Чайный сад чайная церемония

Как проходит чайная церемония

Культура чая пришла в Японию из Китая и долго развивалась. Великий мастер по имени Сэн-но Рикю в XVI веке сделал невероятный прорыв, установив каноны японской чайной церемонии. Его учению предшествовали труды огромного количества людей, но объединив их, он вывел те самые принципы, которые стали основой чайной церемонии и применяются до сих пор. Как же проходит современная чайная церемония?

От садовой калитки до чайного дома

Чайная церемония начинается не с приготовления напитка и даже не с закладки углей в жаровню — она начинается в тот момент, когда гость заступает на территорию, прилегающую к чайному павильону. Гость проходит через плетёную калитку. Она слегка приоткрыта; так, чтобы было понятно — вас здесь ждут.

Следом виднеется так называемый «чайный сад», или по-японски 茶庭 тянива . Пока гость прогуливается по саду в ожидании мастера, у него начинает формироваться нужный настрой: здесь он на время отрекается от своей суетной жизни. Именно поэтому чайные мастера называют пространство между калиткой и входом в чайный дом «путём за пределы зыбкого мира». Для этого пространства также есть специальный термин — 露地 родзи , или «росистая земля». Иногда родзи называют конкретно дорожку из плоских «летящих камней» во мху 飛石 тоби иси , ведущую от калитки до входа в дом, по которой и прохаживаются гости. Камни для родзи тщательно отобраны и установлены определённым образом, а один из них специально отличается своей высотой, чтобы стоя на нём можно было оглядеть окрестности.

До того, как войти в чайную хижину 草庵 со:ан, гость должен омыть руки и рот, прямо как перед походом в храм, так как традиция чайной церемонии тоже в каком-то смысле имеет религиозные истоки — монахи использовали чай во время своих медитаций. Ритуал омовения называют 手水 тё:дзу . В выдолбленный из камня резервуар мастер заранее наливает чистую воду. Рядом лежит деревянный ковш, который следует сначала взять в правую руку, зачерпнуть воды и полить на левую руку. Затем нужно переложить ковш в левую руку и полить на правую. Следом ковш должен опять оказаться в правой руке для того, чтобы налить воду в левую руку и омыть ей рот. После ополаскивания рта нужно опять полить водой на левую руку, которую подносили ко рту.

Внутреннее помещение чайного дома называют 茶室 тясицу , или «чайная комната». Туда гость попадает лишь после символического очищения и освобожденич от всего мирского. Вход в комнату традиционно делается совсем небольшим — около 60-90 сантиметров в высоту. Это заставляло гостей пролезать внутрь на коленях — в знак смирения внутренних страстей.

В чайной комнате все люди равны, не приемлются никакие социальные знаки отличия. В старину даже гордые самураи оставляли свои мечи перед входом в хижину. Отречение от гордыни, похвальбы, зависти и злобы — одна из главных целей всего действа по заветам ученика Сэн-но Рикю Фуруты Орибэ.

Читайте также:  Сад растет сам читать

Комната достаточно тесная даже при условии отсутствия мебели. Интерьер совсем простой: стены покрыты грубой штукатуркой, окна — небольшие прорези — расположены ассиметрично и затянуты непрозрачной бумагой. Освещение естественное, приглушённое, благодаря ему чайная посуда, тронутая временем, смотрится особо красиво.

В любой чайной комнате есть специальная ниша, в ней размещают свиток 掛物 какэмоно . Он может быть каллиграфическим, содержать в себе философское высказывание или стихи, а может быть живописным. С помощью какэмоно мастер доносит до своих гостей основную тему действа, потому что напрямую говорить об этом не принято. Гости рассматривают свиток, глубоко кланяются перед ним и рассаживаются на татами по старшинству.

В той же нише располагается и цветочная композиция 茶花 тябана, которую составляет хозяин церемонии. Она подчёркивает тему собрания, делает идею мастера более выраженной и понятной. К тому же принято проецировать на цветы личность человека, составлявшего композицию: рассматривая её, гость как бы соприкасается со внутренним миром мастера. Тябана должна отличаться естественностью и минимализмом, как и всё вокруг неё. Никаких крупных и пышных бутонов, выраженных ароматов, шипов и плодов. Интересно, что, несмотря на свою любовь к сезонности, японцы не используют для тябаны ветви сакуры и клёна, которые фактически являются самыми популярными символами двух красивейших японских сезонов — весны и осени. А всё потому, что для чайного действа такое дублирование природы за окном слишком навязчиво и очевидно.

