Чайный домик михайловский сад

Чай в садах России и Турции

Неизвестный фотограф. Семья на веранде. Начало 1900-х. ГРМ.

Чаепитие как символ уюта, семейного очага и дружеского общения существует в России и Турции уже не одно столетие. Частью чайной традиции в обеих странах является обычай собираться семьей и с друзьями за чайным столом в саду или на природе.

Считается, что чай появился в России в первой половине XVII века: несколько сундуков сушеного листа были преподнесены царю Михаилу Федоровичу в качестве посольского дара от хана Алтына. Однако из-за удаленности Китая, доставка чая тогда была слишком дорогостоящей, и напиток долгое время оставался диковинкой. Поэтому до начала XVIII века чай подавали только в знатных домах, что объяснялось влиянием европейской моды. В 1727 году на границе с Китаем был основан город Кяхта, существующий и поныне, где был подписан Кяхтинский договор, устанавливавший торговые отношения между двумя государствами. Чай начали продавать на ярмарках, и постепенно он вошел в ежедневный обиход разных сословий, но особенно полюбился купцам. В общении с китайскими торговцами, а затем и между собой, каждую сделку они сопровождали долгим и обстоятельным чаепитием. Первые собственные плантации чая в Российской империи появились на рубеже XIX–XX веков вблизи города Батум (Грузия).

Неотъемлемой частью традиции чаепития в России является самовар. Похожий сосуд с внутренней жаровней (сбитенник) использовался до конца XVIII века, когда в Туле появилось множество мастерских, специализирующихся именно на изготовлении самоваров для чая. Большой самовар для долгих посиделок всей семьей считался показателем благополучия и состоятельности. В крестьянских же домах самовар был одним из самых ценных предметов быта.

Летом в купеческих дворах и усадьбах предпочитали пить чай на свежем воздухе. Горожане, не имевшие собственного сада, выбирались на пикник в один из парков города, а москвичи посещали специальные «чайные садочки», в которых их ждали накрытые столы и самовары. В XIX веке среди дворян, а затем и представителей других сословий, появляется мода на летние дачи. С открытием железнодорожного сообщения поездки на природу стали доступнее. Дачная веранда или беседка с красивым видом на сад или воду до сих пор остается лучшим местом для чаепития в кругу семьи и гостей.

Читайте также:  Вуліца ежа мінск ботанический сад

В XX веке использование самовара в быту постепенно сходит на нет, но традиция чаепития продолжает объединять людей и дарить атмосферу тепла и уюта. В связи с демократизацией общественной жизни появляется большое количество благоустроенных городских парков, в которых горожане пьют чай в открытых кафе или чайных.

Чай в России и Турции стал неотъемлемой частью ежедневного быта, сохранив в обеих странах свое историческое значение как символ доброжелательности, семейственности и гостеприимства.

В Турции чай известен с XVII века, но массовое распространение он получил только в XX столетии. В 1918 году турецкий ботаник Али Риза Эртен изучил плантации в районе Батума и сделал вывод, что для выращивания чая подходит климат в турецкой провинции Ризе. В 1938 году в Ризе началось крупномасштабное производство. Уже в XXI веке Турция стала одним из главных в мире производителей и лидирующей страной по его потреблению.

Турецкая культура чаепития имеет свои яркие черты. Прямо на улице можно встретить çaycı (чайджи́) – продавца чая с металлическим подносом, уставленным стаканчиками. Чай предлагают в лавках на базаре, в современных магазинах и других заведениях. В больших компаниях есть специальный человек, заваривающий и разносящий чай всем служащим.

В Турции известен semaver (семаве́р), родственный русскому самовару по устройству и названию сосуд с жаровней внутри. Но в наше время более распространен çaydanlık (чайданлы́к) – сосуд для нагревания на плите, поверх которого ставится заварочный чайник. Другое украшение стола и символ чаепития в Турции – сужающиеся в середине стаканчики, называющиеся ince belli (индже́ белли́), что переводится как «узкая талия». Благодаря такой форме чай дольше не остывает.

Çay bahçesi (чай бахчеси́) – это традиционная для Турции открытая чайная, расположенная в саду. В первой половине XX века предпринятые Ататюрком реформы включали в себя создание парков в городской черте, что позволило открыть в Стамбуле множество таких общественных заведений, и уже к середине 1950-х годов чайные становятся популярными местами у горожан и туристов. Чай бахчеси принято располагать у воды (у фонтана или, например, на берегу Босфора) – красивый вид и тенистая прохлада настраивают на неторопливую дружескую беседу. К чаю подают традиционные симиты (выпечку в форме кольца с кунжутной обсыпкой) и другую закуску.

