Как обустроить детский огород
Если вы уже выезжали со своим ребенком или внуком на дачу, тогда вы обязательно заметили его интерес к саду или детскому огороду, а также уходу за растениями.
Проходит время, и интерес к огородным работам весьма уменьшается, он, скорее, превращается для ребенка в утомительную и весьма скучную повинность. Дабы любопытство не переросло в это негативное отношение к огороду, удовлетворите его, ведь детям нередко свойственна жажда творчества и экспериментов. Ежели вы предпочитаете не доверять карапузу уход за своими грядками (хотя некоторые уже в раннем возрасте вполне хорошо справляются с мелкой работой), тогда создайте ребенку свой уголок-огородик.
Планирование территории
Думаю, не надо отводить вашему растениеводу много места, ведь часто ему вполне хватит одной-двух грядок. Хотя все зависит от интереса ребенка к этому, да и от ваших возможностей. Если ему будет интереснее копаться в земле, нежели пинать мяч (и такое бывает), тогда зачем мешать его творчеству и экспериментам?
Пусть огородик будет располагаться так, чтобы за маленьким садоводом можно было наблюдать, ведь хорошо, когда вы в любое время сможете помочь своему чаду, да и родителю спокойнее, когда его карапуз под контролем. Для начала убедитесь, что поблизости есть безопасное место добывания воды для полива грядочек, продумывая все случаи наперед. Да и вообще, перед стартом следующего сезона хорошо бы проверить, насколько ваша дача не несет опасности для ваших детей, а то угроза, как всегда, таится там, где ее вовсе не ждут.
Заняться вскапыванием и разбиванием грядок надо будет вам самим, но на их нахождении и оформлении все-таки лучше определиться вместе. Ребенку должно быть вполне удобно заниматься уходом за растениями, поэтому размер его грядок подберите, учитывая возраст и рост чада. Если вы предпочитаете разбивать грядки, которые имеют геометрическую форму со строгим порядком в расположении, тогда лучше остановитесь на небольших квадратиках или же прямоугольниках.
Неплохая идея — огородик в контейнерах, ведь это удобный вариант, его местонахождение можно поменять при любой необходимости.
Например, если начался ливень, можно переставить контейнеры на веранду, балкон или террасу. Кстати, сам ящик может стать неплохой деталью вашего декора. Главное — не стоит забывать о влажности почвы: поливать юному садоводу придется чаще, потому что в контейнерах земля быстрее впитывает воду, чем на грядках на улице.
Возможный и очень простой вариант для тех, кому не хватает времени или места, — «грядки», сделанные в упаковках смесей почвы. В таком случае стоит положить пакет просто на землю или на низкую подставку, проделывая в самом пакете маленькие отверстия для посадки, вот и вся грядка. Но стоит учесть несколько нюансов: во-первых, если пакет изготовлен из черного полиэтилена, тогда он будет нагреваться на солнце, что приведет к перегреву корней. Во-вторых, при таком выращивании будет сложнее проводить контроль влажности почвы и ее полив. Обязательно нужно проколоть отверстия внизу пакета для оттока лишней влаги, чтобы корни не гнили. В-третьих, очень важен сам готовый грунт, ведь он бывает разный по качеству и не всем видам растений подходит. Покупайте только те смеси, которые проверили ранее, дабы ребенок не получил разочарование от огородничества из-за своих неудачных попыток.
Оформление огорода
Конечно же ребенку интереснее будет работать с различными элементами декора, такими как пугала, флюгеры, фигурки различных животных и другие. Изготовьте небольшие «пирамидки» из прутьев ивы для растений, которые вьются. Проведите с чадом время, изготавливая таблички с названиями растений, которые посажены на грядках. Если ребенок ещё не научился читать, можно нарисовать картинки культур вместо слов.
Оградите грядки вашего карапуза. Это никак не уменьшит уют, а даже наоборот, создаст дополнительное удобство: почва не будет осыпаться, и сорняки не будут расти по бокам грядки. Используйте доски (лучше ошкуренные), а их бортики покрасьте. Это поможет сохранить саму древесину, и к тому же создаст неплохой декоративный эффект.
Неплохо выглядят ограждения, которые сплетены из прутьев, но это трудоемкое занятие. А вот такие материалы, как шифер и асбоцементные плиты использовать не стоит: это не такие уж и прочные материалы, а их экологичность вообще под вопросом. Поищите иные идеи, которые можно использовать для декора, с помощью интернета.
