Как заработать на вертикальных фермах
Сегодня в каждом продуктовом магазине можно купить зелень в закрытой упаковке. К примеру, в Утконосе представлен шпинат:
Чаще всего люди берут либо тот продукт, что дешевле, либо — известный бренд, iFarm же выбирают те, кто осознает за что переплачивает. Салат, культивированный на вертикальных фермах всегда будет отличаться от зелени, выращенной в промышленном масштабе в грунте, своей свежестью, отсутствием удобрений и даже вкусом.
Лидером на российском рынке является iFarm — компания, занимающаяся производством собственных вертикальных ферм.
Вертикальные фермы — это относительно новое веяние в агрокультуре, оно позволяет выращивать зелень в закрытом помещении с использованием различных технологий (гидропоника, аэропоника, аквапоника) Это экономит до 95% воды в сравнении с обычным фермерством. Для вертикальных ферм требуется меньше пространства и, благодаря контролю воздуха, внутрь не попадают вредители, и нет необходимости прибегать к пестицидам для борьбы с ними.
Свежая зелень доступна круглый год. Такая продукция стала популярна в закупке у ресторанов и магазинов с премиум-сегментом овощей и фруктов.
Сами фермы представляют собой автоматизированные многоуровневые грядки с автоматическим поливом, контролем освещения и температуры воздуха. Вокруг грядок летают дроны и следят за качеством и размером плодов. За счет таких технологий удается в разы сокращать штат работников, в то же время требуя больших затрат на разработку такой системы, которая в дальнейшем может являться отдельным продуктом для продажи сторонним фермам.
iFarm даже закупает специальных обученных голландских шмелей у компании Koppert, которые по расписанию опыляют цветущие плоды на ферме. В ручную это делать слишком долго, а шмелей-роботов еще не произвели, хотя наработки уже есть, правда выглядит это пока немного комично.
Компании по всему миру экспериментируют с новыми видами овощей и фруктов для выращивания на вертикальных фермах. Если клубника уже не является чем-то экзотичным, то выращивание других ягод пока еще находится на стадии разработки.
Вертикальные фермы решают ряд проблем классических ферм:
- зависимость от внешних факторов (погода, вредители)
- окупаемость от 3ех Га
- большой срок окупаемости
- удаленность от города
- ограниченный ассортимент
- вынужденное использование пестицидов
- сложная цепочка поставок
- срыв сроков поставок
По заявлению менеджмента iFarm, спрос на вертикальные фермы на 20% превышает текущий производственный ресурс. По этой причине компания ищет финансирование различными способами. Один из проектов, ферма во Внуково, полностью собрала инвестиции на 85 млн руб. Маржинальность такого проекта на второй год должна достигать 52%. Окупаемость проекта составит 4,2 года. Летом 2020 привлекли раунд инвестиций от венчурного фонда Gagarin Capital на $4 млн.
Мировой рынок вертикальных ферм по оценке MarketsandMarkets оценивается в $7.3 млрд к 2025 году при темпе роста CAGR в 20%, и в $50 млрд к 2030 по оценкам инвест банка Barclays. Чтобы поучаствовать в этом росте, мы выделили основные компании причастные к этому сектору.
Публичные компании-поставщики для вертикальных ферм:
- специальное освещение: Osram (ESR), Everlight (2393), Phillips (PHG) и мелкая шведская компания Heliospectra (HLSPY)
- система подачи воды — Pentair (PNR),
- фильтрация и производство самого оборудования — Danaher (DHR)
- вертикальные фермы как часть бизнеса — Ocado (OCDO.L)
- розничные продажи AeroGrow (AERO)
- Частные компании занимающиеся исключительно вертикальными фермами:
- Plenty inc. — привлекли $626 млн. В числе их крупнейших инвесторов. числятся Джефф Безос, Softbank, Endeavors (где кофаундер Eric Schmidt — Google CEO), последняя оценка >$1 млрд.
- Aerofarms — привлекли $238 млн.($100 млн. от INGKA Group дочерняя компания IKEA) по последней оценке компании в $500млн
- Infarm — привлекли $302 млн.
