Чем казенный сад отличается от бюджетного

Что такое казенное учреждение и чем отличается от других организаций

Органы госвласти всех уровней осуществляют многочисленные функции по обеспечению жизнедеятельности населения в различных сферах. Для эффективной реализации госуслуг и госфункций органами власти создаются различные типы учреждений. Разберемся, как работает казенное учреждение, в чем особенности его функционирования.

Что такое казенное учреждение

Казенное учреждение (КУ) — это некоммерческое юридическое лицо, которое создают органы власти различных уровней для выполнения возложенных государственных (муниципальных) услуг и функций в определенной сфере. Сферы деятельности КУ законодательно не ограничены.

В зависимости от уровня учредителя, выделяют КУ следующих видов:

Казенное учреждение образуется одним из следующих способов:

  • создание нового юридического лица;
  • изменение типа учреждения (из бюджетного или автономного) в казенное;
  • реорганизация юридического лица иной организационно-правовой формы (например, предприятия).

Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали особенности работы казенных учреждений:

Переходите по ссылке, регистрируйтесь и используйте эти инструкции бесплатно.

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного

Основным отличием от бюджетного является меньшая самостоятельность и объем прав казенного учреждения, больший объем полномочий учредителя. Рассмотрим основные различия в таблице:

Критерии Казенное Бюджетное
Сфера деятельности Оказание государственных (муниципальных) услуг (функций). Сфера деятельности не ограничена Оказание работ (выполнение услуг) в определенных сферах деятельности (образование, медицина, культура и спорт соцзащита и т. д.)
Финансирование Бюджетная смета Бюджетные субсидии
Коммерческая деятельность Разрешена, если предусмотрена уставом. Доходы от коммерческой деятельности перечисляются в бюджет Разрешена, если предусмотрена уставом. Доходами от коммерческой деятельности распоряжается самостоятельно
Имущество Закрепляется на праве оперативного управления. Распоряжаться им запрещено без согласия собственника Закрепляется на праве оперативного управления. Без согласия собственника запрещено распоряжаться только недвижимостью и движимым имуществом, включенным в перечень особо ценного. Остальным имуществом учреждение распоряжается самостоятельно
Заключение сделок От имени РФ, субъекта РФ или муниципалитета От собственного имени
Ответственность Отвечает по обязательствам имеющимися денежными средствами. При их недостаточности учредитель отвечает по обязательствам учреждения в субсидиарном порядке Самостоятельно отвечает по обязательствам имеющимся имуществом и денежными средствами
Счета Движение денежных средств по лицевым счетам, открытым в органах Казначейства Движение денежных средств по лицевым счетам, открытым в органах Казначейства. Разрешено открыть расчетный счет в кредитной организации
Кредиты (займы), субсидии Запрещено получать и выдавать Разрешено получать и выдавать
Бухучет Бюджетный план счетов План счетов для бюджетных учреждений
Допустимость выступать учредителем других юрлиц Запрещено Допускается, с разрешения учредителя
Читайте также:  Грыжник гладкий в саду

В чем особенности казенного учреждения

Казенные учреждения имеют особый (двойной) правовой статус, который характеризуется сочетанием:

  • полноправности как субъекта гражданско-правовых отношений;
  • ограничений, накладываемых бюджетным законодательством.

Исходя из многоаспектности правового статуса, казенные образования имеют следующие особенности:

  • казенным учреждениям запрещено иметь нескольких учредителей и самому являться учредителем других юридических лиц;
  • имущество учредитель закрепляет на праве оперативного управления. Казенному юрлицу запрещено самостоятельно проводить сделки по отчуждению или распоряжению закрепленным за ним имуществом, не получив согласия учредителя;
  • финансирование осуществляется за счет выделяемых учредителем из бюджета средств на основании бюджетной сметы;
  • движение денежных средств осуществляется через лицевые счета, открытые в органах федерального, регионального или муниципального Казначейства;
  • сделки заключаются и оплачиваются от имени РФ, региона или муниципалитета. При заключении казенным юрлицом контракта (договора) от своего имени он в судебном порядке признается недействительным по иску учредителя;
  • отвечает по обязательствам в пределах имеющихся бюджетных средств. В случае их недостаточности учредитель привлекается к ответственности в субсидиарном порядке;
  • КУ не имеет права выдавать и получать кредитные и заемные средства, покупать ценные бумаги. Ему не выдаются субсидии и кредиты из бюджета. Если казенное образование оформит кредитный договор или договор займа, он признается ничтожным, как заключенный в нарушение требований законодательства. С иском о недействительности выступает учредитель или контрагент;
  • любые закупки казенным юрлицом осуществляются через проведение торгов;
  • в суде казенное юрлицо самостоятельно выступает истцом или ответчиком.

