Яблоко
Яблоко — древний символ жизни, вечной молодости и бессмертия. Благодаря своей почти идеальной шарообразной форме, оно символизирует целостность, бесконечность, вечность, обратимость, цикличность, совершенство.
Целебные свойства яблока высоко ценились во многих культурах древности. Существовало поверье, что яблоки могут подарить тому, кто их ест, если не бессмертие, то, по крайней мере, крепкое здоровье. Яблоки считались пищей богов, магов и колдунов, благодаря которой они обретают свои сверхъестественные способности. Широко распространен сюжет о добыче героем волшебного яблока: Геракл похищает яблоко из сада гесперид, персонажи славянских сказок отправляются на поиски «молодильных яблок».
Если разрезать яблоко пополам, то его сердцевина будет выглядеть как пятиконечная звезда, священная пентаграмма. Возможно, и по этой причине яблоко было символом богини Афродиты, связывалось с Люцифером. Пятиконечная звезда многообразно проявляет себя в природе. Скорее всего, этот символ появился из схемы движения на небосводе звезды Венеры, повторяющей ее очертания. Пентаграмма — символ женственности, тайного знания, инициации. Такие значения принимает и яблоко.
Аппетитный соблазнительный вид яблока, его аромат стали символом любви, наслаждения, радости жизни, телесности, молодости и свежести.
В Песни песней яблоко — символ страсти, плотского желания. Однако яблоко является аллегорией всего мирского, приходящего, тщетного и подверженного увяданию и гниению. Как писал Иосиф Флавий, внешне гладкое, блестящее и сочное, яблоко Содома внутри было наполнено пеплом.
Державное яблоко
Держава, символ государственной власти, появилась в Римской империи и вела свое происхождение от золотого яблока как символ мира. В Византии к державе добавили на вершине в виде креста, и в таком виде эта регалия впоследствии распространилась по всей Европе.
В России держава появилась в эпоху правления царя Бориса Годунова. Во время венчания на царство государю преподносили скипетр и державу. Она стала олицетворением всего царства, которое, подобно золотому яблоку, правитель должен был крепко держать в руке. Скипетр было принято держать в левой руке, а «яблоко» — в правой.
Адамово яблоко
Традиционно считается, что плод Древа познания добра и зла, который Ева надкусила по научению змея, был именно яблоком. Яблоко стало символом грехопадения, приобщения к тайному знанию. Отведав запретный плод, Адам и Ева стали способны отличать добро от зла и познали чувство стыда. Первые люди вышли из состояния невинности и безмятежности, в котором они пребывали в раю. Поскольку они обрели способность судить в категориях Добра и Зла и в этом приблизились к богам, они были изгнаны из Эдема.
Вкушение Евой и ее мужем яблока символически трактуется и как их вовлечение в половые отношения, которые до этого им были неведомы. Яблоко выступает тут как символ знания, греха, плотских наслаждений. Первородный грех Адама, по мнению богословов, был искуплен крестными муками «второго Адама» — Иисуса Христа. «Адамово яблоко» — второе название мужского кадыка, который якобы появился, когда кусок яблока застрял в горле у первого человека.
Яблочный Спас
Яблочный Спас — Преображение Господне, празднуемое 6 августа по старому стилю, 19 августа по новому стилю. За сорок дней до смерти Иисус поднялся для молитвы на гору Фавор вместе с учениками Петром, Иаковом и Иоанном. Во время молитвы лик Иисуса преобразился, одежда сделалась блистающей и белой. Иисус разговаривал с пророками Илией и Моисеем. Глас Божий раздался из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте».
Произошедшее истолковывается как провозглашение божественной природы Христа, его особого предназначения. Освящение плодов в день Преображения Господня имеет символический смысл — они преображаются, очищаются от мирского, грешного. К Яблочному Спасу обычно созревали яблоки, другие фрукты и овощи, а до этого праздника их запрещалось есть.