Русский музей выражает благодарность:

Мультимедиа Арт Музей (Москва)

Русский музей фотографии (Нижний Новгород)

РОСФОТО (Санкт-Петербург)

Salt Research (Стамбул)

Istanbul Research Institute (Стамбул)

Фотовыставка проходит в Летнем саду в павильоне фонтана Лакоста.

Читайте также:  Электрический опрыскиватель сада своими руками

Фотограф Н.А. Смирнов. Семья Смирновых, Нижегородская губерния. 1900–1901. Русский музей фотографии, Нижний Новгород Фотограф А.В. Устинов. На веранде. 1950-е. Мультимедиа Арт Музей, Москва. Фотоателье «Братья Абдулла». Разносчик чая. Конец XIX века. Suna and İnan Kıraç Foundation Photography Collection, Стамбул. Неизвестный фотограф. Типичная турецкая кофейня/чайная с кофейными и чайными чашками, висящими на задней стене. Начало 1930-х. Suna and İnan Kıraç Foundation Photography Collection, Стамбул. Неизвестный фотограф. Открытое кафе/чайная. Начало 1930-х. Suna and İnan Kıraç Foundation Photography Collection, Стамбул.

Фотопроект «Византийские маршруты Италии»

3 октября 2014—2 ноября 2014

С 3 октября по 2 ноября 2014 в Кофейном домике Летнего сада в партнерстве с Ассоциацией АСЕВ и культурным фондом «Метрополи» был представлен фотопроект «Византийские маршруты Италии».

Россия из окна поезда

«Россия из окна поезда» — это проект, известного фотографа Антона Ланге. Идея проекта заключается в представлении современного образа России, увиденного через объектив фотохудожника, путешествующего по железным дорогам нашей родины.

  • 16 августа—16 октября 2023 > Михайловский дворец Гравюра и литография из собрания Русского музея: виды пригородов Санкт-Петербурга
  • 4 августа—9 октября 2023 > Михайловский дворец Степан Петрович Яремич. 1869–1939

Источник

Чайный домик михайловский сад

Ирина Раскина 2023-03-23T15:37:15+00:00 Март 23, 2023 |

В Летнем саду есть большое количество вековых лип, на них можно найти причудливые наросты — капы. Это является следствием фор [. ]

ПАМЯТНИК ПЕТРУ I У ИНЖЕНЕРНОГО (МИХАЙЛОВСКОГО) ЗАМКА

ПАМЯТНИК ПЕТРУ I У ИНЖЕНЕРНОГО (МИХАЙЛОВСКОГО) ЗАМКА

Ирина Раскина 2023-03-13T14:31:31+00:00 Март 13, 2023 |

Работу над конным памятником Петру I итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли начал в 1716 г., сразу по приезде в Рос [. ]

ЧАЙНЫЙ ДОМИК В ЛЕТНЕМ САДУ

ЧАЙНЫЙ ДОМИК В ЛЕТНЕМ САДУ

Ирина Раскина 2023-03-10T10:30:13+00:00 Март 10, 2023 |

В 1840 году был утвержден проект устройства в павильоне Чайный домик киоска для продажи минеральных вод. На западном фасаде б [. ]

ДЕНЬ ПОБЕДЫ ЛЕНИНГРАДА

ДЕНЬ ПОБЕДЫ ЛЕНИНГРАДА

Ирина Раскина 2023-01-27T11:09:15+00:00 Январь 27, 2023 |

27 января 1944 года – День воинской славы России. В этот день советские войска полностью освободили город Ленинград от его бл [. ]

БАРЕЛЬЕФ НА ДВОРЦЕ ПЕТРА I

БАРЕЛЬЕФ НА ДВОРЦЕ ПЕТРА I

Ирина Раскина 2023-01-19T11:32:46+00:00 Январь 19, 2023 |

На южном фасаде дворца Петра расположен барельеф с сюжетом похищение Плутоном Прозерпины. Прозерпина была дочерью всемогущего [. ]

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ

Ирина Раскина 2022-11-25T09:36:48+00:00 Ноябрь 25, 2022 |

Продолжаем рассказ о комплексе Русского музея, сегодня про МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ (Миллионная ул., 5/1) Построен А. Ринальди в 1768 [. ]

ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ III

ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ III

Ирина Раскина 2022-09-16T11:37:42+00:00 Сентябрь 16, 2022 |

А вы знали что он неоднократно перемещался ? Первые восемь лет с момента открытия памятника прошли безмятежно. У монумента бы [. ]

ПОЧЕМУ ОСТАНОВИЛИ ФОНТАНЫ ?

