- Изба-пятистенка: планировка, фото, достоинства
- Немного истории
- Достоинства и недостатки
- Особенности планировки
- Как проходила подготовка к строительным работам?
- Особенности строительного процесса
- Современное строительство и русские избы
- В гостях: Современное искусство в резиденции Гридчинхолл
- В этой усадьбе сосуществуют русская изба-пятистенка, скандинавский дизайн и изящные искусства — от античной пластики до живописи Хвостова
Изба-пятистенка: планировка, фото, достоинства
Издревле на Руси строили бревенчатые дома: этот материал всегда был в избытке, и мастеров, способных построить жилье, тоже хватало. Чаще всего строили избу-пятистенку. Что это за дом, в чем его особенности и преимущества? Об этом — далее.
Немного истории
До конца IX века избы строились в виде полуземлянок: чтобы защитить бревенчатый дом от зимних холодов, его частично, иногда на треть, заглубляли в землю. В таком жилье не было двери и окон. Входом служило небольшое отверстие (высотой не больше метра), которое закрывалось изнутри деревянным щитом. Полы были земляными, очаг не имел трубы, весь дым выходил через вход.
Проходили века, все менялось, совершенствовалось, в том числе и дома. Их стали строить на поверхность земли, добавили полы, окна, двери. Что значит изба-пятистенок? Это дом, в котором кроме основных четырех стен была построена еще одна капитальная, расположенная внутри сруба и разделявшая помещение на две части: большую и меньшую.
Не каждый деревянный дом можно считать избой-пятистенкой. Существовало несколько видов:
- Четырехстенная. Однокомнатный дом.
- Пятистенка. Жилье, в котором была построена дополнительная поперечная перегородка. Одна из получившихся комнат служила горницей, другая – сенями. Чтобы увеличить жилое пространство, можно было сделать пристройку, тогда вторая комната могла тоже стать жилой.
- Шестистенка. Такая конструкция получалась вследствие создания не одной поперечной стены, а двух. В результате получалось не две, а три комнаты в доме.
- Изба-крестовик. Как и в предыдущем случае, кроме основного сруба строили две дополнительные стены, которые располагались не параллельно, а перекрещивались. Это позволяло получить четырехкомнатный дом. Данный вариант применялся, когда строили жилье для большой семьи.
Разобравшись с тем, какая изба считалась пятистенкой, осталось выяснить ее преимущества.
Достоинства и недостатки
Подавляющее количество жителей Руси являлось небогатыми людьми, поэтому большинство домов в селах были четырехстенными. Позволить себе строительство избы-пятистенка мог только тот, кто сам умел держать в руках инструменты или имел деньги, чтобы нанять мастеров.
Шестистенное здание стоило еще больших денег, поэтому даже селяне со средним достатком не всегда имели возможность оплатить строительство такого жилья.
Дом-крестовик возводили обычно очень богатые люди: это было уже большое здание и материалы на него стоили немалых денег, как и оплата труда мастеров.
Таким образом, одно из главных достоинств пятистенка являлась его более доступная стоимость, в сравнении домом-шестистенком и избой-крестовиком. К достоинствам данного типа сооружения относится и возможность со временем пристроить сени, прорубить дополнительную дверь и предоставить жилье одному из взрослых сыновей.
Минусы избы-пятистенки – пожароопасность. Но это касалось всех домов из дерева, поэтому назвать данный недостаток особенным нельзя. Кроме того, в таких зданиях со временем начинали гнить нижние или верхние бревна (в зависимости от того, какие из них больше подвергались воздействию влаге осадков или почвы). Из-за этого приходилось через определенный отрезок времени (около 40-50 лет) перебирать здание, заменяя пришедшие в негодность элементы.
Особенности планировки
Планировка избы пятистенка была традиционной: в одном из углов, но не впритык к стене, чтобы осталось небольшое пространство – закуток, располагалась печь. По диагонали от нее находился красный угол: здесь на стене вешали образа, ставили обеденный стол. Место у входа считалось мужским: здесь хозяин мастерил зимой, хранил свои инструменты. Угол возле печи отделялся занавеской и считался женским: там женщины готовили, хранили припасы, держали посуду и прятались от чужих глаз, когда к мужу приходили мужчины.
Для хранения инструментов, посуды и прочей утвари обустраивались специальные полки, которые крепились вдоль стен на уровне роста человека. Внизу вдоль стен располагали лавки. На них не только сидели, но и спали, днем играли дети, по праздникам усаживались гости за столом.
Другое помещение служило сенями, и было жилым только в летний период. Если к дому пристраивали сени отдельно, то вторую комнату тоже обустраивали под жилье. В таком случае второе помещение не соединяли с первым, а делали в него вход с сеней: это был дом для женатого сына, который жил с родителями.
Если в древние времена в избах полы были земляными, то со временем им начали уделять больше внимания и делали из дерева. Для этого изготавливался и укладывался дубовый кирпич. Потолки состояли из балок. Позже их начали подшивать тесом, заранее его подкрасив.
