Чудесная яблоня 3 класс

Чудесная яблоня

Чудесная яблоня (польская сказка)

Жила на Карпатах крестьянка. Был у неё единственный сын Владислав.

Как-то раз крестьянка пошла в лес по ягоды. Набрала она полный глиняный кувшин лесной малины и собралась было домой. Глядь, на пеньке старушка в узорном кунтуше [старинная верхняя одежда.] сидит и жалобно просит:
— Дай, милая, мне малинки лесной! А я за это удружу — твоему сыну путь к счастью укажу.
Жалко было крестьянке ягоды отдавать. Но уж очень хотелось счастья для сына, она и протянула старушке кувшин.
Старушка малину всю до последней ягодки съела, губы вытерла и говорит:
— Запомни: если твой сын найдёт дело по душе, то он станет и тебе любезен, и сам счастлив, и людям полезен.
— Какое же дело моему Владиславу по душе будет, бабушка? — спросила крестьянка.
Но ей никто не ответил. Старушка исчезла.

На том месте, где она сидела, только ящерица мелькнула хвостиком и спряталась. А глиняный кувшин сам собой доверху наполнился спелой малиной.
Поняла крестьянка, что видела она не простую старушку, а волшебницу.
Думала она, думала, как найти для сына работу по душе, — ничего не могла придумать.
Повстречала крестьянка портного и спросила его:
— Какая, пан портной, лучшая работа на свете?
— Лучшая работа — портновская, — отвечал он.
Отдала крестьянка Владислава в ученье к портному. Стал мальчик учиться нитки в иголки вдевать, ножницы подавать, утюги греть.
Вот месяца три пролетело. Пришла крестьянка в город навестить сына. Мастер им не нахвалится — и работящий мальчик, и толковый. А сам Владислав невесел.
— По душе ли тебе, сынок, портновское дело? — спрашивает мать.
А сын в ответ:
— Нет, матушка, не по душе. Мы для богачей-бездельников шьём жупаны из золотой парчи, а бедняки раздетые ходят.
Испугалась мать, как бы не посадили сына за такие слова в темницу, взяла его за руку и пошла от портного прочь.
Идут они по дороге, а навстречу сапожник шагает, песню поёт. Остановила его крестьянка и спросила, какое ремесло самое лучшее.
— Сапожное, — отвечает сапожник. — Мы горя не знаем, людей обуваем.
Отдала мать Владислава в ученье к сапожнику.
Месяца два пролетело. Соскучилась мать и пришла сына навестить.
Сапожник Владиславом не нахвалится. А сам Владислав невесел.
Мать его спрашивает:
— По душе ли тебе, сынок, сапожное дело?
А сын в ответ:
— Нет, матушка, не по душе. Мы богачей-бездельников в сафьяновые сапоги обуваем, а бедняки-труженики босиком ходят. Я всё думаю, как бы наоборот сделать.
Испугалась вдова, как бы за такие слова не посадили в темницу Владислава, взяла его за руку и вышли на улицу.
Многих спрашивала крестьянка, какое ремесло лучшее на свете. Всякий своё хвалил.
Видит крестьянка — мимо рыцарь едет. Подошла женщина к нему и спросила, какое ремесло самое лучшее.
Рыцарь остановил коня, подумал и сказал:
— Самое лучшее ремесло — оружейника. Он куёт лёгкие сабли, тяжёлые мечи и острые пики. Отдай сына в ученье к оружейнику.
Отдала крестьянка Владислава в ученье к оружейнику и говорит:
— Довольно я с тобой мучилась. Если тебе и оружейное дело не по душе, отдам тебя в подпаски — деревенское стадо пасти.
Вот месяц пробежал, другой, третий. Зима миновала. Снег почернел. Капель зазвенела.
