Японский сад чайной церемонии
Садовое искусство Японии — это неуловимый баланс между простотой форм и сложностью концепции, общим минимализмом и многогранностью деталей, в основе которого лежат традиционные философские и религиозные течения.
Создание японских садов — кропотливое занятие, требующее глубокого понимания и осмысления эстетики и культуры этой страны как таковой. Только так можно построить настоящий японский сад, а не стилизованную европейскую подделку.
Что такое японский сад?
Японская культура и по сей день остается сложной. Восприятие вещей, событий, самих себя и других людей, скрупулезное следование ритуалам и особенности общения до сих пор многих ставят в тупик.
Принципы создания японского сада сокрыты в особенностях менталитета и культуры самих японцев. Традиционное мировоззрение сформировалось под влиянием двух мощных течений — синтоизма и дзен-буддизма. Согласно синтоизму наш мир населен бесчисленным множеством божеств и духов, которые вызывают те или иные природные явления, а у большинства вещей есть свой аналог души. С другой стороны, дзен-буддизм проповедует нам, что созерцание природы приближает нас к осознанию законов бытия. Традиционный японский сад символизирует совершенство земной природы и нередко олицетворяет Вселенную. Его главное предназначение — защищать дом от проникновения различных злых сил. Японцы считают, что все природное априори прекрасно. Не бывает некрасивых камней или деревьев — красота и духовность уже заложены в природе, а задача человека — понять и выделить их. Главные объекты поклонения и основные элементы японского сада — камни и вода, которые отождествляются с мужским и женским началом. Существуют и сады камней, где роль воды отведена белой гальке.
Существуют такие виды японского сада:
Про каждый из них, равно как и сад камней, мы расскажем отдельно. А начнем наш цикл статей с рассказа о садах чайной церемонии.
Японский сад чайной церемонии (тянива)
Чайная церемония — один из ключевых ритуалов традиционной культуры Японии. Ее проводят в специальном чайном доме, а сад необходим для отрешения сознания от повседневных дел, погружения в атмосферу и полноты эстетического переживания. По замыслу мастеров чая сада — это граница между мирами, в каждом из которых есть свои нормы, правила и законы. Проход через тянива готовил человека к восприятию искусства и красоты.
Основные принципы чайной церемонии — почтительность, покой, просветленное тихое одиночество и гармония. Поэтому в саду не должно быть слишком ярких, отвлекающих от созерцания элементов.
Устройство сада чайной церемонии
Чайный дом и сад должны составлять единый ансамбль. Тянива должен выглядеть как уголок первозданной природы, которая живет в своем естественном сезонном ритме, и создавать особое настроение. Вход в чайный сад начинается с небольших ворот с крышей, от которых вглубь ведет каменная дорожка, надежно укрытая от посторонних глаз сплошным забором из бамбука. В первой половине сада стоит подчеркнуто простая лавочка с навесом, где в ожидании хозяев гости могут поразмышлять над мудростями, которые выбиты на строгих каменных стелах. Следующая зона начинается за легкой калиткой в решетчатой ограде. За ней расположен цукубаи — традиционный ритуальный бассейн из цельного камня для омовения рук и полоскания рта. Вода поступает через бамбуковую трубку какэи, а черпают ее специальным ковшиком с длинной ручкой – цукубаи-бисяку. Нередко цукубаи украшают религиозными символами и иероглифами, которые настраивают человека на умиротворение и довольство жизнью независимо от материальных благ.
Иногда колодцы оснащены простым механизмом сиси-одоси, которое одновременно служит пугалом для животных и напоминает посетителям о быстротечности времени.
Этот уголок подсвечивается каменным, деревянным или металлическим светильником торо. Их мягкий тускловатый свет также настраивает присутствующих на определенный лад.
Японцы любят границы, так что обычно фонарь одновременно украшен и ограничен еще одной плетеной оградой. Пока гости совершают ритуальное омовение, хозяин закрывает калитку, ведущую к колодцу и кладет с ее стороны фактурный камень, который перевязан волокном. Это символизирует начало чайной церемонии.
После этого процессия направляется к чайному домику тясицу. Кстати, это не обязательно должен быть крытый павильон. Часто вместо тясицу используется открытая площадка-подиум, окруженная деревьями, одно из которых, обычно сосна, украшена маленьким серебряным колокольчиком.
По собственному желанию или рекомендации хозяина гость может прерваться на прогулку в саду камней (сэкитей или карэсансуй), который часто прилегает к тянива. К нему можно пройти по небольшой тропке из колотого необработанного камня, ведущей прямо от павильона или подиума.
Если Вы хотите создать японский сад чаепития у себя на участке, то необходимо позаботиться о его замкнутости и уединенности. Тогда он будет соответствовать традиции и не внесет дисгармонию в окружающее пространство. Также не забудьте о контрастности, которая является одним из основных принципов создания сада в японском стиле. В любом случае, японский сад чайной церемонии поможет вам приблизиться к природе и насладиться созерцанием природы в спокойной камерной атмосфере.
