Чем занимается дефектолог в саду

Дефектолог в детском саду, его обязанности

Дефектолог — это специальный педагог, который проводит коррекционные занятия с детьми, имеющими различные отклонения развития.

Дефектология – это наука, которая появилась на стыке педагогики и медицины, однако специалист дефектолог не является врачом.

Дефектолог является коррекционным педагогом, основная задача которого заключается в организации коррекционного воспитательного и образовательного процессов для детей имеющих ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ). Дефектолог осуществляет коррекционную деятельность не только в ДОУ, но и в школах, социальных и реабилитационных центрах, поликлиниках. Работать дефектолог может не только в индивидуальном порядке с конкретным ребенком, но и с группой детей.

В настоящее время в дефектологии выделяют следующие отрасли:

  • Олигофренопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные интеллектуальные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость и т.п.).
  • Сурдопедагогика – осуществляет коррекционную работу с детьми, имеющими различные проблемы со слухом.
  • Тифлопедагогика – занимается коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения зрения.
  • Логопедия – осуществляет коррекционную работу с детьми, которые имеют разнообразные речевые нарушения.

Работа дефектолога в детском саду весьма разнообразна, а ее содержание и направление зависят от конкретных нарушений, выявленных у воспитанников. В отличие от детского сада в общеобразовательной школе педагоги-дефектологи встречаются намного реже, так как они работают в основном в специализированных школах, с детьми с ОВЗ. В общеобразовательной школе с детьми работают основном логопеды и психологи.

Ещё одной из важнейших сторон работы дефектолога является привитие детям необходимых бытовых и социальных навыков. Так как ребенок, имеющий интеллектуальную недостаточность, плохо адаптируется к жизни, а дети, имеющие нарушения зрения (слепота) не может ориентироваться в пространстве. Помочь справиться с этими проблемами, и призван дефектолог.

Работа дефектолога с детьми в детском саду

Работа дефектолога в деском саду заключается в том, чтобы воспитывать, обучать, знакомить с окружающим миром, расширять кругозор, приобщать к общечеловеческой культуре и много другое. Перечень деятельности дефектолога в детском саду весьма обширен. Непосредственно для каждого ребенка педагог самостоятельно подбирает направления коррекционной работы. Выбор зависит от общего уровня развития ребенка, его возраста и выявленного у него вида нарушения.

Общей целью работы дефектолога в детском саду является формирование у каждого ребенка устойчивой мотивации к обучению.

Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:

  • Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка. Например, педагог устанавливает, как ребенок вступает в контакт, каков у него рабочий темп, обследуется понимание устных инструкций, слуховое и зрительное восприятие.
  • Второй этап — разбивка детей на группы, в зависимости от полученных результатов обследования. В том случае, если ребенок не способен работать в группе (например, аутисты), то для них занятия будут проводиться индивидуально.
  • Третий этап – непосредственно коррекционная работа, по индивидуально составленным планам.
Читайте также:  Сад японо российской дружбы адрес

Проведение дефектологом занятий осуществляется в следующих направлениях:

  1. Ознакомление с окружающим миром – направлено на формирование представлений о мире, природе, животных и явлениях; развитие ответственности и внимательности за собственные действия.
  2. Развитие элементарных математических представлений – педагог знакомит детей с величиной и формой предметов, а также их иными характеристиками.

Большое внимание дефектолог уделяет сенсомоторному развитию у детей. С детьми проводят пальчиковые игры, конструирование с использованием различных по размеру деталей, обследование разнообразных необычных предметов, природных материалов и т.д.

Помимо работы с детьми, дефектолог проводит работу и с их родителями. Работа с родителями проводится в форме консультаций (групповых и индивидуальных), беседы, разговора и т.д.

Приемы и методы работы дефектолога зависят от вида и степени нарушения. Коррекционный образовательный процесс строится на основании особенностей нарушения.