Однажды утром кто-то весело постучался в хату. Крестьянка открыла дверь — руками всплеснула. На пороге с котомкой за плечами стоит Владислав. Снял он с плеч котомку и сказал:
— Матушка, отдай меня в подпаски! Оружейным делом я заниматься не буду. Оружейнику, нашему хозяину, всё равно, для кого оружие делать — для нас или для врагов. А я не хочу, чтоб поляков теми саблями били, которые я выковал. Лучше я в подпаски пойду.
И пошёл Владислав в подпаски. Пасёт скот, песенки поёт, на свирели играет.
Как-то раз видит Владислав — над ближним лесом дым столбом поднимается. Побежал туда Владислав — и что же! Вокруг белого камня огонь пылает, а по камню большая ящерица бегает.
Пожалел пастух ящерицу, протянул ей свой, посох. По этому посоху, словно по мосту, выползла ящерица на зелёный лужок, ударилась о землю и превратилась в старушку.
— Идём, сынок, идём, пастушок! Ты мне удружил — и я тебе удружу, счастьем награжу.
— Не могу я от стада отойти. Боюсь, на коров волки нападут, — отвечает пастух.
— Не бойся, — говорит старушка. — Пока ты у меня в гостях будешь, мои внучки-ящерицы стадо постерегут.
Пошёл пастух следом за старушкой в большую тёмную пещеру.
Хлопнула старушка в ладоши — сразу стало светло. Увидал Владислав, что стоят в пещере два открытых сундука, оба полны драгоценных камней. В одном рубины лежат — от них струится красный свет, в другом сапфиры — от них льётся голубой свет. Посреди пещеры растёт яблоня, а на ней золотые яблоки.
Говорит старушка Владиславу:
— Возьмёшь сундук с рубинами — самым красивым человеком будешь. Возьмёшь сундук с сапфирами — самым важным и богатым будешь. Яблоню возьмёшь — останешься бедняком, но зато станешь сам счастлив, матери любезен и людям полезен. Будет у тебя яблоня — будет и дело, что тебе всего больше по душе.
— Какое же это дело, бабушка? — спросил Владислав.Говорит старушка:
— Яблоня эта не простая. Каждое утро она цветами покрывается, каждый вечер созревают на её ветвях золотые яблоки. Яблоки эти от любой болезни исцеляют. Только лечить надо даром…
— Дай мне, бабушка, яблоню! — говорит Владислав.
Махнула старушка рукой. Яблоня зашевелилась, отряхнула корни от земли и пошла за подпаском. Идёт, переваливается…
Посадил Владислав яблоню под своим окном и не стал хорошего дела откладывать: нарвал золотых яблок, пошёл по деревне, всех больных накормил яблоками. Все сразу и выздоровели. Выздоровел дровосек, которому перешибло спину сосной, встала с постели даже столетняя старуха Люцина, а её никто и не помнил здоровой.
И полетела по Карпатским горам молва о мальчике, что стадо пасёт, золотыми яблоками от всех болезней лечит, а денег ни с кого не берёт.
Однажды ехал по горной дороге король. У короля был насморк. Лекарь-немец лечил — не вылечил, доктор-француз не исцелил, врач турецкий только рассердил.
Говорят слуги королю: так и так, здесь живёт пастух, который лечит золотыми яблоками.
— Апчхи! — отвечал король. — Апчхи! Везите меня к пастуху.
Поехал король к пастуху. Гонца вперёд послал — предупредить, что сам король к пастуху едет лечиться.
Подъехал король к хижине Владислава, и в это же время принесли к пастуху умирающего зверолова, которого медведь помял.
А на дереве осталось только одно яблоко.