Что касалось стен, их также начали отделывать. Небогатым жителям по карману была лишь рогожки или тот же тес. Более зажиточные могли себе позволить украсить дома красной кожей. В начале XVIII века стены, своды и потолки начали расписывать.
Как проходила подготовка к строительным работам?
Начинали весь процесс с выбора места. Главными требованиями при этом считались следующие пункты:
- Место должно быть хорошо освещенным.
- Предпочтительное расположение – на возвышенности.
- Поблизости на должно было быть дорог, мест захоронения людей.
- Нежелательно, чтобы неподалеку располагались территории, где раньше были бани.
Самым лучшим материалом для строительства избы считалась лиственница, ель, сосна. Деревья выбирали не сухие, росшие вдали от дорог.
Особенности строительного процесса
Строить дом могли на сваях, фундаменте или просто на земле. Устанавливали сруб, соединяя бревна в единую конструкцию при помощи «замка». Способов было всего два:
- В лапу. При этом угол остается чистым, на нем нет выступов.
- В обло. На местах соединения были видны края бревен. Они выступали в виде чаши.
Чтобы не допускать потери тепла, во время укладки бревен в замковые соединения помещали мох или льняную паклю.
Высота готового дома зависела от количества венцов – слоев бревен. В последнюю очередь устанавливают крышу. Последовательность действий такова:
- Делают верхнюю обвязку.
- Устанавливают стропила.
- Крепят слеги.
- Укладывают кровельный материал.
- Устанавливают причелины – доски, которые удерживают крышу по бокам.
Современное строительство и русские избы
Как и несколько веков назад, русская изба-пятистенок в наше время строится по неизменному принципу и теми же приемами.
Но сохраняются не только старые традиции, а применяется и что-то новое. Например, изменилась конструкция и материал покрытия. Если посмотреть фото избы-пятистенки, построенной в настоящее время, сразу же видно, что в качестве кровельного материала теперь используются современные покрытия. И это правильно: железо, черепица, шифер — более надежные, способные защитить дом от любых осадков, ветров, что значительно удлиняет срок действия деревянного сооружения. Кроме того, дерево обрабатывается антикоррозийными веществами.
Источник статьи: http://fb.ru/article/465153/izba-pyatistenka-planirovka-foto-dostoinstva
В гостях: Современное искусство в резиденции Гридчинхолл
В этой усадьбе сосуществуют русская изба-пятистенка, скандинавский дизайн и изящные искусства — от античной пластики до живописи Хвостова
Сергей Гридчин с женой Светланой живут в загородном доме рядом с большим выставочном залом собственного арт-центра «Гридчинхолл». Сайт музеев России даже выдает точное число единиц хранения: «свыше 1000, из них более 500 предметов основного фонда». На самом деле, точную цифру назвать сложно, потому что искусство в Гридчинхолле все время находится в движении. Сюда приезжают жить и работать живописцы, графики, скульпторы, как прежде приезжали в Дом художника.
О проекте
Место: Московская область, Красногорский район, село Дмитровское, улица Центральная, 23
Год: 2008-2014
Размер: площадь жилого дома — 350 кв.м, выставочного зала и арт-резиденции — около 400 кв.м
Кто здесь живет: Сергей и Светлана Гридчины, дочь Сергея Нина, а также кот Семен и неумолкающие канарейки овсяночного напева
Автор проекта: Сергей Гридчин при участии АСК « Ефремов и партнеры », архитекторы-дизайнеры Ксения Никитина, Таисия Тарасова
История: внутри жилого дома интегрирована изба-пятистенка 1922 года
Фото: Иван Скориков
В доме пахнет деревом сруба, заливаются трелями канарейки и с важным видом расхаживает кот Семен. Здесь очень уютно, и в тоже время царит рабочая атмосфера. Дом состоит из двух частей: двухэтажной приватной, построенной немного позже , и более ранней — офисно-рабочей. Здесь разместились гостиная с библиотекой, кухня-столовая на первом этаже и спальни — на втором.
На фото: «Прованский пейзаж. Солнце Прованса», 2011, Олег Хвостов, холст, акрил, 65×90 см; на дальнем плане: Владислав Мамышев-Монро, « Екатерина II » , 1995
Обе части служат ширмой от соседского забора и стоят под углом в 90 градусов друг к другу, соединенные общей прихожей. В более старой части дома располагается открытое пространство большого кабинета с кухней и светлым коридором-галереей, который смотрит окнами в сад и имеет туда второй выход. Тут, под двускатной крышей дома, — сердце Гридчинхолла. Его история началась с избы, которую Сергей когда-то не решился распилить на дрова.