При работе с детьми, имеющими проблемы со слухом, работа дефектолога направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире. При тугоухости проводится коррекционная работа по сохранению и развитию коммуникативных навыков, при глухоте детей обучают языку жестов.

Работа с детьми, имеющими проблемы со зрением, направлена так же на их успешную адаптацию в обществе. Для этого дефектолог учит детей по специальным книгам, при работе с которыми детям предоставляется возможность сформировать необходимое представление об окружающем мире и научиться читать.

Еще одним немаловажным направлением является работа по формированию у детей навыков самообслуживания. Это связано с тем, что зачастую родители стремятся во всем помогать ребенку, порой даже делая за него большую часть работы и тем самым лишая его возможности быть самостоятельным и обслуживать себя самому.

Самостоятельность и самообслуживание имеют большое значение для дальнейшей успешной жизнедеятельности ребенка. Не всегда рядом с ребенком (подростком) смогут быть взрослые, именно поэтому важно привить жизненно необходимые навыки. К таким навыкам относятся – самостоятельно одевание, уборка за собой игрушек и вещей, умение вымыть руки и лицо, приготовить чай и т.д.

Таким образом, работа дефектолога в детском саду заключается в организации эффективного коррекционного образовательного процесса в зависимости от вида нарушения у ребенка; формирование необходимых навыков для успешной адаптации и социализации в современном обществе.

Проблемы дефектологии

В настоящее время не все дети с ОВЗ получают необходимую квалифицированную помощь. Это связано с уровнем и степенью нарушения, сложной структурой дефекта. Например, слепоглухонемые дети. Дети, имеющие такое нарушение до прошлого века считались необучаемыми. Однако известным американским педагогом Энн Салливан была разработана специальная методика обучения таких детей. С этого момента, в дефектологии началась новая эпоха, которая отмечается разработками методик по воспитания, обучению и развитию детей, имеющих различные виды отклонений и нарушений.

Читайте также:  Меню сада ясельной группы

Современные педагоги-дефектологи используют в своей работе различные методики, предложенные другими авторами, а также занимаются адаптацией данных методик под конкретные случаи и нарушения. Кроме того, создаются и апробируются новые инновационные методики по работе с детьми с ОВЗ.

Это вызвано тем, что в наше время возросло количество детей, имеющих различного рода отклонения и нарушения. Особенно отмечается рост детей аутистического спектра, которые требуют от дефектологов разработки новых программ воспитания, обучения и развития.

Таким образом, дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную, как для ребенка, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей с отклонениями и нарушениями в обществе.

Источник

Дефектолог в детском саду
консультация

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен учитель-дефектолог в детском саду . А родителям детей, имеющих отклонения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области.

Дефектология – это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику.

Дошкольный педагог-дефектолог — это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Основные формы работы-дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Главная задача дефектолога — определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.

Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку.

Функции дефектолога в детском саду

  • Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития. Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются, логопед, психолог, инструктор ЛФК, руководитель музыки, воспитатель.
  • Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
  • Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Читайте также:  Игровой дом в саду

Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка!

Конечно, не все дети нуждаются в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, дефектолог в детском саду просто необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема организации учителя-дефектолога в детском саду

В данной схеме показана организации работы учителя-дефектолога в коррекционном детском саду для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду

В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.

В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями.

Учитель-логопед, дефектолог в детском саду

Данный материал интересен для родителей. Очень часто можно услышать: логопед в детском саду — это только постановка звуков, а дефектолог- развитие интеллекта. На эти и другие вопросы вы найдёте ответы.

Памятка для родителей «Чем занимается дефектолог в детском саду?»

Очень часто у родителей, чьи дети посещают детские сады, где созданы условия для детей с задержкой психического развития, возникают вопросы: «Кто такой учитель-дефектолог? Чем он занимается в детском .

Консультация для родителей: «Дефектолог в детском саду»

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявле.

Родителям о профессии учитель-дефектолог в детском саду

Родителям о профессии учитель-дефектолог в детском саду.

Источник

Оцените статью