- Что такое казенное учреждение и чем отличается от других организаций
- Что такое казенное учреждение
- Чем казенное учреждение отличается от бюджетного
- В чем особенности казенного учреждения
- Может ли казенное учреждение вести коммерческую деятельность
- Как устроено управление казенным учреждением
- Особенности бухгалтерского учета и налогообложения казенного учреждения
- Чем казенное учреждение отличается от бюджетного?
- Особенности бюджетного учреждения
Что такое казенное учреждение и чем отличается от других организаций
Органы госвласти всех уровней осуществляют многочисленные функции по обеспечению жизнедеятельности населения в различных сферах. Для эффективной реализации госуслуг и госфункций органами власти создаются различные типы учреждений. Разберемся, как работает казенное учреждение, в чем особенности его функционирования.
Что такое казенное учреждение
Казенное учреждение (КУ) — это некоммерческое юридическое лицо, которое создают органы власти различных уровней для выполнения возложенных государственных (муниципальных) услуг и функций в определенной сфере. Сферы деятельности КУ законодательно не ограничены.
В зависимости от уровня учредителя, выделяют КУ следующих видов:
Казенное учреждение образуется одним из следующих способов:
- создание нового юридического лица;
- изменение типа учреждения (из бюджетного или автономного) в казенное;
- реорганизация юридического лица иной организационно-правовой формы (например, предприятия).
Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали особенности работы казенных учреждений:
Переходите по ссылке, регистрируйтесь и используйте эти инструкции бесплатно.
Чем казенное учреждение отличается от бюджетного
Основным отличием от бюджетного является меньшая самостоятельность и объем прав казенного учреждения, больший объем полномочий учредителя. Рассмотрим основные различия в таблице:
Критерии | Казенное | Бюджетное |
---|---|---|
Сфера деятельности | Оказание государственных (муниципальных) услуг (функций). Сфера деятельности не ограничена | Оказание работ (выполнение услуг) в определенных сферах деятельности (образование, медицина, культура и спорт соцзащита и т. д.) |
Финансирование | Бюджетная смета | Бюджетные субсидии |
Коммерческая деятельность | Разрешена, если предусмотрена уставом. Доходы от коммерческой деятельности перечисляются в бюджет | Разрешена, если предусмотрена уставом. Доходами от коммерческой деятельности распоряжается самостоятельно |
Имущество | Закрепляется на праве оперативного управления. Распоряжаться им запрещено без согласия собственника | Закрепляется на праве оперативного управления. Без согласия собственника запрещено распоряжаться только недвижимостью и движимым имуществом, включенным в перечень особо ценного. Остальным имуществом учреждение распоряжается самостоятельно |
Заключение сделок | От имени РФ, субъекта РФ или муниципалитета | От собственного имени |
Ответственность | Отвечает по обязательствам имеющимися денежными средствами. При их недостаточности учредитель отвечает по обязательствам учреждения в субсидиарном порядке | Самостоятельно отвечает по обязательствам имеющимся имуществом и денежными средствами |
Счета | Движение денежных средств по лицевым счетам, открытым в органах Казначейства | Движение денежных средств по лицевым счетам, открытым в органах Казначейства. Разрешено открыть расчетный счет в кредитной организации |
Кредиты (займы), субсидии | Запрещено получать и выдавать | Разрешено получать и выдавать |
Бухучет | Бюджетный план счетов | План счетов для бюджетных учреждений |
Допустимость выступать учредителем других юрлиц | Запрещено | Допускается, с разрешения учредителя |
В чем особенности казенного учреждения
Казенные учреждения имеют особый (двойной) правовой статус, который характеризуется сочетанием:
- полноправности как субъекта гражданско-правовых отношений;
- ограничений, накладываемых бюджетным законодательством.
Исходя из многоаспектности правового статуса, казенные образования имеют следующие особенности:
- казенным учреждениям запрещено иметь нескольких учредителей и самому являться учредителем других юридических лиц;
- имущество учредитель закрепляет на праве оперативного управления. Казенному юрлицу запрещено самостоятельно проводить сделки по отчуждению или распоряжению закрепленным за ним имуществом, не получив согласия учредителя;
- финансирование осуществляется за счет выделяемых учредителем из бюджета средств на основании бюджетной сметы;
- движение денежных средств осуществляется через лицевые счета, открытые в органах федерального, регионального или муниципального Казначейства;
- сделки заключаются и оплачиваются от имени РФ, региона или муниципалитета. При заключении казенным юрлицом контракта (договора) от своего имени он в судебном порядке признается недействительным по иску учредителя;
- отвечает по обязательствам в пределах имеющихся бюджетных средств. В случае их недостаточности учредитель привлекается к ответственности в субсидиарном порядке;
- КУ не имеет права выдавать и получать кредитные и заемные средства, покупать ценные бумаги. Ему не выдаются субсидии и кредиты из бюджета. Если казенное образование оформит кредитный договор или договор займа, он признается ничтожным, как заключенный в нарушение требований законодательства. С иском о недействительности выступает учредитель или контрагент;
- любые закупки казенным юрлицом осуществляются через проведение торгов;
- в суде казенное юрлицо самостоятельно выступает истцом или ответчиком.
