Блок соловьиный сад жанр

Поэма А. Блока «Соловьиный сад»

Градация в литературе – это художественный прием, заключающийся в наращивании смысла отдельных слов или словосочетаний. Благодаря градации автор создает более яркий образ, акцентирует внимание на определенных моментах.

История создания, жанр, направление, сюжет произведения

Поэма А. Блока «Соловьиный сад» написана в период бурного романа поэта с оперной певицей Л.А. Андреевой-Дельмас. 12 января 1914 года А. Блок сделал запись о первой встрече с Дельмас. Впервые поэма была опубликована в «Русском слове» 25 декабря 1915 года. «Соловьиный сад» — последняя поэма, написанная А. Блоком накануне революции 1917 года.

«Соловьиный сад» — романтическая поэма. По объему она больше напоминает длинное стихотворение, чем поэму. Сам поэт в дневнике во время работы над произведением назвал «Соловьиный сад» «поэмкой». Поэма считается одним из наиболее совершенных произведений А. Блока. В поэме нашли отражение размышления поэта о своем месте в жизни.

В зрелой поэзии А. Блока наблюдается освобождение от отвлеченных мистико-романтических символов. Произведения поэта обретают конкретность, жизненность. В этот период происходит переход от символизма к реализму. В анализируемом произведении отражены первые пробы смены направления. Но в описаниях реальной жизни пока остается много символичных образов.

В поэме изображена нелегкая жизнь простого рабочего, вынужденного ежедневно выполнять однообразную тяжелую работу. Недалеко от дороги раскинулся сад, манящий тенью и прохладой. В этом саду «кто-то тихо смеется». И возможно, в этом саду «жизнь другая – моя, не моя…». Герой поэмы решается войти в этот сад, забыв о своей работе и «товарище бедном своем». Но жизнь, в которой нет привычных тревог и волнений, перестает его радовать. Соловьиная песнь не способна «заглушить рокотание моря», и герой произведения спешит в свою реальную, земную жизнь, туда, где остался его «дом и осел».

Основным композиционным приемом в произведении является антитеза. Она распространяется не только на организацию художественного пространства произведения, но и на звуковые образы.

Тема, проблематика, основная идея произведения

Главная тема поэмы «Соловьиный сад» — размышления о смысле жизни. Судьба – это дорога длиною в жизнь. Поэт символично делит жизнь на две дороги. Одна дорога – рутинная работа, дающая пропитание. Вторая дорог – праздное безделье в саду, где царит безмятежность и любовь. Лирического героя, как и автора, терзают сомнения, какую дорогу выбрать?

В поэме противопоставляются две темы: будничная прозаическая жизнь и жизнь без цели и дела. С самого начла произведения возникает первая тема, которая продолжается в течение трех глав, перекликаясь со второй темой.

Читайте также:  Виды гортензий для сада

Поэт показывает, как однообразна и бедна жизнь одинокого человека и как она преображается, когда появляется любовь. В третьей главе чары соловьиного сада распространяются уже за его пределы. Пустой, каменистый путь лирическому герою начинает казаться таинственным, ведь он приводит к ограде, которая так манит его. Розы из сада опускаются все ниже.

В четвертой главе лирический герой открывает двери, казавшиеся ему неприступными. В саду его ожидает райское блаженство. В подчеркнуто романтических тонах рисуется образ счастья. Герой забывает о своей работе и об осле, оставленном за оградой соловьиного сада.

«Заглушить рокотание моря/ Соловьиная песнь не вольна» — в этих словах подчеркивается суть понимания Блоком счастья. Поэт считает, что никакое наслаждение, даже любовь, не способно заменить ощущение выполненного долг и понимание того, что он на своем месте, на правильном пути. В данном контексте соловьиная песнь – это символ мечты о любви, о личном счастье, о праздных утехах. Море — это символ жизни в широком смысле, олицетворение устоявшегося миропорядка.

В седьмой главе лирического героя ждет расплата за то, что он нарушил долг. Дом героя, расположенный на берегу, уничтожен морским приливом. Рабочее место занято другим человеком. Герою поэмы пришлось за кратковременное счастье заплатить всем, что у него было. В начале третьей главе автор ставить вопрос: «Наказанье ли ждет иль награда, Если я уклонюсь от пути?».

Основная мысль произведения заключается в том, что человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно иметь цель и дело.

В критике наряду с общефилософской трактовкой произведения есть мнение о том, что в поэме содержится полемика Александра Блока с представителями «чистого искусства». Поэтому поэму можно рассматривать и как отказ от изображения проблем исторической реальности, сужение задач искусства, уход в некое идеальное пространство.

Лирический герой поэмы

Сам лирический герой произведения называет себя «бедняком обездоленным». Жизнь лирического героя – тяжелая работа. Все, что у него есть – это хижина, осел и кирка. В «Соловьином саду» он обретает возможность прожить другую жизнь. В саду он теряет связь с реальным миром. Через символические образы А. Блок пытается донести идею торжества реального над иллюзорным. Лирический герой понимает, что лишь настоящая жизнь может быть полноценной.

Средства выразительности

Стихотворение написано трехстопным анапестом. Поэт использует перекрестную рифмовку (АбАб), чередует женскую и мужскую рифмы. По точности звучания рифма считается богатой.

Женская рифма – ударение падает на предпоследний слог; мужская рифма – ударение падает на последний слог.

Богатая рифма – совпадение ударного гласного и опорного согласного звуков.

