Все о дизайне
История и поэтика ландшафтного дизайна
Друзья, прекрасен наш союз!
Прошу я, обратите взоры
В мир парковых искусств,
Мир музы, сада, флоры.
В преддверии дачного сезона, вашему вниманию предлагаю цикл статей на тему ландшафтного дизайна: теории и практики. Сегодня мы прикоснемся к идее прекрасного, рассмотрим историю возникновения этой науки, творчества и ремесла. Вдохновлять нас будут знаменитые поэты и философы. Начнем с французского писателя и поэта Жака Делиля, воспевшего в стихотворной форме искусство создания сада. Представление французского садовника XVIII века о гармонии воплотилось в его произведении «Сады, или искусство украшать сельские виды», которое и ныне считается великолепным пособием по ландшафтному дизайну.
«Искусство тонкое, что опишу я вам,
Восходит к прошлому, к далеким временам.
С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы«.
Жак Делиль
Доподлинно известно, что сады появились вместе с первыми культурными цивилизациями еще в XX -XV веке до нашей эры. Однако как такового садового искусства в Египте не существовало, скорее это было слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. Композиционным центром парка служило главное здание, вокруг которого в определенном ритме располагались пруды, аллеи, клумбы и открытые павильоны.
На территории Месопотамии или двуречья садовый дизайн можно связать с расцветом культуры Ассирии и Вавилонии (VIII – VII веке до нашей эры). Уникальным считается строительство первых садов на террасах и насыпных платформах. Именно такая идея была применена позднее для создания знаменитого ансамбля Вавилона – «висячих садов» Семирамиды (605-562 гг. до нашей эры).
Самым крупным парком того времени считается созданный ассирийским царем Саргоном II в 8 веке до нашей эры у города Хорсбада. Для его воплощения, специально по заказу правителя, из разных стран были привезены экзотические деревья: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя и некоторые плодовые.
«Так древний Алкиной свой первый сад, сажая,
Убрал на сельский лад ; так, роскошью сражая
Народы, Вавилон цветенье пышных роз
И красоту террас на вышину вознес…»
Жак Делиль
Для садово-парковой культуры Древней Греции была характерна свободная планировка. Творческим прорывом стали греческие священные рощи – герроны, носившие мемориальный характер, а также философские сады для ученых бесед. Отличительной чертой древнегреческого стиля стали городские площади и дорожки, украшенные цветами, зелеными насаждениями, колоннами, вазами и скульптурой.
О парках и садах Древнего Рима с их многочисленными бассейнами, фонтанами, гротами, аллеями можно судить по произведениям Горация (65 – 8 года до нашей эры). Однако сам поэт мечтал о тихом и уютном месте:
«Вот в чем желания были мои: необширное поле,
Садик, от дома вблизи непрерывно текущий источник,
К этому лес небольшой. И лучше и больше послали
Боги бессмертные мне: не тревожу их просьбою боле,
Кроме того, чтоб все эти дары они мне сохранили«.
Гораций
В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. В древнейшем каноне — «Книге Песен» — упоминается «радость парка». Сады в Древнем Китае считались «проявлением божественной гармонии». В них проходила культурная жизнь: прогулки, музицировали, чтение, занятия живописью, ученые беседы. Сады прославляли в литературных произведениях и живописных полотнах. Затем появился и классический компендиум садоводства — трактат Цзи Чэна «Устроение садов» (1634). Автор сравнивал садовую стену с листом бумаги, на котором человек, обладающий художественным вкусом, «выписывает камни».
«В устройстве сада не существует правил,
каждый должен сам выказать свое умение«.
Цзи Чен
Традиция популярных ныне японских садов ведет свой отсчет из древности. В раннем садово-парковом искусстве присутствуют черты, заимствованные из Древнего Китая. Со временем в ландшафтное моделирование приобретает национальные черты и свою философию. Японский сад — небольшой земельный участок — символизирует собой картину мира, где человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.
«Домик в уединенье.
Луна. Хризантемы. В придачу к ним
Клочок небольшого поля«.
Мацуо Басе
Знаменитые сады камней появились в Японии со второй половины XV века. Обычно сад камней — это ровная площадка, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой. Главные элементы «магического действа» – определенное количество необработанных камней, расположенных в определенном порядке, следуя философии дзэн-буддизма. Одним из самых известных является сад пятнадцати камней храма Рёан-дзи, построенный в 1499 году мастером Соами. В нем заложена идея спланированного хаоса из пятнадцати черных необработанных камней, разбросанных по ровной площадке из белого песка.