Читайте также:  Как пересадить плодоносящую яблоню

— Лечи меня! — закричал король. — Я тебя по-королевски награжу. Зверолов подождёт!
— Нельзя ждать зверолову — он умирает, — сказал Владислав и дал зверолову золотое яблоко.
Съел яблоко зверолов и выздоровел.
Разгневался король, расчихался. Не захотел до завтра ждать, когда новые плоды вырастут, и отдал приказ золотую яблоню из земли выкопать и в /торцовом саду посадить.
Стали яблоню выкапывать.
Как живая, стонала яблоня, корнями упиралась, ветками своими королевских слуг хлестала. Скрутили её канатами, положили на телегу и повезли во дворец.
Пошёл Владислав к пещере, позвал старушку-ящерицу, попросил дать другую яблоню.
— Другой золотой яблони у меня нет, — сказала старушка. — Дам я тебе разноцветные груши. С их помощью ты старую яблоню вернёшь. Но сначала отведай сам эти груши и пойми их свойства.
Съел Владислав зелёную грушу. Вдруг на лбу у него выросли рога. Съел он красную — рога отвалились. Съел синюю — вырос огромный нос. Съел жёлтую грушу — нос стал таким, как прежде.
Взял Владислав разноцветные груши и пошёл во дворец пленницу-яблоню выручать.
Придворные паны увидали разноцветные плоды и закричали:
— Ах, какие красивые! Продай нам!
— Эти груши не продаются. Берите даром, какие хотите, — отвечал Владислав.
Взяли король и придворные паны синие и зелёные груши, стали есть. Вдруг подняли крик — у кого длинный нос, у кого рога выросли. У короля рога были похожи на оленьи и торчали из короны. А вельможные паны задевали носами друг друга. Поняли они тут, что пастух обманул их. Кинулись к нему, закричали:
— Спаси нас! Бери что хочешь!
— Хорошо, — отвечал Владислав, — я вам помогу. Но за это отдайте мне золотую яблоню.
Дал Владислав королю и придворным красные и жёлтые груши. Принялись они жевать — исчезли тотчас же рога и длинные носы.
Побежал Владислав в сад, где за серебряной решёткой росла золотая яблоня. Она стояла чёрная, будто обугленная.
— Ох, моя яблонька, ох, моя красавица, что ж ты увяла и засохла в королевском саду? — спросил Владислав.
А яблоня человеческим голосом отвечала:
— В неволе засохла, в неволе увяла, на воле опять расцвету.
Стряхнула яблоня землю с корней и сама пошла за Владиславом на Карпаты. И пока шла яблоня домой, на ветках её появились листья и зацвели цветы.
В деревне, где жил Владислав, яблоня снова встала на своё место, и в тот же вечер созрели золотые плоды на её ветках.
Владислав опять стал лечить тружеников.
Был он сам счастлив, матушке любезен и людям полезен, потому что дело пришлось ему по душе.

Читайте также:  Как весной обработать плодовые деревья от вредителей весной

Источник статьи: http://www.planetaskazok.ru/polskieskz/chudesnayayablonyapolskz

Литературное чтение Урок 22 в 3 классе Тема урока: Чудесная яблоня. (Польская сказка)

Цели:

1.Формировать интерес к народным сказкам и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст.

2.Закрепить знание о народных сказках.

3.Развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас.

4.Воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение Урок 22 в 3 классе Тема урока: Чудесная яблоня. (Польская сказка)»

Цели:

Формировать интерес к народным сказкам и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст.

Закрепить знание о народных сказках.

Развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас.

Воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.

Ход урока.

Постановка темы и целей урока.

— У каждого из нас есть любимые сказки. Одна из любимых детских сказок – это «Чудесная яблоня» польская сказка, которая повествует о том, что зло всегда наказывается добром и справедливость обязательно победит в любой ситуации. Жил на свете один паренек, который умел лечить людей и однажды спас от смерти ящерицу, которая превратилась в старушку и подарила пастуху в благодарность за свое спасение чудесную яблоню с целебными плодами, которые могли излечить любую болезнь.

Рассказ о польском фольклоре.

— Среди героев сказок много крестьян, ремесленников, батраков и т. д. Народ, автор-сочинитель этих сказок и легенд, наделил своих героев оптимизмом, добротой, справедливостью; Однако порою Мужичок Простачок не прочь надуть пана или ксендза («Сказки о расторопном Мужичке Простачке» и др.).

Польский фольклор сохранил, несмотря на длинный путь передачи от поколения к поколению, все детали первозданного быта, одежды, утвари, песенки, описание танцев и различных обрядов, идущих еще от времен язычества, а также обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарем. И хотя в Польше больше чем в какой-либо стране распространено католичество, сказки и легенды не отражают особого пристрастия к вере в бога и религии вообще. Наоборот, фигура ксендза, например, в сказках является наиболее привлекательным объектом для осмеяния жадности, суеверия, весьма поверхностной образованности и т. д. («Ксендз и мужик», «Кузнец и ксендз» и др.).

Как и у других народов, у поляков много волшебных сказок и сказок о животных, особенно любимых детьми. В них те же художественные приемы: чудесные превращения, говорящие звери и растения и т. п. Но мораль или смысл сводится к одному: в волшебных сказках побеждает справедливый бедняк, дело решается в пользу работящего и честного человека («О том, как батрак стал паном», «Король-Мужик» и др.), а в сказках о животных маленькое беззащитное создание торжествует над неправым сильным, могущественным хищником («Волки собака», «Кот и лиса» и др.).

Работа с книжной выставкой. Сказки в которых присутствует яблоко или яблоня. Работа в группах.

Задание: Написать названия сказок, в которых есть яблоки, что происходит в сказке благодаря яблокам и яблоням? Выступления групп.

