Беспозвоночных животных лесных ландшафтов

Беспозвоночных животных лесных ландшафтов

Главная
English
Биологический кружок ВООП
Гостю кружка
Планы кружка
Экспедиции и выезды
Исследовательская работа
Программа «Parus»
История кружка
Контакты кружка
Полевой центр
Фотогалерея
Летопись биостанции
Статьи о биостанции
Исследовательские работы
Учебные программы
Полевые практикумы
Методические семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Проектная деятельность
Экспедиции и лагеря
Экологические тропы
Экологические игры
Публикации (статьи)
Методические материалы
Наглядные определители
Карманные определители
Определительные таблицы
Энциклопедии природы России
Компьютерные определители
Мобильные определители
Учебные фильмы
Методические пособия
Полевой практикум
Природа России
Минералы и горные породы
Почвы
Грибы
Лишайники
Водоросли
Мохообразные
Травянистые растения
Деревья и кустарники
Ягоды и сочные плоды
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии
Рептилии
Птицы, гнезда и голоса
Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
Систематический каталог
Алфавитный каталог
Географический каталог
Поиск по названию
Галерея
Природные ландшафты мира
Физическая география России
Физическая география мира
Европа
Азия
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия и Новая Зеландия
Антарктика
Рефераты о природе
География
Геология и почвоведение
Микология
Ботаника
Культурные растения
Зоология беспозвоночных
Зоология позвоночных
Водная экология
Цитология, анатомия, медицина
Общая экология
Охрана природы
Заповедники России
Экологическое образование
Экологический словарь
Географический словарь
Художественная литература
Международные программы
Общая информация
Полевые центры (Великобритания)
Международные экспедиции (США)
Курс полевого образования (США)
Международные контакты
Интернет-магазин
Карманные определители
Цветные таблицы
Компьютерные определители
Энциклопедии природы
Методические пособия
Учебные фильмы
Комплекты материалов
Контакты
Гостевая книга
Ссылки
Партнеры
Наши баннеры
Карта сайта

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>

Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>

Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Пособия Фильмы Определители: Карманные Наглядные Компьютерные Мобильные Таблицы Энциклопедии Презентация

Если Вам понравился и пригодился наш сайт — кликните по иконке «своей» социальной сети:

Изучение лесных беспозвоночных (часть 1: подстилка, древесина)

Аннотация. Данное пособие включает в себя описание общих правил проведения сборов и учетов численности беспозвоночных животных, а также приборов и оборудования для энтомологических исследований. Приводится общий план организации учебного занятия и методики сбора и учета беспозвоночных в лесной подстилке и на древесине: ручной разбор, использование биоценометра, лов на приманку, ловчими цилиндрами и канавками, способы выгонки беспозвоночных из субстрата и т.д.

Основные методики изучения беспозвоночных животных связаны, главным образом, с двумя задачами – выявлением закономерностей организации их сообществ («научная» задача) и коллекционными сборами («прикладная» задача). Во многом, эти методики схожи и взаимно пересекаются. Связано это, в первую очередь, с необходимостью отлова животных в обоих случаях.

В последнее время идея коллекционирования беспозвоночных, особенно насекомых, ставится под сомнение в связи с проблемами охраны природы. Особенно это относится к коллекционированию бабочек многочисленными любителями природы, многие из которых – дети. Наилучший вариант «замещения» коллекционирования беспозвоночных – изучение их популяций с использованием научных методик прижизненного изучения.

Изучение видового богатства и численности животных — один из основных вопросов экологических исследований. Численность — важнейшая характеристика вида в конкретном сообществе и на ее основе можно анализировать целый ряд других экологических показателей, в частности — временное и пространственное разнообразие фаун, уровень которых часто считается показателем лучшего или худшего состояния экосистемы.

В связи с вышеизложенным, целью данной работы является изучение основных характеристик населения беспозвоночных животных в различных средах их обитания.

Данное занятие является первой частью работы по изучению беспозвоночных – в ней речь пойдет об изучении подстилки и древесины. Во второй части (занятие № 4, летний сезон) будут изучены животные травяного яруса и древесных крон, а также летающие насекомые. Беспозвоночные животные, обитающие в водной среде, изучаются на специальном занятии данной серии («Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния» — занятие № 7, летний сезон).

Некоторые этические правила проведения исследований

Неотъемлемой частью любых зоологических исследований является определение видов. При этом в случае с беспозвоночными животными, точно идентифицировать живой материал часто бывает затруднительно в связи с тем, что в большинстве случаев бывает необходимым анализировать мелкие подвижные структуры насекомых (количество члеников и волосков, особенности строения гениталий, форму чешуек и расположение жилок на крыльях и т.д.).

К сожалению, при проведении серьезных научных исследований, животных усыпляют или умерщвляют. Более того, для опознания вида важным является осуществление серийных сборов (по несколько экземпляров каждого таксона или пола), в связи с тем, что даже самые основные диагностические признаки подвержены значительной изменчивости. Серийные сборы необходимы также и при выполнении целого ряда специфических экологических работ: изучении динамики численности и плотности населения насекомых, влияния факторов среды обитания на морфологические особенности строения особей, при оценке биотопического или субстратного разнообразия видов и т.д.

Вместе с тем, в соответствии с законом Российской Федерации «Об охране и рациональном использовании животного мира» (статья 42) сбор и «пополнение зоологических коллекций, находящихся в личной собственности граждан . запрещается, за исключением коллекций, состоящих из трофеев охоты, рыболовства. «.

Таким образом, все собираемые школьниками зоологические материалы для хранения дома, в кружках или школах попадают под действие этой статьи и считаются незаконными. Изъятие животных из природы разрешено лишь специализированным научно-исследовательским учреждениям и общественным объединениям, способным обеспечить грамотный сбор и хранение зоологических объектов.

В связи с этим, при выполнении учебно-исследовательских работ с учащимися следует ограничиваться методами прижизненного изучения беспозвоночных, в идеале – даже без отлова животных.

Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:
  • 25 пособий по общим вопросам организации проектной деятельности и экологических исследований или
  • 65 пособий по полевой экологии (25+40),

Методические пособия и учебные фильмы по исследовательской работе школьников выпущены также в виде приложения «Методики изучения природы» для смартфонов и планшетов iPhone и iPad от Apple

Приложение можно установить из AppStore

К категории методических пособий можно также отнести книги, написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине:

Источник статьи: http://ecosystema.ru/04materials/manuals/25.htm

Читайте также:  Грядки с тыквами 5 букв
Оцените статью