Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин,- Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один.
По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес… Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось.
Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное. И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.
И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.
Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность» Есенина
Размышления о советской деревне – основная тема стихотворения Сергея Александровича Есенина «Неуютная жидкая лунность». Впервые опубликованное в «Бакинском рабочем», это произведение – очередное прощание поэта со старой Русью.
Стихотворение написано весной 1925 года. Его автору в эту пору 30 года, он путешествует по Грузии, Узбекистану, Азербайджану. В городе Баку он заболел, как поспешно определили врачи, туберкулезом. Однако окончательный диагноз оказался не таким серьезным. По жанру – элегия, по размеру – трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 7 строф. Лирический герой – сам автор. Композицию можно считать кольцевой: рефрен «тележная песня колес» есть и в начале стихотворения, и в его финале. «Любя, проклинал»: это сложное чувство побудило поэта в 17 лет «вырваться» из села. Равнодушен, не мил, разлюбил: так отзывается поэт о стране березового ситца. Ему «видеть больно» бедность крестьянства. После поездки в США поэт писал о том, что «разлюбил нищую Русь».
Обращение с призывом в повелительном наклонении: полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям! Поэт хотел бы видеть крестьянина гордым, свободным, богатым. В «каменном и стальном» видит он залог будущей мощи «родной стороны». Дальше начинается противоречие: мне теперь по душе иное. Но разве в производственном искусстве есть место для души? «В новую жизнь не гожусь»: мотив неприкаянности часто звучит в поздних стихах С. Есенина. Индивидуально-авторские эпитеты, своей уничижительностью напоминающие стилистику В. Маяковского: неуютная жидкая, тоска бесконечных, усохшие, чахоточном. Сама природа тускнеет в глазах поэта, стыдится соседства с сохой, негодуют даже березы и тополя. Вековой, патриархальный уклад стал смешным для прогресса начала XX века. Но для торжества техники он подбирает двусмысленный эпитет «моторный лай». В глубине души С. Есенин, как и годом ранее в «Письме женщине», все еще не знает, «куда несет нас рок событий». Повторы: в сонме вьюг, в сонме бурь, ни за что. Последняя строфа похожа почти на заклинание. Поэт словно уговаривает сам себя, что «стальная Русь» — вот ближайшая цель, а дальше разберемся. «Неуютным» можно назвать и чувство, которое С. Есенин теперь испытывает, наездами появляясь в родном селе. Инверсия: вижу мощь я, видел я.
Из путешествия в Америку 1922 года С. Есенин вернулся под впечатлением от мощи «железа, электричества, гранита». Однако производственный пафос быстро сменился душевным разладом, что отражено в стихотворении «Неуютная жидкая лунность».
Источник статьи: http://rustih.ru/sergej-esenin-neuyutnaya-zhidkaya-lunnost/
Неуютная жидкая лунность (Есенин)
Точность
Выборочно проверено
← 1 мая
Неуютная жидкая лунность… автор Сергей Александрович Есенин (1895—1925)
«Я помню, любимая, помню…» →
См. Стихотворения 1925 . Дата создания: 1925, опубл.: Бакинский рабочий, 1925, 25 мая, № 115. Источник: ФЭБ (1995)
Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин, — Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один.
По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес… Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось.
Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил. Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное… И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.
И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.
Источник статьи: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%83%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_(%D0%95%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD)
Неуютная жидкая лунность (Есенин)
Точность
Выборочно проверено
← 1 мая
Неуютная жидкая лунность… автор Сергей Александрович Есенин (1895—1925)
«Я помню, любимая, помню…» →
См. Стихотворения 1925 . Дата создания: 1925, опубл.: Бакинский рабочий, 1925, 25 мая, № 115. Источник: ФЭБ (1995)
Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин, — Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один.
По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес… Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось.
Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил. Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное… И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.
И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.