В ожидании чая

Перед тем, как приступить к приготовлению напитка, мастер предлагает гостям еду. Она называется 懐石 кайсэки , или «камень за пазухой». Термин восходит к традиции дзенских монахов во время многочасовых медитаций класть за пазуху горячий камень. Булыжник прижимался к животу, и его тепло приглушало чувство голода. Кайсэки на чайной церемонии (или же тя-кайсэки ) такая же простая и безыскусная, как обычный камень, но в то же время помогает насытиться перед традиционным употреблением густого чая, который нельзя пить натощак.

Блюда выбираются и подаются по определённым правилам. Сначала мастер предлагает гостям что-то варёное, например, бульон; затем идёт жареное блюдо, овощи, рис и даже саке. Обязательно нужно съесть всё, ничего не оставив на тарелке. В конце подают традиционные японские сладости 和菓子 вагаси , которые заметно гармонируют с посудой, на которой располагаются. Обычно вагаси кладут в лаковые коробочки, которые ставятся друг на друга, а затем распределяются между гостями определённым образом.

После того, как всё съедено, гости выходят из хижины обратно в сад и отдыхают на специальной «скамейке ожидания». Разговаривать в этот момент не принято. Возвращаться в чайную комнату можно, когда мастер ударит в гонг. Перед тем, как зайти в помещение, нужно опять провести ритуал очищения рук и рта.

Чай: какой он

В чайной комнате есть очаг для кипячения воды — летом он представляет собой переносную жаровню и стоит прямо на полу на специальной подставке; зимой очаг встроен прямо в пол. Мастер раздувает тлеющие угли в очаге и готовит чай на слабом огне. В это время гости рассматривают цветочную композицию и свиток и тихо переговариваются с хозяином действа, проявляя интерес и признательность.

Читайте также:  Первый сад на земле

В отличие от Китая, в Японии на церемонии не используют листовой чай. Чай, который приготовит мастер, называется 抹茶 маття . Это зелёный порошковый чай, листики для которого выращивают на специальных плантациях. За несколько недель до сбора урожая растения искусственно затеняют, не позволяя прямым солнечным лучам воздействовать на них. Таким образом конечный продукт будет ярче по цвету и мягче на вкус, чем чай, регулярно подвергавшийся воздействию ультрафиолета.

Приготовленный маття может быть густым или лёгким. Лёгкий — 薄茶 усутя — венчиком тясэн взбивается в виде пушистой пены, а густой — 濃茶 койтя — замешивают с горячей водой так, чтобы получилась суспензия.

Процесс приготовления такого чая не слишком простой. Идеальным должно быть всё: количество порошка, скорость замешивания, направленность движений и, конечно, температура воды. Стоит придерживаться отметки в 80-85 градусов. В «Книге о чае» Лу Юй пишет: «При её кипячении, если вода похожа на рыбьи глаза и потихонечку подаёт голос, — это первое кипение. Если, как из пучины, бьёт водяной ключ и как бы выносит за собой жемчуг, — это второе кипение. Шторм, похожий на возмущение подымающихся вверх волн, — третье кипение. В последнем случае вода постарела, и пить её нельзя».

Во время приготовления напитка каждое движение мастера от замешивания венчиком чая до сворачивания полотенчика регламентировано правилами и чётко выверено. До взбивания маття-порошка чаша и венчик прогреваются в горячей воде.

Мастер передаёт чашу 茶碗 тяван определённой стороной к гостю. Перед тем, как испробовать чай, гость должен рассмотреть лицевую сторону чаши, она представлят своего рода произведение искусства. Каждая чаша индивидуальна. Сэн-но Рикю говорил, что чайная чаша должна быть не только усладой для глаз, но и радостью для руки, держащей её, и для губ, которые её касаются. То есть очень ценится пористая структура материала, неровность фактуры, отпечатки пальцев мастера и подтёки расплавленной глазури. Держать такую посуду в руках и правда истинное удовольствие.

Перед тем, как сделать первый глоток чая, нужно немного повернуть чашу, чтобы не касаться ртом лицевой стороны. Чайная чаша берётся правой рукой и ставится на левую, а затем слегка поворачивается по часовой стрелке. Выпивать залпом содержимое чаши не стоит, для начала можно сделать примерно три глотка и вернуть чашу в исходное положение.

