Благословляю_вас_леса_8_класс_конспект_урока

Конспект урока по музыке 8 класс «Благославляю Вас леса»

1. Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса. » — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

1. П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса. » (слушание).

Художественный материал:

1. И. Шишкин. Репродукции картин.

2. А. Толстой. «Благословляю вас, леса. » (слушание).

Характеристика видов деятельности:

1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всём его многообразии.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка.

6. Понимать характерные черты музыки П. Чайковского.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

Музыке доступно чувство, знакомое каждому из нас,- чувство всеобъемлющей, светлой, очищающей любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ. Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли.

Рекомендуется просмотр репродукций картин И. Шишкина (даны в презентации).

И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Это стихотворение А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек,- любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов. И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа — бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность.

Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

Романс – это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе.

Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент — создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

П. И. Чайковский, прочтя это стихотворение, признавался, что «неожиданно пролил много слёз», и решил написать на него музыку, в которой выразил бы то огромное состояние восторга и любви, которое так поразило его самого.

Читайте также:  Загадки_чтобы_ответ_был_лес

Созданный композитором романс «Благословляю вас, леса. » стал одним из самых светлых, самых одухотворённых его произведений, в котором сила поэтического слова и её музыкальное выражение слились в единый светлый гимн великому, лучезарному, благостному началу, сотворившему этот сияющий мир.

Простая и ясная декламационная мелодия вокальной партии, прерываемая частыми паузами и остановками движения, передаёт состояние человека, погруженного в глубокие думы. Постепенно нарастающее светлое чувство достигает ликующей силы в заключительной (четвёртой) строфе, где высказана главная мысль произведения: «О, если б мог в свои объятья я вас, враги, друзья и братья, и всю природу заключить!»

Творчество художника Ивана Шишкина — это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса.
С именем Ивана Шишкина у зрителя связано представление о неторопливом и величественном повествовании о жизни русского бора, о дебрях лесной глуши, напоенных запахом смолы и преющего бурелома.
Его огромные полотна были как бы обстоятельным рассказом о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и раздольных полей с клонящейся под ветром спелой рожью. В этих рассказах художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал всё: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья, и как расположены пятна солнечного света на зелёной траве-мураве.
Со всех сторон обступают нас богатырские сосны и исполинские замшелые ели с причудливо изгибающимися ветвями. Всё на полотнах художника заполнили многочисленные, любовно выписанные приметы лесной жизни: вылезающие из-под земли корни, огромные камни-валуны, обросшие мхом и опятами пни, кусты и обломанные сучья, трава и папоротники. Всё это до мельчайших подробностей изучено, облюбовано и написано И. Шишкиным, половину жизни проведшего в лесу и даже внешностью своей напоминавшего старика-лесовика.
Певец русского леса Иван Иванович Шишкин и сам был похож на могучего «лесовика»: высок ростом, широк в плечах, громкоголос, энергичен, с руками большими и сильными, взглядом быстрым и внимательным. Таков он на портрете 1880 г. Работы его друга художника Крамского.
Творчество художника — это восторженная ода, воспевающая эпическую красоту и мощь русского леса.

1. Знакомо ли вам состояние, выраженное в стихотворении А. К. Толстого «Благословляю вас, леса. » и одноименном романсе П. И. Чайковского?

2. Когда, по-вашему, такое состояние приходит к человеку: под влиянием красоты природы или это внутренний порыв души?

3. Назовите другие музыкальные произведения, которые, по-вашему, созвучны настроению этого романса.

Благословлять — давать добро, благодарить, одобрять, напутствовать, желая удачи (толковый словарь Ушакова).

Источник

Конспект урока музыки на тему «Благословляю вас, леса. » (8 класс)

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 8 урока 1 четверти.
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— углубление понимания роли природы как вечной темы, воплощаемой в разных видах искусства.
Личностные:
— воспитание эмоционально-ценностного, личностного, позитивного отношения к творчеству П. Чайковского.
Предметные:
— углубление знаний о личности и творчестве П. Чайковского;
— укрепление навыков слухового и нотного анализа, хорового и сольного пения.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по музыке П. Чайковского.

Читайте также:  Морс_клюквы_при_подагре

Урок 8. «Благословляю вас, леса…»

Планируемые результаты учебной деятельности

— углубление понимания роли природы как вечной темы, воплощаемой в разных видах искусства.

— воспитание эмоционально-ценностного, личностного, позитивного отношения к творчеству П. Чайковского.

— углубление знаний о личности и творчестве П. Чайковского;

— укрепление навыков слухового и нотного анализа, хорового и сольного пения.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по музыке П. Чайковского.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Поэзия: А.К. Толстой. «Благословляю вас, леса…».

Живопись: А. Васнецов. «Абрамцевские дали», «Озеро в горной Башкирии».

Музыка: П. Чайковский, стихи А.К. Толстого. «Благословляю вас, леса…» (№ 8 аудиоприложения). Песенный материал: В. Ребиков, стихи А. Пушкина. «Румяной зарёю покрылся восток…».