Источник статьи: http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%83%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_(%D0%95%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD)
Даже яблонь весеннюю вьюгу
У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».
Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:
Александр Пушкин
Лев Толстой
Михаил Лермонтов
Сергей Есенин
Федор достоевский
Александр Островский
. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.
Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!
Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)
Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)
Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)
Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)
Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)
Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)
Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)
Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)
Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)
Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)
Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)
Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)
Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)
Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)
Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)
Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)
Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)
Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)
Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)
Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)
Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)
Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)
Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)
Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)
Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)
Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)
Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)
Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)
Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)
Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)
Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)
Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)
Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)
Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)
Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)
Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)
Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)
Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)
Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)
Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)
Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)
Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)
Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)
Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)
Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)
Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)
Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)
Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )
Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)
Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)
Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)
Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)
Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)
Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)
Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)
Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)
Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)
Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)
Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)
Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)
Ревизор 1 минуту назад
Сон Попова 3 минуты назад
Левша 4 минуты назад
Счастливый миг 5 минут назад
Пьер и Суринэ 7 минут назад
Сон Попова 9 минут назад
Ласточка примчалась. 9 минут назад
Лаборант и медички более 10 минут назад
Нервы более 10 минут назад
Снегурочка более 10 минут назад
Источник статьи: http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=9&tid=1171
Сергей Есенин — Неуютная жидкая лунность
Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин,- Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один.
По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес… Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось.
Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное. И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.
И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.
Анализ стихотворения Сергей Есенин — Неуютная жидкая лунность
Сергей Александрович написал стихотворение в 1925 году. Тоска по деревне — главный мотив многих произведений поэта. Есенин в юные годы оставил родные сельские места, но на протяжении его недолгой жизни не раз с грустью вспоминал о своей малой родине. Произведение «Неуютная жидкая лунность» отражает размышления поэта о непростом периоде в истории нашего государства.
В начале стихотворения он показывает, что сельская жизнь со временем стала ему не мила. Противоречия борются в душе поэта: » любя, проклинал» — пишет он, описывая деревенский пейзаж. «. Яблонь весеннюю вьюгу я за бедность полей разлюбил» «. Нищету твою видеть больно и березам и тополям» — в этих строках видно, как всё, что в ранние годы было для него таким родным, с возрастом становится символом нищеты крестьянского населения России.
Есенин возлагает надежды на новый уклад общества. Уход от бедного крестьянства к мощи и богатству стальных городов. «Мне теперь по душе иное» — пишет поэт, показывая, что вместе со страной меняется и он сам, идеалы прошлого стали пустыми, их заменило новое мировоззрение, новый взгляд на жизнь и на будущее родной страны.
«Полевая Россия» претит ему, и, не желая оставлять сельскую идиллию, скучая по ней, поэт понимает неизбежность прогресса и индустриализации.
«Полевая Россия!» — пишет он, «Довольно волочиться сохой по полям!». После революции и гражданской войны Россия оказалась в бедственном положении. Самым страшным оказалось то, что она по-прежнему оставалась аграрной страной — до 80% населения жили в деревнях и занимались сельским хозяйством. Но с приходом новой власти стало возможным начать индустриализацию всей страны, что в дальнейшем поправит её экономическое положение и сделает одной из самых передовых государств в мире.
Особым образом повлияла на поэта поездка в США в 1922 году, где он увидел ту самую «стальную мощь» крупных городов, такое будущее он пророчил и «новой» России. Возможно, эта поездка посеяла в душе Есенина горькую обиду на то, что Россия ещё не достигла подобной мощи и эта обида сменяется надеждой на полное переустройство страны — «хочу я стальною видеть бедную, нищую Русь.»
Это стихотворение, вероятно, можно сравнить с детскими годами, в которых мы веселы и беспечны, однако для вступления во взрослую жизнь приходится прощаться с детскими грёзами навсегда, но память об этих годах всё равно остаётся в сердце каждого человека.