Суд Париса
Богиня раздора Эрида была возмущена тем, что ее не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды. Чтобы отомстить за обиду, она подбросила гостям яблоко с надписью «Прекраснейшей». Вокруг яблока разгорелся спор, кому же из трех присутствующих богинь, Гере, Афине или Афродите, оно причитается. Рассудить богинь поручили Парису, сыну Приама, царя Трои. Каждая из богинь пыталась подкупить Париса, чтобы заполучить заветное яблоко. Афина сулила ему мудрость и непобедимость, Гера — почет и могущество.
Однако Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала дать ему в жены саму красивую женщину на земле. Прекрасная Елена, на которую пал выбор Париса, была женой спартанского царя Менелая. Похищение Парисом Елены стало причиной Троянской войны. Миф о ссоре богинь из-за статуса «Прекраснейшей» породил крылатое выражение «яблоко раздора» — повод для противостояния, грозящего повлечь за собой устрашающие последствия.
Источник статьи: http://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/znaki_i_simvoly/yabloko.html
Яблоня
я́блоня — греч. ———— Яблоко — дитя, ребенок, а яблоня — семья. Цветы яблони — весна, начало года, начало любви;
СодержаниеРастения Дерево Яблоко Яблоко, ботанические сведения Яблоко в геральдике |
Посвящена Церере, римской хтонической богине, насылающей на людей безумие.
Среди множества культивируемых греками и римлянами плодовых деревьев было до тридцати видов яблонь. В греческой мифологии творцом яблони выступает опьяневший Дионис, подаривший его Афродите, что дало повод к его эротической символизации.
Специалист по мифологии Р. фон Ранке-Гравес толкует яблоко как широко распространенный символ любви и весны: «Оно является пропуском в Елисейские поля, яблочные сады, вход в которые сохранен только для душ героев… Яблоко — это дар трех Гесперид Гераклу, а также Евы, „матери всех живущих“, Адаму. В конце концов Немесида, богиня священных дубрав, которая в более поздних мифах стала символом божественной мести гордым царям, носит ветвь с яблоками: ее дар героям. Все райские места времен неолита и бронзового века были островами с фруктовыми садами…»
Яблоневая ветвь символизировала одну из греческих богинь — Немезиду, поскольку служила платой за вход в Элизиум. Ветви яблони имеются в атрибутике Немезиды и Артемиды. Используются также в обрядах, связанных с Дианой, где вручаются женихам в качестве приза в полуденных брачных соревнованиях в беге, (девушек-победительниц ночных брачных соревнований в беге награждали оливковой ветвью).
Яблоневое дерево ассоциировалось со здоровьем и бессмертием. Посвящалось Аполлону.
У кельтов Серебряная Ветвь — это ветвь яблони, обладающая магическими и хтоническими силами, а ее плод дает плодовитость невесте.
В легендах кельтов-островитян Авалон, яблочная страна, является символом неземных радостей.
У галлов яблоня была священным деревом, наравне с дубом.
Эстонцы: У молодой яблони запpещается кpасть яблоки, она может засохнуть.
Яблоки и ветки яблони играют важную роль в свадебных обрядах славян. Яблоневая ветка используется при изготовлении свадебного знамени, деревца; Я. укрепляют в венке невесты. Ветки Я. втыкают в каравай (белорусы, украинцы, поляки), в запеченную свадебную курицу (русские). Под яблоней у южных славян совершалось обрядовое бритье жениха перед свадьбой; при смене головного убора невесты на головной убор замужней женщины покрывало с ее головы снимали яблоневой веткой и бросали его на яблоню.
В обрядах Я. связывается с комплексом положительных значений. Чтобы все были здоровы, на Рождество, Новый год умывались водой, в которой лежало Я. (западные славяне); чтобы дети были здоровыми и красивыми, беременная должна была подержаться за яблоню и посмотреть на ее ветки (зимой) или на яблоки (летом); воду после купания новорожденного выливали под сладкую яблоню (Моравия, Словакия). У южных славян на Рождество и в Новый год самый младший член семьи приносил ветку яблони в дом, ее втыкали в рождественский калач; яблоневым прутом ударяли всех домочадцев и скот, а потом забрасывали на яблоню.
