Что для гаев сад

Гаев • главный герой 💡

Леонид Андреевич Гаев – один из главных героев пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад”; брат Раневской.

Описание Гаева

Леониду Андреевичу пятьдесят один год. Это “человек восьмидесятых годов” – восторженный и легкомысленный либерал, считающий, что хорошо знает народ. Это пассивный, стоящий на краю пропасти человек. Он по-настоящему привязан только к самому себе, своим чувствам и эмоциям. Леонид Андреевич – страстный любитель бильярда.

Гаев до сих пор одевается и раздевается при помощи слуг. Старый и больной Фирс выступает для него в роли няньки. При этом изнеженный барин вынужден переносить насмешки лакея Яши. Ничего сделать со слугой дворянин не может и лишь сетует сестре: “Или я, или он…”. Леонид Андреевич уже привык к тому, что его благородное происхождение утратило всяческую ценность. Когда выходец из простого крестьянства Лопахин обзывает Гаева “бабой”, тот лишь глупо переспрашивает: “Кого?”.

Судя по всему, в прошлом Гаев был отчаянным игроком, кутилой и мотом. Об этом свидетельствуют его постоянные неуместные восклицания, относящиеся к игре в бильярд (“Режу в среднюю!”), а также следующая фраза: “Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах”. Леонид Андреевич часто произносит патетические речи, которые на общем безрадостном фоне звучат слишком глупо. Эти монологи “ни к селу, ни к городу” (“Дорогой, многоуважаемый шкаф!”; “О природа, дивная” и т. п.) смущают окружающих и самого Гаева, сознающего себя пустым фразером.

Гаев, как и его сестра, является типичным представителем исчезающего русского дворянства, совершенно неприспособленного к практической жизни. Прекрасно понимая, что имение будет продано с торгов, Леонид Андреевич, тем не менее, решительно отклоняет коммерческое предложение Лопахина: “Какая чепуха!”. Он беззастенчиво зевает, слушая практические советы купца. Гаев и Раневская считают сдачу земель в аренду под дачи слишком пошлой вещью. Для них это варварство, кощунство, святотатство и, наконец, просто оскорбление фамильных традиций. Обоим свойственно глубокое пренебрежение к выгоде и житейскому расчету.

Гаев не способен понять совершающиеся кардинальные перемены в стране и русском обществе. Он вместе с сестрой отживает свой век, как и прекрасный, но совершенно бесполезный вишневый сад. К Леониду Андреевичу вполне применимы слова Лопахина о людях, которые “существуют неизвестно для чего”. Гаев бредет по заколдованному кругу праздности, бессилия и тунеядства. Для него характерно невероятное душевное оскудение. Леонид Андреевич резко перескакивает с одной мысли на другую; то смеется, то плачет. Ему достаточно сказать одну фразу из бильярдной игры, чтобы вернуть себе душевное равновесие.

Леонид Андреевич сравнительно легко переносит величайшую жизненную трагедию – полное разорение и потерю имения. Он безропотно ждет рокового дня, на который назначены торги, и продолжает надеяться на чудо. Отказываясь сдавать землю дачникам, Гаев видит несколько способов спасти имение от продажи. Все эти способы характерны для ленивого русского дворянства, привыкшего жить за счет чужого труда: получение наследства, брак Ани с обеспеченным человеком, попытка выпросить денег у богатой тетки.

Читайте также:  Японский сад то должны

Гаеву предлагают работу в банке. На всем протяжении пьесы он размышляет над этим предложением. Никогда не работавшему изнеженному дворянину претит сама мысль о необходимости постоянно ходить на службу. Да и жалование (шесть тысяч в год) не идет ни в какое сравнение с прежними доходами от имения и, конечно, не поправит финансовое положение семьи. Раневская понимает, что брат вряд ли сможет долго проработать: “Где тебе! Сиди уж…”. Лопахин по этому поводу высказывается еще откровеннее: “Не усидит, ленив очень…”.

Гаев привык с легкостью “бросать слова на ветер”. Он восторженно клянется честью, счастью, “всем существом” своим, что имение будет спасено. Никаких реальных оснований для такого заявления у Леонида Андреевича нет.

По мнению современной Чехову консервативной критики, Гаев и Раневская – “пассивные жертвы инициативного капиталиста-хищника Лопахина”.