Может ли казенное учреждение вести коммерческую деятельность
Исходя из положений норм ст. 50 , 123.22 ГК РФ , КУ не имеют право вести коммерческую деятельность, поскольку по своей правовой природе являются некоммерческими юрлицами. Но, как следует из положений п. 3 ст. 161 БК РФ , в уставе допускается закрепление возможности заниматься предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого условия в уставе ведение деятельности, приносящей доход, является противоправным.
- принимает решение о разрешении коммерческой деятельности;
- определяет исчерпывающий перечень видов платных услуг (работ);
- устанавливает размер и порядок определения взимаемой платы за оказываемые на коммерческой основе услуги (работы).
Конкретные виды услуг (работ), оказываемые казенным учреждением за плату, должны быть взаимосвязаны с полномочиями учредителя КУ.
Самостоятельно распоряжаться доходами, которые получены от оказания платных услуг (работ), КУ не вправе. Они подлежат перечислению в соответствующий бюджет.
Как устроено управление казенным учреждением
Управление КУ осуществляется в порядке, определенным уставом, который утверждает учредитель. Уставом КУ могут предусматриваться коллегиальные органы управления (например, управляющий совет). Порядок создания и полномочия коллегиального органа устанавливаются уставом.
Непосредственное управление осуществляется руководителем, являющимся единоличным исполнительным органом (например, директор, заведующий, начальник). Назначает его своим решением учредитель. Допускается избрание руководителя коллегиальным органом, с последующим утверждением избранной кандидатуры учредителем.
Руководитель имеет следующие полномочия:
- действует от имени казенного учреждения без доверенности;
- представляет интересы учреждения в отношениях с третьими лицами;
- заключает сделки;
- издает приказы;
- принимает на работу сотрудников КУ, заключает с ними трудовые договоры;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него уставом.
Особенности бухгалтерского учета и налогообложения казенного учреждения
КУ имеют следующие особенности бухучета и налогообложения:
- установлен единственный тип бухучета — бюджетный, который осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим бюджетную классификацию РФ;
- бухучет КУ ведется с нумерацией счетов, состоящей из 26 знаков, с закодированной в них информацией. На счетах бухучета используется метод двойной записи;
- бюджетные средства, доведенные от учредителя на финансирование деятельности, полученные от оказания государственных (муниципальных) услуг (функций), не подлежат учету для целей налогообложения на прибыль организаций;
- доход, полученный от ведения коммерческой деятельности, облагается НДС;
- страховые взносы уплачиваются по общеустановленным ставкам;
- налог на имущество, земельный и транспорт уплачивается по общеустановленным ставкам. Региональными и местными властями могут предоставляться налоговые льготы;
- КУ запрещено переходить на упрощенную систему налогообложения и на единый сельхозналог;
- освобождены от уплаты госпошлины.
При необходимости учредитель вправе изменить тип учреждения — с казенного на бюджетный или автономный, или с бюджетного и автономного — на казенный. Для этого учредителем принимается соответствующее решение. Изменение типа учреждения не является его реорганизацией. Выданные лицензии и аккредитации сохраняют свое действие.
Источник
Чем казенное учреждение отличается от бюджетного?
В рамках государственной программы, вне зависимости от того бюджетное это учреждение или дошкольное их финансирование осуществляется из госбюджета. Другими словами гарантируется бесплатное образование как в школах, так и в дошкольных учебных учреждениях.
Особенности бюджетного учреждения
Бюджетные учреждения, это школы и детские садики имеют определенную финансовую самостоятельность, благодаря чему они могут:
- использовать в программе обучения свои, но согласованные, образовательные программы;
- направлять полученные средства на повышение зарплаты педагогам;
- направлять вырученные средства на покупку современного учебного оборудования.
В бюджетных школах и садиках отсутствует принцип централизованной бухгалтерии, финансовая деятельность ориентируется на бухгалтерию школы или детского сада. Преимущества очевидны: все финансовые вопросы решаются в оперативном порядке, налицо большая прозрачность деятельности, связанной с финансовыми вопросами.
Казенные образовательные учреждение финансируются напрямую из бюджета, здесь отсутствует всякая самостоятельность. Средства и учебные программы спускаются сверху. Во многих регионах РФ сегодня есть понимание того, что необходимо переходить от формы казенных учреждений к бюджетным формам. Некоторые руководители школ и дошкольный учреждений просто переводят школы и дошкольные учреждения в статус бюджетных, при этом вовсе необязательно в одночасье предлагать платные услуги или изменять программу. Это работа на перспективу.
Источник