- Bowery — привлекли $168 млн.
Это самые крупные компании в этой индустрии, полный список потребует написания отдельной статьи. Из всего списка мы отобрали 3 наиболее интересные по нашему мнению компании. Ocado можно купить на бирже, Plenty растет быстрее всех, iFarm лучшая в России.
Ocado делает софтверные решения для розничных онлайн магазинов. Владеет различными онлайн и оффлайн площадками. Недавно продали онлайн магазин для домашних животных. Спрос на технологию для онлайн магазинов сильно вырос за период пандемии. Партнерство Ocado group с Marks&Spencer в Ocado Retail это второй крупный бизнес Ocado, за сами продажи отвечает M&S, технологическую часть на себя берет Ocado.
Начиная с 2019 Ocado стало инвестировать в вертикальные фермы, купив долю в компании Jones Food Company и создав совместную компанию с Priva Holding и 80 Acres Farms. Ocado делает все системы обеспечения, за счет софта и ИИ процессов, Priva дает экспертизу по контролю климата и автоматизации, 80 acres уже владеет готовыми фермами в США, а JFC является крупнейшим оператором вертикальных ферм в Европе. За счет такого взаимовыгодного партнерства, Ocado планирует развивать это направление и дальше.
Жесткие локдауны в Британии хорошо способствовали росту бизнеса компании в 2020 году. Выручка растет ежеквартально, каждый квартал прибавляя 20-30% в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году. Долг и кэш тоже вырос за последний год, прибавив чуть меньше 50% в сравнении с 2019 годом. С аналогичными компаниями сравнивать по мультипликаторам не видим смысла, так как отсутствуют прямые конкуренты в области софтверных решений для онлайн магазинов (более 25% от выручки) совмещенных с ритейл продажами, а с учетом инвестиций в вертикальные фермы и партнерством с M&S, делают Ocado Group уникальной в своем роде.
Частная компания из Сан-Франциско. В 2017 году Plenty открыли небольшую испытательную ферму и вскоре привлекли финансирование в размере более $200 млн — список инвесторов возглавил Softbank. Компания намеревается масштабировать производство и развернуть вертикальные фермы в крупных городах по всему миру. На сегодня является крупнейшей компанией в этом секторе по привлеченному капиталу.
Для реализации своей продукции Plenty использует сервис по доставки еды Good Eggs.
На сегодняшний момент вертикальная ферма Tigris является одной из крупнейших в мире (рекордсмен на 6500 кв м от AeroFarms в New Jersey на подходе), в планах Plenty увеличить производство на ней в 3 раза, в том числе за счет расширения ассортимента с помощью добавления экзотических фруктов и овощей. Вертикальные фермы Plenty могут производить такое же количество фруктов и овощей на 2ух акрах, в то время как традиционным фермам потребуется на это 720 акров.
Основные затраты связаны с высоким энергопотреблением — в частности, освещением парников. С каждым годом компании удается сокращать потребление энергии в расчете на килограмм выращиваемой продукции, за счет лучшей оптимизации процессов и масштабировании самих ферм.
Треть стоимости зелени, реализуемой в восточной части США, приходится на транспортировку: многие продукты поступают в этот регион из Калифорнии и Мексики.
Еще в 2019 году специалисты Plenty научились выращивать более 700 видов зелени и овощей, включая клубнику и помидоры.
Источник
Бизнес идея: Вертикальные сады или фитостены
Растущий темп жизни не часто позволяет жителям городов вырваться за его пределы, а пыльные растения в горшках в офисе и дома не способны удовлетворить тягу к природе. Патрик Бланк, французский дизайнер и биолог, сумел превратить мертвые городские стены Парижа в живой сад, а предприниматели воспользовались возможностью построить на этом свой бизнес. Так, в России и по всему миру всё большую популярность набирает необычный элемент интерьера — так называемые фитостены или вертикальное озеленение в помещениях.
