- «Осень (Поспевает брусника…)» К. Бальмонт
- Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень (Поспевает брусника…)»
- Константин Бальмонт ~ Осень (Поспевает брусника…) (+ Анализ)
- Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень (Поспевает брусника…)»
- 🍂 Осень (Поспевает брусника)
- Чуть-чуть за историю стиха
- Краткий анализ строк
- Разбор троп и рифмы
- Читает Елизавета Пивкина
- ТОП русской поэзии
«Осень (Поспевает брусника…)» К. Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся,
И заплачет спросонья.
Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Былинки».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень (Поспевает брусника…)»
Стихотворение «Осень» написано в 1905 году, в пору подъема творческих сил поэта. К. Д. Бальмонт как тонко чувствующая личность остро ощущал смену настроений и сезонов, поэтику природных метаморфоз и ее глубинное философское значение.
Миниатюрное стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «поспевает брусника», «стали дни холоднее», обусловленную необходимостью гармоничной рифмовки и позволяющую создать акцент на последнем слове каждой строки, усилить его значимость;
- метафору – «в сердце … грустнее», оборот отражает естественную реакцию на осенние крики птиц как на тревожные сигналы о помощи, приметы скорого расставания;
- олицетворения – «деревья в уборе», «солнце смеется», «Осень проснется, заплачет» – позволяют яснее передать авторский посыл, написание название сезона года с заглавной буквы придает осени особую, господствующую роль – она безраздельно вступает в свои права, хотя и оплакивает ушедшее лето;
- лексику высокого стиля – «блистают», «благовонье», подчеркивающую огромность происходящих в природе перемен;
- однородные члены предложения – «проснется, заплачет» – конкретизируют поведение Осени как полноценного персонажа произведения, а также усиливают мотив грусти и меланхолии.
Из семи предложений, составляющих стихотворение – два безличных со сказуемыми «грустнее (категория состояния)» и «нет (неизменяемая глагольная форма)». Отсутствие в них субъекта действия неслучайно – оно призвано усилить мотив безысходности: не на кого жаловаться и не с кем бороться. Фольклорный уточняющий оборот «за синее море» – то есть куда-то туда, где все живут долго и счастливо, отсутствие ярких эпитетов, относительная скупость выразительных средств подчеркивают бесцветность осеннего антуража родной природы и уныние лирического героя.
В первых двух строфах автор показывает двойственность природных явлений: портится погода, беспокойно кричат птицы, зато созревает ягода; птицы улетают, зато деревья приобретают роскошный осенний убор. И лишь содержание последней строфы не уравновешивается позитивными переменами, оставляя ощущение тоски и предопределенности, обреченности.
Произведение напоминает читателю о скоротечности бытия, зависимой роли человека, необратимости времени и в завуалированной форме призывает ценить каждую минуту счастья.
Источник
Константин Бальмонт ~ Осень (Поспевает брусника…) (+ Анализ)
Величайший русский поэт, символист, тонкий лирический певец, классик литературы Серебряного века. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
«Осень (Поспевает брусника…)»
Константин Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся,
И заплачет спросонья.
Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Былинки».
Одно из самых трогательных и лиричных произведений русской пейзажной лирики стихотворение К. Бальмонта «Осень» создано в 1899 году. Это тяжелый период в истории нашей страны; смена века и неспокойная обстановка в обществе навевали печальные мысли, которые ассоциировались с печальной осенней погодой.
Текст стихотворения Бальмонта «Осень» ребята читают уже в 5 классе, нередко его задают учить наизусть. И это вполне объяснимо: чистый, хрустальный стиль этого маленького шедевра очень нравится детям. Говоря о нем на уроках литературы, пятиклассники отмечают грустное настроение поэта, которое он выражает в своем произведении. Образы так просты и трогательны, что очень легко представить себе печальную красавицу осень, плачущую слезами дождя. Юным читателям видится в этом стихотворении элегический пейзаж, украшенный и оживленный олицетворениям: «Осень проснется и заплачет», «солнце смеется». Обращаясь к этому произведению вновь, уже в старших классах, школьники обращают внимание на то, что стихотворение написано в последнюю осень XIX века. Поэт с тоской оглядывается в прошлое и смотрит в будущее без оптимизма. Не приход зимы он видит там, а слезы осени. Что оплакивает она? Об этом мы можем лишь гадать.
Ещё по теме: Константин Бальмонт ~ Безглагольность (Есть в Русской природе усталая нежность..) (+ Анализ)
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень (Поспевает брусника…)»
Стихотворение «Осень» написано в 1905 году, в пору подъема творческих сил поэта. К. Д. Бальмонт как тонко чувствующая личность остро ощущал смену настроений и сезонов, поэтику природных метаморфоз и ее глубинное философское значение.
