Боли_башка_дух_леса

Боли-бошка

Пошли как-то раз девицы бруснику брать. Нашли щедрый-прещедрый брусничник, разбрелись по нему, аукаются, пересмеиваются. Только успевают ягоду из-под листиков доставать и в корзины складывать. Вдруг слышит Марьянка — плачет неподалеку кто-то. Оглянулась и видит: стоит за ее спиной маленький квеленький мужичишка, носик востренький, руки чуть не до земли висят, платье на нем обносившееся. Стоит, хнычет и трет глаза кулаками.
— Что за беда у тебя, дяденька? — спрашивает Марьянка, а она девка была жалостливая.
— Ой, беда, беда! — причитает мужичок, а глаза у него такие печальные-печальные. — Корзинку потерял, брусники в ней под самую вершинку! Где-то тут поставил, а где — поди знай! Помоги, девица, всю бруснику тебе отдам, самую что ни на есть отборную.
Марьянка думает: а что б не помочь? И ну озираться да оглядываться — корзинку искать. А мужичок вокруг шныряет и приговаривает:
— Вот здесь она стояла. Нет, вот здесь. Или туточки?
Марьянка за ним мечется как угорелая, даже голова разболелась, а корзинки нет как нет.
— Ну, какова брусничка? — подходят к ней подружки. У всех полные корзины и короба, а у Марьянки на донышке одна горсточка.
— Ой, до бруснички ли мне! — отмахнулась девица. — Мы тут с дяденькой корзинку ищем.
— С каким дяденькой?
— Да вот с этим!
Глядь-поглядь подружки Марьянкины — нету никого.
— Да где ж он, дяденька? — удивилась Марьянка. — Был только что, право слово, вот здесь стоял, причитал так жалостно, что у меня даже голова разболелась. Ох, бедненький! Да как же он теперь без корзинки-то?
— Да что за печаль твоя, — говорят девушки. — Ты лучше о том печалься, что у самой ягоды всего ничего. А брать бруснику уж некогда — гроза собирается!
Побежали девицы со всех ног домой. Бегут, тревожатся, как бы ягоду не растрясти да под дождь не попасть, а Марьянка пустой корзинкой помахивает и по-прежнему причитает:
— Да как же там бедненький дяденька? Куда ж его корзинка запропала? Ох, у меня так голова болит по нему — просто раскалывается!
Еле живая от боли притащилась девушка домой, насилу бабка сняла ей жар и боль капустными листьями да клюквенными припарками. И говорит:
— Глупа же ты у меня, внученька. Это не простой мужичок был, а хитрый и зловредный Боли-бошка, что ягодникам и грибникам в лесу головы морочит. Скажи еще спасибо, что не завел тебя в болотину и не бросил там!

А.Ремизов. Из цикла «К морю-океану»

… Тише! Вот и сам Боли-бошка! Почуял, подходит: набедит, рожон! Весь измодёлый, карла, квёлый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, востренький носик, сам рукастый, а глаза будто печальные, хитрые-хитрые… Заведет в зыбель-болото, где сам черт ощупью ходит!

Читайте также:  Чем_дятел_помогает_лесу

Боли-бошка — дух леса, живущий в ягодных местах, чаще всего на клюкве да бруснике. По натуре он лукав и хитер.
Сам он большеголовый, неуклюжий, одежка — рвань в заплатах.
Прикинется жалконьким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку, корзинку или еще что-нибудь.
Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы ни умолял. Уступишь — начнешь о его потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать, и тут вскочит Боли-бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу.
Голова разболится, заблудишься, а то и вовсе пропадешь.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»

Источник

Боли-бошка

Боли-бошка — лесной дух, который живет в ягодных местах. Это дух лукавый и хитрый.
П оявляется он перед человеком в виде бедного, немощного старичка и просит помочь отыскать ему потерянную сумку. Поддаваться на его просьбы нельзя — начнешь о потере думать, разболится голова, будешь долго по лесу блуждать. Возможно имеет что-то общее с лешими, но это не совсем так.

