Дебюсси терраса свиданий при лунном свете

Дебюсси терраса свиданий при лунном свете

Клод Дебюсси «Лунный свет»

Композитор Клод Дебюсси сочинил огромное количество прекрасных произведений, но символом его творчества неизменно является сочинение для фортепиано «Лунный свет». Возвышенная музыка словно состоит не из нот, а из тихого света ночного светила. Сколько тайн хранит в себе магия ночи, столько спрятано в сочинении.

Историю создания «Лунного света» Дебюсси, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В конце февраля 1887 года Дебюсси вернулся из Рима (в 1884 году он получил премию, дающую возможность жить и работать в столице Италии за казённый счёт). Сразу с головой окунувшись в кипучую Парижскую жизнь, он не только встречался с прежними знакомыми, но и обзаводился новыми друзьями. Ярких впечатлений у молодого человека было предостаточно, а потому его творчество начало весьма интенсивно развиваться.

Жизнь Дебюсси стала весьма насыщенной, но особенно содержательным для него был 1889 год. Сначала весной Клод в течение двух месяцев наслаждался морским воздухом на северо-западе Франции в Динаре на берегу залива Сен-мало. Затем летом композитор побывал на Всемирной выставке, где заслушивался звучанием экзотических оркестров из Китая, Вьетнама и острова Ява. Эта музыка воспринималась им как призыв к существенному обновлению его творческого стиля.

Кроме того, в рамках международного мероприятия Клод вновь смог окунуться в такой притягательный для него мир русского музыкального искусства. В Париже 22- го и 29 — го июня состоялись два концерта, на которых под управлением Александра Глазунова и Николая Андреевича Римского-Корсакого прозвучали как их собственные сочинения, так и произведения Даргомыжского , Мусоргского, Чайковского , Лядова, Бородина , Балакирева и Кюи. Несмотря на то, что Дебюсси был уже хорошо знаком с сочинениями авторов, от концерта он остался в большом восторге.

Далее сильные впечатления композитора пополнились от знакомства с творчеством бельгийского писателя Мориса Мотерлинка. Его пьесу «Принцесса Малейн» он читал с особым упоением. А затем стремление приблизиться в искусстве к современным новаторским направлениям привели Клода в салон поэта-символиста Стефана Малларме. Всё это, а также влюблённость в девушку, которую он называл Габи с зелёными глазами, сильно отразилось на творениях Дебюсси данного периода. В то время из-под пера композитора выходили очаровательные сочинения полные увлекательных грёз и поэтической упоённости. Именно в 1890-ом году он и создал свой знаменитый ноктюрн «Лунный свет», который первоначально был именован автором «Сентиментальной прогулкой». Это обаятельное произведение нежного романтизма раннего Дебюсси было представлено автором как вторая часть «Бергамасской сюиты». Следует отметить, что фортепианный цикл несколько раз композитором переукомплектовывался и в окончательном варианте был издан лишь в 1905 году.

Интересные факты

  • Одну из самых оригинальных версий аранжировки создал русский композитор и аранжировщик Дмитрий Тёмкин. Он переложил сочинение для органа. Музыка прозвучала в фильме «Великан» (1956).
  • «Лунный свет» не был включен в «Фантазию» Уолта Диснея из-за временного ограничения. Спустя практически пятьдесят лет фрагмент был восстановлен и включен в расширенную версию мультипликационного фильма.
  • Музыка в оркестровке Андре Каплета использовалась в 1953 году в балете «Голубой ангел».
  • Композитор, вдохновленный клавесинной французской музыкой 18 века, сочинил еще несколько произведений для данного цикла. Тем не менее «Лунный свет» сильно отличается по стилистике. Сочинитель долго думал, стоит ли включать композицию, именно в этот цикл, но сомнения были побеждены после безоговорочного успеха сочинения на премьере.
  • 22 августа 2013 года в честь 151-летия Дебюсси европейский сервер Google Doodle решил организовать виртуальное путешествие по набережной столицы Франции. Атмосфера, созданного ролика полностью отражала эпоху девятнадцатого века. В качестве музыкального произведения выбрано самое романтичное и яркое произведение композитора «Лунный свет». Антураж видеоролика был дополнен воздушными шарами, городскими огнями, ветряными мельницами на Монмартре. В завершении, по Сене проплывают две лодки, начинается дождь, и влюбленные прячутся под одним красным зонтом.
Читайте также:  Размеры для изготовления беседки