Ст. 161 БК РФ

Может ли казенное учреждение вести коммерческую деятельность

Исходя из положений норм ст. 50 , 123.22 ГК РФ , КУ не имеют право вести коммерческую деятельность, поскольку по своей правовой природе являются некоммерческими юрлицами. Но, как следует из положений п. 3 ст. 161 БК РФ , в уставе допускается закрепление возможности заниматься предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого условия в уставе ведение деятельности, приносящей доход, является противоправным.

  • принимает решение о разрешении коммерческой деятельности;
  • определяет исчерпывающий перечень видов платных услуг (работ);
  • устанавливает размер и порядок определения взимаемой платы за оказываемые на коммерческой основе услуги (работы).
Читайте также:  Сад 104 невского района телефон

Конкретные виды услуг (работ), оказываемые казенным учреждением за плату, должны быть взаимосвязаны с полномочиями учредителя КУ.

Самостоятельно распоряжаться доходами, которые получены от оказания платных услуг (работ), КУ не вправе. Они подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Как устроено управление казенным учреждением

Управление КУ осуществляется в порядке, определенным уставом, который утверждает учредитель. Уставом КУ могут предусматриваться коллегиальные органы управления (например, управляющий совет). Порядок создания и полномочия коллегиального органа устанавливаются уставом.

Непосредственное управление осуществляется руководителем, являющимся единоличным исполнительным органом (например, директор, заведующий, начальник). Назначает его своим решением учредитель. Допускается избрание руководителя коллегиальным органом, с последующим утверждением избранной кандидатуры учредителем.

Руководитель имеет следующие полномочия:

  • действует от имени казенного учреждения без доверенности;
  • представляет интересы учреждения в отношениях с третьими лицами;
  • заключает сделки;
  • издает приказы;
  • принимает на работу сотрудников КУ, заключает с ними трудовые договоры;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него уставом.

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения казенного учреждения

КУ имеют следующие особенности бухучета и налогообложения:

  • установлен единственный тип бухучета — бюджетный, который осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим бюджетную классификацию РФ;
  • бухучет КУ ведется с нумерацией счетов, состоящей из 26 знаков, с закодированной в них информацией. На счетах бухучета используется метод двойной записи;
  • бюджетные средства, доведенные от учредителя на финансирование деятельности, полученные от оказания государственных (муниципальных) услуг (функций), не подлежат учету для целей налогообложения на прибыль организаций;
  • доход, полученный от ведения коммерческой деятельности, облагается НДС;
  • страховые взносы уплачиваются по общеустановленным ставкам;
  • налог на имущество, земельный и транспорт уплачивается по общеустановленным ставкам. Региональными и местными властями могут предоставляться налоговые льготы;
  • КУ запрещено переходить на упрощенную систему налогообложения и на единый сельхозналог;
  • освобождены от уплаты госпошлины.
Читайте также:  Насекомые полезные огородов садов

При необходимости учредитель вправе изменить тип учреждения — с казенного на бюджетный или автономный, или с бюджетного и автономного — на казенный. Для этого учредителем принимается соответствующее решение. Изменение типа учреждения не является его реорганизацией. Выданные лицензии и аккредитации сохраняют свое действие.

Источник

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного?

В рамках государственной программы, вне зависимости от того бюджетное это учреждение или дошкольное их финансирование осуществляется из госбюджета. Другими словами гарантируется бесплатное образование как в школах, так и в дошкольных учебных учреждениях.

Особенности бюджетного учреждения

Бюджетные учреждения, это школы и детские садики имеют определенную финансовую самостоятельность, благодаря чему они могут:

  • использовать в программе обучения свои, но согласованные, образовательные программы;
  • направлять полученные средства на повышение зарплаты педагогам;
  • направлять вырученные средства на покупку современного учебного оборудования.

В бюджетных школах и садиках отсутствует принцип централизованной бухгалтерии, финансовая деятельность ориентируется на бухгалтерию школы или детского сада. Преимущества очевидны: все финансовые вопросы решаются в оперативном порядке, налицо большая прозрачность деятельности, связанной с финансовыми вопросами.

Казенные образовательные учреждение финансируются напрямую из бюджета, здесь отсутствует всякая самостоятельность. Средства и учебные программы спускаются сверху. Во многих регионах РФ сегодня есть понимание того, что необходимо переходить от формы казенных учреждений к бюджетным формам. Некоторые руководители школ и дошкольный учреждений просто переводят школы и дошкольные учреждения в статус бюджетных, при этом вовсе необязательно в одночасье предлагать платные услуги или изменять программу. Это работа на перспективу.

Источник

Оцените статью