Боли-бошка

Заметив человека, Боли-бошка выходит навстречу и просит помочь ему найти утерянную сумку или еще что-нибудь. Ни в коем случае нельзя поддаваться на его уговоры, сколько бы он ни умолял. Считалось, что если человек уступит ему, то немедленно начнет думать о потере, смотреть по сторонам, наклоняться, искать, а в это время Боли-бошка вскочит на шею, голову петлей стянет и будет водить по лесу. От этого у неосторожного путника голова разболится и он заблудится.

«Тише! Вот и сам Боли-бошка! — почуял, подходит: набедит, рож on! Весь измозделый, карла, квелый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, — востренький посик, сам рукастый, а глаза будто печальные, хитрые-хитрые».
(A.M. Ремизов. «К Морю-Океану»)

Дух с чудным именем предпочитает обретаться в ягодных местах. В качестве обличья при встрече с людьми выбирает вид бедно-пребедного и очень грустного востроносенького старичка небольшого росточка: одежда вся в лохмотьях, взгляд печальный, выражение лица — скорбное. Впрочем, если присмотреться, можно заметить хитринку в глазах. Лукавец с глубоким вздохом сообщает встречному, что потерял свою суму и просит-умоляет помочь в ее отыскании. У того, кто посочувствует жалостному виду Боли-Бошки и примет его горестное заявление за чистую монету, тотчас разболится голова (вот что означает имечко-то!). Кроме того, человек теряет способность ориентироваться на местности. А все оттого, что как только сердобольный посетитель леса откликнется на мольбу и начнет искать пропажу, Боли-бошка вскакивает ему на шею, стягивает голову петлей и катается верхом в свое удовольствие.

Сказка о Боли-бошке «Пустая корзинка»

Пошли как-то раз девицы бруснику брать. Нашли щедрый-прещедрый брусничник, разбрелись по нему, аукаются, пересмеиваются. Только успевают ягоду из-под листиков доставать и в корзины складывать. Вдруг слышит Марьянка — плачет неподалеку кто-то. Оглянулась и видит: стоит за ее спиной маленький квеленький мужичишка, носик востренький, руки чуть не до земли висят, платье на нем обносившееся. Стоит, хнычет и трет глаза кулаками.
— Что за беда у тебя, дяденька? — спрашивает Марьянка, а она девка была жалостливая.
— Ой, беда, беда! — причитает мужичок, а глаза у него такие печальные-печальные. — Корзинку потерял, брусники в ней под самую вершинку! Где-то тут поставил, а где — поди знай! Помоги, девица, всю бруснику тебе отдам, самую что ни на есть отборную.
Марьянка думает: а что б не помочь? И ну озираться да оглядываться — корзинку искать. А мужичок вокруг шныряет и приговаривает:
— Вот здесь она стояла. Нет, вот здесь. Или туточки? Марьянка за ним мечется как угорелая, даже голова разболелась, а корзинки нет как нет.
— Ну, какова брусничка? — подходят к ней подружки. У всех полные корзины и короба, а у Марьянки на донышке одна горсточка.
— Ой, до бруснички ли мне! — отмахнулась девица. — Мы тут с дяденькой корзинку ищем.
— С каким дяденькой?
— Да вот с этим!
Глядь-поглядь подружки Марьянкины — нету никого.
— Да где ж он, дяденька? — удивилась Марьянка. — Был только что, право слово, вот здесь стоял, причитал так жалостно, что у меня даже голова разболелась. Ох, бедненький! Да как же он теперь без корзинки-то?
— Да что за печаль твоя, — говорят девушки. — Ты лучше о том печалься, что у самой ягоды всего ничего. А брать бруснику уж некогда — гроза собирается!
Побежали девицы со всех ног домой. Бегут, тревожатся, как бы ягоду не растрясти да под дождь не попасть, а Марьянка пустой корзинкой помахивает и по-прежнему причитает:
— Да как же там бедненький дяденька? Куда ж его корзинка запропала? Ох, у меня так голова болит по нему — просто раскалывается!
Еле живая от боли притащилась девушка домой, насилу бабка сняла ей жар и боль капустными листьями да клюквенными припарками. И говорит:
— Глупа же ты у меня, внученька. Это не простой мужичок был, а хитрый и зловредный Боли-бошка, что ягодникам и грибникам в лесу головы морочит. Скажи еще спасибо, что не завел тебя в болотину и не бросил там!