Яблоня выступает как посредник между двумя мирами, как связующее звено в приобщении души к миру предков. Маленькую яблоню несли перед гробом, сажали на могиле (вместо креста), чтобы умершие могли через нее общаться с живыми (сербы, болгары). Полагали, что деревце находилось с покойником в пути до самого его перехода на «тот свет». Когда яблоня засыхала, это значило, что душа достигла рая и дерево должно расстаться с ней. После похорон молодого неженатого человека яблоневую ветку втыкали в потолок в помещении, где лежал умерший (болгары).
Южные славяне считали, что яблоня связана с нижним миром, так как ее плодами питаются самодивы, ее сажают на могилах. Другие полагали, что до Яблочного Спаса, то есть до освящения яблок, на яблоне обитают русалки, черт (Полесье); под ней находят клады (поляки).
Песня о священной яблоне наpодности эpзя (Hижегоpодская обл.) [1] . Яблоня в песне теpяет pеальные чеpты, становится своего рода деревом жизни и национальным символом:
В кpасном углу цветёт Святое деpево, У этого деpева веpхушка До неба дошла. Это деpево по всему свету Цветёт. У этого деpева по пяти фунтов Листья. У этого деpева по семи фунтов Яблоки. У этого деpева по всей России Коpни.
«Настоящая яблоня (Malus silvestris) в Китае не культивируется; найденные разновидности более сходны с M. prunifolia, внешне красивы, но цветут скудно. Дикая сибирская яблоня M. baceata имеется в большом изобилии на Севере. Мелкая вишневая яблоня, Pyrus spectabilis, также распространена».
В Китае яблоко является символом мира и согласия по причине созвучия китайских слов пин — «яблоня» и пин — «мир».
Яблоневый цвет встречается как декоративный мотив и символизирует женскую красоту. Цветок яблони — китайский символ мира и красоты.
Соломона 2:3, где говорится: «Что яблонь между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей». Этот отрывок был истолкован как намек на Христа.
Такое толкование основывается на Книге Песни Песней Соломона 2:3 где говорится: «Что яблонь между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей». Этот отрывок был истолкован как намек на Христа.
« Обыкновенно думают, что это название означает лимонное дерево с его плодами. Собственно яблонное дерево очень редко на Востоке, и приносимые им яблоки не имеют красоты, и приятного запаха, и в сем отношении оно мало соответствует изображению его в Священном Писании. Лимонное же или апельсинное дерево, напротив, всецело соответствует этому, что говорится в Кн. Песнь Песней об его красоте. благовонном запахе, и приятном вкусе и освежающем действии плодов оного. Другие же разумеют под сим названием померанцевое дерево».
Яблоня соотносится (астрологическая зависимость) с созвездием Девы.
Примечательно, что даже непривлекательная яблоня-дичок нашла свое применение в геральдике. «Лесное яблоко, жесткое и кислое, особенно хорошо служит для сохранения вина, чтобы оно не прокисло. Таким образом, жесткостью наказывается зло, добродетель же сохраняется» (Бёклер, 1688).
Яблоня, обремененная избытком плодов, надломленная и склонившая ветви.
- Моё изобилие вредит мне.
Символ того, что изобилие или слишком большая удача становятся источником погибели для многих, приводят человека ко многим порокам и затруднительным обстоятельствам, которых при умеренной удаче он мог бы избежать. [EMSI 2-12,с.114] в данном случае рассматриваются как плоды вообще! NB!
Яблоня Жизни — в этом названии отзвуки рассказанной выше легенды об Артуре.
Источник статьи: http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%AF%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8F
Яблоня
ЯБЛОНЯ (лат. Malum). Однозначного толкования ее названия нет. Одни исследователи полагают, что в переводе с латинского «Malum» означает и яблоко, и зло, беду. Другие считают, что оно произошло от древнегреческого «malon» и могло равно обозначать как яблоко, так и овцу.
Русское слово «яблоня» произошло от старославянского «аблонь», а оно — от индоевропейского «albho», что означает «белый». Действительно, в разрезе яблочная мякоть обычно белая. Народные названия: кислиця, кислички, дички, лешовка. Лешовкой называли дикую яблоню, считалось, что съесть ее кислое яблоко мог только леший.