Виды деятельности учащихся: Художественное чтение вслух фрагментов стихотворений. Анализ поэтического текста. Смысловое прослушивание музыкальных произведений. Слуховой анализ музыки и анализ нотных примеров. Сравнительный анализ поэтических, музыкальных и живописных произведений. Разучивание и исполнение песенного материала (сольное, ансамблевое и хоровое пение).

Формы педагогического контроля: Контроль знания творчества П. Чайковского. Контроль навыков анализа поэтического и нотного текста. Контроль сравнительного анализа стихотворения и его музыкального воплощения в романсе П. Чайковского. Контроль понимания жанра пейзажа в музыке, живописи и литературе. Контроль качества пения, развития вокально-хоровых навыков.

Введение в тему урока

Музыке доступно чувство всеобъемлющей, светлой любви к природе, любви чистой, бескорыстной, не требующей никаких благ.

Это чувство охватывает нас и в июльский полдень, когда, кажется, вся земля окутана медовым запахом цветущего луга, и морозным зимним утром, когда в воздухе искрятся лёгкие снежинки, и в майские сумерки, приносящие запах весенней расцветающей земли…

И чувство любви ко всему миру, любви, разлитой повсюду в природе, как будто возносит и нас в светлые высоты этой всеобщей радости, в которой мы прозреваем главный смысл бытия.

2. Работа по теме урока

Внимательно прочитайте стихи А.К. Толстого:

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить!

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

Это стихотворение А.К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек, — любви ко всему живому, без различия своих, чужих, друзей, недругов… И такое понимание любви, замечательно выраженное поэтом, не является ли вечной темой искусства, присутствующей уже в самых ранних его формах? Природа – бесценный Божий дар; все времена, все поколения несли ей свою благодарность…

3. Пейзаж в музыке П. Чайковского

Читайте также:  Грибной_крем_суп_сколько_ккал

П. Чайковский, прочтя это стихотворение, признавался, что «неожиданно пролил много слёз» и решил написать на него музыку, в которой выразил бы то огромное состояние восторга и любви, так поразившее его самого.

Созданный композитором романс «Благословляю вас, леса…» стал одним из самых одухотворённых его произведений, в котором сила поэтического слова и её музыкальное выражение слились в единый светлый гимн великому, лучезарному, благостному началу, сотворившему этот сияющий мир.

Сегодня вы познакомитесь с этим романсом П. Чайковского на стихи А.К. Толстого «Благословляю вас, леса…».

Вы уже неоднократно на уроках курса «Искусство. Музыка» знакомились с романсами Чайковского. Он сочинял их на протяжении всей своей жизни. Первые романсы Чайковский написал ещё юношей, будучи учеником училища правоведения в Петербурге. Последние романсы он сочинил уже в 1893 г., в год смерти. Всего перу Чайковского принадлежат более ста романсов, а также несколько вокальных ансамблей — дуэтов и терцетов.

Чайковский писал в основном на слова русских поэтов: А. Плещеева, А.К. Толстого, А. Апухтина, А. Фета, Я. Полонского, Д. Мережковского, Ф. Тютчева. Чайковский ценил поэзию, передающую чувства, эмоции, настроения. Романсы композитора тесно связаны с его оперным творчеством.

«Благословляю вас, леса…» — концертный романс возвышенного гимнического склада: слава природе, выражение восторженной любви человека к жизни, Отечеству, родным просторам.

Прослушайте романс П.И. Чайковского. Проанализируйте и охарактеризуйте музыку романса в сравнении с текстом стихотворения А. Толстого.

Слушание музыки. Музыкальный анализ.

4. Работа над нотным примером

Романс П. Чайковского изложен в развёрнутой форме, многозвучной фактуре. Вокальная мелодия имеет спокойный повествовательный характер — это возвышенный философский монолог умудрённого жизнью человека.

Каждый звук вокальной партии соответствует слогу текста, мелодия имеет декламационные черты. Композитор уважительно отделяет паузами слова «долины, нивы, горы, воды», строит мотивы этих слов на нисходящих ходах, соответствующих интонациям человеческой речи.

Фортепианная партия построена на глубоких басовых нотах и широких аккордах, переходящих из низкого регистра в более высокий. Мажорный лад, сдержанный темп, равномерный ритм усиливают настроение спокойствия, величественности, торжественности.

5. Пейзажи музыкальные и в живописи

Проследите связь между русскими живописными пейзажами и музыкальным пейзажем — романсом «Благословляю вас, леса…» П. Чайковского.

А. Васнецов. Абрамцевские дали

А. Васнецов. Озеро в горной Башкирии

Васнецов и Чайковский не просто рисуют конкретный пейзаж, а создают обобщённые творения большого эстетического и этического значения. Картины Васнецова и музыка Чайковского укрепляют веру в могущество нашей Родины, воспитывают любовь к ней.

И поэт, и художник, и композитор не просто создают иллюстрацию русской природы, а выражают в своих произведениях восхищение её красотой, величием, гармонией.

Знакомо ли тебе состояние, выраженное в стихотворении А.К. Толстого «Благословляю вас, леса…» и одноимённом романсе П. Чайковского? Когда, по-твоему, такое состояние приходит к человеку: под влиянием красоты природы или это внутренний порыв души?

Назови другие произведения искусства, которые созвучны настроению этого романса. При подготовке задания используй ресурсы сети Интернет.

Источник

Оцените статью