Будьте_лесу_другом_4_класс

Внеклассное занятие «Будь другом леса»

Цели: развивать познавательную актив­ность в процессе формирования представ­лений о лесе, логическое мышление, вооб­ражение; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: изображения (или ма­кет) лесных полян (с голыми деревьями и цветущие), старичка-лесовичка, иллюстра­ции растений, зверей, птиц, насекомых, солнышка; значки «Юный друг природы», знаки «Правила поведения в природе»; ау­диозапись голосов птиц в природе.

I . Организационный момент.

— Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Покажите изображение человечка с таким настроением.

Учащиеся выбирают изображение че­ловечка, соответствующего их настрое­нию: веселого или грустного.

— Я довольна, что у вас хорошее настро­ение, и хочу, чтобы к концу урока оно было таким же. Улыбнитесь друг другу.

II . Определение темы занятия.

— Хочу пригласить вас на экскурсию. Ку­ да мы пойдем? Отгадайте загадки, и вы по­лучите ответ.

Встал, как столбик, под сосной

— Назовите слова-отгадки. Что их объе­диняет? (Живут и растут в лесу.)

В какое время года вы больше всего лю­бите ходить в лес? Приглашаю вас отпра­виться в летний лес по учебной тропинке.

III . Экскурсия-путешествие в лес.

Учитель читает стихотворение С. Никулиной «Русский лес».

Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться — и видно все до дна.

Течет вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану — присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

— Что вы знаете о лесе? Почему мы дру­жим с лесом?

На доске вывешивается карточка со словом лес. По ходу беседы справа от слова лес прикреп­ ляются карточки:

— дом для растений, животных;

— кладовая ягод, орехов, грибов;

— зеленый наряд нашей планеты;

— источник топлива, древесины;

— Прежде чем войти в лес, люди долж­ны знать правила поведения в лесу. А вы знаете?

Учащиеся называют правила поведения в лесу.

Звучит аудиозапись голосов птиц.

— Что это? Это природа позвала нас в гости. Пойдемте в лес!

Открывается доска. На поляне — голые де­ревья, кругом — мусор. На пеньке сидит старичок-лесовичок.

Читайте также:  Гриб_ежовик_пестрый_съедобен

— Что случилось? Почему старичок-лесовичок такой грустный?

Старичок-лесовичок (голос на магни­тофоне). Человек вырубает деревья, кус­тарники, разоряет гнезда птиц, жили­ще животных. С каждым годом на земле остается все меньше лесов. Из-за этого загрязняются воздух и вода, исчезают растения и животные. Наша природа в опасности!

— Сегодня мы собрались здесь, чтобы подумать, как мы можем помочь природе.

. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать.

Старичок-лесовичок . Предлагаю соз­дать «Комитет по охране природы». Каждая группа — это отдел по охране. Вам предстоит решить проблему защи­ты растений, зверей, птиц, насекомых от жестокости и равнодушия людей. Это поможет нашей поляне засиять яр­кими красками.

Класс делится на четыре группы. На стол каждой группы ставится табличка с названием отделов: отдел по охране растений, птиц, зве­рей, насекомых.

— Что нужно сделать в первую очередь?
От каждой группы выходит один ученик и очищает лес от мусора.

— Куда уберем мусор? (Унесем в специально отведенное для этого место.)

Группам выдаются конверты с заданиями(см. приложение), на обсуждение которых дает­ся 5-7 минут. Затем каждый отдел рассказывает о проделанной работе и читает стихи о береж­ном отношении к природе. После выступления каждого отдела оживает картина леса: у расте­ний появляется зеленый наряд, птицы, звери и насекомые возвращаются в лес.

Отдел по охране растений

1. Отгадайте загадки, покажите иллюстра­ции-отгадки.

Стоит красавица на поляне: в белом сарафа­не, в зеленом полушалке. (Береза.)

Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна.)

У какого дерева дрожат листочки? (У осины.)

Учащиеся пошли в поход в лес. Несколько человек, увидев поляну с мухоморами, стали сбивать их и топтать ногами. Правы ли они?

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

Приближается праздник Нового года. Где вы возьмете елку?

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прути­ком по головке цветов.

— Что ты делаешь? — спросила старушка.

— Пчел отгоняю, они цветы жалят. Старушка улыбнулась и, подозвав мальчика, что-то сказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами: «А я и не знал об этом».

4. Чтение стихотворений о бережном отно­шении к растениям.

Давайте пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Любите родную природу — озера, леса и поля!

