- Благоустройство территории школы
- Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории
- Реализация проекта «Уютный уголок детства» по благоустройству территории школы
- Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории
- Проект озеленения школы
- Нюансы проекта озеленения школьной территории
- Благоустройство территории школы
- Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы
- Освещение пришкольной территории
- Прогулка на территории школы
- Здесь скучно, мрачно и темно: Что думают подростки о школьных дворах
- Что изменилось за 80 лет
- Подростковые антипатии
- Самые популярные и самые непопулярные решения
- Куда школьники ставят каток, беседки, пруд и площадки для уроков
Благоустройство территории школы
Благоустройство школьной территории – важный и многоступенчатый проект, который нельзя успешно реализовать, не зная, как функционирует учебное заведение и его отдельные элементы. Тщательно продумав детали, можно превратить обычный пришкольный участок не только в то место, где дети любят отдыхать и играть, но и преобразовать его в отличное обучающее и развивающее пространство.
Конечно, благоустройство территории школы можно доверить профессионалам. Но далеко не у каждой школы есть на это средства. Поэтому предлагаем попробовать обойтись и своими силами. Например, можно предложить роль дизайнеров самим учащимся и их педагогам. Наверняка, среди них найдется не мало творческих личностей, готовых внести свой вклад в благоустройство школьного двора. Объявите общешкольный конкурс на лучший дизайн-проект. Выявите победителя, работа которого ляжет в основу благоустройства территории школы.
Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории
Не выполняйте никаких работ, не имея законченного тщательно продуманного дизайн-проекта на руках. Хаотичные работы по озеленению или декоративному оформлению могут принести больше вреда, чем пользы.
Кроме того, советуем не проводить благоустройство и озеленение территории школы и даже не создавать дизайн-проект, не проведя специальных исследований:
- во-первых, необходимо выявить тип и состав почвы;
- во-вторых, составить ситуационный план;
- в-третьих, определить функциональные зоны (они должны соответствовать традициям и особенностям вашего образовательного учреждения).
Ситуационный план – документ, на котором графически отображено, каким образом располагаются на территории те или иные объекты, с выявлением их композиционных и функциональных связей с другими объектами.
Функциональные зоны – зоны с определенными границами и определенным функциональным значением, согласно документам территориального планирования.
Реализация проекта «Уютный уголок детства» по благоустройству территории школы
Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории
Большая часть образовательных учреждений свою территорию подразделяет на парадную (центральную), спортивную, игровую и хозяйственную зоны. Но их может быть значительно больше, в зависимости от возможностей школы: финансовых и территориальных.
Так, например, в свой проект на благоустройство школьного участка вы можете включить следующие зоны:
- спортивную (вмещающую футбольное поле, площадки для волейбола и баскетбола, спортивный городок с турниками);
- игровую (предназначающуюся для учащихся младших классов, для детских игр и проведения динамического часа);
- партерную (центральная зона перед входом – визитная карточка и лицо образовательного учреждения);
- торжественную (предназначающуюся для проведения общешкольных линеек, торжественных мероприятий);
- транспортную (зона, где детей можно будет знакомить с правилами дорожного движения на наглядных примерах, и где они смогут кататься на велосипедах или роликовых коньках);
- творческую (для проведения творческих мастер-классов и уроков по изобразительному искусству);
- садовую (для проведения исследовательской работы, экспериментов, опытов и наблюдений, в рамках некоторых тем уроков природоведения и биологии);
- хозяйственную (предназначающуюся для хранения школьного инвентаря);
- зеленую (зона рекреации) и др.
Продумайте также, какими элементами ландшафтного дизайна вы будете разделять ваши функциональные зоны. Обычно для этих целей используются: живая изгородь, клумбы, декоративные дорожки из самых разных материалов, аллеи.
Проект озеленения школы
Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.
Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:
- озеленение школьной территории для создания комфортных условий (защита от ветра, солнечных лучей и посторонних любопытных глаз);
- экологическое озеленение школы (позволяет поддержать популяцию птиц и мелких животных, высаживая на пришкольных участках характерные для вашей местности и привычные им виды растений);
- озеленение территории школы с целью выращивания плодовых культур с последующим сбором урожая (можно разбить яблоневый сад и поить детей осенью компотами из собственных фруктов).
По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.
Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.
Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.
Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.
По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.
Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).
Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений.