Миниатюрное стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «поспевает брусника», «стали дни холоднее», обусловленную необходимостью гармоничной рифмовки и позволяющую создать акцент на последнем слове каждой строки, усилить его значимость;
- метафору – «в сердце … грустнее», оборот отражает естественную реакцию на осенние крики птиц как на тревожные сигналы о помощи, приметы скорого расставания;
- олицетворения – «деревья в уборе», «солнце смеется», «Осень проснется, заплачет» – позволяют яснее передать авторский посыл, написание название сезона года с заглавной буквы придает осени особую, господствующую роль – она безраздельно вступает в свои права, хотя и оплакивает ушедшее лето;
- лексику высокого стиля – «блистают», «благовонье», подчеркивающую огромность происходящих в природе перемен;
- однородные члены предложения – «проснется, заплачет» – конкретизируют поведение Осени как полноценного персонажа произведения, а также усиливают мотив грусти и меланхолии.
Из семи предложений, составляющих стихотворение – два безличных со сказуемыми «грустнее (категория состояния)» и «нет (неизменяемая глагольная форма)». Отсутствие в них субъекта действия неслучайно – оно призвано усилить мотив безысходности: не на кого жаловаться и не с кем бороться. Фольклорный уточняющий оборот «за синее море» – то есть куда-то туда, где все живут долго и счастливо, отсутствие ярких эпитетов, относительная скупость выразительных средств подчеркивают бесцветность осеннего антуража родной природы и уныние лирического героя.
В первых двух строфах автор показывает двойственность природных явлений: портится погода, беспокойно кричат птицы, зато созревает ягода; птицы улетают, зато деревья приобретают роскошный осенний убор. И лишь содержание последней строфы не уравновешивается позитивными переменами, оставляя ощущение тоски и предопределенности, обреченности.
Произведение напоминает читателю о скоротечности бытия, зависимой роли человека, необратимости времени и в завуалированной форме призывает ценить каждую минуту счастья.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —> p, blockquote 15,0,0,0,1 —>
Источник
🍂 Осень (Поспевает брусника)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
🍂Стихотворение «Осень (Поспевает брусника)» пишется Константином Бальмонтом в 1899 году, когда символисту 32 года и он всходит на Олимп русских поэтов. Стих написан в жанре пейзажной лирики, но у него богатое междустрочие, впрочем, кто не хочет много думать и читать внутрь произведения, то может довольствоваться внешней красотой слога.
Чуть-чуть за историю стиха
Чем примечателен 1899 год для Бальмонта, на каком фоне пишется стих? В этом году Константин Дмитриевич избирается членом Общества любителей русской словесности, сменив в апреле Питер на Москву.
Поэт находится на творческом подъеме, что хорошо видно из его письма Вилькиной:
Также в 1899 году, пусть это и не имеет прямого отношения к поэзии, Бальмонт заканчивает перевод и издает 7 выпусков сочинений Перси Шелли.
Бальмонта по-хорошему прет в конце 80-х 19 века, на этом положительном фоне и пишется «Осень».
Краткий анализ строк
☝ В первой строфе мы видим поэтическую картину созревшей брусники, которая алыми каплями, похожими на кровь, украшает землю, словно бы открывая пунцовые губы для осеннего поцелуя.
Цвет брусники тем более заметен на фоне приближения холода, первых ночных заморозков и отдаленного птичьего крика улетающих косяков. От этого грустно, но это естественная и закономерная грусть, пришедшая на смену летнему экстазу чувств.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
☝ Вторая строфа ещё более четко прорисовывает осенний пейзаж – мы видим улетающих птиц на фоне разнообразия цвета листвы деревьев. Брусника и деревья салютуют приходу осени и снимают перед ней зеленый убор лета.
☝ Строфа №3 – это признание, что солнце реже стало радовать своей улыбкой, а цвета потеряли августовское благовоние, вот-вот уже осень вступит в полный права, заплакав дождями от долгого сна.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Если посмотреть между строк, то мы видим картину человеческого бытия, когда на смену детству (импульсивная весна) и молодости (романтичное лето) приходит осень (рациональная и холодная зрелось).
Сердце на этом этапе жизни всё чаще грустит, так как оно ещё помнит журчание весенних ручьев детства и, казалось бы, ещё вчера резвилось в зеленых лугах молодости.
Разбор троп и рифмы
💕 Стихотворение написано двустопным анапестом в жанре пейзажной лирики, поданной в виде элегии. Композиция развивается линейно, рифмовка классическая перекрестная (брусника – холоднее – крика – грустнее), где закрытые рифмы встречаются только во второй строфе (улетают – блистают).
Стих небогат на средства выразительности, но они есть и помогают автору передать настроение осени.
- ✔ Эпитеты (синее море, птичий крик, разноцветный убор).
- ✔ Олицетворения (солнце смеется, осень проснется).
- ✔ Метафора «осень заплачет» (пойдут осенние дожди.
Шелест осенний листвы Бальмонт пытается передать в стихотворении с помощью использования аллитерации (повторении глухих согласных).
👀 Стих является логическим продолжением стихотворения «Август (1894)», где в главной роли был последний месяц лета. Рекомендуем прочитать и его.
Читает Елизавета Пивкина
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Владимир Набоков
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Источник