— Не случайно в русских народных сказках так много сюжетов связано с яблоней и яблоками. Именно на это дерево чаще всего прилетает жар-птица, чтобы поклевать золотых яблочков;

— Именно яблоки возвращают здоровье и молодость, а иногда дарят бессмертие;

— Именно яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их.

Знакомство со сказкой «Чудесная яблоня».

Словарная работа – слова выделены звёздочками.

Читайте также:  Обрезка деревьев если мешает

Чтение сказки учителем и учащимися.

Составление плана сказки.

Владислав спасает ященицу.

Старушка предлагает выбрать награду.

Владислав выбирает яблоню, стал лечить людей.

Король или зверолов? Владислав вылечил умирающегозверолова.

Источник статьи: http://multiurok.ru/index.php/files/litieraturnoie-chtieniie-urok-22-v-3-klassie-tiema.html

Конспект урока по литературному чтению

Подойдёт и взрослым и детям

Конспект урока литературного чтения в 3-м классе

Тема: «Чудесная яблоня». Польская сказка

обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;

познакомить с содержанием польской сказки и провести работу по её содержанию;

развивать речь, умение анализировать и делать выводы;

продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

рассматривать сказку как систему отношений;

формировать интерес детей к чтению,

II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества говорится в загадке (Сказка)

— Что такое сказка?

(Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит, Добро побеждает зло)

— Чем же сказка отличается от другого произведения?

(В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения, разные чудеса.)

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

-Прочитайте слова, написанные на доске.

— Как вы их понимаете? (Сказки учат, преподносят нам уроки)

— Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

— Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)

— А как называются сказки, которые сочинил народ?

(Народными. В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много. Это и украинские сказки, сказки народов Севера, татарские сказки и др)

— А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)

Элементы разных сказок

Мы собрали в кузовок.

Отгадай названье сказки

Будь внимателен, дружок.

Давайте вспомним, какие сказки народные мы с вами уже прочитали

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

— Иван, старичок, лапти, барин ( «Чудесные лапоточки» — русская народная).

— Хитрец, Шигай-бай, жадность, мудрость («Жадный бай и Алдаркосе» казахская народная)

— Женщина, пять сыновей, непобедимость, дружба («Братья Лю» китайская народная)

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

— Мальчик, ящерица, яблоня ( «Чудесная яблоня» польская народная сказка) – это сказка с которой мы сегодня познакомимся на уроке. Предположите те, кто не знает эту сказку, о чём она будет?

V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

— Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку откройте учебники на странице 35.

— Какой народ сочинил эту сказку? (польский)

2. Направленное Чтение сказки

Стр 35 ( 1-2 абзац) – Как думаете, как поступит Владислав с ящерицей? Как поступили бы вы?

Стр 35 ( 3, 4, 5 абзац …стадо постерегут) – Как думаете как ящерица-старушка наградит мальчика?

Стр 35-36 (6, 7 абзац … больше по душе) – Что, по-вашему, выберет Владислав? Почему? Как вы поступили бы на месте Владислава?

Стр 36 (8, 9. 10, 11 абзац …а денег ни с кого не берёт) – Одобряете ли вы поступок Владислава, почему? Как думаете, что произойдёт дальше?

Стр 36-37 ( 12, 13, 14, 15, 16 абзац А на дереве осталось одно яблоко) – Как поступит Владислав, по-вашему? Как поступили бы вы на его месте?

Стр 37 17-22 абзац … и повезли во дворец) – Что теперь будет делать мальчик без яблони? А вы что предприняли бы?

Стр 37 23-25 абзац … яблоню выручать…) – Как думаете, что это за груши, какое у них свойство? –Удастся ли мальчику выручить яблоню?

Стр 37-38 26-30 абзац…. Она стояла чёрная, будто обугленная) – Почему? Как думаете, сможет ли Владислав продолжить своё доброе дело? Чем же закончится сказка по-вашему?

Итог. – Понравилась сказка? — Почему мальчик выбрал яблоню, а не богатство? – В чём он видит счастье жизни? – А в чём видите вы счастье жизни?

4. Отзыв к сказке, заслушать несколько.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

— Что понравилось на уроке? – Какой урок извлекли для себя? – Какое настроение после урока?

-Напишите на яблочках добрые дела, которые вы делаете для людей и прикрепите на яблоню, которая на доске

VII.. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.

1. Домашнее задание. На выбор а) Придумать свою сказку с таким названием б) составить синквейн(пятистишье) к названию сказки

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu-331688.htm

Оцените статью