Есть много вариантов, чтобы устроить дорожки между грядками. Один из самых простых вариантов — застелить междурядья геотекстилем (главное, не пленкой!) и присыпать их слоем обычного песка. Геотекстиль будет пропускать влагу, но в то же время препятствовать росту сорняков, песок не будет вымываться, а ведь он для детского огородика, скорее всего, наиболее идеальная отсыпка.
И наконец, главное из правил обустройства огородика для чада: делайте его обязательно со своим ребенком. Пусть юный садовод почувствует, что он главный на своем кусочке земли уже с первых действий, а также пусть будет уверенным в том, что вы будете вместе с ним, дабы помочь ему во всем, что нужно.
А ваши карапузы уже имеют свои грядки на даче?
Овощи для детей на даче: что посадить? 7 идей
Первый огород на даче с детьми: репа, горох, кабачки
Ирина Суховей редактор сайта 7ya.ru
Собираетесь снять дачу на лето или впервые выезжаете с детьми на собственную? Даже если вы совсем не огородники, вас наверняка посещала идея вырастить какие-то овощи своими руками: для младенца можно будет готовить экологически чистый прикорм, а с детьми постарше наблюдать за развитием растений. Но не слишком ли это сложно? Рассказываем, что стоит посадить или посеять на даче с детьми, а с какими огородными культурами пока не стоит связываться.
Горох и фасоль
Самые неприхотливые культуры: бросил семечко в землю – оно и растет. Семена лучше брать раннеспелых сортов, горох – сахарный, а фасоль – спаржевую, у нее особенно нежные стручки. Через 40-50 дней после всходов дети смогут лакомиться горошком, а мамы еще раньше – готовить нежные зеленые стручки на пару или запекать.
Что делать. Увлажнить землю, разложить семена в ряд на расстоянии 20 см друг от друга, присыпать. Всходы появятся через 5-10 дней. Можно сеять горох и фасоль вдоль забора или другой опоры, а можно воткнуть возле каждого растения прут высотой до 1 м: стручки будет легче собирать, если дать растению возможность виться вверх.
Чего не делать. Не поливать до всходов (относится ко всем растениям). Не забывать собирать урожай: стручки быстро перерастают.
Кабачок
Одному кустику понадобится не менее 1 кв. м, а то и больше – учитывайте это при посеве. Лучше взять два разных сорта: например, цукини и обычный светлобокий кабачок. Чтобы не ухаживать за кабачками, а только снимать урожай (для первого овощного пюре малышу или кабачковых оладушек маме), землю вокруг лунок лучше сразу застелить картоном: это позволит поливать растения только в случае засухи и не бороться с сорняками.
Что делать. Лунку с хорошей землей или перегноем пролейте водой, если земля холодная – можно горячей. Когда вода впитается, воткните 2-3 семечка в одну лунку на глубину 2-3 см. Лунку лучше прикрыть колпаком из обрезанной пластиковой бутылки, чтобы всходам было теплее. Они появятся через 5-7 дней. Когда у растений вслед за семядольными вырастут настоящие листья, выберите самый сильный кустик, а остальные безжалостно обрежьте у самой земли. Снимать плоды готовьтесь дней через 40.
Чего не делать. Не поливать растения днем, в жару, когда их листья выглядят подвявшими: это защитная реакция, кабачкам ничего не угрожает.
Не растить «поросят», больших и с грубой кожей – если, конечно, не собираетесь делать заготовки на зиму. Если оставить кабачок созревать на кусте, новых завязей будет появляться значительно меньше.
Без навыков и специального укрытия не сеять более сложные в выращивании культуры — огурцы и тыквы.
Что может быть приятнее, чем самостоятельно вырастить плод из первой детской сказки! Замечательная особенность репы – ее не обязательно растить до осени, можно рвать и грызть совсем молодые корнеплоды. Можно готовить пюре, можно запекать дольками или ломтиками в духовке – вместе с морковью, например. Надежный среднеспелый сорт – Петровская 1.
Что делать. Лучше всего посеять репу традиционно: расстояние между рядами 20 см, между растениями – 8-10 см. Бороздки продавить в земле ребром доски, пролить водой тонкой струйкой. Когда вода впитается, разложить семена и присыпать землей. Семена мелкие, их может попасть в землю больше, чем вы рассчитывали, но это не страшно: когда растения сформируются, постепенно будете продергивать лишние и есть. Всходы появятся через 3-5 дней, корнеплоды – через полтора месяца. Чтобы не бороться с сорняками и не поливать, после появления всходов засыпьте междурядья скошенной травой и время от времени подновляйте мульчу.