Нюансы проекта озеленения школьной территории
Прежде чем утверждать проект на благоустройство территории школы, обратите внимание на следующие пункты, которые важно учесть:
- Дети, гуляющие на школьном дворе должны быть хорошо видны с крыльца школы и иных площадок, с которых предполагается ведение надзора за ними.
- Деревья и кустарники, посаженные в непосредственной близи здания школы или веранд, могут угрожать безопасности детей, а также послужить укрытием для вандалов. Зоны риска лучше засадить растениями почвопокровного вида. Убедитесь, что зеленые насаждения не закрывают охранное освещение.
- Цветы и газонная трава нуждаются в солнечном свете, сажать их в местах постоянного затенения нельзя. Помимо этого, планируя благоустройство и озеленение территории школы, продумайте водоснабжение участков с растительностью. Предпочтение следует отдать автоматической системе полива.
- Не планируйте посадку больших деревьев вблизи школьного здания, они могут перекрывать доступ дневного света в классные комнаты.
- Наибольшей гармоничности можно будет добиться, высадив кустарники и почвопокровные растения одного вида.
- Мульчирование цветников и декоративных групп облегчит уход за школьными посадками, значительно уменьшив разрастание сорных растений.
- Ориентируйтесь на ширину газонокосилки, сажая деревья и кустарники. Растения, ограждения, мощеные дорожки и здания не должны мешать ее продвижению.
- Выбирайте для посадки наиболее подходящие вашему климату, зимостойкие, выносливые и легкие в уходе растения.
- Крупные деревья необходимо сажать на достаточно большом расстоянии друг от друга.
- Продумайте, кто будет обеспечивать регулярный уход за растениями, проводить их своевременную подкормку, полив, обрезку.
Благоустройство территории школы
Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы
Не сажайте на пришкольных участках растения, имеющие ядовитые части. Помните, что существуют растения, яд у которых может содержаться в коре, листьях, семенах или плодах. Также исключите из списка посадок растения, являющиеся явными аллергенами.
По периметру образовательного учреждения лучше всего посадить какие-то из следующих деревьев:
Перечисленные выше деревья могут также входить и в декоративную группу растений, но особенно хороши для этих целей следующие:
- черемуха,
- ива белая,
- верба,
- рябина красная и черноплодная,
- каштан.
Хвойные растения – один из самых распространенных вариантов облагораживания территорий вокруг зданий общественного пользования. И это не случайно. Они не только стоят зелеными круглый год, но и обладают антимикробными свойствами. Подумайте над возможностью разместить деревья ели обыкновенной или колючей, а может быть лиственницы сибирской на наиболее подходящих для них участках вашего образовательного учреждения.
Стелющийся сорт можжевельника хорош тем, что может послужить окантовкой более высоких растений, но и сам по себе он будет смотреться замечательно.
Озеленение пришкольного участка сложно представить без использования кустарников:
Ну, и, конечно же, проект озеленения пришкольного участка не может не вмещать в себя всевозможные цветники. Учитывая геометричность большинства школьных участков, лучше оформлять территорию бордюрами, клумбами, альпийскими горками и рабатками.
Исходя из опыта озеленения школ, из однолетних цветов рекомендуем использовать:
Если же решите высаживать многолетние цветочные растения, используйте:
Освещение пришкольной территории
За счет продуманного ландшафтного освещения можно любой пришкольный участок превратить в привлекающий взгляд территорию. Кроме того, хорошо освещенная территория – залог безопасности школьников, их педагогов и родителей. Наличие света особенно ценно в зимний период, когда темнеть начинает очень рано.
Выделите участки, нуждающиеся в функциональном освещении, и участки для декоративного освещения. Без функционального освещения нельзя оставлять территорию по периметру школы, дорожки, спортивные и игровые площадки.
Декоративное освещение – это роскошь для бюджетных учреждений, но если вы все же найдете средства, выполните подсветку наиболее декоративных мест: малые архитектурные формы, растения, имеющие интересную фактуру, некоторые части здания (например, центральный вход).
Не доверяйте проведение монтажных работ по освещению пришкольных площадей непроверенным лицам. Эта работа требует соблюдения особых норм и правил, поэтому для ее выполнения лучше пригласить профессионалов.
Прогулка на территории школы
Источник статьи: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8518-blagoustrojstvo-territorii-shkoly.html
Здесь скучно, мрачно и темно: Что думают подростки о школьных дворах
Учеников четырёх московских школ попросили нарисовать их дворы, чтобы выяснить, чего им не хватает.