На стене: работа Ани Желудь «Гаражи» из серии «Аня Желудь в Русском музее»
Живописное место со старым деревянным домом нашлось по Ильинке в селе Дмитровском, сразу за церковью Димитрия Солунского, построенной в 1689 году: «Это очень старое село, оно возникло в XVI веке. Церковь — XVII века. А дом, который я купил, по документам зарегистрирован в 1922 году, но, судя по всему, появился еще раньше. Его делили между собой две семьи: у одной — комната в два окна, у другой — в три. Мы разобрали дом по бревнам, сложили. И я задумался: распилить на дрова? Но это слишком много дров. Решил перебрать его заново, прогнившие бревна заменить. Я хорошо помню: строительство началось в мае 2008 года, а 1 ноября я сюда уже въехал. Жил вместе со строителями, многие решения рождались на месте. Большинство мебели сделано прямо здесь мастером-краснодеревщиком, с которым я был знаком еще по Жуковке, Владимиром Москалевым. Без него было бы сложно: одно дело — делать с нуля по проекту, другое — состыковывать старое с новым ».
На фото: Дмитрий Гутов, « Шимпанзе на белом » , 2009; н иже: этюд художника-передвижника Николая Дубовского, конец XIX — начало XX века
Внешняя стена избы — теперь часть интерьера: это стена коридора-галереи. Она имеет естественный цвет дерева. Внутренние стены сруба тонированы в прохладный серый цвет. Под окнами во всю длину стены — столешница из дуба. Из него же сделан большой рабочий стол на железных ножках. «Мебель из дуба и железа сколотили прямо в комнате. Дуб я нашел на строительном рынке, когда изучал окрестности. Доски длиной 6 м около пяти лет провели в штабеле на открытом воздухе, о них все забыли », — рассказывает хозяин дома. Широкий проем между двумя комнатами сруба симметрично оформлен открытыми стеллажами.
Потолочные светильники: Leform; стол и стулья: дизайнер Карим Рашид (Karim Rashid), BoConcept
В доме и даже под открытым небом — много скульптуры конца 1960-1980 годов. Это произведения скульптора Нины Жилинской (1926-1995). «Работ ее мужа, художника Дмитрия Жилинского, у меня не так много. Но именно благодаря Дмитрию Дмитриевичу я познакомился в молодости с миром искусства. У него я учился рисовать. У Жилинского есть очень известная картина “Гимнасты СССР” 1964-1965 года. Один из спортсменов на картине — мой бывший тесть Виктор Лисицкий, серебряный призер Олимпиады в Японии 1964 года. Так я в 23 года вошел в круг художников-“небожителей”, познакомился с художниками-академиками, элитой мира художников — Олегом Вуколовым, Дмитрием Шаховским (автором часов Театра кукол), Илларионом Голицыным, а также Натальей Нестеровой, Татьяной Назаренко. Иначе мне бы даже не пришло в голову поступать в Строгановку», — делится Сергей.
На фото: картины Владимира Грига, Ани Желудь
В углу рядом с кухней стоит витрина с античным стеклом. Самая редкая вещь среди стекла двухтысячелетней давности — сосуд-алабаст.
«Античное стекло — абсолютный антипод современному искусству. Вообще у меня никогда не было задачи собирать коллекции. Коллекционеры — фанатики! Ходят одетые, как клошары, — смеется Сергей. — Но для себя я собрал полную коллекцию марок от самой первой русской марки до поздних советских времен и небольшую коллекцию античного стекла и керамики».
В молодости Сергей был художником по металлу, закончил Строгановку: « Я работал как ювелир, много реставрировал. В 1988 году ушел в бизнес. Это была специфическая эпоха: м ного возможностей, свобода выбора. Потом начал интересоваться современным искусством, познакомился с художником и галеристом Александром Якутом и художниками его круга. С этого все началось ».
Рабочее пространство в гостиной-кабинете освещают люминисцентные лампы. Над большим белым столом в кухне — три потолочных светильника с ретропроводкой. Тонированная в белый цвет половая доска служит отличным фоном для нарядных ковров, утепляющих пространство в прямом и переносном смысле. Ковры лежат не только на полу, но и на банкетке, и даже на рабочем столе Сергея: «Одно время я увлекался антикварными коврами. На столе у компьютера — туркменский ковер из тонкой шерсти, это ковер-намазлык для совершения намаза». Неподалеку от двойного Т-образного рабочего стола расположились удобные серые кресла. Напротив них, в углу у стеллажей — телевизор.
Напольная акустика: B&W
«Раньше наша спальня была там, где сейчас рабочий стол Сергея, — рассказывает Светлана. — У меня там висела любимая картина, “Красные деревья” Олега Хвостова. Потом спальню мы перенесли в новую пристройку, и картина переехала туда вместе с ней. Но в новую спальню она не вписалась по размеру, и теперь живет в гостиной».
Почти квадратное полотно работы Роберта Фрая (Robert Fry) из серии Purple Studies («Фиолетовые этюды») Светлана приобрела на ярмарке Арт-Москва: «Параллельно его выставка проходила в Эрмитаже. Это картина Purple Study 7. Моей маме она не понравилась». Внизу под картиной Фрая стоят Red People, «красные человечки» группы Professors, c лозунгом «Слава труду» в руках.
Источник статьи: http://www.houzz.ru/statyi/houzz-v-gostyah-sovremennoe-iskusstvo-v-rezidentsii-gridchinholl-stsetivw-vs~49564504