Вариант №2
Стихотворение «Неуютная жидкая лунность» хоть и написано Сергеем Есениным в самом сложном для него и последнем в его жизни 1925-м году, но в нем в отличие от множества других произведений этого года почти нет того убийственного пессимизма, который доминировал в творчестве поэта незадолго до трагической развязки его жизни.
Стихотворение это — размышление литератора о трансформации жизни в русской деревне. Есенин хоть и позиционировал себя как «поэт деревни», но в отличие от других представителей этого направления, отсталая и патриархальная деревня вовсе не вызывала в нем восторгов. И поэт воспевает деревню обновленную, говорит, что хочет «стальною.
Видеть бедную, нищую Русь».
Отношение Есенина к той деревне, которую он знал с детства, определяется используемыми в стихотворении изобразительными средствами. «Тоска бесконечных равнин», «усохшие вербы», «чахоточный свет луны», «лачуги» — для поэта старая, отжившая свое деревня — не объект для ностальгического умиления, а то, что должно безвозвратно уйти в небытие, уступив место «моторному лаю», то есть техническому перевооружению, индустриализации, преображению.
Однако, как и во всей есенинской поэзии 1925 года, в этом стихотворении не обошлось без пессимизма и намека на нехорошие перспективы.
«Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь», — пишет поэт, при этом прекрасно понимая, что в новую жизнь он действительно не годится.
Ведь ему уже не единожды давали это понять: к тому времени отвернулись многие друзья и поклонники «до гроба», жестко цензурировалось творчество, далеко не все написанное доходило до чтителя, одна за другой проваливались попытки наладить личную жизнь, были сильно подорваны психологическое состояние и психическое здоровье. Поэт неумолимо двигался к роковому финалу и пронзительно описывал это движение в своей трагической поэзии 1925 года.
И на этом фоне стихотворение «Неуютная жидка лунность», пребывающее на стыке философской и гражданской лирики, воспринимается с удвоенным интересом.
В этом стихотворении в отличие от многих других произведений Есенина, написанных в последний год жизни, есть надежда. Правда, эта надежда связана не с самим автором, который констатирует, что его будущее — в тумане, и светлых перспектив он не видит. Надежды связаны с тем, что Есенину дорого — с жизнью людей, среди которых он вырос. Поэт надеется, что для русского села в скором времени закончится «песня тележный колес» и наступит период обновления и прогресса, который принесет с собой и лучшую жизнь для людей.
При работе над стихотворением Есенин использовал довольно часто применяемый им стихотворный размер — трехстопный анапест с трехсложной стопой с ударением на третьем слоге. Такое техническое решение позволяет автору наилучшим образом придать тексту повествовательность, характерную для его поэзии.
Неуютная жидкая лунность
Человек с самого детства ощущает на себе всю ту роль, которую отыгрывает на его воспитании литература, так как он слышит сказки, читает различные истории, изучает литературу своей страны в школе. Все эти составляющие и формируют отношение человека
Люди, знающие историю, сразу же узнают фамилию главного героя. Меншиков – друг и соратник великого царя Петра Первого. Александр Данилович привык жить в роскоши и моментально получать желаемое. Александр всегда заправлял
Природа всегда красива. Многие художники, фотографы, писатели и другие деятели искусства изображали её в своих работах. Каждый делал это по своему. Тематика природы, мне кажется, всегда актуальна. Ведь она необычайно притягательна.
Научный и технический прогресс значительно повысил уровень жизни людей, упростил работу. Возможности перемещения по миру и посещения мест, нетронутых человеком ранее, расширились. Но у индустриализации есть и побочная сторона – планета очень
Омск является одним из старейших городов, находящихся в Сибири. На реке Оми еще в семнадцатом веке решили построить военное укрепление, как и многие другие города, Омск начал свое существование с крепости.
Источник статьи: http://uchim-klass.ru/stihi/esenina/neuyutnaya-zhidkaya-lunnost