  • После окончания сочинения у Дебюсси было несколько вариантов названия, среди которых были такие как «Сентиментальная прогулка» и «Ноктюрн», но в итоге выбор пал на самое романтичное и вдохновенное название «Лунный свет».
  • Считается, что на создание ноктюрна, композитора вдохновило стихотворение известного французского поэта Поля Верлена «Лунный свет». На самом деле все произошло ровно наоборот. Вдохновленный легкой и гармоничной музыкой писатель написал 3 чудесных четверостишья. В первом Верлен изящно отсылает нас к первоисточнику: «Печальный, дивный антураж, старинной бергамаски»
  • Во время сочинения композиций во Франции была мода на Комедию дель арте. Дебюсси не мог не увлечься этим маленьким миром бродячих артистов. В честь, чего и была сочинена «Бергамасская сюита».

Содержание «Лунного света»

«Лунный свет» по праву считается одним из шедевров импрессионизма. Первоначально, импрессионизм появился не в музыкальном, а в художественном искусстве. Считается, что направление основывается на технике под названием «Впечатление». Художник словно останавливает мгновенье, запечатляя его на холсте. Но музыка способна выразить больше, чем одно мгновенье. Вместо одной картинки, созданной нашим воображением, прорисовывается пусть и небольшой, но сюжет. Развитие сюжетной линии возможно только при правильном выборе музыкальной конструкции.

Дебюсси умело обращается с формой произведения. Ноктюрн представляет собой сложную трехчастную форму с эпизодом и кодой:

  1. Первая часть рисует нам спокойную водную гладь, в которой безмятежно отражается лик луны. Тихие лучи медленно растворяются в темной, ночной воде.
  2. Эпизод, как и положено, имеет свободную форму. Он состоит из нескольких дополняющих построений, которые разграничены сменой темпа и тональности.
  3. Реприза варьированная дополняется мелодическим аккомпанементом из эпизода. Слушатель может наблюдать, как ночь наполнилась новыми красками.
  4. Кода построена на интонациях эпизода, что делает произведение еще более логичным.

Арочная замкнутость не дает произведению развалиться. Возвращение к первоначальным мотивам навевают слушателю первоначальные воспоминания. Но ночной мир уже изменился, развитие достигнуто. Лунная дорожка медленно растворяется, предоставляя дорогу солнцу и новому дню.

В произведении проявлены лучшие черты музыкального импрессионизма:

  • Тонкие ассоциативные параллели. Произведение не является программным, даже несмотря на наличие говорящего названия. Таким образом, создаются не прямые аналогии с объектом наблюдения, а лишь намеки на него. Это образ, воспоминание, а не действительность.
  • Звукоизобразительность. Главная идея импрессионизма – это созерцание. Создание едва ощутимого образа, посредством использования музыкальных инструментов – вот главная задача композитора, сочинявшего в подобном направлении. Звук обогащается колористикой. Нельзя ни минуты сомневаться в наличии изобразительности звуков в ноктюрне.
  • Необычная гармонизация. Умение правильно гармонизовать мелодию, чтобы не перегрузить сочинение – это дело вкуса. Дебюсси прекрасно справился с задачей. Практически каждый такт сочинения можно отметить яркими и запоминающимися отклонениями или модуляциями в далекие тональности.
  • Легкость динамики. Практически все произведения, созданные Дебюсси имеют динамику на пианиссимо. Только в зоне кульминации можно заметить динамическое увеличение.
  • Воссоздание выразительных приемов, которые характеризуют искусства предыдущего времени. Эпизод отсылает нас к романтической эпохе. Об этом свидетельствует взволнованный аккомпанемент с наличием большого количества пассажей.
  • Пейзажное начало. Это красивый ночной пейзаж, в котором кроется необыкновенная глубина.
Читайте также:  Грядка пирамида для зелени

