Внеклассное занятие «Будь другом леса»
Цели: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лесе, логическое мышление, воображение; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: изображения (или макет) лесных полян (с голыми деревьями и цветущие), старичка-лесовичка, иллюстрации растений, зверей, птиц, насекомых, солнышка; значки «Юный друг природы», знаки «Правила поведения в природе»; аудиозапись голосов птиц в природе.
I . Организационный момент.
— Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Покажите изображение человечка с таким настроением.
Учащиеся выбирают изображение человечка, соответствующего их настроению: веселого или грустного.
— Я довольна, что у вас хорошее настроение, и хочу, чтобы к концу урока оно было таким же. Улыбнитесь друг другу.
II . Определение темы занятия.
— Хочу пригласить вас на экскурсию. Ку да мы пойдем? Отгадайте загадки, и вы получите ответ.
Встал, как столбик, под сосной
— Назовите слова-отгадки. Что их объединяет? (Живут и растут в лесу.)
В какое время года вы больше всего любите ходить в лес? Приглашаю вас отправиться в летний лес по учебной тропинке.
III . Экскурсия-путешествие в лес.
Учитель читает стихотворение С. Никулиной «Русский лес».
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться — и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану — присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
— Что вы знаете о лесе? Почему мы дружим с лесом?
На доске вывешивается карточка со словом лес. По ходу беседы справа от слова лес прикреп ляются карточки:
— дом для растений, животных;
— кладовая ягод, орехов, грибов;
— зеленый наряд нашей планеты;
— источник топлива, древесины;
— Прежде чем войти в лес, люди должны знать правила поведения в лесу. А вы знаете?
Учащиеся называют правила поведения в лесу.
Звучит аудиозапись голосов птиц.
— Что это? Это природа позвала нас в гости. Пойдемте в лес!
Открывается доска. На поляне — голые деревья, кругом — мусор. На пеньке сидит старичок-лесовичок.
— Что случилось? Почему старичок-лесовичок такой грустный?
Старичок-лесовичок (голос на магнитофоне). Человек вырубает деревья, кустарники, разоряет гнезда птиц, жилище животных. С каждым годом на земле остается все меньше лесов. Из-за этого загрязняются воздух и вода, исчезают растения и животные. Наша природа в опасности!
— Сегодня мы собрались здесь, чтобы подумать, как мы можем помочь природе.
. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать.
Старичок-лесовичок . Предлагаю создать «Комитет по охране природы». Каждая группа — это отдел по охране. Вам предстоит решить проблему защиты растений, зверей, птиц, насекомых от жестокости и равнодушия людей. Это поможет нашей поляне засиять яркими красками.
Класс делится на четыре группы. На стол каждой группы ставится табличка с названием отделов: отдел по охране растений, птиц, зверей, насекомых.
— Что нужно сделать в первую очередь?
От каждой группы выходит один ученик и очищает лес от мусора.
— Куда уберем мусор? (Унесем в специально отведенное для этого место.)
Группам выдаются конверты с заданиями(см. приложение), на обсуждение которых дается 5-7 минут. Затем каждый отдел рассказывает о проделанной работе и читает стихи о бережном отношении к природе. После выступления каждого отдела оживает картина леса: у растений появляется зеленый наряд, птицы, звери и насекомые возвращаются в лес.
Отдел по охране растений
1. Отгадайте загадки, покажите иллюстрации-отгадки.
Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зеленом полушалке. (Береза.)
Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна.)
У какого дерева дрожат листочки? (У осины.)
Учащиеся пошли в поход в лес. Несколько человек, увидев поляну с мухоморами, стали сбивать их и топтать ногами. Правы ли они?
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
Приближается праздник Нового года. Где вы возьмете елку?
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головке цветов.
— Что ты делаешь? — спросила старушка.
— Пчел отгоняю, они цветы жалят. Старушка улыбнулась и, подозвав мальчика, что-то сказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами: «А я и не знал об этом».
