Конспект урока окружающий мир 3 класс по теме «В царстве грибов»
1) Сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
2) Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, восприятие, умение слушать и слышать друг друга
3) Совершенствовать мыслительные операции: (анализ, синтез, сопоставление, обобщение)
4) Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе и осознание своей значимости в решении экологических проблем.
Планируемые результаты :
— знать о наличии царства грибов;
— находить и перечислять части гриба;
— знать съедобные и несъедобные грибы;
— знать грибы, занесённые в Красную книгу.
— сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;
— сравнивать свои выводы с текстом учебника;
— классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
— проверять правильность выполнения задания;
— формулировать правила сбора грибов;
— сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике;
Организационный момент.
Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
1 .Индивидуальные задания на карточках:
б) Составь свои цепи питания (не менее 3-х)
-Что относится к живой природе? К неживой природе? Приведите примеры, обоснуйте ответы.
-Какие два царства живой природы вам известны?
Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
— Догадайтесь, в путешествие по какому царству мы отправимся сегодня?
Звучит аудиозапись «Звуки леса» и стихотворение «Здравствуй, лес, дремучий лес!»
Здравствуй, лес, дремучий лес!
-А какое это царство, узнаете, отгадав загадку:
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)
– О чём мы будем говорить на уроке?
– Правильно, сегодня мы будем говорить о царстве грибов!
-Почему учёные выделили грибы в особое царство? Вот на этот вопрос мы и найдём сегодня ответ на уроке.
Изучение нового материала. Актуализация знаний.
— Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
-В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы (учитель демонстрирует муляжи грибов)
-Что общего у грибов? Какие части? (Шляпка, ножка)
-Что находится в земле? (грибница)
Работа по учебнику с.112.
Работа в рабочей тетради: выполнение зад. №1 с.54 + взаимопроверка.
Рассказ учителя с элементами беседы.
— А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки (пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок и трубчатые – похожа на губку).
— А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (грибница)
— Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовые тела. Грибница растёт более 100 лет, а плодовое тело вырастает за 3-7 дней. Ученые насчитали на Земле около 120 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.
— А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик.
Они очень-очень маленькие, но очень нужны человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это очень нужное лекарство.
-Посмотрите, какие еще существуют грибы. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.
-Как же питаются грибы? Найдите ответ в учебнике на с. 112
-Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения (растения на свету производят сахар и крахмал). Им не нужен, как растениям, свет. Они могут расти даже в темноте. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов. Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют их разрушению и образованию перегноя.
-Можно ли грибы назвать санитарами леса?
-Часто в названии гриба можно услышать название дерева. Какие это грибы? (показ муляжей подберёзовика и подосиновика). Почему их так назвали?
-Многие грибы дружат с определёнными видами деревьев и часто селятся под ними. Грибница оплетает корни растений и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.
Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе.
Работа по учебнику с.113
— Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы – с.119. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.
— Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» .
-Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)
— Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда)
Физкультминутка «Грибы» (дети имитируют сбор грибов)
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (поднимают руки вверх)
Раз — грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
-Ребята, как вы понимаете поговорку «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в корзинку кладу?
-Да, грибы бывают съедобные (мы употребляем их в пищу без опаски)
и несъедобные (некоторые из них содержат яд, смертельно опасный для человека)
— А нужны ли несъедобные грибы? (Да, т. к. помогают дереву добывать питание, лечат некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых.)
Игра «Собери съедобные грибы»
-Не все грибы можно собирать! Недостаточные знания людей приводят к тяжёлым отравлениям, а иногда и смерти. Расскажу случай из жизни: «Маленькая девочка, гуляя в лесу около дачи, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса у неё началась рвота, обильное слюнотечение, расстройство кишечника». Это было отравление. К счастью, родители быстро вызвали скорую помощь».
-Назовите признаки отравления.
-Что нужно предпринять при отравлении грибами?
-Чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов.
Работа по учебнику с.115.
— Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?
— Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно.
— Кому было интересно на уроке?
— Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
— А что вы уже знали раньше?
— Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.
1.Прочитать текст на с.112 – 117. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»
Источник
Учебник Плешаков 3 класс. 1 часть. Страницы 107 — 111
Грибы − это отдельное царство в живой природе. В прошлом ученые относили грибы к растениям, ведь они растут и не двигаются. Но потом в грибах были найдены вещества, которых нет в растениях, но они есть в животных. Однако от животных грибы тоже сильно отличаются. Поэтому грибы выделили в отдельное царство.
