Бланки комплексных описаний ландшафтов

Бланки комплексных описаний ландшафтов

Главная
English
Биологический кружок ВООП
Гостю кружка
Планы кружка
Экспедиции и выезды
Исследовательская работа
Программа «Parus»
История кружка
Контакты кружка
Полевой центр
Фотогалерея
Летопись биостанции
Статьи о биостанции
Исследовательские работы
Учебные программы
Полевые практикумы
Методические семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Проектная деятельность
Экспедиции и лагеря
Экологические тропы
Экологические игры
Публикации (статьи)
Методические материалы
Наглядные определители
Карманные определители
Определительные таблицы
Энциклопедии природы России
Компьютерные определители
Мобильные определители
Учебные фильмы
Методические пособия
Полевой практикум
Природа России
Минералы и горные породы
Почвы
Грибы
Лишайники
Водоросли
Мохообразные
Травянистые растения
Деревья и кустарники
Ягоды и сочные плоды
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии
Рептилии
Птицы, гнезда и голоса
Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
Систематический каталог
Алфавитный каталог
Географический каталог
Поиск по названию
Галерея
Природные ландшафты мира
Физическая география России
Физическая география мира
Европа
Азия
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия и Новая Зеландия
Антарктика
Рефераты о природе
География
Геология и почвоведение
Микология
Ботаника
Культурные растения
Зоология беспозвоночных
Зоология позвоночных
Водная экология
Цитология, анатомия, медицина
Общая экология
Охрана природы
Заповедники России
Экологическое образование
Экологический словарь
Географический словарь
Художественная литература
Международные программы
Общая информация
Полевые центры (Великобритания)
Международные экспедиции (США)
Курс полевого образования (США)
Международные контакты
Интернет-магазин
Карманные определители
Цветные таблицы
Компьютерные определители
Энциклопедии природы
Методические пособия
Учебные фильмы
Комплекты материалов
Контакты
Гостевая книга
Ссылки
Партнеры
Наши баннеры
Карта сайта

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>

Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Пособия Фильмы Определители: Карманные Наглядные Компьютерные Мобильные Таблицы Энциклопедии Презентация

Если Вам понравился и пригодился наш сайт — кликните по иконке «своей» социальной сети:

Комплексные исследования на ландшафтном профиле

Аннотация. В данном методическом пособии продолжается изучение компонентов ландшафта – растительности и почв, на линии комплексного ландшафтного профиля, заложенного на одном из предыдущих занятий по склону долины небольшой реки или ручья. Изложена методика стандартного геоботанического описания растительности и общие правила заложения почвенного разреза. Целью занятия является описание растительности и почв и выявление их взаимосвязи.

Важным итогом изучения экологических взаимосвязей любой территории является установление закономерностей пространственного распределения компонентов экосистемы на данной территории, в основном — выявление взаимоотношений между растительностью и средой её обитания.

Как уже указывалось выше, такие данные можно получить двумя основными способами: путём составления геоботанической карты или в результате заложения комплексного ландшафтного профиля.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи основных компонентов ландшафта – рельефа, почвы и растительности, в пределах ландшафтного профиля.

Данная работа является продолжением работы по построению профиля склона речной долины с помощью нивелирования (задание №3, осенний сезон). Напомним, что итогом того занятия должен был быть профиль рельефа участка склона долины небольшой реки или ручья – длиной от 100 до 300 метров с перепадом высот от 5 до 15 метров.

На текущем занятии на этом же участке местности учащиеся будут изучать все растительные сообщества, находящиеся на линии профиля и почву под этими растительными сообществами. Дополнительными объектами изучения могут быть также некоторые компоненты животного мира (например, беспозвоночные подстилки) и микроклимат. Более масштабные компоненты ландшафта (геологическая основа, поверхностные воды, позвоночные животные и т.д.) объектами изучения являться не могут в силу небольших размеров изучаемой территории.

Для выполнения данного учебного задания понадобятся: 50-метровая измерительная лента, составленный ранее профиль рельефа, бланки геоботанических и почвенных описаний (по одному на каждое растительное сообщество), лопаты.

Заложение ландшафтного профиля

Основная информация о процедуре заложения комплексного ландшафтного профиля приведена в методическом пособии к учебному заданию «Построение профиля склона речной долины» (задание №3, осень). Здесь лишь кратко напомним основные правила выбора места для проведения исследования.

1. Желательно выбрать участок территории, представляющий собой не просто склон холма или горы, а склон долины водотока, включающий в себя в идеале такие участки долины, как: русло реки (ручья), прирусловой вал, высокая пойма, низкая пойма (например, заросшая старица реки), склон надпойменной террасы, терраса (одна или несколько), водораздельный склон, водораздел.

2. Желательно выбрать участок склона длиной в пределах от 100 до 300 метров с перепадом высот на этом отрезке от 5 до 15 метров. Изучение участка меньшей протяженности и уклона может не выявить пространственный различий компонентов ландшафта; работа на более длинным участке будет слишком трудоемкой.

3. Линию профиля, по которой проводилась нивелирная съемка и будут проводиться почвенно-ботанические исследования, желательно сделать прямой, чтобы склон хорошо просматривался.

Тщательно продуманный профиль позволит более наглядно проследить закономерности распределения растительных сообществ в зависимости от условий местообитания, понять экологическую сущность выделенных на профиле сообществ и провести их сравнительный анализ.

В ситуации, если профиль заранее не был заложен, а местность совершенно плоская, следует выбрать небольшой участок местности (300-500 м) с возможно более разнообразными типами растительности на нем – например с разной степенью увлажнения или с разными.

Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:
  • 25 пособий по общим вопросам организации проектной деятельности и экологических исследований или
  • 65 пособий по полевой экологии (25+40),

Методические пособия и учебные фильмы по исследовательской работе школьников выпущены также в виде приложения «Методики изучения природы» для смартфонов и планшетов iPhone и iPad от Apple

Приложение можно установить из AppStore

К категории методических пособий можно также отнести книги, написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине:

Источник статьи: http://ecosystema.ru/04materials/manuals/10.htm

Читайте также:  Как красиво подстричь газон
Оцените статью