Чуть_заметен_над_лесом_туман

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Как дышат святые их звуки
Божественным чувством любви
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они.

Здесь все в чудно-сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им.

И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И Вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец.

Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.

Быть может, ангел, твой хранитель,
Все эти слезы соберет
И их в надзвездную обитель
К престолу Бога отнесет.

Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог, в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет!

Но если жизнь тебя измучит
И ум и сердце возмутит,
Но если жизнь роптать научит,
Любовь и веру погасит,-

Приникни с жаркими слезами,
Креста подножье обоими:
Ты примиришься с небесами,
С самим собою и с людьми.

Вокруг меня в комнате тихо, безмолвно.
Лампада в углу одиноко горит,
И кажется мне, что святая икона
Мне в очи с укором и строго глядит.

И дума за думой на ум мне приходит,
И жар непонятный по жилам течет,
И сердце отрады ни в чем не находит,
И волос от тайного страха встает.

И вспомню тогда я тревогу желаний,
И жгучие слезы тяжелых утрат,
Неверность надежды и горечь страданий,
И скрытый под маской глубокий разврат,

Всю бедность и суетность нашего века,
Все мелочи жалких, ничтожных забот,
Все зло в этом мире, всю скорбь человека,
И грозную вечность, и с жизнью расчет;

И вспомню я крест на Голгофе позорной,
Облитого кровью Страдальца на нем,
При шуме и кликах насмешки народной
Поникшего тихо покорным челом.

И страшно мне станет от этих видений,
И с ложа невольно тогда я сойду,
Склоню пред иконой святою колени
И с жаркой молитвою ниц упаду.

И мнится мне, слышу я шепот невнятный,
И кто-то со мной в полумраке стоит:
Быть может, незримо, в тот миг благодатный,
Мой ангел-хранитель молитву творит.

Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес обдает.

Источник

В синем небе плывут над полями. Иван Никитин

В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно-румян.
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес обдает.
Кротко звезд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Читайте также:  Защита_помидор_от_грибковых_заболеваний

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Урок 21. И.С. Никитин «В синем небе …»

Знакомство со стихотворением И.С.Никитина «В синем небе …» и его анализ.

Межа – граница земельных участков.

Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений.

Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.

Стихотворение; литературный прием; стихотворение; эпитет; метафора; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

— Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение?

— Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать.

— Что вы уже знаете о И.С.Никитине?

-Какие его стихи мы читали? («Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы»).

-О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.)

— Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.С. Никитина

«В синем небе плывут над полями…»

Послушайте стихотворение (под мелодию П.Л.Чайковского «Времена года» диктор читает стихотворение.)

В синем небе плывут над полями

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Вопрос (В)-Скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?

Ответ – О-Синее небо, облака, простор и т.д.

В-Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

О- Летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт.

В — Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?

О- Радостное, спокойное, умиротворённое.

— Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно.

В -Вы подумали с какой интонацией будете читать?

О-Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение.

-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении.

Читайте также:  Цветаевский_малиновый_пирог_классический_рецепт

( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

В- С помощью чего создаются эти картины?

О-С помощью художественных средств.

В- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

О- Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер.

В- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?

О- На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражают солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием.

-Как вы знаете, в произведениях литературы, особенно в стихотворениях, образы раскрываются с помощью средств выразительности.

В- Кто мне скажет, какие средства выразительности вы уже знаете?

О- Сравнение, эпитет, олицетворение.

В- Что такое сравнение?

О-Это характеристика одного предмета, которая даётся через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдалённым и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;

— Кроме природы, есть ещё одна картина.

О- Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и Никитин восхищается этой тишиной.

В- С чем сравнивает автор природу?

В- Какое слово помогает в сравнении?

В- Сколько строф в этом стихотворении?

О- Это созвучие стихотворных строк.

В-Какие рифмы в этом стихотворении?

О- О- четыре (полями-краями, туман-румян, встаёт-обдаёт, сиянье-молчанье).

Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно.

В- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

О — Никитин использует эпитеты и сравнения.

В- Вспомните, что такое эпитет.

