Что такое метаболизм ландшафта

Метаболизм (архитектура)

Метаболи́зм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή — «превращение, изменение») — течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции. Метаболизм не сто́ит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования.

Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Киёнори Кикутакэ:

Японцы привыкли к неразрывности традиции, одной из основ устойчивости нашей цивилизации.

Поэтому и концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм её изменения.

Безусловно, непросто кратко определить все то, о чем я размышлял, создавая эту теорию. Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир.

Движение метаболистов не было данью моде и не создавалось мною для того, чтобы стать её законодателем. В Европе это движение превратилось в модное течение, а в нашей стране, основанной на древних традициях, оно получило иное развитие. Для Японии это был вопрос будущего нашей цивилизации. Поэтому необходимо было учитывать, будет ли нужна Японии наша концепция. При этом мы верили, что такой подход к архитектуре и вообще к построению нового мирного общества будет полезен для развития и других стран.

Вообще, в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура. Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет своё применение и в XXI веке. [1]

Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», относительная «деструктивность» и открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство (иначе — мезопространство), которое согласно теории метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой (как в высшей степени упорядоченной средой обитания) и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается вре́менная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры — её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин» (Nakagin Capsule Tower) (архитектор К. Курокава).

Следует, однако, заметить, что алгоритмы, заложенные в проектах метаболистов, на практике не всегда воспроизводятся и срабатывают должным образом. Тем не менее, эти заранее разработанные «сценарии» жизни зданий и городов играют существенную роль в обосновании проектных решений, а их наглядное представление в виде видеороликов и т.п. служит эффектным дополнением к архитектурной визуализации проекта.

Родственные концепции

  • В СССР единомышленниками в области архитектуры и градостроительства японских метаболистов фактически являлись участники проектной группы «Новый элемент расселения» — А. Гутнов, И. Лежава и др.
  • В Великобритании — проектная группа «Аркигрэм».

В отличие от идей японских коллег, концепции вышеназванных групп в реальном проектировании успеха не имели.

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)

Метаболизм (в архитектуре)

Метаболи́зм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή , «превращение, изменение») — течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции. Метаболизм не сто́ит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования.

Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке:

Японцы привыкли к неразрывности традиции, одной из основ устойчивости нашей цивилизации.

Поэтому и концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм ее изменения. Безусловно, непросто кратко определить все то, о чем я размышлял,создавая эту теорию. Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир. Движение метаболистов не было данью моде и не создавалось мною для того, чтобы стать ее законодателем. В Европе это движение превратилось в модное течение, а в нашей стране, основанной на древних традициях, оно получило иное развитие. Для Японии это был вопрос будущего нашей цивилизации. Поэтому необходимо было учитывать, будет ли нужна Японии наша концепция. При этом мы верили, что такой подход к архитектуре и вообще к построению нового мирного общества будет полезен для развития и других стран. Вообще, в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура. Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет свое применение и в XXI веке. [1]

Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство (иначе — мезопространство), которое согласно теории метаболизма являет собой недостоющее звено между архитектурой (как в высшей степени упорядоченной средой обитания) и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается вре́менная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры — её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин» (Nakagin Capsule Tower) (архитектор К. Курокава).

Следует, однако, заметить, что алгоритмы, заложенные в проектах метаболистов, на практике не всегда воспроизводятся и срабатывают должным образом. Тем не менее, эти заранее разработанные «сценарии» жизни зданий и городов играют существенную роль в обосновании проектных решений, а их наглядное представление в виде видеороликов и т.п. служит эффектным дополнением к архитектурной визуализации проекта.

Родственные концепции

  • В СССР единомышленниками в области архитектуры и градостроительства японских метаболистов фактически являлись участники проектной группы «НЭР» — А.Гутнов, И.Лежава, И.Смоляр и др.
  • В Великобритании — проектная группа «Аркигрэм»(англ.Archigram ).

В отличие от идей японских коллег, концепции вышеназванных групп в реальном проектировании успеха не имели.

Ссылки

Источники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Метаболизм (в архитектуре)» в других словарях:

МЕТАБОЛИЗМ (в архитектуре) — МЕТАБОЛИЗМ, направление в архитектуре и градостроительстве, развивающееся с 1960 х гг. (японские архитекторы Кензо Танге (см. ТАНГЕ Кензо), Кийонори Кикутаке (см. КИКУТАКЕ Кийонори) и др.). Стремясь преодолеть кризис современных городов,… … Энциклопедический словарь

Метаболизм (значения) — Метаболизм: Метаболизм (биология) обмен веществ и энергии в живых организмах. Метаболизм (архитектура) направление в архитектуре, зародившееся в Японии … Википедия

