих в системе взаимосвязи «человек – ландшафт». Данный аспект исследования имеет фундаментальное значение для рассматриваемой науки и ставит острые проблемы в сферах геоэкологии и природопользования. Общемировой процесс гуманизации наук ориентирует географическую среду на решение задач безопасного сосуществования общества и природы. Хотя и эти принципы в некоторых аспектах входят в противоречие с отдельными факторами социально-экономического развития общества.
По мере течения прогресса возникают и методологические проблемы ландшафтоведения, обусловленные сложностью обобщения накапливаемых материалов. Проникновение в узкие сферы не позволяет в полной мере синтезировать результаты исследования с материалами, полученными в других, малоосвоенных направлениях. К слову, в России специалисты испытывают трудности в организации дальних экспедиций с изучением объектов непосредственно в полевых условиях. Соответственно, отсутствие возможности сопоставления данных высокоточных картографических материалов и базовой фактической информации о местности осложняет процессы комплексного изучения ландшафтов.
Направления науки
На данном этапе развития ландшафтоведения спектр направлений изучения природно-территориальной системы и ее компонентов как никогда широк и значим для жизни человека. Об этом говорят и приоритетные направления исследований:
- Сложность и нелинейная динамика развития ландшафта.
- Экологические факторы в ландшафтной системе.
- Соотношение экологических процессов и метрик геосистемы.
- Процессы, причины и последствия землепользования и структурных изменений земного покрова.
- Совершенствование технического потенциала, благодаря которому повышается эффективность полевых и лабораторных исследований.
- Проблемы методологии в пространственном анализе.
- Масштабирование ландшафта.
- Получение сведений о территории и оценка их точности для мониторинга.
- Оптимизация структуры природного ландшафта.
- Устойчивость и охрана природно-ресурсного потенциала геофизического комплекса на местности.
Принципиальной особенностью современных направлений ландшафтоведения является включение в структуру исследования человека и его деятельности. Причем данная связка, в свою очередь, предусматривает включение целого комплекса сторонних аспектов рассмотрения объекта. В их числе экологические, антропологические, сельскохозяйственные и биологические факторы.
Что такое антропогенное ландшафтоведение?
Данное направление развития науки возникло в середине XX века и считается относительно молодым. Предметом изучения с этой точки зрения является сопряженная связка непосредственно видимых ландшафтных структур и агротехнического комплекса. Сочетание техногенности, инжиниринга и сельскохозяйственного оснащения с природными массивами в итоге образует целевой материал для антропогенного ландшафтоведения в системе изучения геофизических процессов. Причем, кроме природных и сугубо технических факторов, принимаются во внимание социально-экономические закономерности.
Антропогенные ландшафты отражают природно-хозяйственную систему, образующуюся в определенных условиях межхозяйственной народной деятельности. Важно отметить, что характер этой деятельности может быть не только сельскохозяйственным, но и промышленным. В первом случае наиболее распространенный тип эксплуатируемой земной поверхности – полевой, а во втором – карьерно-отвальный. Здесь же стоит подчеркнуть важность зонирования антропогенных урочищ с точки зрения природно-хозяйственных свойств. Если на высшем уровне ландшафтоведения и физико-географического районирования выделяются типы земель по признакам принадлежности к той или иной геофизической структуре, то антропогенные характеристики позволяют формировать земельные комплексы по критериям происхождения и эксплуатационной направленности. В этой классификационной структуре выделяются лесные, селитебные, сельскохозяйственные, рекреационные, промышленные, беллигеративные и другие типы ландшафта.
Заключение
Пожалуй, ключевой особенностью ландшафтоведения можно назвать то, что объектом его изучения является среда непосредственного взаимодействия с человеком. Этот аспект повышает и ответственность исследований в разных направлениях физической географии и ландшафтоведения, результаты которых должны улучшить коммуникацию человека с природой. Как же на практике применяется научное знание о ландшафтах? Теоретическая база в переходе на прикладной уровень совершенствует процессы эксплуатации земной поверхности. Это касается не только отраслей народного хозяйства, но и общемировых экологических проблем, решение которых нельзя представить без учета данных по ландшафтоведению.
Источник статьи: http://fb.ru/article/397837/osnovyi-landshaftovedeniya-eto-opredelenie-obyektyi-problemyi-i-zadachi