Читайте также:  Ветки_малины_пустят_корни

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля! На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе мы к ней от­носиться добрей.

— Смотрите! К растениям возвращается зе­леный наряд.

Учащиеся меняют картину леса. На деревьях появляются зеленые листья, расцветают цветы.

1. Отгадайте загадки, покажите иллюстра­ции-отгадки.

Спинкой зеленовата, животиком желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

У каких птиц длинный хвост? (Например, у со­роки, павлина.)

Какие птицы ночуют под снегом? (Рябчики, куропатки, тетерева.)

Учащиеся увидели на траве птенца, не умею­щего летать. Они поискали вокруг гнездо, из ко­торого он выпал, но не нашли и решили взять с собой. А вы как бы поступили?

3. Помогите разобраться.

Вы увидели гнездо птицы с птенцами. Как надо себя вести?

4 . Чтение стихотворений о бережном отно­шении к птицам.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойства за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

И тогда холода им будет легко пережить!

— Посмотрите! Птицы возвращаются в лес.
Учащиеся прикрепляют иллюстрации на доске.

Отдел по охране зверей

1. Отгадайте загадки, покажите иллюстра­ции-отгадки.

Эти звери — хищники. Глаза и уши у них ма­ленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Но любимое лакомство — мед. (Медведь.)

Какого зверя называют косой? (Зайца.)

Эти зверьки рыжеватые по цвету. Гнездо со­оружают у вершины ели или пихты. Питаются орехами, грибами, ягодами. Основной корм — семена хвойных растений. (Белки.)

Учащиеся гуляли со щенком по лесу и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, но так и не нашли своего любимца.

3 . Помогите разобраться.

Какая охота разрешается в лесу в любое вре­мя года? (Фотоохота.)

4. Чтение стихотворений о бережном отно­шении к птицам.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Наш девиз: «Любить и охранять природу».

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

— Посмотрите! Звери и птицы возвращают­ся в лес!

Учащиеся прикрепляют иллюстрации зве­рей и птиц на доске.

Читайте также:  Лес_озера_природные_зоны

Отдел по охране насекомых

1. Отгадайте загадки, покажите иллюстра­ции-отгадки.

Не птичка, а с пестрыми крыльями. (Бабоч­ка.)

Летит — пищит, сядет — молчит, кто его убь­ет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

Рогат, да не бык, шесть ног, да без копыт. (Жук.)

Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.

— Давайте посмотрим, что внутри муравьи­ного домика, — сказал Алеша.

— Давайте, — с интересом ответила Света.

Дети взяли большую палку и начали воро­шить муравейник. Увидев, чем заняты дети, ма­ма подбежала к ним, забрала палку и сказала:«Если бы муравьи могли говорить, они сказали бы вам, что. »

3 . Помогите разобраться.

Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекоза.)

Почему яркую божью коровку птицы не клю­ют? (Ее цвет предупреждает об опасности. Она выделяет неприятную жидкость.)

4. Чтение стихотворений о бережном отно­шении к птицам.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она?

Посмотрите, насекомые летят в лес. Сол­нышко выглянуло, и даже тучка улыбнулась,

Учащиеся прикрепляют на доске иллюст­рации насекомых, солнышка и улыбающейся тучки.

IIV . Итог занятия.

— Нравится ли вам теперь наш лес?
Хотелось бы вам погулять по такому лесу?

Бываете ли вы в лесу? Расскажите об этом.

Какую помощь вы можете оказать природе?

У меня есть волшебная книга с экологиче­скими знаками. Выберите знаки и по ним рас­скажите о том, что хотите сделать, чтобы по­мочь природе быть такой же красивой.

Учащиеся выбирают нужные знаки, при­крепляют на доску и рассказывают о своей по­мощи природе.

Милая Родина! Ты год от года должна стано­виться краше.

Охрана природы — дело народа. Мое, твое, наше.

Старичок-лесовичок . Спасибо за по­мощь. Всем, кто хочет стать настоящими друзь­ями природы, вручаю значки «Юный друг при­роды». Надеюсь, что вы будете всегда бережно обращаться с природой.

Учитель вручает учащимся, которые хотят стать друзьями природы, значки.

— Спасибо за работу. Наше общение показа­ло, что вы много знаете о лесе и его обитателях,
знаете, как беречь природу, и, надеюсь, будете ее друзьями. Как ваше настроение?

Учащиеся показывают изображение чело­вечка, соответствующего их настроению.

— Рада, что у вас прекрасное настроение.
Учащиеся исполняют песню о лесе.

Источник

Оцените статью