МЕТАБОЛИЗМ — направление в архитектуре и градостроительстве, развивающееся с 1960 х гг. (японские архитекторы Кэндзо Тангэ, Киенори Кикутакэ и др.). Стремясь преодолеть кризис современных городов, метаболизм выдвигает принцип динамической изменчивости,… … Большой Энциклопедический словарь

метаболизм — а, м. métabolisme m. <гр. metabole перемена. 1. Обмен веществ в организмах, совокупность процессов, составляющих анаболизм и катаболизм. СИС 1954. 2. Течение в архитектуре сер. 20 в., пришедшее на смену отсюда название функционализму… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

метаболизм — Концепция, возникшая в японской архитектуре в 50 х гг. XX века, использующая биологические закономерности развития живого организма: зарождение (анаболизм) и распад (катаболизм), придающая особое значение структурным связям между элементами… … Справочник технического переводчика

Метаболизм (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Метаболизм (значения). Метаболизм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή «превращение, изменение») течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее… … Википедия

МЕТАБОЛИЗМ — концепция, возникшая в японской архитектуре в 50 х гг. XX века, использующая биологические закономерности развития живого организма: зарождение (анаболизм) и распад (катаболизм), придающая особое значение структурным связям между элементами… … Строительный словарь

метаболизм — а; м. [от греч. metabolē перемена, превращение] Биол. Совокупность химических превращений веществ и энергии в организме; обмен веществ. * * * метаболизм I (от греч. metabolē перемена, превращение), 1) то же, что обмен веществ. 2) В более узком… … Энциклопедический словарь

Метаболизм — направление в архитектуре и градостроительстве, развивающееся с 1960 х гг. (японские архитекторы Кензо Танге, Кийонори Кикутаке и др.). Стремясь преодолеть кризис современных городов, метаболизм выдвигает принцип динамической изменчивости,… … Архитектурный словарь

метаболизм — I м. Обмен веществ и энергии, совокупность процессов химических превращений веществ и энергии в живых организмах и обмен веществами и энергией между организмами и окружающей средой. II м. Направление в архитектуре и градостроительстве, возникшее… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1034355

Метаболизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы

Метаболи́зм в архитектуре (фр. métabolisme от греч. μεταβολή — «превращение, изменение») — течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма и коэволюции.

Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», относительная «деструктивность» и открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство (иначе — мезопространство), которое согласно теории метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается вре́менная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры — её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин» (Nakagin Capsule Tower) (архитектор К. Курокава).

кензо танге (1913-2005); ФУМИИКО МАКИ , дав): КИЙОНОРИ КИКУТАКЕ (род. 1928); кишо кикутаке (род. 1934)

Capsule Tower — Токио, Япония, KISHO KUROKAWA

Это фантастическое 14-этажное здание — Nakagin Capsule Tower — возведено в деловой части Токио Shimbashi. Оно состоит из 140 отдельных модулей-капсул, в которых находятся офисы и апартаменты для жилья. Капсулы — это блоки размером 4 на 2,5 метра, закрепленные на бетонном каркасе с помощью всего четырех болтов. Каждая капсула – законченный жилой модуль, который имеет возможность функционировать в качестве совершенно отдельного подразделения — самостоятельной жилой площади, к тому же капсулы в состоянии подключаться к друг другу. Их можно заменять, добавлять, переставлять, выкидывать по мере износа. Такой блок легко заменить: их изготавливают на заводе и устанавливают на место с помощью крана. Все необходимые коммуникации — лифты, лестницы, различные трубы и провода располагаются внутри бетонного каркаса

Сити-холл KENZO TANGE, 1991.

Токийская мэрия представляет собой комплекс из трёх зданий, объединенных в единую архитектурную композицию: Токийское правительственное здание №1, Токийское правительственное здание №2 и Дом народного собрания. Высота первого, главного, здания почти 243 метра (45 этажей), также оно включает три подземных уровня. Второе — немного ниже (34 этажа и три поземных). Третье имеет всего восемь этажей, один из которых находится ниже уровня земли; оно расположено чуть поодаль от двух основных, напротив первого корпуса. Все три здания объединены между собой узкими «мостами». В центре образовавшегося квадрата расположенаплощадь в форме веера, вокруг разбит сквер.

Главное здание напоминает футуристический готический собор — на высоте 33-го этажа оно раскалывается на две башни — Северную и Южную. Эти башни специалисты окрестили японским «Нотр-Дам де Пари». В наружном и внутреннем дизайне Токийской мэрии используются элементы, напоминающие компьютерные микросхемы. В частности, изображения микропроцессоров находятся на потолке второго этажа главного корпуса, а также в других частях здания.