Символика яблока тоже не однозначна. Практически у всех народов оно является символом плодородия, здоровья, любви, красоты. И в то же время, по греческой мифологии – символом раздора, а в христианской традиции — символом искушения, первородного греха, запретным плодом. В украинской легенде падший ангел соблазняет Адама и Еву яблоком, сказав, что съев его, они станут богами.
Круглая форма яблока трактовалась древними как вечность без начала и конца, целостность и единство мира. Яблоня — семья, а яблоко — дитя, ребенок. Цветы яблони — весна, начало года, начало любви. Ее плод — осень, конец года, конец жизни. Цветы яблони символизировали также материнскую преданность. На Украине для семилетней девочки плели венок из семи цветов и впервые вплетали в него цветы яблони. Отец дотрагивался венком до дерева, говорил: «Мать-яблуня, кормилица наша…» и просил у нее здоровья и счастья ребенку.
А еще в мифологических представлениях наших предков яблоко наделялось способностью предсказывать судьбу, спасать от беды, быть эликсиром молодости. По преданиям, молодильные яблоки обладали большой силой. Росли они в далекой стране за тридевять земель, в тридесятом царстве и охраняли их злые великаны и драконы. Побороться за эти яблоки стоило, ибо они могли не только наделить здоровьем и вечной молодостью, но даже вернуть жизнь покойнику и получить власть над Вселенной.
Чтобы вернуть молодость, старику надо было съесть такое яблоко и запить живой водой. Ну, а если нет возможности добыть, молодильное яблоко, то по поверью, в него может превратиться самое обычное, сорванное в своем саду, если соблюсти определенные условия. На растущую луну в течение 12 дней, за час до сна нужно съедать наговоренное яблоко. Наговаривать обязательно трижды: «То ли в дождь, то ли в солнце, толь в жару, толь в холодину, было простым, стало молодильным. Да будет так! Да будет так! Да будет так»
С яблоней, яблоком связано множество, обычаев, традиций, большинство из которых относятся к свадебной обрядности, браку, семье. У славян яблоко выступало как любовный знак. Верили, что для того чтобы увидеть во сне суженого и испытать любовное томление, застенчивой девушке нужно летом лечь под яблоней. Предложить яблоко значило признаться в любви. А принятое девушкой во время сватовства, оно означало ее согласие на брак. Ветка яблони украшала венок невесты, использовалась при изготовлении свадебного деревца, в убранстве праздничного стола. В старину украинцы втыкали ветку яблони в каравай (паляницю), а русские — в свадебную курицу.
В некоторых местах молодожены съедали разломленное пополам румяное яблоко сразу после венчания. По поверью, это обеспечивало их плодовитость и красоту будущих детей. По другим поверьям, для будущего здоровья и красоты детей беременной нужно было подержаться за дерево яблони и посмотреть на ее ветки зимой, или на яблоки — летом. Считалось, что от бесплодия помогает яблоко, выросшее первым на молодой яблоне, или зародившееся после вторичного цветения, а также долго висевшее на дереве. А вот если увидеть во сне падение двух яблок, то по украинским поверьям, родятся близнецы.
Дети всегда воспринимались как продолжение жизни, продолжение рода. Было принято на Новый год, который понимался как начало новой жизни, когда закладывается судьба человека, дарить им яблоки для накопления жизненной силы.
В народном сознании яблоня и ее плоды наделялись магической силой. Чтобы добиться высокого роста ржи, в некоторых областях России было принято перед посевом, сорвав яблоко, подбросить его повыше вверх. А чтобы хорошо росла коса, в Великий четверг и на Яблочный Спас рано утром девушки ходили под яблони чесать свои волосы гребнем из яблоневого же дерева. Верили, что для обеспечения здоровья необходимо на Рождество и Новый год умываться водой, в которой лежало яблоко, что яблоня, посаженная рядом с домом, притягивает к нему благополучие.
По поверьям, яблоки обладают особой силой исполнения желаний в праздник Преображения Господня, отмечаемый 19 августа, в народе он зовется Яблочным Спасом. Именно в этот день на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. А почему не раньше? Ответ дают древние легенды о райских птицах Сирин и Алконост, в которых причудливо смешались язычество и христианство.