Чего не делать. Не пытаться без подготовки вырастить другие овощи из семейства крестоцветных — капусту цветную, брокколи и другие виды: очень много хлопот и высокий риск болезней.
Морковь
Если вы в детстве рвали молодую морковку с грядки, споласкивали и тут же сгрызали, наверняка не откажете в этом удовольствии и своим детям. Вырастить морковь не труднее, чем репу, а уж применение вы ей найдете точно – и в детском питании, и на семейном столе.
Что делать. Подготовьте такие же ряды, как для репы. Семена моркови еще мельче – придется просто «солить» ими вдоль ряда, иначе никак. Продерните, когда подрастет. Подробно о посадке моркови здесь.
Чего не делать. Не сеять рядом с укропом – морковка его не выносит.
Шнитт-лук
Он же лук-резанец — многолетний, сладкий, очень привлекает детей, зелень дает все лето, а в цветущем состоянии украсит любую клумбу (правда, перья при цветении становятся жестче). Чтобы обеспечить себя витаминами зимой, осенью шнитт-лук можно выкопать, дождаться высыхания листьев и пересадить в цветочный горшок.
Что делать. Найдите на участке влажное прохладное место, освещенность не очень важна. Посейте во влажную землю 3-4 семечка в каждую лунку на расстоянии 30 см. Всходы появятся через 12-15 дней.
Чего не делать. Не стричь весь кустик шнитт-лука чаще, чем раз в месяц – это ослабляет растение.
Салат
Выращивание листового или кочанного салата – предприятие непростое: семена мелкие, поэтому растения придется со временем пересаживать, а еще салат обычно сильно страдает от слизней… Но есть способ проще: воспользоваться в качестве рассады салатом в горшочках, который продается в супермаркетах.
Что делать. Обычно в горшочке – 2-3 растения. Обрывая листья, не трогайте самые маленькие листочки в середине кустика. Храните горшочек с корешками в полиэтиленовом пакете в холодильнике, пока не соберетесь ехать на дачу.
Подготовьте лунки по числу растений (расстояние между кустиками 20-30 см), хорошо пролейте их водой. Вытряхните содержимое горшочка на ладонь, отделите корешки друг от друга и посадите в землю. В первые дни, пока не появятся новые листья, поливайте, чтобы салат быстрее укоренился. Землю между кустиками лучше закрыть картоном или замульчировать скошенной травой.
Чего не делать. Не ждите, что такой кустик салата будет давать вам зелень все лето – скорее всего, его хватит недели на две. Если листья стали жесткими, растение тянется вверх – «идет в стрелку», — безжалостно выдергивайте и сажайте новое.
Душистые травы
Во Франции малышей приучают ко вкусу укропа, базилика, чабреца и других пряностей чуть ли не с момента введения прикорма. Если вы любите огородную зелень в салате, травяной чай в чайнике и запах лаванды в платяном шкафу, можно попробовать вырастить и любимые травы.
Что делать. Для неопытных огородников зелень и душистые травы можно условно разделить на три группы по способу выращивания. Просто посеять можно укроп и кинзу, только не на одной грядке – эти растения не любят соседства друг друга. Высадить в землю из горшочка (так же, как салат) хорошо базилик, розмарин. В холодное сырое лето им может понадобиться укрытие из лутрасила. А вот чтобы посадить у себя мяту, мелиссу, лаванду, тимьян (чабрец), орегано (душицу), лучше всего откопать часть корневища на грядке у счастливых обладателей этих растений — соседей или знакомых. Выращивать эти многолетники из семян через рассаду – слишком хлопотно для начинающих.
Чего не делать. Не оставлять кинзу и укроп, которые вытянулись и гонят цветоносы – если, конечно, вы не хотите собрать с них семена, для приправы или посева на следующий год.
Проект «Чудо-огород» для детей младшего дошкольного возраста
Елена Языкова
Проект «Чудо-огород» для детей младшего дошкольного возраста
Проект «Чудо-огород» для детей младшего дошкольного возраста.
Тема проекта: «Чудо-огород«.
