Что такое квартал сада

Организация территории сада. Разбивка на кварталы.

Задача правильной организации территории – создать условия для наиболее рационального использования земли. При этом важное значение имеет правильная разбивка сада на кварталы.

Квартал – часть территории сада, ограниченная садозащитными насаждениями и дорогами. От размеров кварталов, параметров их сторон, конфигурации, размещения на местности зависят защищенность плодовых растений от ветров, проявление водно-эрозионных процессов и разрушение почвенного покрова, производительность работы техники и др. Размер и форма кварталов, соотношение их сторон должны обеспечивать транспортный просвет. Наиболее удобны кварталы с прямыми углами и соотношением сторон 1: 2 или 1: 3. Участок разбивают на кварталы с помощью геодезических приборов до предпосадочного окультуривания почвы. Опыт промышленного садоводства показал, что в средней полосе России оптимальной площадью кварталов является 8-15га, длина 400-500 м, ширина 200-300 м. Размер кварталов на плантациях ягодников не должен быть больше 5 га. Длинную сторону квартала располагают обязательно поперек направления господствующих ветров и склона (допускается отклонение не более 25-30°). В каждом квартале размещают только одну породу плодовых деревьев и сорта с одним сроком созревания плодов (летние, осенние или зимние).

Таблица № 13. Количество кварталов под плодовыми и ягодными насаждениями и их площадь

Породы и сорта Площадь, га Площадь одного квартала, га Количество кварталов, шт № кварталов Стороны квартала, м
длина Ширина
Яблоня
Летние 1, 2
Осенние 3, 4, 5, 6, 7
Зимние 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
Крыжовник

Садозащитные насаждения.

По границам каждого квартала высаживают садозащитные насаждения, причем их мощность должна увеличиваться с возрастанием континентальности климата. Роль их сводится к ослаблению или предотвращению водной эрозии почвы, пыльных бурь, которые наблюдаются на Северном Кавказе и в Поволжье. При скорости ветра более 3…5 м/с во всех районах, особенно в северной и средней зонах садоводства, садозащитные насаждения и плодовые деревья дают возможность накапливать в 2…3 раза больше снега, чем в поле, и равномерно распределять его по территории квартала, что снижает опасность подмерзания корневых систем и штамбов плодовых растений.

Садозащитные насаждения изменяют микроклимат в садах. Они способствуют уменьшению расхода влаги на 30 % при скорости ветра до 3 м/с и на 50 % при скорости более 5 м/с, повышают относительную влажность воздуха примерно на 10%, температуру воздуха- на 1…3 оС. Это обеспечивает лучший рост и плодоношение плодовых растений.

Снижая скорость ветра, садозащитные насаждения улучшают условия для работы пчел и завязывания плодов.

В садоводстве используют два типа защитных насаждений: садозащитные опушки и ветроломные линии. Первые представлены посадками по внешним границам сада, состоящими из нескольких рядов деревьев и кустарников. Садозащитные опушки принимают на себя основную силу движущихся воздушных масс и одновременно служат изгородью для сада. Защитные опушки делают многорядными — в обычных условиях 3-4 ряда, а в местах с сильными ветрами 4-5 рядов. Если сад имеет хорошую естественную защиту, то ограничиваются 2-3 рядами. Посадка опушек по внешним границам целесообразна во всех зонах садоводства России. Для небольших садовых массивов (до 30 га) их действия вполне достаточно.

Читайте также:  У нас в саду прошел семинар

Ветроломные линии высаживают в виде 1. 2 рядов древесных пород внутри садового массива. Они служат для ослабления скорости ветра, вновь возникающего на некотором расстоянии от защитных опушек, а также для разделения кварталов.

Породы, вводимые в состав лесополос, должны отвечать следующим требованиям: долговечность и устойчивость в местных условиях, быстрый рост, высокие компактные кроны, неприхотливость, легкость размножения. Они не должны иметь общих с плодовыми культурами вредителей и болезней, не должны образовывать корневую поросль. Желательно, чтобы они давали дополнительную продукцию (медоносы, орехоплодовые и т.д.). Пород, отвечающих всем этим требованиям, не существует, поэтому в защитные полосы водят несколько пород, подразделяя их на главные( береза, липа), подгонные и кустарниковые( акация).