Роль Гаева в произведении

Гаев фактически не оказывает никакого влияния на остальных героев и развития действия пьесы в целом. Все его слова – пустая болтовня. Барин продолжает жить в прошлом. Он не принимает настоящего и боится заглядывать в будущее. Леонид Андреевич – один из так называемых “лишних людей”, чье существование не приносит ни пользы, ни вреда. Образ является символом вымирающего дворянства, гибель которого знаменует собой окончание целого периода отечественной истории.

Развитие героя

На всем протяжении пьесы никаких заметных изменений с Гаевым не происходит. На это он уже попросту не способен. Душевная закостенелость Леонида Андреевича особенно заметна в конце третьего и четвертом действии.

Вернувшись в слезах с аукциона, на котором имение было продано Лопахину, Гаев моментально забывает о своем горе, услышав стук бильярдных шаров. Покидая навсегда имение, он “весело” говорит: “Теперь все хорошо”. На прощание он пытается произнести очередную напыщенную речь: “Могу ли я умолчать, могу ли удержаться…”.

Таким образом, даже ужасная жизненная катастрофа ничего не меняет в Гаеве, не побуждает его к решительным действиям. Он лишь пассивно принимает предложение стать “финансистом”, но едва ли сможет долго проработать в банке.

Отношение Чехова к Гаеву

В описании Гаева отчетливо проступает насмешка Чехова. Писатель, как известно, был убежден в необходимости упорного созидательного труда. Он не мог не испытывать презрения к безынициативному и ленивому дворянству, которое уже ни на что не способно и покорно ждет своего конца.

Лишь в последнем четвертом действии пьесы образ Гаева вызывает некоторое сочувствие. Брат и сестра перед отъездом из уже не принадлежащего им имения “бросаются на шею друг другу и рыдают”. Чисто по-человечески автору жалко пустого болтуна, которому уже нет места в новой эпохе.

Прототипы

Образ бесполезного легкомысленного барина появлялся в целом ряде произведений Чехова. Непосредственным литературным предшественником Гаева является Сергей Сергеич из рассказа “У знакомых”.

Реальным прототипом Гаева считается Алексей Сергеевич Киселев – хозяин имения Бабкино. В переписке с Чеховым Киселев сообщал о своих опасениях насчет возможной продажи имения с аукциона. Он тоже надеялся на помощь богатой тетки и в конце концов устроился на службу в банк. Жена Алексея Сергеевича жаловалась Чехову на то, что ее муж “стал старым младенцем, добродушным и немного пришибленным”.

  1. Айхенвальд Ю. И. Чехов // Сухих И. Н. и др. А. П. Чехов: pro et contra. Том I. – СПб., 2002.
  2. Воровский В. В. Лишние люди // Сухих И. Н. и др. А. П. Чехов: pro et contra. Том I. – СПб., 2002.
  3. Зубарева В. Чехов в XXI веке: позиционный стиль и комедия нового типа. – 2015.
  4. Овсянико-Куликовский Д. Н. Этюды о творчестве А. П. Чехова // Сухих И. Н. и др. А. П. Чехов: pro et contra. Том I. – СПб., 2002.
  5. Паперный З. С. Записные книжки Чехова. – М., 1976.
  6. Полоцкая Э. А. Вступительная статья к примечаниям; И. Ю Твердохлебов, Э. А. Полоцкая. Комментарии // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 13. Пьесы (1895-1904). – М., 1986.
  7. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.
  8. Тамарли Г. И. Поэтика драматургии А. П. Чехова. – Таганрог, 2012.
  9. Чуковский К. И. А. Чехов // Сухих И. Н. и др. А. П. Чехов: pro et contra. Том I. – СПб., 2002.
Читайте также:  Сад моя няня оплата

Известные цитаты героя

Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.

Гаев. Действие 1.

Гаев в беседе с Варей о судьбе сада, пытаясь придумать как раздобыть денег для того чтобы спасти имение.

Сочинения по произведению

Источник

Характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад»

Для понимания восприятия Чеховым дворянства необходимо рассматривать и характеристику Гаева в пьесе «Вишневый сад», брата главной героини, практически двойника Раневской, однако менее значительного. Поэтому в списке действующих лиц он обозначен «братом Раневской», хотя он старше ее и имеет столько же прав на имение, как и сестра.