4. Чтение стихотворений о бережном отношении к растениям.
Давайте пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Любите родную природу — озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля! На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.
— Смотрите! К растениям возвращается зеленый наряд.
Учащиеся меняют картину леса. На деревьях появляются зеленые листья, расцветают цветы.
1. Отгадайте загадки, покажите иллюстрации-отгадки.
Спинкой зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
У каких птиц длинный хвост? (Например, у сороки, павлина.)
Какие птицы ночуют под снегом? (Рябчики, куропатки, тетерева.)
Учащиеся увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять с собой. А вы как бы поступили?
3. Помогите разобраться.
Вы увидели гнездо птицы с птенцами. Как надо себя вести?
4 . Чтение стихотворений о бережном отношении к птицам.
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойства за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
И тогда холода им будет легко пережить!
— Посмотрите! Птицы возвращаются в лес.
Учащиеся прикрепляют иллюстрации на доске.
Отдел по охране зверей
1. Отгадайте загадки, покажите иллюстрации-отгадки.
Эти звери — хищники. Глаза и уши у них маленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Но любимое лакомство — мед. (Медведь.)
Какого зверя называют косой? (Зайца.)
Эти зверьки рыжеватые по цвету. Гнездо сооружают у вершины ели или пихты. Питаются орехами, грибами, ягодами. Основной корм — семена хвойных растений. (Белки.)
Учащиеся гуляли со щенком по лесу и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, но так и не нашли своего любимца.
3 . Помогите разобраться.
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
4. Чтение стихотворений о бережном отношении к птицам.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Наш девиз: «Любить и охранять природу».
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
— Посмотрите! Звери и птицы возвращаются в лес!
Учащиеся прикрепляют иллюстрации зверей и птиц на доске.
Отдел по охране насекомых
1. Отгадайте загадки, покажите иллюстрации-отгадки.
Не птичка, а с пестрыми крыльями. (Бабочка.)
Летит — пищит, сядет — молчит, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)
Рогат, да не бык, шесть ног, да без копыт. (Жук.)
Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.
— Давайте посмотрим, что внутри муравьиного домика, — сказал Алеша.
— Давайте, — с интересом ответила Света.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:«Если бы муравьи могли говорить, они сказали бы вам, что. »
3 . Помогите разобраться.
Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекоза.)
Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Ее цвет предупреждает об опасности. Она выделяет неприятную жидкость.)
4. Чтение стихотворений о бережном отношении к птицам.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?
— Посмотрите, насекомые летят в лес. Солнышко выглянуло, и даже тучка улыбнулась,
Учащиеся прикрепляют на доске иллюстрации насекомых, солнышка и улыбающейся тучки.
IIV . Итог занятия.
— Нравится ли вам теперь наш лес?
Хотелось бы вам погулять по такому лесу?
Бываете ли вы в лесу? Расскажите об этом.
Какую помощь вы можете оказать природе?
У меня есть волшебная книга с экологическими знаками. Выберите знаки и по ним расскажите о том, что хотите сделать, чтобы помочь природе быть такой же красивой.
Учащиеся выбирают нужные знаки, прикрепляют на доску и рассказывают о своей помощи природе.
Милая Родина! Ты год от года должна становиться краше.
Охрана природы — дело народа. Мое, твое, наше.
Старичок-лесовичок . Спасибо за помощь. Всем, кто хочет стать настоящими друзьями природы, вручаю значки «Юный друг природы». Надеюсь, что вы будете всегда бережно обращаться с природой.
Учитель вручает учащимся, которые хотят стать друзьями природы, значки.
— Спасибо за работу. Наше общение показало, что вы много знаете о лесе и его обитателях,
знаете, как беречь природу, и, надеюсь, будете ее друзьями. Как ваше настроение?
Учащиеся показывают изображение человечка, соответствующего их настроению.
— Рада, что у вас прекрасное настроение.
Учащиеся исполняют песню о лесе.
Источник