Разговор книгопродавца с поэтом • cтихотворение и анализ 💡
Автор: Пушкин А.С. | Дата публикации: 1824 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: поэт, книгопродавец Темы: свобода
Книгопродавец
Стишки для вас одна забава,
Немножко стоит вам присесть,
Уж разгласить успела слава
Стишки любимца муз и граций
И в пук наличных ассигнаций
О чем вздохнули так глубоко?
Из вдохновенья, не из платы.
Я видел вновь приюты скал
Там слаще голос мой звучал:
В часы ночного вдохновенья.
Цветущий луг, луны блистанье,
В часовне ветхой бури шум,
И тяжким, пламенным недугом
В ней грезы чудные рождались;
В размеры стройные стекались
И звонкой рифмой замыкались.
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шопот речки тихоструйной.
С толпою пламенным восторгом,
Не унижал постыдным торгом;
Я был хранитель их скупой:
Так точно, в гордости немой,
От взоров черни лицемерной
Хранит любовник суеверный.
Книгопродавец
Меж тем как пыльные громады
Напрасно ждут себе чтецов
Не ждал за чувство воздаянья!
Блажен, кто молча был поэт
Презренной чернию забытый,
Обманчивей и снов надежды,
Гоненье ль низкого невежды?
Книгопродавец
Лорд Байрон был того же мненья;
Их сладкозвучные творенья.
Злодеев громом вечных стрел
В потомстве дальном поражает;
С Коринной на киферской трон
Хвала для вас докучный звон;
Но сердце женщин славы просит:
И я, средь бури жизни шумной
Но полно! в жертву им свободы
Любезный баловень природы.
Что мне до них? Теперь в глуши
Безмолвно жизнь моя несется;
Стон лиры верной не коснется
Не чисто в них воображенье:
И, признак бога, вдохновенье
Когда на память мне невольно
Придет внушенный ими стих,
Я так и вспыхну, сердцу больно:
К чему, несчастный, я стремился?
Пред кем унизил гордый ум?
Кого восторгом чистых дум
Книгопродавец
Люблю ваш гнев. Таков поэт!
Мне знать не льзя: но исключений
Ни вдохновенья, ни страстей,
И ваших песен не присвоит
Тревожить сердца тяжкой сон?
Бесплодно память мучит он.
Хранит ли образ незабвенный?
Любви блаженство знал ли я?
Тоскою ль долгой изнуренный,
Вся жизнь, одна ли, две ли ночи?.
И что ж? Докучный стон любви,
Там сердце их поймет одно,
И то с печальным содроганьем:
Ах, мысль о той души завялой
Одна бы в сердце пламенела
Земных восторгов излиянья,
Книгопродавец
От вашей лиры вдохновенной.
Теперь, оставя шумный свет,
Книгопродавец
Прекрасно. Вот же вам совет;
Внемлите истинне полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Нам нужно злата, злата, злата:
Позвольте просто вам сказать:
Но можно рукопись продать.
Что ж медлить? уж ко мне заходят
Вкруг лавки журналисты бродят,
Кто просит пищи для сатиры,
Кто для души, кто для пера;
И признаюсь – от вашей лиры
Краткое содержание
Э. Насибулин. Иллюстрация к стихотворению
Сюжетная линия следующая: однажды поэт посещает книжную лавку, где подвергается активному «допросу» со стороны книготорговца. Продавец книг, узнав, что поэт скоро закончит новую поэму, рассчитывает первым обзавестись ею по сходной цене. В ответ творец начинает разъяснять настырному продавцу книг, что поэтическую музу вдохновения купить невозможно. Но торговец, словно искушающий Христа дьявол, трижды приводит творцу веские аргументированные доводы в пользу коммерческой реализации новой поэмы:
- в первый раз торговец говорит творцу о его божественной одарённости. Он сообщает о том, что именно его произведения пользуются повышенным спросом у покупателей;
- во второй раз торговец обещает творцу большую известность, вводя его в смущение;
- в третий раз книгопродавец обещает поэту в качестве награды райскую любовь женщины.
Но все обещанные торговцем радости жизни не привлекают творца: ему нужна только свобода. Торговец знает, что сказать поэту в ответ. Он уверен: лишь обеспеченный человек способен почувствовать себя полноценно свободным. Данный довод торговца поэт не может опровергнуть, и он даёт своё согласие на взаимовыгодное сотрудничество.
История создания
Проблема вознаграждения за творческую литературную деятельность была весьма актуальной для литературы 19 в. К примеру, в самодержавной России литературная деятельность работой не считалась, поэтому за неё не платили. Пушкин первым осмелился сломать подобные представления.
История создания произведения начинается с послания Казначееву, написанного летом 1824 г. В этом послании Пушкин говорил о том, что стал воспринимать собственные произведения, как товар. По истечении нескольких месяцев выраженные в этом послании суждения Пушкин облачил в поэтический формат. Произведение дошло до своих первых читателей не как отдельное стихотворение, а как предисловие к роману «Евгений Онегин».
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет собой жанр поэтического диалога. Оно написано в рамках литературного направления «реализм»: в нём затронуты реальные сложности в отношениях человека (творца) и общества (торговца). Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифма перекрёстная, женская/мужская.