«После школы мы идём в торговый центр, а потом по домам. Тех, кто младше, забирают родители. Физра проходит на улице, только когда тепло, в сентябре, иногда в апреле и мае, а зимой только в зале», — говорит девятиклассница Лизавета Шапиро. Сегодня практически повсеместно школьные дворы — это малофункциональные, монотонные участки, на которых стоит одна спортивная площадка. Социолог КБ «Стрелка» Константин Филоненко и архитектор Алиса Старобина провели исследование, чтобы выяснить, какой должна быть территория школы и как подростки хотят проводить на ней время.
Что изменилось за 80 лет
Представление о том, как должен выглядеть школьный двор, сформировалось в середине 1930-х годов. Были проведены конкурсы, на основе которых НИИ архитектуры при Всероссийской академии художеств разработал методическое пособие по принципам проектирования участка — оно так и называлось «Единые нормы строительного проектирования». На школьном дворе должны были проходить уроки физкультуры, естествознания, труда, военного дела и ботаники, а во внеурочное время ученики могли приходить туда, чтобы отдохнуть. Подробнее всего была описана спортивная зона, куда, помимо гимнастических снарядов, полей для футбола и волейбола, включались площадки для игр в городки и даже для крокета.
Школьная территория, которую описывало пособие, была обширна (более 17 тысяч квадратных метров). Так, для ботаники требовалось до 1,5 тысячи квадратных метров, чтобы можно было высадить несколько сортов растений, а одно только стрельбище составляло 25 метров в длину. Кроме того, каждый класс должен был иметь свой участок для различных занятий и опытов. Мало какая школа находила такие площади и ресурсы, чтобы следовать пособию, поэтому оно практически не исполнялось.
В ходе кампании массового строительства 50-х на Втором московском научно-техническом совещании по жилищно-гражданскому строительству в 1954 году было принято решение о том, что участки должны становиться меньше, чтобы избежать необорудованных и неблагоустроенных участков. Это нашло свое отражение в строительных нормах введенных в 1964 году. Требования более поздних методичек стали скромнее, некоторые площадки исчезли, другим давалась меньшая площадь.
Нынешние санитарные и строительные нормы основаны на пособии 1964 года. Согласно действующим нормативным документам (СанПиН 2.4.2.2821-10 и МГСН 4.06-03), на школьном участке должна быть физкультурно-спортивная зона и зона отдыха, может быть также учебно-опытная зона, но это не обязательно. То есть чаще всего выполняются только самые минимальные требования: на территории устраивают одну спортивную площадку, а зона отдыха — в лучшем случае детская площадка, а чаще всего — пустующее пространство.
Алёна Жмурова, директор проектов КБ «Стрелка»: «На практике избыточные площади оказываются не задействованными в учебном процессе, при этом школа должна их содержать. Возникает парадоксальная ситуация — дорогостоящая территория, заняться на которой школьнику нечем».
В исследовании КБ «Стрелка» приняли участие 89 учеников из пятых-седьмых и десятых классов четырёх школ. Образовательные учреждения подбирались таким образом, чтобы были представлены разные типы территорий: с небольшой и дефицитной площадью, с обширной площадью, с территорией нестандартной формы и с территорией, которая получилась из слияния двух школ, — обширная в одной части и дефицитная в другой.
Исследование состояло из трёх этапов:
— Сначала школьникам раздали пустые планы территории их школы, где они должны были сами нарисовать существующие объекты и площадки, а потом закрасить зелёным и красным фломастером в зависимости от того, нравится им объект или нет.
— Затем каждый участник исследования получил анкету с вариантами решений для школьного двора, где он мог отметить те, которые хотел бы видеть рядом со школой.
— В финальной части школьники получали ещё один чистый план территории, где должны были разместить объекты из анкеты на территории своей школы.
Подростковые антипатии
Негативные зоны для школьников — это недоступные места, неиспользуемые ворота, входы в здания, ветхие и пустые пространства, а также прилегающие к некрасивым и дискомфортным местам, например, с которых открывается вид на парковки и стройку за территорией. Часто их сопровождают такими комментариями: «здесь скучно», «мрачно и темно», «никогда тут не бывал».
План школы, сделанный учеником шестого класса. Зеленым обозначены приятные места, красным — неприятные.
Это относится и к благоустроенным зонам, которые не используются в повседневной жизни. Администрации одной из школ, где проводилось исследование, подарили юрту, которую поставили рядом с основным зданием. По задумке дарителей, юрта была призвана украсить школьный двор, привнести в него разнообразие. Но на практике она никак не используется и выбивается из общего оформления школьного двора. На планах территории, которые рисовали ученики этой школы, место юрты было самым красным.