Многие считают, что классическая музыка обязательно должна подчиняться законам драматургии. Это подразумевает нахождение конфликта, заложенного внутри построения. Ведь подобным образом строилась практически вся музыка, начиная от барокко и заканчивая поздним романтизмом. Дебюсси открыл для человека совершенно другой способ мировоззрения – это созерцание. Слияние с природой помогает найти самый простой путь к обретению спокойствия и внутренней гармонии.

Музыка «Лунного света» в кинематографе

Чистота музыки, восторженно-мечтательный характер, привлекают режиссеров практически в каждом уголке света. Тысячи кинолент украшает дивная мелодия «Лунного света». Мы подобрали самые известные сериалы и фильмы, в которых можно услышать произведение.

  • Западный мир (2016);
  • Тутанхамон (2016);
  • Вечность (2016);
  • Моцарт в джунглях (2016);
  • Афера по-американски (2013);
  • Судная ночь (2013);
  • Ученик мастера (2012);
  • Разрушители (2011);
  • Восстание планеты обезьян (2011);
  • Сумерки. Сага. Затмение (2010);
  • Курьер (2010);
  • Сумерки (2008);
  • Гнев (2004);
  • Одиннадцать друзей Оушена (2001);
  • Казино Рояль (1967).

Ноктюрн «Лунный свет» представляет собой одно из немногих сочинений, позволяющих человеку не бороться с судьбой, а наслаждаться каждым мгновением жизни. Ведь счастье оно заключается в осознанности, в настоящем. Будь то волшебная ночь или утренний рассвет, ты живешь только тогда, когда можешь чувствовать этот мир. Созерцание – это и есть бесконечность.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать «Лунный свет» Дебюсси

Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта

Источник статьи: http://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/klod-debyussi-lunnyj-svet

Дебюсси терраса свиданий при лунном свете

Но вот что касается адекватного перевода французских названий — это, конечно, проблема. И, кстати, именно произведения Дебюсси почему-то пострадали особенно сильно. Был у меня пиратский диск с исполнением Микеланджели всех прелюдий, образов и Детского уголка — там, видимо, просто трек-лист через машинный переводчик пропустили, и получилось просто нечто!

Другой аспект — как давать эти названия в программках концертов: возможно, надо следовать авторскому написанию? То есть, не:

Прелюдия No.19. Терраса свиданий при лунном свете,
а
Прелюдия No. 19. (. Терраса свиданий при лунном свете)

Мне кажется, что скобки и многоточия являются важным элементом названий прелюдий Дебюсси, они как бы снимают однозначность толкования, уводят от поиска прямой программности.

Вообще, конечно, ночь, тема ночи для Дебюсси удивительно была органична! А в вокальной лирике сколько у него ночных шедевров!

Китайский рондель (перевод И.Емельяновой)

В сонных зарослях тростника,
Показать полностью.
Где на цветах стрекозы спят,
Чуть слышно вёсла шелестят.
На корме, юна и тонка,
Спит китаяночка,
В шелка увита
С головы до пят,
В сонных зарослях тростника,
Где на цветах стрекозы спят.
А.

Под навесом из ивняка
Сам мандарин сидит, усат,
Совиный не отводит взгляд
От красотки, что плывёт, легка,
В сонных зарослях тростника.

. Всё кружится близ куртины в розоватом свете лунном,
И слышится звон мандолины под ветерком легкоструйным.

«C’est l’extase langoureuse» (Это экстаз)

Чьи же сердца утомленные
Вылились в жалобы сонные?
Это ведь наши с тобой?
Показать полностью.

Это ведь мы с тобой, милая,
Тихие речи, унылые
Шепчем в равнине ночной?