Гаев Леонид Андреевич-помещик, «проевший состояние на леденцах», ведущий праздный образ жизни, но ему странно, что сад продают за долги. Ему уже 51 год, но у него нет ни жены, ни детей. Он живет в старом имении, которое разрушается у него на глазах, под опекой старого лакея Фирса. Однако именно Гаев все время пытается занять у кого-нибудь денег, чтоб покрыть хотя бы проценты по долгам и своим и по сестриным. А его варианты погашения всех кредитов больше похожи на несбыточные мечты: « Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини…»

Образ Гаева в пьесе «Вишневый сад» стал карикатурой на дворянство в целом. Все отрицательные стороны Раневской нашли более уродливое отношение в ее брате, тем самым еще более подчеркивая комизм происходящего. В отличии от Раневской, описание Гаева в основном находится в ремарках, которые раскрывают его характер через действия, в то время как персонажи крайне мало говорят о нем.

Особенности характера Гаева

О прошлом Гаева рассказывается очень мало. Но понятно, что он человек образованный, умеющий обличать свои мысли в красивые, но пустые речи. Всю жизнь он прожил в своем имении, завсегдатай мужских клубов, в которых предавался своему любимому занятию-игре в бильярд. Все новости он приносил именно оттуда и там же получил предложение стать служащим банка, с годовым окладом в шесть тысяч. Однако для окружающих это было очень удивительно, сестра говорит: « Где тебе!

Читайте также:  Необычный ландшафтный дизайн сада

Сиди уж…», сомнение высказывает и Лопахин: «Только ведь не усидит, ленив очень…». Единственным человеком, который верит ему, является его племянница Аня « Я верю тебе дядя!». Чем же вызвано такое недоверие и в чем-то даже пренебрежительное отношение со стороны окружающих? Ведь даже лакей Яша показывает свое неуважение к нему.

Как уже было сказано, Гаев – пустослов, в самые неподходящие моменты он может пуститься в разглагольствования, так, что все окружающие просто теряются и просят его молчать. Леонид Андреевич и сам это понимает, но это часть его натуры. Так же он очень инфантилен, не способен отстаивать свою точку зрения, да и сформулировать ее толком не может. Ему так часто нечего сказать по существу, что постоянно звучит его любимое слово « Кого» и появляются совершенно неуместные бильярдные термины. Фирс до сих пор ходит за своим хозяином как за малым дитём, то с брючек пыль стряхивает, то несет ему теплое пальто, и для пятидесятилетнего мужчины ничего зазорного в такой опеке нет, даже спать он идет ложиться под чутким взором своего лакея. Фирс искренне привязан к хозяину, но даже Гаев в финале пьесы «Вишневый сад» забывает про своего преданного слугу. Он любит своих племянниц и свою сестру. Вот только стать главой семьи, в которой он остался единственным мужчиной, так и не смог и помочь никому он не может, так как ему это в голову даже не приходит. Все это показывает, насколько неглубоки чувства этого героя.

Для Гаева вишневый сад значит так же много, как и для Раневской, но, как и она не готов принять предложение Лопахина. Ведь разбить имение на участки и сдавать в аренду «пошло», во многом по тому, что это приблизит их к таким дельцам как Лопахин, а для Леонида Андреевича это недопустимо, так как он считает себя истинным аристократом, поглядывая свысока на таких вот купцов. Вернувшись в подавленном состоянии с аукциона, на котором было продано имение, у Гаева на глазах лишь слезы, и едва услышав удары кия об шары, они высыхают, еще раз доказывая, что глубокие переживания ему попросту не свойственны.

Гаев как заключительная ступень эволюции дворянства в творчестве А.П. Чехова

Гаев замкнул цепь, состоящую из образов дворян, созданных Чеховым на протяжении всей творческой жизни. Он создал «героев своего времени», аристократов с прекрасным образованием, не способных отстаивать свои идеалы, и именно эта слабость позволила занять господствующее положение таким, как Лопахин. Для того, чтобы показать насколько обмельчали дворяне, Антон Павлович максимально занизил образ Гаева, доведя его до карикатуры. Многие представители аристократии очень критично отнеслись к такому изображению своего класса, обвиняя автора в незнании их круга. Но ведь Чехов и хотел создать даже не комедию, а фарс, что у него с успехом получилось.

Рассуждения об образе Гаева и описание особенностей его характеры может быть использована учениками 10 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Гаева в пьесе «Вишневый сад»».

Источник

Оцените статью