О- Эпитет – это яркое художественное определение, чаще всего эпитеты – это имена прилагательные.

Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.

Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.

В-Какие эпитеты встречаются в этом стихотворении?

О-«облака с золотыми краями», «тёплый вечер», «огненный шар».

В- Какие мысли передал автор?

О- Он выразил красоту родной природы. Никитин очень любил природу и восхищался ею, видел красоту в самых обычных вещах и помог нам её увидеть .В- Помогают ли последние строчки понять мысли и чувства поэта, его отношение к природе.

О- В стихотворении видим не только изображение поэтом картины, но и самого поэта.

В стихотворении описывается вечер, когда вся природа уходит на покой. Он очень красиво говорит об этом переходе, от света к тьме. Настроение, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие.

Его любовь к природе огромна. Хотя бы, потому что он видит в ней божественное участие. Из этой строки («точно в храме, стою я в тиши») мы видим, что он сравнивает природу с храмом. Храм означает для людей место поклонения, тишины, покоя и защиты. Всё это он чувствует, находясь на свежем воздухе, близ родного леса.

Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой.

Разбор типового тренировочного задания:

Подчеркните эпитеты в этой строфе.

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

Читайте также:  Валка_леса_бензопилой_работа

И в восторге молюсь от души.

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Разбор типового контрольного задания

Распределите в столбцы таблицы примеры средств выразительности.

Облака с золотыми краями, месяц встаёт, колос грезит тёплый вечер, огненный шар.

облака с золотыми краями, тёплый вечер, огненный шар

месяц встаёт, колос грезит

Источник

«В синем небе плывут над полями…» И. Никитин

* * *

В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме, стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Анализ стихотворения Никитина «В синем небе плывут над полями…»

Стихотворение «В синем небе плывут над полями…» написано в июле 1858 года зрелым мастером слова И. С. Никитиным, к сожалению, не сумевшим занять достойное место в литературном пантеоне по причине природной скромности и невозможности отдаться поэтическому творчеству вполне.

Необходимость всю жизнь тяжело работать, чтобы обеспечить семью, а позднее – тяжелая болезнь усилили ноты тоски безысходности, пронизывающие все творчество поэта. Стихотворение «В синем небе плывут над полями…» создает чудесный контраст произведениям такого рода. Оно наполнено упоением от самой жизни, восторгом при виде красот летнего вечера, умиротворением, которое передается читателю – автор разделяет с ним свои чувства.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «вечер прозрачно-румян», «золотые края», «огненный шар», «золотое сиянье», «чистое поле» – наполняют палитру стихотворения светом и воздухом;
  • инверсия – «плывут облака», «заметен туман», «прохладой ночною», «месяц встает», «звезд золотое сиянье», «стою я» – создает у читателя мечтательное, созерцательное настроение;
  • олицетворения – «грезит колос», «кротко сиянье» – подчеркивают удивительный покой, снизошедший на природу;
  • метафоры – «встает … шаром», «обдает заревом» – максимально сокращают объем текста, решая задачу создания художественной образности;
  • апокопа (усечение слова) – «тишь» – позволяет по ассоциации со словом «тише» создать более яркий слуховой образ и одновременно выстроить рифму;
  • сравнение – «стою, точно в храме» – то есть благоговейно и радостно;
  • олицетворение – «месяц встает».

Глубокую религиозность И. С. Никитина отражает соответствующая лексика – «кротко», «храм», молюсь», «душа», присутствующая почти в каждом его стихотворении.

Прошедшего суровую жизненную школу Ивана Саввича радует любая малость, в том числе возможность просто побыть наедине с собой. Поэт удивительно точно подмечает краски природы и тонкие черты неочевидных явлений – золотую кайму облаков, образованную заходящим солнцем, полную неподвижность будто задумавшихся колосьев, красноватый оттенок лунного сияния, легкий туман, образующийся от того, что холодеет воздух.

Повествование неспешно – автор словно хочет запечатлеть в душе каждую минуту этого вечера, как будто чувствует, что его земной путь уже измерен.

Источник

Оцените статью