(Перевод В. Брюсова)

Кстати, не может ли это название быть намёком на «Лунного Пьеро» Шёнберга, который появился за два года до сонаты?

Читайте также:  Чем покрасить щепу для клумбы

Скрип и стон: смычком громадным
Показать полностью.
На альте Пьеро скрежещет,
Словно аист одноногий.
Щиплет хмуро пиццикато.

Вдруг идет Кассандер — в злобе
На ночного виртуоза,
Скрип и стон: смычком громадным
На альте Пьеро скрежещет.

Тут Пьеро бросает альт свой:
Ловко ловит легкой левой
Сзади лысого за ворот
И из плеши извлекает
Скрип и стон смычком громадным!

Искусство выдающихся пианистов ♫=♫=♫=, соглашусь, что тема «Дебюсси и Шёнберг» требует отдельного обсуждения — по этому поводу написано немало литературы, и статья Кокоревой в том числе (вашему покорному слуге как-то довелось ассистировать Людмиле Михайловне на конференции, где она читала доклад о Дебюсси и нововенцах; позже ее соображения были опубликованы в «Музыкальной академии» No.3 за 2013 год, с.124-134).
Показать полностью. Здесь, в теме о «ночном» Дебюсси, развивать эту тему дальше, наверное, неуместно. Но всё же выскажу пару соображений касательно виолончельной сонаты, а то создается впечатление, что мое утверждение голословно, а, закрывая тему, Вы лишаете меня возможности уточнить свою мысль.

Негативное отношение Дебюсси к атональному творчеству Шёнберга общеизвестно, но почему он не мог высказаться в пародийном тоне? Произведения Шёнберга принимали во внимание (но, ознакомившись, оценивали в целом отрицательно) и Равель, и Прокофьев, и даже Скрябин. Мне кажется, что и Дебюсси мог сделать такую издевательскую отсылку к «Лунному Пьеро», все-таки, слишком близко по времени они написаны, чтобы не зародилась мысль о неслучайности такого совпадения. С другой стороны — образ Пьеро, представленный в гротескной форме, достаточно типичен для литературы символизма и может быть обнаружен в стихах того же Верлена:

Уж не такой, как встарь, мечтавший под луной,
Смешивший прадедов с высокого балкона,
К нам с мертвою свечой, со смехом горше стона,
Приходит призраком он, бледный и худой.

И, ветром взвеянный среди грозы ночной,
В протяжном ужасе цвет блеклый балахона
Подобен савану; уста, как пасть дракона,
Который корчится от муки гробовой.

Он белым рукавом мягко шумит во мраке,
Как крылья птиц ночных, и что это за знаки,
Кто б ответить мог, что за мельканья странных рук?

В пещерах глаз больших таится фосфор, тлея.
Лицо и острый нос становятся страшнее,
Мукой осыпаны, как пылью смертных мук.
(перевод Ф. Сологуба)

Впрочем, не будем забывать, что и образ «Лунного Пьеро» Шёнберг не сам придумал, а взял за основу стихотворный цикл Альбера Жиро (написанный еще в 1884 году) — в немецком переводе! С французским оригиналом Дебюсси вполне мог быть знаком, а Шёнберговский цикл узнать позже возникновения самого замысла сонаты, так что вопрос о случайности образной переклички остается открытым, я не настаиваю.

P. S. Ну и что касается «хоррор-опусов» Шёнберга — в них он гениален так же, как гениальны Равель и Стравинский в своих шедеврах (Дебюсси всё же, в этом я соглашусь с Рихтером, находится на высшей, недосягаемой ступени), просто широкой публике этот образный мир не близок — ну что ж, дело вкуса. Живопись Марке, Клее, Бэкона и многих других тоже не всяким по нутру, но объективно (насколько объективность существует в искусстве) следует признать, что это высокий уровень мастерства и сознательно выбранный путь, а не дилетантская мазня от неумения.

Источник статьи: http://vk.com/wall-19213296_33721

Оцените статью