Диктант_берегите_леса_4

Контрольные диктанты за 4 класс

Цель урока: выработка практических навыков грамотного письма.

На дворе сентябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево усыпано ягодами, словно яркими бусинами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

Слова для справок: кочаны, усыпано.

  1. Разбери по членам предложения четвертое предложение.
  2. Определите количество слогов, букв и звуков в словах: картофель, ягоды, кочаны.
  3. Выпиши из текста два слова с проверяемой безударной гласной, подбери проверочные слова.

Контрольный диктант № 2 по теме «Части речи»

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.

Лес оделся в желтые, красные, разноцветные краски осени. В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в далекие страны.

Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу они сделали остановку. Рядом тропинка вела в редкий лес. По ее сторонам толпились молодые березки.

Еще темно, а журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька.

Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба мы услышим их прощальные голоса. Впереди у них длинная дорога. Птицы будут держать путь на юг. Их печальный крик звучит, как прощальный привет родине.

Второе предложение Четвертое предложение

  1. В первом абзаце диктанта подчеркнуть все трехсложные слова.
  2. Найти в тексте два слова с проверяемыми безударными гласными. Написать их вместе с проверочными словами. Подобрать одно свое слово на то же правило. Написать его вместе с проверочным словом.
  3. Разобрать по составу слова:

Осенние, тропинка Длинная, березки,

Контрольный диктант № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам»

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.

Чудесен вид зимней природы. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность. На скатерти снегов видны следы зверей и птиц. Склонив тяжелые головы, застыли вековые ели. От елки к елке прыгал пушистый зверек. С деревьев падали шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал валить хлопьями снег. Мы подъехали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни. Быстро наступали длинные зимние сумерки.

Читайте также:  Изучение_насекомых_вредителей_леса

Учитель, яблоко, четверг, радость, деревня, квартира, тетрадь, помощь, дедуля.

Контрольный диктант № 4 по теме «Падежное окончание имен существительных»

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.

Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегут тяжелые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надежно защищает растения. У подорожника, земляники под снегом зеленые листочки сохранились. Под защитой снега проводят зиму мыши, полевки. От осинки к осинке бегут следы зверьков. Зайцы, лоси, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда снежная зима. Декабрь хитрые узоры и на окнах рисует. В декабре наступают и оттепели.

  1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделите окончания имен существительных, определите падеж.
  2. Разобрать имя существительное как часть речи:

3. Выписать четвертое предложение, разобрать его по членам предложения,

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное»

Ночь уходила и уносила за собой темноту. Держался крепкий мороз. В лесу он постукивал по стволам и сучьям деревьев. Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки.

Сколько следов на полянке у тропинки! На белой скатерти снега виднеются следы зайца . В поисках добычи пробежала лисица. В вершине 3 ели затаилась рысь. Вот хрустнула мёрзлая ветка. Хруст напугал ворону. Она подлетела к изгороди 3 , тяжело села и съёжилась от холода.

2. Допиши окончания. В скобках укажи склонение и падеж существительных

1 вариант в центр…(..) площад… (..), , на верхушк…(..) черёмух…(..), в дом…(..) у дедушк. (..)

Читайте также:  Хема_малини_биография_ее_мужья

2 вариант на лодк…(..) по речк…(..), на воротник.. (..) у Пет…(..), в тетрад… (..) по математик.. (..)

3. Из данных слов выпиши только имена существительные 1 склонения.

Отец, нефть, ухо, папа, статья, бельё, Никита, кость, воскресенье, фабрика, огонь, скворец, молодёжь, тётя, мужчина, тишь, Мария, добро, отец

2 вариант Из данных слов выпиши только имена существительные 2 склонения.

Отец, нефть, ухо, папа, статья, бельё, Никита, кость, воскресенье, фабрика, огонь, скворец, молодёжь, тётя, мужчина, тишь, Мария, добро,отец

4. Выполни морфологический разбор указанных в тексте слов

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Все вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пестрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

  1. Выписать три словосочетания «прилагательное + существительное». Выделить окончания и указать падеж имен прилагательных.
  2. Составить три словосочетания:

прилагательное + существительное м. р. в Т. п;

прилагательное + существительное ср. р. в Д. п;

прилагательное + существительное ж. р. в П. п.

В …, … уборе стоит осенний лес.

На … небе загорелись … звезды.

Контрольный диктант № 7 по теме « Местоимение»

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

Читайте также:  Болезни_ягод_листьев_клубники

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Возвратились из теплого края журавли.

  1. Определить падеж у прилагательных в третьем предложении.
  2. Разобрать по составу слова : зимнего, осмотрели, берёзовой

Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание глаголов»

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.

Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зеленой планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радует слух их чудесное пение. Я люблю наблюдать за их легким полетом. Быстро кружат в чистом поле ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Она ловко лепит его из земли и глины.

В развилке веточки замечаешь гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, березовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься.

  1. Выписать из текста 3 глагола, указать их время, лицо, число и род.
  2. Поставить глаголы в неопределенную форму: веселит, почитаешь, люблю.

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Великую пользу приносит лес человеку. С давних времен строят люди из бревен свои дома. Из дерева делают необходимые для жизни предметы. Дровами отапливаются жилища. Но лес не только дает древесину. Леса очищают воздух от пыли. Лес – лучшее украшение земли. Лес прекрасен всегда. Там, где много лесов, не бывает засух. Лес – защитник урожаев. В каждом степном селе идет работа. Там сажают молодые леса. Весело зашумят они и преградят путь знойным ветрам. Чистой водой наполнят пруды и водоемы.

Грамматическое задание.

1. Выполни синтаксический разбор.

2. Определи время, вид, лицо, число, спряжение глаголов.

Бродить, засвистите, моросят, поможем.

3. Спиши, вставь, где надо Ь

4*. С глаголами ДРЕМАТЬ, КУПАТЬСЯ составь предложения так, чтобы

глаголы использовались в переносном значении.

Источник

Оцените статью