Композиция
Произведение имеет простое линейное композиционное строение. Развитие сюжета происходит последовательно: от реплики к реплике. Разделения на строфы внутри реплик не существует. Композиционно «поэтическое здание» построено следующим образом:
- Зачин – предложение поэту со стороны торговца присесть и дать ему ответ на вопрос об интересующей его поэме.
- Развитие действия – полемика о возможностях коммерческой реализации творческих плодов.
- Кульминация заключена в следующем выводе книгопродавца: «Не продаётся вдохновенье… но, можно рукопись продать…».
- Развязка – итоговая часть произведения. Поэт говорит прозой, тем самым, как бы спускаясь с поэтического Олимпа на землю: «Вы … правы. Вот вам моя рукопись. Условимся».
Образы и символы
Образный ряд строится на последовательном чередовании высоких и низких образов/мотивов:
- образ поэта – лирический герой отсутствует. Автор буквально растворяется в обоих центральных персонажах поэта и торговца книгами. Но, при этом, заметно, что его симпатии на стороне поэта. Творец отличается высокой эмоциональностью, щепетильностью. Говорит он высоким слогом, терзается душевными противоречиями;
- образ книгопродавца противоположен поэту. Книгопродавец является посредником между двумя мирами: творцами и читателями. Торговец прагматичен, расчётлив, но, при этом, опытен в своём деле. Он обладает навыком общения с творческими людьми. Ему понятна природа творчества, но только не изнутри, а снаружи. Слова книгопродавца: «Не продаётся вдохновенье… но, можно рукопись продать» приобрели известность, как афоризм;
- образ своего мира – именно его жаждет поэт. Только внутри «своего мира» творческому человеку уютно и хорошо. Этим миром является природа. Лучшими «собеседниками» творца являются: ручьи, водопады, птицы, морские волны, деревья.
Темы и настроение
Основная тема произведения – поэтическое творчество. Автор осмысливает различные грани творчества, касаясь таких проблем, как: роль поэта в социуме, вознаграждение за поэтический труд, поэт и деньги, поэт и слава. Творец воспринимает творчество, как чистейший плод вдохновения. Книгопродавец придерживает противоположного мнения: он считает поэзию – лёгким трудом, за который поэт получает не только денежное вознаграждение, но и читательское признание.
Основная идея
Основная мысль состоит в том, что, желая подняться выше меркантильного общества, творец испытывает зависимость от читающей его произведения публики, а значит, он обязан продавать свои произведения, словно товар на рынке. Спор поэта и книготорговца завершается взаимовыгодной сделкой: творец даёт обещание выставить свою рукопись на продажу. Он осознаёт: иного пути нет.
Средства выразительности
Чтобы раскрыть тематику и реализовать основную идею произведения Пушкин пользуется средствами выразительности. Особенно ими богата речь творца:
- эпитеты – «поэт беспечный», «звуки дивные», «вихорь буйный»;
- метафоры – «стишки любимца муз и граций»;
- сравнения – «очи, как небо, улыбались мне»;
- аллитерация – сгущенность согласных «ж», «ш», «с» передаёт атмосферу неуютной для творца эпохи, в которой всем правят деньги: «Наш век – торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет».
Все произведения автора
- • 19 октября
- • Анчар
- • Арион
- • Бесы
- • Борис Годунов
- • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
- • В тот год осенняя погода…
- • Вновь я посетил…
- • Во глубине сибирских руд…
- • Вольность
- • Воспоминание
- • Воспоминания в Царском селе
- • Деревня
- • Дубровский
- • Евгений Онегин
- • Если жизнь тебя обманет…
- • Зима. Крестьянин торжествуя…
- • Зимнее утро
- • Зимний вечер
- • Зимняя дорога
- • И.И. Пущину
- • История Пугачевского бунта
- • К морю
- • К Чаадаеву
- • Кавказ
- • Капитанская дочка
- • Мадонна
- • Медный всадник
- • Метель
- • Москва! Как много в этом звуке…
- • Моцарт и Сальери
- • На холмах Грузии…
- • Няне
- • Осень
- • Песнь о вещем Олеге
- • Пиковая дама
- • Повести Белкина
- • Погасло дневное светило…
- • Подражания Корану
- • Полтава
- • Пора, мой друг, пора…
- • Поэт
- • Поэт и толпа
- • Пророк
- • Птичка
- • Птичка божия не знает…
- • Разговор книгопродавца с поэтом
- • Разлука
- • Редеет облаков летучая гряда…
- • Свободы сеятель пустынный…
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о золотом петушке
- • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- • Сказка о попе и о работнике его Балде
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о рыбаке и рыбке
- • Сказка о царе Салтане
- • Сожженное письмо
- • Станционный смотритель
- • Туча
- • У лукоморья дуб зеленый…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Уж небо осенью дышало…
- • Узник
- • Унылая пора!
- • Храни меня, мой талисман…
- • Царское Село
- • Цветок
- • Цветы последние милей…
- • Я вас любил…
- • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- • Я помню чудное мновение
Источник