А. Блок использует следующие стилистические фигуры и тропы:

  • Скрытая антитеза – противопоставление сада морю;
  • Метонимия: белое платье мелькает;
  • Олицетворение: день догорает, шепчут ручьи;
  • Сравнение: шипы, точно руки;
  • Градация: брошенный лом, тяжкий, ржавый; и знакомый, пустой, каменистый, но сегодня — таинственный путь; путь;
  • Эпитеты: лишних роз, осел усталый, напев беспокойный, осел утомленный, бедняк обездоленный, сладкой песнью, мгле благовонной и знойной и т.д.;
  • Ассонанс: звуки И, О передают крики осла.
Читайте также:  Гбоу школа 2094 сад

Ассонанс – это повторение гласных.

Источник

А. Блок, «Соловьиный сад»: анализ поэмы. Композиция и образ главного героя

А. Блок написал поэму «Соловьиный сад» в период своего романа с оперной певицей Л. А. Андреевой-Дельмас. Отсылкой к тому, что это стихотворение посвящено их отношениям, является песня, которую исполняла незнакомка в произведении. Ниже представлен анализ «Соловьиного сада» Блока.

Сюжет поэмы

В анализе «Соловьиного сада» Блока нужно кратко рассказать о сюжете произведения. Он довольно прост: главный герой — бедный рабочий, у которого есть только старенький домик да верный осел. Каждый день он ходит по одной и той же дороге на свою тяжелую работу. Герой проходит мимо прекрасного сада, который так и зовет его. Но рабочий каждый раз не решается отворить калитку.

Но однажды он все-таки решился войти в чудесный сад. И его красота, и прекрасное пение соловьев поразили героя. Попав в то райское место, он забыл про время и своего верного товарища. Но спустя какое-то время ему стало не хватать его работы, труда, волнений жизни. Поэтому герой покинул сад. Но когда он пришел, то не увидел ни своего дома, ни своего осла.

Блок соловьиный сад анализ

В анализе «Соловьиного сада» Блока следует отметить, что сюжет строится на противопоставлении. Герой выбирает среди двух путей: тернистого, полного переживаний, забот, труда или же того, в котором его ждало наслаждение, красота и спокойствие. В поэме протиповопоставляются труд и леность. И герой начал скучать по деятельности, которая наполняла его жизнь смыслом.

Краткий обзор

Краткий анализ «Соловьиного сада» Блока по главам позволяет показать читателям всю глубину сюжета, несмотря на его кажущуюся простоту. В первых частях описываются будни героя стихотворения. Каждый раз, проходя мимо прекрасного сада, он слышит чье-то прекрасное пение.

И вот в своей хижине он раздумывал над своей жизнью. И герой понимает, что он ничего не потеряет, если решится зайти в этот сад. Рабочий все больше и больше влюбляется в красоту того места. Эти главы показывают, что герой устал от житейской суеты, скучной и однообразной действительности. Также можно сделать вывод о том, что герой эгоистичен. У него даже не было мысли о том, чтобы взять с собой своего верного товарища — старого осла.

В третьей главе героя одолевают сомнения: а какой выбор лучше сделать? Его пугает неизвестность: что ждет его там, за оградой соловьиного сада? И в следующей главе он уже оказывается в мире красоты, спокойствия и любви. Сад оказался гораздо прекраснее, чем в его самых смелых мечтах. Опьяненный новыми впечатлениями и осознанием того, что его мечты сбылись, герой забывает и о своих обязанностях, и о своем друге.

Читайте также:  Выпускной в саду 2016 год

поэма соловьиный сад Блок анализ

В пятой и шестой главах описывается жизнь работника в соловьином саду. Он потерял счет времени, его ничего не волнует. Лишь изредка — шум волн, который не могла заглушить песня соловья. И море напоминало ему о той реальной жизни, которую он оставил. Но любовь и ласки героини позволили ему забыть все тревоги и сомнения.

Однажды герою послышался крик его осла, и он решил покинуть сад. В седьмой главе рассказывается о том, как, вернувшись, он не смог найти ни своего дома, ни своего друга. И уже кто-то другой выполняет его работу, а ему помогает другой осел. Не сумевший оценить того, что было в его реальной жизни, проводя свое время в постоянной праздности, герой потерял смысл жизни. Нужно уметь ценить все то, что есть в реальной жизни, а не пытаться жить лишь одними мечтами.

Главный герой

В анализе «Соловьиного сада» Блока нужно дать краткую характеристику герою поэмы. Лирический герой — это простой человек, уставший от рутины, забот. Сам же он характеризует себя как «бедняк обездоленный». Его жизнь состоит из тяжелой работы, у него нет ничего, кроме хижины и осла. Поэтому он так стремится попасть в тот сад, где сможет жить, ни о чем не волнуясь и не тревожась.

анализ стихотворения соловьиный сад Блок

Оказавшись в саду, герой потерял связь с реальностью. Он не знал, сколько прошло времени, что происходит. Он словно спрятался ото всех проблем и забот в грезах. Поэтому герой больше не слышал шума волн. В анализе стихотворения «Соловьиный сад» Блока следует отметить, что море выступает как символ жизни.

И когда герой устает от постоянной праздности, он вновь слышит звуки настоящей жизни. Таким образом, читатель видит, что именно в реальной жизни, общении с настоящими людьми есть смысл.

соловьиный сад Блок анализ по главам

Литературные тропы

Также в анализе «Соловьиного сада» Блока нужно определить, к каким литературным приемам прибегнул автор при написании стихотворения. Поэт использовал скрытую антитезу — противопоставление сада и моря. Для придания большей художественной выразительности А. Блок использовал олицетворение, большое количество эпитетов, сравнение и метонимию.

В более зрелый период творчества поэт стал отходить от символисткого направления. И в этой поэме были отражены первые попытки его перехода к реализму. Но все-таки в этом произведении еще присутствовали признаки символизма. В данной статье был представлен анализ поэмы Блока «Соловьиный сад».

Источник

Оцените статью