Актуальность проекта:
Во время бесед с детьми нашей группы о растениях огорода выяснили, что дети хорошо знают название овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего появились овощи, какие условия необходимы для их роста, имеют слабые представления. Поэтому в группе решили создать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой, расширения представлений о том, что для роста растений необходим свет, тепло, влага.
Проект разработан с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объёма той информации, которая может быть ими воспринята.
Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста к растениям огорода через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
— Расширять представления детей о растениях огорода — овощах.
-Дать представление о выращивании растений из семян, об условиях, необходимых для их роста и развития.
-Развивать умение радоваться красоте выращенных растений и результатам своего труда.
-Воспитывать трудолюбие, заботливое и бережное отношение к растениям.
-Способствовать взаимодействию семьи и ДОУ.
Вид проекта: педагогический
Тип проекта: групповой, познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет, воспитатели группы №8 «Пчёлки», родители воспитанников.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 1 марта по 15 апреля 2019г.
-У детей появится интерес к растениям огорода.
-Дети смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений.
— Дети получат положительные эмоции от результатов проекта.
-Научатся правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
-Сформируется бережное отношение к растительному миру и уважительное отношение к труду.
Продукты проекта: мини-огород в группе, выставки творческих работ детей, презентация проекта.
1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
2. Проблема привлечения родителей к участию в проекте.
3. Низкое познавательное развитие детей.
Рабочий план реализации проекта:
1 этап — подготовительный
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
-Составление плана работы над проектом.
-Подбор методической, научно-популярной литературы, художественной литературы для детей: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной деятельности.
— Изготовление таблиц-указателей с названиями растений, атрибутов (маски) для театрализованной деятельности, макет мини-огород.
-Привлечение родителей к участию в проекте.
2 этап — основной
— Рассматривание книг, иллюстраций о растениях огорода, альбома «Овощи».
— ОД по познавательному развитию окружающий мир «Овощи».
-ОД по речевому развитию речи «В гостях у «Репки».
-ОД по художественно-эстетическому развитию нетрадиционной аппликации «Угостим зайчика морковкой».
-ОД по художественно-эстетическому развитию нетрадиционному рисованию «Полезные овощи».
-ОД по художественно-эстетическому развитию лепке «Овощи в корзинке».
— Экспериментальная деятельность «Свойства земли, воды».
-Рассматривание семян через лупу «Какие разные семена».
-Посадка лука, семян редиса, салата, фасоли, болгарского перца. Наблюдение и уход за посаженными растениями — полив, рыхление почвы.
— Чтение художественной литературы: сказок «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», стихотворений А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде»
— Отгадывание загадок и разучивание стихов по теме «Овощи».
-Раскрашивание силуэтов овощей карандашами, красками.
«Какие бывают семена»,
«Что нужно овощам для роста»,
«Как я помогаю на огороде».
— Инсценировка песни «Огородная — хороводная».
«Что растёт на грядке?»,
«Что сажают в огороде»,
«Что сначала, что потом?»
«Найди по описанию»,
«Какого растения не стало?»,
«Распределение овощей по цвету»,
«Угадай по запаху»,
«Сварим из овощей суп».
«Кто скорее соберёт овощи в корзину»,
-Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи сажаем».
-Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «В нашем огороде».
3 этап — заключительный
-Выставка детских работ.
-Презентация проекта
По реализации проекта «Мини-огород»были получены следующие результаты:
— У детей сформировался интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
— Дети увидели многообразие посевного материала.
— Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
— В группе был создан огород на окне.
— Дети стали более уважительно относиться к труду.
— Родители приняли активное участие в проекте «Мини-огород».
Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы» У детей среднего дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит, они в недостаточной степени.
Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему «Сенсорное воспитание.
Проект «Что за чудо — самовар» для детей дошкольного возраста подготовительной группы ПРОЕКТ «ЧТО ЗА ЧУДО – РУССКИЙ САМОВАР» проект составила Слизкая Юлия Евгеньевна воспитатель МБДОУ №46 «Аленушка» Актуальность: Многие праздники,.
Проект для детей младшего дошкольного возраста «В стране волшебной Пуговки» Проект для детей младшего дошкольного возраста «В стране волшебной Пуговки». Составители проекта воспитатели: Нестеренко Н. А. и Куляпина.
Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей младшего дошкольного возраста Черникова Елена Николаевна МБДОУ детский сад № 15 Проблема В младшем.