ПОЧЕМУ ОСТАНОВИЛИ ФОНТАНЫ ?

Ирина Раскина 2022-09-10T14:08:27+00:00 Сентябрь 10, 2022 |

Самое разрушительное наводнение в Санкт-Петербурге случилось 10 сентября 1777 года. В результате ужасного наводнения, сопрово [. ]

АРХЕОЛОГИЯ ЛЕТНЕГО САДА

АРХЕОЛОГИЯ ЛЕТНЕГО САДА

Ирина Раскина 2022-09-09T18:14:57+00:00 Сентябрь 9, 2022 |

А вы знали, что гуляя по Летнему саду можно посетить археологическую выставку совершенно бесплатно? В процессе реставрации пр [. ]

КАРПИЕВ ПРУД

КАРПИЕВ ПРУД

Ирина Раскина 2022-09-05T11:22:17+00:00 Сентябрь 5, 2022 |

Карпиев пруд был создан на месте естественного заболоченного водоема в конце 1700-х годов. В 1710 году немецкий путешественни [. ]

Читайте также:  Керамические чаши для сада

РУБРИКИ

  • Анонсы (265)
  • Арт конкурс (13)
  • В саду цветет (83)
  • Всероссийская дубрава (52)
  • Глоссарий (48)
  • Жизнь садов (130)
  • Загадки и ответы (51)
  • История (149)
  • Новости (183)
  • Подшивки газет (14)
  • Прошлое и настоящее (35)
  • Сады в искусстве (23)
  • Сквозь время (4)
  • Скульптура в саду (14)

Наши награды

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ

Летний сад и Михайловский сад открыты в

Летний период (с 1 мая по 30 сентября)
с 10.00 до 22.00

Зимний период (с 1 октября по 31 марта)
с 10.00 до 20.00

1-30 апреля – сады закрыты на просушку

Во вторник Летний сад закрыт для проведения планового профилактического ухода за территорией и фонтанным комплексом

Вход закрывается на полчаса раньше

При сильном ветре (штормовое предупреждение) сады закрываются.

СВЕЖИЕ НОВОСТИ

Филиал: Летний сад, Михайловский сад и зеленые территории Русского музея.

Источник

Укрытие скульптуры в Михайловском саду.

В конце лета 1941 года начинается массовое укрытие городских памятников и скульптуры. В Летнем саду прячут бесценную коллекцию скульптуры, раскапывая специальные ямы в газонах сада. Начались работы по спасению скульптуры в Михайловском саду и в Инженерном сквере. В Михайловском саду перед садовым фасадом дворца в земле была укрыта скульптура Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». Закопать памятник Александру III в землю уже не хватило сил у работников Русского музея, его укрыли досками и мешками с песком. Во время блокады в укрытие попал снаряд, и хотя укрытие было частично разрушено, сам памятник не пострадал. В Инженерном сквере был закопан памятник Петру I работы Б.К. Растрелли, который был снят со своего пьедестала.

В 1945 году все скульптуры невредимыми были извлечены из укрытий и установлены на свои места. Остается только восхищаться героизмом, с которым люди сражались, не только за свои собственные жизни, но и смогли сохранить многие произведения культуры и искусства для будущих поколений. Благодаря этим людям, мы и сейчас можем видеть: памятник Петру I перед Михайловским замком на Кленовой аллее, скульптуру «Анна Иоанновна с арапчонком» в основной экспозиции Русского музея, памятник Александру III во дворе Мраморного дворца.

Постамент от памятника Петру I перед Михайловским замком. Фото 1941 года.

Памятник Александру III П. Трубецкого в Михайловском саду. Фото 1939 года, автор А. Рахмилович.

Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия. Фото 1945 года.

Скульптура Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком», изъятая из укрытия. Фото 1945 года.

Памятник Петру I. Установка на пьедестал после извлечения из укрытия. Фото 1945 года.

Источник

Оцените статью