Самые популярные и самые непопулярные решения
Популярнее остальных оказались четыре решения: площадка для уроков под открытым небом, беседка, каток и пруд. Их чаще остальных отмечали в опроснике и размещали на планах территории на третьем этапе. Площадку для уроков под открытым небом выбирали три четверти всех опрошенных школьников, беседки, второе по популярности решение, присутствовали в 69 % ответов, каток был упомянут в 66 % случаев, а 63 % всех ответов отмечали пруд.
Красный треугольник — юрта, самое нелюбимое место учеников школы
Этот список проясняет, что именно ребята хотят делать на школьном дворе. Анна Шапиро, главный архитектор проектов архитектурного бюро «Атриум»: «С точки зрения учеников младшей школы во дворах всё более-менее благоустроено: они ещё дети, для них есть разные игровые площадки. А для подростков нет ничего, кроме спортивных комплексов. Старшеклассник действительно может захотеть позаниматься спортом, но также у него есть потребность в спокойном времяпрепровождении, которая никак сейчас не обслуживается».
Понятно, что не все решения могут быть реализованы, в том числе из-за того, что у школы нет возможности постоянно следить за состоянием объектов. Ирина Боганцева, директор «Европейской гимназии», рассказала про свой опыт организации школьного катка: «Две зимы мы пытались заливать каток. Это само по себе довольно дорого: его должен делать и постоянно обслуживать специалист. Однако даже со всеми мерами большую часть времени погода такая, что на месте катка получается лужа. Поэтому в дальнейшем мы отказались от этой идеи. В этом году действительно очень хорошая погода, но такая зима бывает очень редко, и, к сожалению, заранее никогда не знаешь, когда это случится».
Куда школьники ставят каток, беседки, пруд и площадки для уроков
В исследовании выяснилось, что самые популярные решения школьники располагали вдали как от своих любимых, так и от нелюбимых мест во дворе. Это связано с тем, что любимые места не нуждаются в благоустройстве, а рядом с нелюбимыми неприятно находиться. При этом есть разница в расположении новых объектов у школьников разных возрастов. Старшеклассники ставят беседки рядом с границами территории, так как нуждаются в приватных зонах.
Этот вывод подтверждает практика Кирилла Медведева, директора ОАНО «Новая школа»: «На нашем участке был небольшой лесной уголок. Затем мы построили там ещё одно здание, лес исчез, освободилось пространство. Мы поставили там скамейки, а дети начали играть в снежки. Получилось свободное пространство, где с точки зрения дирекции относительно безопасно, а с точки зрения детей не так много надзора, как на остальной территории. Зимой играют в снежки, а летом дети просто зависают там, перед тем как выходить в город после уроков».
Беседки расположены строго вдоль границы территории
В средней школе заметна другая тенденция: дети хотят поставить площадки для уроков в тех местах, которые они видят из окон своих классов. Пространство непосредственно вокруг школы воспринимается как продолжение здания, и они хотят задействовать его в учёбе.
Здесь школьники охотно применяли творческий подход, задействуя крышу или прописывая площадкам разное использование зимой и летом (например, летом — пруд или спортивная площадка, зимой — каток).
Площадки для уроков «притягиваются» к зданию школы
То, как школьники предлагают благоустроить территорию, не противоречит действующим нормам. Все решения могут быть оформлены как части учебно-опытной, физкультурно-спортивной зоны или зоны отдыха. Роберт Орлов, начальник Инспекции по проведению плановых проверок и целевых обследований Объединения административно-технических инспекций города Москвы: «Всё, что происходит на территории школы, должно иметь прежде всего педагогические цели. Соответственно, если мы можем обозначить площадку, например, уголком для уроков природоведения, никто не сможет придраться. Это возможность сделать класс под открытым небом».
Алиса Старобина, архитектор КБ «Стрелка»: «Исследование показало, что на территории школы дети готовы не только заниматься спортом, но и, несмотря на погоду в Москве, проводить время на открытом воздухе. При этом основной запрос школьников — не рекреация как таковая, а желание заниматься в более разнообразной и гибкой среде. Кроме того, у них есть понимание того, как они хотят использовать свою территорию, поэтому важно их вовлекать в процесс благоустройства. Так пространство вокруг школы станет для них действительно своим».
Источник статьи: http://strelkamag.com/ru/article/school-territory