Для закладки садозащитных полос используют двухлетние, хорошо развитые стандартные сеянцы первого сорта, выращенные в древесных питомниках. Посадку производят в период покоя растений, т. е. рано весной или осенью по заранее глубоко обработанной, очищенной от сорняков и выравненной почве.
Для весенней посадки древесных растений необходима зяблевая вспашка почвы на глубину не менее чем на 30-35 см плугом с предплужником, ранне-весеннее боронование и предпосадочная культивация почвы.
Перед посадкой сеянцы тщательно сортируют. Все больные или поврежденные сеянцы отбраковывают. Затем острым секатором обрезают корни так, чтобы длина их была не менее 20-25 см, обмакивают их в почвенную болтушку и немедленно высаживают сеянцы на постоянные места.
Обозначение рядов садозащитной полосы производят с помощью конного маркера или сажают сеянцы по шнуру. Крупные саженцы сажают под лопату, а более мелкие — под меч Колесова. После посадки производят полив. Вслед за посадкой окучивают саженцы землей на высоту в 8-10 см.
В первые годы и до смыкания посаженных древесных растений необходимы тщательный уход за почвой и систематическая борьба с сорняками, которые заглушают молодые древесные растения. Только при этих условиях возможна ползая приживаемость растений и быстрейшее создание садозащитных полос

Дорожная сеть

При закладке плодовых насаждений организуют сеть дорог, которая должна обеспечивать удобный подход тракторных агрегатов и транспорта к каждому кварталу. В

крупных садах устраивают дороги четырех типов:

Магистральная дорога – проходит через центральную часть насаждений и обеспечивает связь всех частей сада с основными дорогами хозяйства и района. Ее устраивают с твердым покрытием шириной 12-13 м (ширина проезжей части 6-7 м, по 3 м обочины);

Окружные дороги – прокладывают по внешним границам сада вдоль садозащитных полос (с их внутренней стороны). Эти дороги служат для связи периферийных кварталов с магистральной дорогой, а также для сокращения проездов транспорта при вывозке урожая. Ширина этих дорог 4. 5 м, ширина обочины 1, 5 м;

Читайте также:  Дизайн садов перед домом

Межквартальные дороги – размещают внутри кварталов вдоль ветроломных линий; они предназначены для связи между кварталами, окружными и магистральными дорогами и для удобства обслуживания производственных процессов. Они имеют грунтовое покрытие, ширина 3. 4м, обочина 1м.

В интенсивных слаборослых садах и на ягодных плантациях для вывоза продукции и выполнения других агроприемов внутри квартала, особенно при большом загущении деревьев в рядах и при организации капельного орошения, через каждые 100. 150 м делают внутриквартальные (межклеточные) дополнительные дороги, проходящие поперек рядов, разделяющие сад на клетки. Ширина таких дорог 5 м.

Источник

Размещение и величина кварталов

Квартал — первичная территориальная единица сада или ягодника, по периметру которой размещены садоза- щитные насаждения (при отсутствии естественной защиты) и дороги. Кварталы должны обеспечивать возможно большую однородность природных условий в своих границах, хорошую защиту от ветра, благоприятные условия для опыления цветков насекомыми, высокоэффективное использование тракторов, машин и орудий при минимальной площади, занятой дорогами, садоза- щитными насаждениями и постоянной оросительной сетью.

На ровных и орошаемых участках организация кварталов зависит от расположения оросительной сети и направления господствующих ветров. Магистральные и водораспределительные каналы или трубопроводы размещают согласно данным вертикальной съемки участка. Размеры кварталов: ширина 600 м, длина 150—300 м (в зависимости от способа орошения). К водораспределительным трубопроводам (каналам) кварталы примыкают короткой стороной, а к оросителям — длинной, то есть таким образом, чтобы главные каналы или трубопроводы были направлены поперек, а поливные — вдоль кварталов.

Для уменьшения числа поворотов, высокопроизводительного использования тракторов, машин и орудий по уходу за почвой в саду и экономии земельной площади обрабатывать сад можно одновременно в 3—4 кварталах, при этом длина гона увеличивается до 1200 м. Для этого ветроломные полосы размещают в створе рядов плодовых деревьев, что обеспечивает проход механизмов из одного квартала в другой, а также исключает необходимость отводить разворотные полосы-дороги шириной по 10 м каждая с обеих сторон ветроломной линии, то есть уменьшает ширину ветроломной линии с 13 до 5 м.