Директор компании Lafasad
Путешествуя как-то по Европе, мы увидели вертикальные сады, а приехав обратно в Россию, заметили, что у нас вокруг ничего подобного нет. Изначально хотелось живую стену себе домой, однако на нашем рынке такого продукта не оказалось. Так, собственно, мы придумали и запатентовали идею фитостен.
Фитостена — это декоративная стена из живых растений, образующих настоящий сад, с системой автоматического полива для дома и офиса. Помимо того, что фитостена — стильное решение для интерьера, она, как и комнатные растения, делает воздух чище, а зеленый свет благоприятно влияет на психологическое состояние.
Основанием фитостены является металлический каркас, который может быть разной формы и размера, что позволяет удовлетворить любую фантазию клиента. На каркасе размещаются ящики с грунтом для растений, и проводится система полива в виде трубок. Вода подается из водопровода, либо из специальной емкости.
Кстати, создатель фитостен Патрик Бланк не только озеленил стены своего города, но и возвел вертикальный сад дома еще в 1982 году, который до сих пор цветет и радует глаз.
Заказчиком фитостен может стать широкий круг как физических, так и юридических лиц. Среди них желающие разнообразить декор дома, крупные компании, которые хотят, привнести природу в офис, или администрация города с заказами для благоустройства государственных помещений и городского пространства.
Директор компании Lafasad
Вертикальное озеленение — это ноу-хау для российского рынка. Но оно стремительно набирает популярность. Многие организации и предприятия, например, стремятся озеленить свои помещения в связи с тем, что следующий год объявлен годом экологии.
Бизнес на фитостенах особенно подойдет тем, кто увлечен комнатными растениями. Знания о том, какое растение лучше приживется и как будет вести себя, будут как никогда кстати.
Руководитель компании FlowersKazan
Для начала стоит изучить элементы фитодизайна и разновидности растений, так как фитостены бывают из живых, искусственных и стабилизированных растений. Это разные направления, и предприниматель должен решить, в каком направлении он будет развиваться.
Для начала бизнеса с фитостенами достаточно:
2. Найти поставщиков каркасов, систем полива и растений.
Растения можно вырастить самостоятельно или приобрести готовые для использования в городских цветочных магазинах. Какой бы путь вы не избрали, необходимо учитывать реакцию растений как на искусственное, так и на солнечное освещение.
3. Организовать рекламу для привлечения клиентов.
Это самый эффективный инструмент получения заказов, а значит и увеличения вашего дохода. Реклама также нужна для информирования, ведь пока далеко не каждый знаком с новым экологичным элементом декора.
4. Большим преимуществом будет собственный сайт, который поможет в презентации моделей товара.
Для начала вы можете протестировать бизнес, если хотите оценить потенциал рынка и спрос на фитостены в вашем регионе. Например, приобрести готовые фитостены у производителя для последующей реализации и обслуживания. Это не принесет существенного дохода, но если все пройдет успешно, то можно смело браться за дело.
Сколько можно заработать на вертикальном озеленении?
Цена фитостены будет зависеть от ее размера, видов растений, сложности композиции и других факторов. Так, например, цена за квадратный метр «природы» рассчитывается из того, какие растения использованы, и может варьироваться от 25 до 50 тыс. рублей. Ежемесячный доход, соответственно, зависит от числа и масштаба заказов.
Руководитель компании FlowersKazan
Когда мы только начинали бизнес, ежемесячный доход составлял около 50 тыс. рублей. Со временем, набравшись опыта, мы стали оформлять более крупные объекты, и прибыль увеличилась до 500 тыс. рублей. Понятно, существуют и такие компании, которые могут заработать на фитостенах и 2, и 3 млн. рублей.
К тому же, нужно учитывать тот факт, что помимо разработки и создания, вертикальный сад требует также и обслуживания, которое в месяц составляет примерно 10% от ее стоимости.
Для желающих основать свое дело новая бизнес-идея с Запада может воплотиться в перспективный экологичный бизнес, приносящий высокий доход владельцу.
При динамичном развитии, стоит задуматься о наборе команды ландшафтных дизайнеров, декораторов, ботаников и о собственном производстве.
Источник