Итак, путь возникновения и развития садово-паркового искусства исчисляется веками. Каждый раз эта традиция определялась эпохой: культурой, религией и даже политикой. Однако, ландшафтное искусство всегда было зримым воплощением прекрасного. Удивительный факт: определение «ландшафтная архитектура» впервые появилось лишь около двухсот лет тому назад в США. Но это уже совсем другая история.
В следующий раз мы поговорим о садах Европы и России. Да и сама теория станет намного ценнее, если она дополнена практическими наблюдениями. Российский ландшафтный архитектор Александр Сапелин справедливо считает, что понятие «стиль» и «композиция» применимы не только к дворцовым садам и городским паркам. Многие из вас уже знают, насколько творческим и увлекательным может быть процесс создания сада. Поэтому в ближайшей перспективе мы познакомимся с правилами ландшафтного проектирования собственного загородного участка.
Завершим сегодняшнее путешествие словами уже упомянутого Жака Делиля:
«Коль хочешь разбивать, сажать и строить сад,
Постигни раньше край, узнай, чем он богат;
Тогда возможности используешь умело,
И принесет плоды затеянное дело».
Любите ли вы посещать городские парки? Мечтаете ли о собственном приусадебном хозяйстве или уже обустраиваете свой сад?
Автор выражает благодарность Марине Пановой (*mari) за идею цикла статей, посвященных ландшафтному дизайну, за неоценимый вклад и помощь в подборе уникального материала, а также мудрые советы при составлении данной статьи.
Источник статьи: http://iledebeaute.ru/blogs/all_about_design/2011/4/17/15786/
Все о дизайне
История и поэтика ландшафтного дизайна: Европа и Россия
В разгар дачного сезона, вашему вниманию предлагаю вторую статью на тему истории садово-паркового искусства в Европе и России. Как и прежде, вдохновлять нас будут поэтические строчки.
Вот и в поэзии порою так бывает:
Лишь слово, слог — и стих внезапно оживает!
Но, сколько б ни было для зрения услад,
И сердцу говорить о чем-то должен сад!
(Жак Делиль)
В Европе, к искусству создания сада было обращено самое пристальное внимание. Во времена великой эпохи Возрождения (Ренессанса) сады изобиловали оригинальными скульптурными ансамблями, причудливыми водоемами, изящными беседками.
Расцвет садово-паркового искусства начинается с Италии в XIV веке. Сад становится неким продолжением дворца, таким же роскошным и дорогим. К началу XVII в. итальянские барочные сады становятся еще более зрелищными и усложненными: с роскошными каскадами, фонтанами, скульптурными группами. Аллеи объединяются в сложнейшие анфилады с «зелеными залами», поражая воображение зрителей.
Одним из самых великолепных итальянских садов считается сад, разбитый в XVI веке на вилле д’Эсте недалеко от Рима. Самым впечатляющим зрелищем были приводимые водой в движение механизмы (поющие птицы, ухающая сова), которые до нашего времени, к сожалению, не сохранились. Вдоль одной из поперечных дорожек, получившей название Аллея ста фонтанов, уступами размещались небольшие фонтаны и фонтанчики.
Из Италии барокко постепенно проникает во Францию. Там главным шедевром ландшафтной мысли становится сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. Почти сразу же версальский стиль становится образцом для подражания. Основы садово-паркового искусства, заложенные в Версале, образуют отдельный стиль – французский классицизм. Элегантность и чувство прекрасного вдохновляли Менотра, с 1661 по 1668 годы создававшего этот прообраз французского регулярного парка. Тянущийся почти на 6 км Большой Канал пересекается с Малым Каналом в центре парка. Строгая геометрическая основа аллей богато украшена живописными картинами: цветниками, фонтанами и скульптурными группами.
И все мне снится день в Версале,
Тропинка в парке между туй,
Прозрачный холод синей дали,
Безмолвье мраморных статуй…
(М. Волошин)
В начале XIX в., следуя новым веяниям английской культуры, возникает викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений. Все детали викторианского сада подчиняются расположенным в нем цветникам. Из нововведений стоит отметить газоны и бордюры из однолетних травянистых растений.