Источник
ТЯНИВА — японский чайный сад
Словосочетание «японская чайная церемония» стало для нас понятием почти нарицательным, означающим незыблемость и одновременно загадочность чего-либо. Одна из традиционных составляющих этого таинства — чайный сад, который своим устройством и атрибутикой поддерживает ауру самобытности и уникальности происходящего в нем действа.
Традиция окружать чайный домик садом появилась в середине XVI века, когда были «разработаны и утверждены» основные принципы чаепития, ставшие своего рода системой отдыха от будничных забот. Они учили видеть красоту в обыденном, прекрасное — в малом, осознавать ценность всего, что выпадает на долю человека. А сад должен был способствовать созданию особого настроения, без которого церемония потеряла бы смысл.
Итак, через небольшие ворота с крышей войдем в чайный сад, ступая по дорожке из широких камней, расстояния между которыми соразмерны неспешному шагу человека.
Со стороны главного входа и вдоль дороги территорию закрывает от посторонних глаз сплошной забор из бамбука. В первой половине сада предусмотрено место для ожидания — лавка с навесом. В отличие от входных ворот она имеет совсем простую конструкцию: у столбов и перекладин гладкие, подчеркнуто ровные поверхности, задняя и боковые стенки сделаны глухими, чтобы ничто не выводило посетителей из медитативного состояния. Здесь можно поразмышлять над мудрыми изречениями, выбитыми на нескольких строгих гранитных стелах.
Здесь же хозяева встречают своих гостей и проводят их через легкую сетчатую калитку в решетчатой оградке «Етсуме». Контрастный цвет черненых столбиков мягко подчеркивает границу новой зоны. Далее расположен камень-колодец «цукубаи», в его углубление стекает чистейшая вода для омовения рук и полоскания рта. Освещает этот уютный уголок каменный фонарь, а ограничивает и украшает его плетеная ограда в стиле «Коецу-джи». Ее мощный гнутый брус, словно боевой лук, натягивает «тетиву» созерцания. Пока посетители занимаются омовением, хозяин закрывает калитку и кладет с ее наружной стороны небольшой фактурный окатыш, перевязанный крест-накрест сезалем. Это означает, что двери заперты, и чайная церемония началась.
В этом саду для церемонии вместо чайного домика под кронами трех деревьев устроена открытая площадка стандартного размера — 4,5 мата татами (примерно 8 квадратных метров).
Но прежде чем ступить на нее, надо по традиции опустить в лунку на углу площадки, прямо у тропки, красивый, заранее припасенный вами камешек. Он будет символизировать ваше присутствие в саду среди других участников и последователей Мастера чайной церемонии. Его, в свою очередь, символизирует единственный имеющийся здесь большой камень. Еще на одном возвышении перед плетеной преградой расставляют все необходимые принадлежности и благовония. Напротив — источник питьевой воды для приготовления свежего чая.
Гости сидят, удобно устроившись на матах-татами, неспешно пьют из маленьких керамических чашек ароматный целительный напиток. Прямо над головами, в кроне сосны подвешен серебряный колокольчик. И когда дует едва приметный ветерок, украшенный иероглифами со стихами тонкий фолиант с кисточками раскачивает язычок колокольчика и как бы вплетает в косичку приятного разговора цветную ленточку.
По рекомендации хозяина-мастера чайной церемонии или по желанию самого гостя, последний может сделать небольшую паузу и погулять в «Каре-сансуи» — сухом ландшафтном саду по соседству. Прямо от подиума к нему ведет небольшая тропка, выложенная из колотых необработанных камней.
Кроме музыкального перезвона колокольчика и журчания воды в источнике, тишину через равные промежутки времени нарушает стук полого дерева о камень.
Это так называемое орудие против диких животных, представляющее собой источник, в котором вода, текущая по бамбуковой штанге, ровной струйкой наполняет толстое бамбуковое коромысло. Когда один конец перевешивает, коромысло наклоняется, выливая воду в гальку, и тот, падая в исходное положение, громко ударяет по камню. Предполагаемые животные, оказавшиеся поблизости, должны в испуге бежать от этого места подальше.
Перспектива длинной дорожки с мозаичной отмосткой, контрастные вкрапления камня правильной формы, длинный забор «Риан-джи» — все это постепенно возвращает умиротворенного и успокоенного посетителя в привычную для него деловую городскую атмосферу.
А суетные мысли и заботы как мелкий серый гравий остаются по сторонам дорожки. Сеанс релаксации закончен. Но сюда всегда можно вернуться, если вновь захочется отдохнуть от самого себя.
Источник
Чайный сад
Чайный сад – уникальное место, предлагающее гостям незабываемый духовный отдых. Здесь Вы можете посетить практически любое мероприятие, начиная от лекций и медитаций до организации мини-фестивалей. Замечательная атмосфера и условия отлично подходят для отдыха и процветания. Чайный сад – это отличная возможность открыть для себя новые горизонты, расширить знания и просто насладиться природой и атмосферой.
Источник