Совы в творчестве Босха
Искусство Иеронима Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Отзывы о Босхе немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».
Изучая его картины, можно заметить, что то тут, то там, много раз попадаются совы.
Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу, как ночная птица и хищник, и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.
Предлагаю и вам посмотреть и составить своё мнение о картинах Босха.
Триптих «Сад земных наслаждений», центральная часть — сова и чертополох.
И еще одна сова в центральной части триптиха скромно присела на веточку чертополоха и почти неприметна на фоне забавного котика.
На левой створке этого же триптиха сова прячется в Фонтане жизни.
Сова сидит на ветке, наблюдая возвращение блудного сына «Путник».
«Фокусник». Сова в поясном кувшине!
«Святой Иероним молится». Сова на сухой ветке наблюдает.
«Корабль дураков», сова притаилась наверху в кроне дерева.
«Искушение Святого Антония». Сова присела на голову существа с пятачком.
Сова сидит на голове монахини на картине «Концерт в яйце».
Источник
Босх сад наслаждений сова
Войти
Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Совы Босха
Разглядывая картины Иеронима Босха, на глаза мне то тут, то там, много раз попадались совы. На прошлой неделе я послушала лекцию, посвященную его творчеству, на которой всплыла тема символизма, и захотелось рассмотреть сов Босха поближе.
Для босховских современников его картины имели гораздо больший смысл, чем для нас с вами. Творчество Босха изобилует разными символами, которые несли для средневекового человека вполне определенную информацию. Значение многих из них уже давно утеряно, и даже те символы, которые нам очевидны, могут трактоваться по-разному: с религиозной или мистической точки зрения. Несмотря на своеобразное мышление Босха, Церковь признавала его работы и не считала их еретическими. Ну, не буду растекаться мыслию по древу, все это вы и так можете прочитать в Википедии или на сайте, посвященном Босху.
Что касается живых существ — в основном, на картинах Босха присутствует библейский бестиарий «нечистых» животных: жаба, свинья, заяц, змея. Ну и, конечно, сова, которую Босх изображал сову на многих своих картинах. Иногда он вносил её в контекст к персонажам, которые вели себя коварно, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова, как ночная птица, служит злу и символизирует безжалостность и духовную слепоту всего земного.
Итак, давайте рассматривать этих коварных пташек на картинах гения. Начнем с фрагмента триптиха «Сад земных наслаждений»(около 1460-1516), центральная часть — Сова и чертополох.
Еще одна сова находится в самом гнезде разврата.
И еще одна сова в центральной части триптиха скромно присела на веточку чертополоха (?) и почти неприметна на фоне этого забавного котика.
На левой створке этого же триптиха мы тоже можем увидеть сову — она прячется в Фонтане жизни.
Всего на этом триптихе насчитала четырех сов, показанных выше. Вот они:
Сова сидит на голове монахини на картине «Концерт в яйце»(1475-1480)
Сову мы видим и в центральной части триптиха «Искушение Святого Антония» (1495-1515) — она присела на голову существа с пятачком.
Еще одна сова прячется в расщелине колонны в центральной части триптиха.
Какой же «Корабль дураков» (1490-1500) без совы. Вон она, притаилась наверху в кроне дерева.
«Святой Иероним молится» (1476-1500). Сова — немой свидетель этой молитвы, притаилась на коряге и наблюдает.
«Фокусник» тоже не обошелся без совы. Сова в кармане!
Сова сидит на ветке, наблюдая возвращение блудного сына («Путник», около 1500 г.)
Есть у Босха и картины, в которых сова — главный герой. Например, «Гнездо сов».
«Человек-дерево», увенчанный совой.
И замечательный рисунок про «Слышащий лес и зрячее поле».
Интересно, правда? 🙂 Если где-то еще остались нерассмотренные мною босховские совы — дайте знать. Рассмотрим! 🙂
Источник