Оптимальный размер квартала зависит от климатических условий, рельефа и защищенности участка и, по данным Всесоюзного НИИ садоводства имени В. И. Мичурина, при сравнительно ровном рельефе составляет 15—20 га. В хорошо защищенных от ветра местах Северного Кавказа, Молдавии и Украины успешно применяются кварталы размером 20—25 га.

Наиболее удобная форма квартала прямоугольная, отношение длинной стороны к короткой — 2—3:1. В районах с сильными ветрами (южная часть Заволжья, Урала, Зауралья) это отношение увеличивается до 4—5 : 1, а размер квартала уменьшается до 4—6 га.

Размещение, форму и размер кварталов на холмистом рельефе и в горах определяют исходя из противо- эрозионной организации территории и последующей технологии ухода и содержания почвы в саду. Ширина кварталов на эрозиопно опасных участках зависит от климатических условии и крутизны склонов. Например, для Молдавии на склонах 3—5° ширина кварталов рекомендуется равной 200—300 м, 5—8°—150—200, 8—12°— 40—50 м.

Читайте также:  Образ раневской вишневы сад

При этом длинные стороны и ряды деревьев в кварталах должны располагаться поперек склона (по направлению горизонталей). Важно стремиться к тому, чтобы каждый квартал размещался на склоне определенной экспозиции и резкие изменения рельефа оказывались вне его границ.

По возможности все кварталы и группы их на отдельных садовых участках должны быть равновеликими, а границы смежных кварталов совпадали. Это облегчает проведение работ и обеспечивает кратчайший путь для проезда транспортных средств.

Дорожная сеть должна обеспечивать удобный подъезд транспорта, сельскохозяйственных машин и орудий к любой части квартала. Межквартальные дороги размещают по границам кварталов с обеих сторон ветро- ломных линий, окружные — между садовой опушкой и садом, магистральные — в местах наибольшего грузопотока. Последние должны быть аллейного типа; с обеих сторон их сажают по одному ряду ореха грецкого (на Украине, в Молдавии, в Закавказье) или других высокорослых пород, рекомендованных в зоне для садозащит- ных насаждений. Чтобы уменьшить некоторое угнетающее влияние садозащитных насаждений на смежные плодовые деревья и обеспечить свободный разворот тракторных агрегатов в садах на концах гонов, Всесоюзный научно-исследовательский институт садоводства имени И. В. Мичурина рекомендует следующую ширину дорог, рассчитанную на двустороннее движение транспортных и сельскохозяйственных машин: меж

квартальных и окружных вместе с обочинами — 5 м, ма- гастральных — 7—9 м.

Расстояние от штамбов плодовых деревьев до межквартальных дорог —5 м, до магистральных—6—7 м. По углам кварталов и в местах стыка садозащнтных опушек и ветроломных линий оставляют просветы шириной 8—10 м для воздушного дренажа, проезда садовых машин, орудий и транспортных средств. Магистральные дороги в больших садах должны быть профилированными с гравийно-каменньш и асфальтовым покрытием[‡‡]. Опыт создания крупных промышленных садов в Молдавской ССР показал, что межквартальные дороги целесообразно проектировать шириной 3—4 м в расчете на одностороннее движение, чередуя его направление, для чего необходимо устанавливать соответствующие дорожные знаки. Это позволяет сократить площадь земель, занятых дорогами до 2 %.

В промышленных садах с уплотненным размещением деревьев в рядах рекомендуется создавать вспомогательные поперечные внутриквартальные дороги шириной 4 м через 100—150 м в Южной зоне плодоводства и через 50—60 м в Белоруссии, не высаживая по 1—2 дерева в каждом ряду. Таким образом, делят кварталы на клетки. С этими дорогами увязывают размещение сортов-опылителей.

Размещение дорог и садозащнтных насаждений на склонах тесно увязывают с противоэрозийными мероприятиями. Межквартальные дороги по длинным сторонам квартала и средний ряд плодовых деревьев в квартале проектируют строго горизонтально поперек склона.

Источник

Оцените статью