Мне приходилось собирать рыжики, подберёзовики, лисички, сыроежки, опята и сморчки.
Изучи по рисунку 1 строение гриба. Выскажи предположение, что изображено на рисунке 2. Проверь себя по тексту учебника.
На рисунке 1 мы видим, что гриб состоит из грибницы, которая находится под землей, а над землёй ножка и шляпка.
На рисунке 2 изображена связь грибов в лесу с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.
1. Внимательно прочитайте описания грибов – двойников (с. 109 – 110). Найдите их на рисунке. Выделите отличительные признаки.
Отличительные признаки белого гриба и желчного гриба (ложного белого).
- У белого гриба шляпка снизу белая или желтоватая, а у желчного — розовая.
- У белого гриба на ножке рисунок в виде белой сеточки, а у желчного гриба — в виде тёмной сеточки.
- У белого гриба мякоть на срезе остаётся белой, а у желчного — розовеет.
- Белый гриб съедобный. Желчный гриб не ядовитый, но очень горький.
Отличительные признаки опёнка осеннего и ложноопёнка кирпично — красного.
- У опёнка осеннего шляпка снизу желтовато — белая с тёмными пятнышками, а у ложноопёнка темная.
- У опенка осеннего на ножке кольцо, а у ложноопенка кольца нет.
- У опёнка осеннего мякоть белая с приятным запахом, а у ложноопёнка желтоватая с неприятным запахом.
- Опёнок осенний — съедобный гриб. Ложноопёнок кирпично — красный — ядовитый гриб!
Отличительные признаки шампиньона и бледной поганки.
- У шампиньона шляпка снизу розовая или фиолетовая, а у бледной поганки — белая.
- У шампиньона на ножке нет мешочка, а у бледной поганки — разорванный мешочек.
- Шампиньон — съедобный гриб. Бледная поганка — смертельно ядовитый гриб!
2. Прочитайте правила сбора грибов. Выберите правила, которые направлены на сохранение природы; безопасность человека. Помните, что собирать грибы можно только в присутствии взрослых.
Правила, которые направлены на сохранение природы:
1. Кода ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
2. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножом.
Правила, которые направлены на безопасность человека:
3. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
4. Не собирай грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества из окружающей среды.
Проверь себя
1. Из каких частей состоит гриб?
Гриб состоит из трёх частей: шляпка, ножка, грибница.
2. Как грибы связаны с деревьями?
Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.
3. Какое значение для леса имеют грибы?
Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Также грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли. Грибы − богатство леса. Относись к ним бережно!
4. Какие ты знаешь съедобные и несъедобные грибы?
- подберёзовик
- шампиньон
- сыроежка
- белый гриб
- лисички
- грузди
- подосиновики
5. Как правильно собирать грибы?
- Собирать нужно только те грибы, которые знаешь.
- Грибы нужно аккуратно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.
- Нельзя раскидывать в сторону мох и листья, когда ищешь грибы.
- Нельзя собирать старые грибы и грибы, которые растут вдоль шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах.
Задания для домашней работы.
1. Запиши в словарик: грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.
Грибница − это подземная часть гриба.
Съедобные грибы − это грибы, которые можно употреблять в пищу.
Несъедобные грибы − это грибы, которые нельзя принимать в пищу, они могут быть смертельно опасны.
2. Узнай грибы по рисункам. Назови их (устно). Если сомневаешься, посмотри в атласе – определителе.
- Бледная поганка.
- Сыроежки.
- Мухомор пантерный.
- Ложноопёнок кирпично−красный.
- Лисичка.
- Желчный гриб.
- Дождевик.
- Белый гриб.
- Шампиньон.
- Подберёзовик.
3. Используя атлас – определитель, вылепи из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов. Постарайся передать их отличительные признаки.
4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Кому нужен мухомор». Хорошо ли хотел поступить Серёжа?
Серёжа хотел поступить плохо. Сережа собирал грибы, но за час нашел всего пару сыроежек. Зато повсюду ему попадались мухоморы. Сережа хотел от злости пнуть мухомор, но его остановил пожилой человек с полной корзинкой грибов. Он рассказал что даже мухомор полезен, он нужен животным, растениям и человеку.
Хоть мухомор ядовит для человека, но слизни его едят с удовольствием, и белки откусывают понемножку, и сороки. А для лосей мухоморы − лекарство. Они могут их проглотить по 5 — 6 штук целиком.
Грибница мухоморов помогает расти деревьям, отдавая им часть воды и питательных веществ.
А еще мухомор яркий, красивый и радует глаз.
Источник