Эти мифические птицы с женским лицом и короной на голове прилетают из райского сада на землю именно к яблоне и приносят в своих острых когтях целительные травы. Лицо Сирин-птицы непроницаемое, суровое, а на лице Алконост-птицы – улыбка. Одна напоминает о том, что земная жизнь быстротечна, что богатство и власть в ней ничего не стоят. Другая – птица, приносящая счастье, дарует любовь и веру. ( Сирин и Алконост. В. Васнецов).
Сирин-птица прилетает к яблоне ещё задолго до яблочного Спаса и смахивает со своих крыльев мертвую росу. Поэтому, по народному поверью, сорвавший яблоко прежде срока, может сорвать именно то, на которое попала эта роса. И тогда за свое нетерпение, жадность бывает наказан человек смертью. Птица Алконост прилетает именно на Спас и смахивает с крыльев живую росу. Все плоды на яблонях с этого дня становятся целительными, в них появляется удивительная сила.
Запрет есть яблоки до Спаса особенно строго распространялся на родителей, у которых в текущем году умерли дети, или вообще на тех, кто лишился своих детей. Этот запрет соблюдался и соблюдается до сих пор во многих местах. По поверьям, при его нарушении умершим детям Бог не даст «на том свете» райского яблочка и им будет тяжело.
Люди верили в то, что на Спас яблоки становятся волшебными, что если загадать желание, а затем съесть освященное яблочко, то желание обязательно сбудется. В этот день было принято щедро подавать бедным – считалось, что чем щедрее будет человек, тем добрее к его усопшим родственникам отнесется Бог, что кто на Спаса угостит нищего урожаем, следующий год проведет в изобилии.
Яблоки входили в состав ритуальных блюд в виде «взвара», «узвара» (укр.) — компота из сушеных фруктов. Их обязательно подавали на стол и во время свадьбы, и в рождественский сочельник, и на поминальной трапезе. У славян яблоко связано с миром мертвых и играет значительную роль в похоронно — поминальных ритуалах. Его использовали и в качестве пищи мертвых, и как средство для поминовения умершего.
Яблоко клали в гроб или могилу, так как, согласно поверьям, умерший питается «на том свете» яблоками и пряниками. Умершего на яблочный Спас ребенка у восточных славян, как правило, подпоясывали. Этот обычай связан с наивным представлением о том, что Бог на Спаса будет раздавать детям яблоки, и надо, чтобы ребенок мог положить яблоко за пазуху. У многих славянских народов широко был распространен и сохранился до сих пор обычай оставлять на могиле в дни поминовений яблоки наряду с хлебом, яйцами, деньгами. Яблоками же обменивались в поминальные дни на кладбище — за упокой души умершего.
Такое привычное яблоко, оказывается, играло весьма важную роль в мировосприятии наших предков. И в заключение – еще об одной чудесной, современной нам яблоне.
Есть на Украине в городе Кролевце (Сумская область) удивительное дерево, безусловно, единственное в мире. Это яблоня-куст старше 220 лет, которая является колонией из 15 связанных между собой родственных деревьев. Она занимает площадь более тысячи квадратных метров. Когда-то эта колония была одним деревом, но потом яблоня стала расти «неправильно»: с возрастом дерево согнулось так сильно, что его ветви уперлись в землю и начали пускать корни. Таким образом, яблоня как бы продлевает себе жизнь — отмирает один из стволов, образуется новый. Материнского ствола уже давно нет, но яблоня продолжает жить. Цветет чудо-дерево каждый год, но плоды, сладкие и терпковатые на вкус, бывают только на одной половине яблони, вторая же ее половина отдыхает.
Конечно, чудо-дерево окружено легендами. По одной из них — яблоня проклята, по другой – склоняя ветки к земле, она тоскует по умершему князю Мещерскому, который ее когда-то сам посадил (яблоня-колония растет на территории бывшего имения Мещерских). По третьей — князь посадил яблоньку на могиле своей рано умершей, горячо любимой жены и его тоска по ней передалась дереву. Научного же объяснения феномену яблони-колонии пока нет.
Источник статьи: http://myphs.jimdofree.com/2014/11/02/%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8F/