Благодаря_пожару_вспыхнувшему_от_костра_сгорел_весь_лес

Олимпиада по русскому языку 8 класс
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему

Олимпиадные задания по русскому языку для 8 класса включают в себя все основные разделы языкознания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Расставьте ударение в словах:

шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, углубить, избаловать, клала, исподволь, обеспечение, оптовый.

2. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят,

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

3. Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

4. Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

5. Выпишите из предложений существительные мужского рода.

1) В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2)После прогулки по набережной я зашел в кафе с пирожным. 3) Врач Николаева принимает с 8.00 до 15.00. 4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи. 6) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамены.

6.Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия.

Орфография. Пунктуация. Текст

7.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

В тума(нн,н)ой дали песча(н,нн)ого берега тускло светились огни стари(нн,н)ой гости(нн,н)ицы. Вдоль а(л,лл)еи тянулась га(л,лл)ерея с мраморной лес(…)тницей и пери(л, лл)ами из мета(л,лл)а а(л,лл)юминия. В гости(нн,н)ой на краше(нн,н)ом полу, украше(нн,н)ом затейливым орнаментом, стоял иску(с,сс)но сдела(нн,н)ый стол с иску(с,сс)твенными цветами в стекля(нн,н)ой вазе. Жж(…)ные спички лежали на подставке серебря(нн,н)ого подсве(…)ника рядом со слома(нн,н)ыми стульями. Н..что не мешало пр…ступить к ра(сс,с)ледованию.

Определите тип и стиль речи.

8. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

2) У меня сегодня праздное настроение.

3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

4)Открывая окно, в класс влетел воробей.

9. Русскому классику И.С. Тургеневу принадлежат слова: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Читайте также:  Редкий_гриб_арк_кристальные_острова

Вы согласны с писателем? Выразите своё мнение в сочинении-рассуждении. Аргументируйте свою позицию.

Источник

что такое речевые ошибки помогите пожалуйста!плиииз.

1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример:
Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться — 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен. ) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться — начинать сильно или хорошо, ровно гореть.

1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример:
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика) .
Пример:
Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.
Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик — тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм — болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.

1.4. Неправильное употребление паронимов.
Пример:
Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный — очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный — прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение) ; праздный — не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь) . Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами. Подробнее о паронимах.. .

Лексическое сходство (в лингвистике) — мера того, до какой степени слова двух данных языков лексически сходны. Лексическое сходство, равное единице (или 100 %) означает полное совпадение двух данных языков, тогда как равенство 0 означает полное отсутствие в них общих слов.

Источник

Олимпиада по русскому языку (школьный этап) 8 класс
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс)

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

3. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв

в данных словах.

Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.

Читайте также:  Гриб_чернеющий_при_срезе

4. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

5. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.

6. Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Как называтются такие слова?

7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.

8. Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.

1. Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.

2. И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).

3. Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).

4. Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.

5. Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).

9. Выберите правильный ответ. Докажите.

1. Все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду.

2. Не все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду.

10. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

11. Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.

На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.

12. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

  1. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
  2. У меня сегодня праздное настроение.
  3. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
  4. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.
  5. Открывая окно, в класс влетел воробей.

13. Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков

в выражении смысла высказывания.

Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».

Источник

Подскажите пожалуйста примеры речевых ошибок в устной и письменной речи?

Основные причины речевых ошибок:
Непонимание значения слова
Лексическая сочетаемость
Употребление синонимов
Употребление омонимов
Употребление многозначных слов
Многословие
Лексическая неполнота высказывания
Новые слова
Устаревшие слова
Слова иноязычного происхождения
Диалектизмы
Разговорные и просторечные слова
Профессиональные жаргонизмы
Фразеологизмы
Клише и штампы

Примеры:
Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами

Читайте также:  Грибковое_поражение_ногтевой_пластины_код_мкб

Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье. .

Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж — это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.

Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко. (Употребление многозначных слов) .

1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример:
Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться — 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен. ) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться — начинать сильно или хорошо, ровно гореть.

2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример:
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика) .
Пример:
Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.
Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик — тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм — болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.

4. Неправильное употребление паронимов.
Пример:
Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный — очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный — прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение) ; праздный — не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь) . Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами. Подробнее о паронимах.. .

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Автор увеличивает впечатление.

Молодой юноша очень прекрасный.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Автор использует художественные особенности.

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.

ребят помогите найти лексическую ошибку

Монахи — совершенно особая стать жизни

Источник

Оцените статью