Д сад для слабовидящих

Дошкольное образование детей с нарушенным зрением

• специальные дошкольные учреждения комбинированного вида. В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования на ПМПК.

Целью работы с детьми в дошкольных учреждениях являются: воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения, а также подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению.

Обучение и воспитание осуществляются по специальной программе (разработанной Л.И.Плаксиной), построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

Учебно-воспитательного процесс направлен на: развитие зрительного восприятия; формирование предметных представлений; ориентировку в пространстве и развитие мобильности. Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, развитию тактильно-двигательного и слухового восприятия, как компенсаторной основы обучения. Организуется логопедическая работа с детьми, направленная на коррекцию нарушений речи и ее развитие. У детей с нарушениями зрения часто имеет место несформированность речевой функциональной системы с ограниченным словарным запасом, нарушением понимания смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалии на фоне ограниченного словарного запаса. Важное значение в логопедической работе имеет специальный подбор дидактического материала необходимой величины, объемности и окраски, использование рельефных картинок, специальных наборов игрушек для тактильного их опознания.

В целях развития двигательных навыков и психомоторных функций проводятся занятия ритмокой и лечебная физкультура.

Основные принципы коррекционно-педагогической работы в специальном детском садцу:

• широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительиого или осязательного);

• использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;

• проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;

• развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);

• организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественньш и семейным воспитанием.

Читайте также:  Выращивание клубники сад огород

Как отмечает Л.И. Плаксина, педагогический процесс основан на взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстанавительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укреплению общего состояния здоровья.Коррекционные занятия проводятся специалистами.

Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный характер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия – зрительного, слухового, осязательного. При этом важно, даже при выраженных дефектах зрения, обязательно использовать в познании окружающего мира остаточное зрение, учить ребенка его использовать в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием всех познавательных психических процессов. Важным условием педагогической коррекционной работы является ее сочетание с медицинскими мероприятиями, необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение. В детских садах для детей с косоглазием и амблиопией организуется лечение на специальных аппаратах, дети регулярно осматриваются врачом-офтальмологом.

Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы. Предъявляются особые требования к освещенности, к организации режима с максимальным использованием дневного света.

В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях).

Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушенным зрением имеет свои особенности. Детям требуется квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др..

Коррекционную работу с ребенком, имеющим нарушения зрения, следует начинать с первых месяцев жизни. Для этого важно постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, обогащать его опыт тактильными и кинестетическими ощущениями: часто менять положение его тела, поглаживать, проводить пассивно-активные упражнения, привлекая внимание ребенка к возникающим ощущениям. Важное значение имеет развитие ориентировки в пространстве, а также проведение специальных занятий по развитию речи. При этом следует обратить внимание на развитие смысловой стороны речи, предупреждать так называемую «попугайную» речь, когда малыш повторяет речь окружающих, не понимая ее смысла. Взрослые должны стремиться к «комментированнму» общению взрослого с ребенком, фиксируя в слове какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д.. Словесные обозначения способствуют осмысленному восприятию окружающего мира, отчетливому различению. Необходима специальная предметно-развивающая среда для сенсорного развития ребенка с нарушенным зрением, организация разнообразных видов деятельности — общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.; Важное значение имеет развитие моторики и физическое воспитание.

Читайте также:  Выращивание многолетников в саду

Оптимальным является демократический стиль в отношениях родителей с ребенком: важно прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать самостоятельность суждений, создавать атмосферу любви и взаимного уважения.

Родители должны обладать определенным уровнем специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять его домашнее воспитание и обучение.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Сад для слепых или слабовидящих людей («Сенсорный» сад)

3-1

Создание сада для слепых и слабовидящих людей требует пусть не большого, но особенного подхода. Благодаря внимательному отношению к простым деталям планировки, конструкции строений и продуманному размещению растений можно создать прекрасный сад, подходящий любому человеку, независимо от того, хорошее или плохое у него зрение.

Даже если мы рождаемся с хорошим зрением, несчастный случай или болезнь могут лишить нас нашей способности видеть в любое время в нашей жизни. Если кто-то рядом с вами не может полноценно видеть, и у вас есть сад или двор, вы можете значительно улучшить качество их жизни, создав «сенсорный» сад, в котором делаются акценты на остальные органы чувств. Такой сад может вернуть радость в жизнь слепых или слабовидящих людей.

Наши главные органы чувств — зрение, осязание, обоняние, слух и вкус. Создавая «сенсорный» сад необходимо сосредоточиться только на четырёх из них. Это означает, что сад не должен быть визуально привлекательным. Яркие красочные цветы и выразительные формы больше не являются необходимостью.

Таким образом, главными требованиями к планированию сада для слепых и слабовидящих людей является усиление элементов стимулирующих рецепторы человека:

1.Обоняние.

В случае отсутствия у людей аллергических заболеваний сад должен быть наполнен растениями, обладающими ярко выраженными приятными ароматами в период цветения.

Читайте также:  Hermes сады монсеньора ли

2.Слух.

3-2

Характеристики воды крайне благоприятно сказываются на эмоциональном и психическом фоне человека. Именно поэтому в садах для слепых и слабовидящих людей необходимо размещать водные сооружения: фонтаны, ручьи, небольшие водопады и т.п. Не стоит забывать, что данные объекты в первую очередь должны быть безопасными для передвижения людей рядом с ними (ограждены, иметь шершавую (не скользкую) поверхность, при необходимости легко отключаться).

Также в таких садах уместно будет звучание пения птиц, как специально размещённых в саду (домашних, например, канарейка), так и привлечённых в сад путём размещения кормушек и посадки деревьев, привлекающих своими плодами.

3.Осязание.

Осязание – один из наиболее обострённых органов чувств слепых и слабовидящих людей. С помощью осязание, или иначе «на ощупь», люди передвигаются, опознают предметы, получают информацию от внешней среды. Именно поэтому необходимо сделать окружающую среду максимально простой, понятной, а главное безопасной.

Возможность беспрепятственного передвижения с помощью трости. Беспрепятственное передвижение на личном приусадебном участке или в саду осуществляется проектированием:

— дорожек необходимой ширины и качества покрытия (не должно быть скользких или чрезмерно выпуклых дорожных покрытий на участке);

— созданием пандусов оптимального уклона;

— отсутствием на участке резких заворотов и опасных углов (например, угол цветника);

— отсутствием плоских газонов и цветников на пути перемещения;

— созданием специальных рельефных полос на протяжении основных траекторий движений.

Безопасность растений на территории сада должна быть максимальной: в саду не должно быть растений с шипами и колючими листьями, торчащих веток. Значительное место должно отводиться растениям с мягкими листьями. Кроме того все растения в «сенсорном» саду должны быть неприхотливыми и требующими незначительного ухода.

4.Вкус.

Съедобные растения могут включать клубнику, малину и другие ягоды и фрукты, а также овощи, травы и специи, или фруктовые деревья.

Источник

Оцените статью