После того, как каждый гость закончит со своей порцией, принято ещё раз рассматривать чаши, принимавшие участие в церемонии. Они передаются из рук в руки по кругу, затем возвращаются к хозяину.

После окончания всего действа гости по очереди покидают чайный дом, в саду молча кланяются друг другу и уходят, не нарушая тишины. Мастер возвращается в хижину только после того, как гости скроются из виду.

А о том, как видит чайную церемонию начинающий мастер можете почитать здесь.

«Японское чайное действо: путь тишины» Елена Дьяконова, Анастасия Кудряшова, Эрико Кузьминова

«Основные правила композиции тябана и правила выбора свитка для проведения чайного действа» Анастасия Вячеславовна Кудряшова

Источник

Как попасть на чайную церемонию в Японский сад

Неделю назад в парке «Краснодар» открылся Чайный домик — место ароматного зеленого чая, японской культуры и дзена. Рассказываем, как туда попасть и чего ждать!

Читайте также:  Сад при пушкинском лицее

Иногда мы все устаем от рабочего темпа, бесконечных дедлайнов, краснодарских пробок и тревожных новостей, особенно сейчас. В такие моменты хочется сбежать к морю, винный магазин, массажисту или закрыться в домике…в Чайном домике 🙂

Ваши глаза, уши и нервные клетки скажут спасибо. Это место в Японском саду пропитано эстетикой, минимализмом и спокойствием — самое то, чтобы сказать «я в моменте» и побыть «здесь и сейчас».

Как попасть на чайную церемонию в Японский сад

Если вы никогда не были на церемониях в других чайных, то — поздравляем! — проживете совершенно новый опыт. Если были, то расширите знания и окунетесь в настоящую японскую культуру, которой сотни лет.

Босиком и в кимоно: погружаемся в японскую культуру

Классическая чайная церемония в Японии существует около 500 лет. Чай в Японию привезли из Китая буддийские монахи. Сначала он не прижился, но позже напиток заценил сам император Сага, по крайней мере, так гласят легенды.

Изначально чайные церемонии были не для всех, их проводили в высших кругах с роскошью и всеми почестями, но постепенно в моду вошел простой формат, основанный на сдержанности, минимализме и уединении. И по сей день японская чайная церемония держится на принципах дзен-буддизма.

Правила такие: растворись в моменте, почувствуй каждый глоток, посмотри вокруг, замечай детали, дыши глубоко, созерцай красоту.

Церемония начнется еще у ворот Японского сада — именно там встречают гостей и провожают до самого Чайного домика. У входа необходимо произвести « омовение » рук в колодце цукубаи, снять обувь и надеть кимоно. Затем окажетесь в одной из трех комнат. Садимся на пол и ждем своего чайного мастера.

Как попасть на чайную церемонию в Японский сад

В Чайном домике есть две церемонии: Пинь ча и Гун фу Ча. Какую выбрать?

Новичкам советуем выбрать первый вариант — классика. Пинь ча в переводе означает «пробовать чай». Узнаете основы основ, познакомитесь с правилами и традициями китайской чайной церемонии и попробуете сорт чая, который подберут под ваше настроение.

Гун фу Ча — для более продвинутых пользователей чая 🙂 Переводится как «высшее мастерство», требует более внимательного пробования чая, что позволяет максимально раскрыть вкус и аромат. Говорят, что плавные и цикличные движения мастера этой чайной церемонии способны ввести в медитативное состояние. Вернетесь домой спокойным и уравновешенным.

Как попасть на чайную церемонию в Японский сад

Как забронировать чайную церемонию и сколько это стоит

Перед бронью стоит иметь в виду несколько нюансов. Во-первых, церемонию не проводят индивидуально, а только для компании от 4 до 8 человек. Стоимость — 2000 рублей с человека. Бронь столика держится всего 15 минут, ее нельзя перенести на другую дату в случае неявки или опоздания.

Забронировать можно на сайте Чайного домика. Необходимо выбрать название церемонии, указать количество гостей, дату и желаемое время.

Как попасть на чайную церемонию в Японский сад

Бонус — QR-код и возможность попасть в Японский сад без очереди

Сразу после оплаты вам на почту придет QR-код, который будет действовать на всю компанию, поэтому заходить нужно сразу дружной толпой. Советуем грамотно спланировать время. Перед церемонией прогуляться по Японскому саду будет невозможно, а сразу после — хоть до самого закрытия. Время прогулок не ограничено!

Источник

Оцените статью