В ходе XIX века городская культура начинает доминировать над «искусством сада» как такового. Следуя данным тенденциям, американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед создает серию уникальных городских парков. Среди которых можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».
Ветрам колючим загораживая путь,
Танцует дождь и над притихнувшим причалом
Стремится ввысь, куда — не в этом, право, суть,
The Brooklyn Bridge, беря из вечности начало.
Центральный Парк обнимет странной тишиной,
На 57-ой последним экипажем
Простится осень, уступив зиме скупой
На время место в бесконечном Вернисаже.
(Ольга Таранюк)
Теперь обратимся к садам и паркам России.
В XVII в. в России входят в моду увеселительные, или так-называемые «красные» сады. В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Не менее знаменит Измайловский сад в Москве: со зверинцем, ботаническим садом, лабиринтом, многочисленными водоемами и даже виноградниками. Притягателен был и Нескучный сад. Раскинувшийся на высоком берегу Москвы-реки, он был прекрасным местом для отдыха и прогулок.
Нескучное, отколь с чертогами, с церквами
Великая Москва лежит перед глазами
С Кремлём, возвышенным во образе венца;
Пред взорами Москва – и нет Москве конца.
(Александр Воейков)
При Петре I русское садово-парковое строительство ориентируется на классические каноны регулярного сада. Яркими примерами служат Петродворец, Стрельня, Ориенбаум и знаменитое Царское село – «город муз», прославляемый поэтами. По словам Анны Ахматовой, там «столько лир повешено на ветки».
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
(А. С. Пушкин «Воспоминания в Царском Селе»)
В центре города Санкт-Петербурга находятся самые известные парки России – Летний сад и Михайловский сад, Александровский сад, а также Екатерининский, Юсуповский и Таврический сады. Некоторые парки в создавались специально для научных целей. Например, парк Лесотехнической академии или сад Бенуа.
Таврический сад является одним из самых старых в городе на Неве. Он был разбит в конце XVIII в. возле Таврического дворца. В проект вошли пруды, каналы, насыпные холмы, создающие ощущение естественного ландшафта.
Любопытный факт, до XIX веков в России не существовало понятия «дизайнер» или «архитектор», профессия называлась «устроитель садов и парков». Известная цитата отражает суть этой творческой деятельности: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Согласитесь, что это высказывание кажется очень современным и актуальным. Создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой – вот первоочередные задачи ландшафтного дизайна.
В XX веке ландшафтное искусство следует веяниям технического и культурного прогресса, подчиняясь тенденциям постмодернистской эпохи. Новые технологии сподвигают на новые творческие поиски. Однако, хочется завершить наше поэтическое путешествие в историю садов и парков словами великого Жака Делиля:
О, как бы я хотел, чтоб вся моя страна
В Эдем, в единый сад была превращена!
Мечтаете ли о собственном приусадебном хозяйстве или уже обустраиваете свой сад? Что бы вы из идей ландшафтного дизайна хотели бы воплотить в собственном саду?
Автор выражает благодарность Марине Пановой (*mari) за идею цикла статей, посвященных ландшафтному дизайну, за неоценимый вклад и помощь в подборе уникального материала, а также мудрые советы при составлении данной статьи.
Источник статьи: http://iledebeaute.ru/blogs/all_about_design/2011/5/29/16613/
Проект тактильных поэтических ландшафтов
Назва | Проект тактильных поэтических ландшафтов |
Дата конвертації | 28.10.2013 |
Розмір | 18.32 Kb. |
Тип | Документы |
mir.zavantag.com > Философия > Документы
ПРОЕКТ ТАКТИЛЬНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ЛАНДШАФТОВ Тактильный ландшафт располагается в прочной непрозрачной коробке (сделанной из плотного картона, оргалита или фанеры, размеры 35х35х50). Коробке запаяна со всех сторон. На меньших боковых сторонах коробки спереди и сзади располагаются два отверстия с диаметром 16см, затянутые белой тканью с отверстием, затянутым резинкой, так чтобы человек могу просунуть в него руку, но не мог свободно заглянуть внутрь. Коробки будут установлены на уровне груди. Просовывая руку в отверстие, человек постепенно ощупывает тот ландшафт, который располагается внутри. Источник статьи: http://mir.zavantag.com/filosofiya/282802/index.html |