Читайте также:  Какие_растения_являются_ягодами

Источник

Выдуманный дух Боли-бошка

Увлечение древнеславянской мифологией привело к всплеску печатных и электронных изданий на эту тему. Всевозможных мифологических сборников и словарей можно найти на любой вкус и в любом количестве. Вот только за количеством как-то совсем потерялось качество.

В погоне за тиражами, за известностью или за чем-то еще многие новомодные составители мифологических славянских энциклопедий совершенно забывают о том, что делать это надо с точки зрения точной науки. Проще говоря, не записывать в энциклопедии все подряд, а строго отбирать только те персонажи, которые реально зафиксированы в славянском фольклоре.

А вот тут с подлинностью полная беда. Во все эти собрания мифологических сочинений попало столько всяких “славянских богов, богинь, духов” и прочих персонажей, сколько их в обычной жизни никогда и не было. Причем о подавляющем большинстве этих персонажей наши предки и понятия не имели. По одной простой причине – они выдуманы. И выдуманы не так уж и давно, именно с тех пор, как начал появляться интерес к этим мифам.

Вот, например, занятный лесной дух Боли-бошка, наверняка любители “древнерусских древностей” встречали упоминание о нем.

Авторы, пишущие на славянскую тему, Грушко и Медведев дают подробное описание лесного духа:

“Боли-бошка – дух леса, живущий в ягодных местах, чаще всего на клюкве да бруснике. По натуре он лукав и хитёр.

Сам он большеголовый, неуклюжий, одёжка – рвань в заплатах.

Прикинется жалконьким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошёлку, корзинку или ещё что-нибудь.

Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы ни умолял. Уступишь – начнёшь о его потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать, и тут вскочит Боли-бошка на шею, голову петлёй стянет, будет водить по лесу.

Голова разболится, заблудишься, а то и вовсе пропадёшь”.

Интересно, правда? Но беда в том, что у древних славян такого мифического персонажа не было, вообще!

Читайте также:  Сорт_яблок_малинового_цвета

Вот леший – был. Функции этого Боли-бошки схожи с функциями лешего. То есть взяли отдельные черты всем известного духа, хозяина леса, и сделали отдельный персонаж. И даже точно известно, кто и когда этого духа придумал. Это был писатель Алексей Ремизов.

Писать он начал в начале XX века, у него много сказок и произведений в стиле мистерий.

В своих авторских сказках он использовал персонажей из русского фольклора, по-своему их интерпретируя. У Ремизова есть целый сказочный цикл под названием “К морю-океану”. В нем действуют настоящие фольклорные существа, такие как водяной, полевой или леший, и персонажи, вымышленные самим автором.

Нет ничего плохого в том, что писатели вольно интерпретируют фольклорный материал и используют в своих произведениях, это же не народные мифы и легенды, а собственное творчество. Плохо то, что выдуманные авторские сказки объявляют славянскими древностями. Люди, называющие себя исследователями, на деле просто берут понравившееся персонаж авторской сказки и утверждают, что это и есть самый древний славянский дух. Настолько древний, что никакого письменного упоминания о нем нигде и не сохранилось… вообще-то, это называется подлог.

Не следует засорять нашу историю выдумками и фальшивками, их и без того немало.

Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”

Источник

Оцените статью