ДРУГИЕ ЗДАНИЯ ЯПОНИЯ: «Дом Неба», Токио, Кийонори Кикутаке, 1959; Университет Ришо, Кумагая, Фумиико Маки, 1967-1968; башня компании «Сони», Осака, Кишо Курокава, 1976

Постмодернизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.

В архитектурном контексте постмодер­низм включает различные течения, воз­никавшие с 1960-х гг. в стремлении расширить диапазон ассоциаций и значений, которые мо­жет нести архитектура, и подавлявшиеся орто­доксальным модернизмом. Его источники варьи­руются от чисто исторических ссылок до попу­лярной культуры, но все эти движения определя­ет приверженность к плюрализму формы и зна­чения. В некоторых проявлениях постмодернизм ясно показал, как архитектура может вновь об­рести связь с местом, традицией и сообществом.

ЧАРЛЗ УИЛЛАРД МУР (1925-1994); РОБЕРТ ВЕНТУРИ (род. 1925); ДЕНИЗ СКОТТ ВРАУН (род. 1931); ДЖЕЙМС СТИРЛИНГ (1924-1992); МАЙКЛ ГРЕЙВС (род. 1934); ХАНС ХОЛЛЯЙН (род. 1934); ТЕРРИ ФАРРЕЛЛ (род- 1938); РОБЕРТ СТЕРН (род. 1939); ДЖОН АУТРЭМ (род. 1934); ЛЕОН КРИЕ (род. 1946)

Постмодернистскую архитектуру также называют нео-эклектикой, где орнамент вернулся на фасады, заменив агрессивный без украшений модернизм. Эта эклектика часто комбинируется с использованием непрямых углов и необычных поверхностей; наиболее известные здания, построенные в этом стиле – государственная галерея Штутгарта (Новое здание государственной галереи) и Пьяцца Д’Италия Чарльза Виларда Мура, а также — Шотландский парламент в Эдинбурге.

Постмодернистское движение началось в Америке в период 1960-1970х и затем распространилось по Европе и по всему остальному миру. Постмодернизм или, как его ещё называют «поздний модернизм» появился как реакция на модернизм. Иногда постмодернизм пытается цитировать старые архитектурные стили, часто много и сразу. В отличие от модернизма постмодернизм создаёт здания, учитывая контекст в окружении которого они строятся.

Постмодернизм появился в результате неудач модернистской архитектуры. Её увлечение функционализмом и экономичными зданиями повлекло за собой отказ от элементов украшения, и, следовательно, здания были абсолютно голыми. Постмодернисты понимали, что здания не отвечают нуждам людей в комфорте как реально, так и визуально. Модернизм не принимал во внимание стремление людей к красоте. Проблема назрела, когда несколько однообразных жилых районов просто превратились в трущобы. И постмодернизм искал средство, чтобы вылечиться от этого, используя орнамент и украшения. Форму уже определяют не только её функциональные требования, но и пожелания архитектора.

Роберт Вентури стал первым и наиболее эрудированным сторонником постмодернизма. В двух плодотворных работах: книге-манифесте «Сложность и противоречия в архити оособняке для матери в Филадельфии (1965) — он предложил и выразил архикт гур богатую символизмом, наслоениями, неоднозначностью и намеками, поддерживая свои воды историческими ссылками и научной критикой

Пенсильвания, США, арх. Роберт Вентури, 1962)

Этим проектом Вентури показал, что даже небольшой дом может быть полон значения, ассоциаций и символизма. Труба — старый символ домашнего очага, треугольная фор­ма крыши напоминает классический фронтон, а уравнове­шенная асимметрия окон — прием модернизма, а то и конст­руктивизма. Рельефная арка символически обьединяет умышленно расколотый фронтон и вместе с тем подчерки­вает «расщелину».

Государственная галерея (Штутгарт, Германия, арх. Джеймс Стирлинг, 1977-1984)

Отчетливо неоклассичекие решения вроде карниза свиде­тельствуют о монументалистских тенденциях Стирлинга, но это монументальность носит модернистский характер. Кричащие цвета вносят элемент популизма в сложную смесь культурных «ссылок», в то время как на базовом уровне некоторые участки стены как бы рассредоточены по земле, словно выбитые из общего ряда, чтобы показать, что за всей формальностью каменной кладки скрывается модернистская стальная рама.

Ювелирный магазин «Шуллин», Вена, Австрия, ХансХол-ляйн, 1972-1974; пьяцца д’Италия (площадь Италии), Но­вый Орлеан, Луизиана, США, Чарлз Мур, 1975-1978; отели «Дельфин» и «Лебедь» в Диснейленде, Флорида, США, Майкл Грейвс, 1987-1990; насосная станция, Айл-оф-Догс, Лондон, Англия, Джон Аутрэм, 1988

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.)

Источник статьи: http://studall.org/all2-148706.html

Читайте также:  Открытые беседки с круглой крышей
Оцените статью