- Дачная романтика: Картины русских художников-классиков, после которых хочется уехать из города
- «Около дачи». (1894). Иван Иванович Шишкин
- «На террасе» (1906). Борис Кустодиев.
- «За чайным столом». (1888). Константин Коровин.
- «На Академической даче. 1898). Илья Репин
- «Окно на даче». (1915). Шагал Марк Захарович
- «Кукольное представление на дачах». Владимир Маковский
- «На даче в сумерки». (1890-е). Исаак Левитан.
- Дачные домики на полотнах известных художников
- Дачное настроение
- «Приезд на дачу»
- «За чайным столом»
- «На даче. Девочка за чисткой ягод»
- «На террасе»
- «Около дачи»
- Картины русских художников о природе: поэзия родной земли
- … Величественной
- … Бескрайней
- … Радостной
- … Задумчивой
- … Печальной
- … Таинственной
- … Сказочной
- … Легендарной
- … Грозной
- … Непокорной
- … Умиротворённой
Дачная романтика: Картины русских художников-классиков, после которых хочется уехать из города
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В понятии русского человека дача это было нечто большее, нежели простой загородный дом с фруктовым садом и грядками. Дача — это прежде всего летний зной, романтические вечера, умиротворенное настроение. И конечно же размеренное утро под трели птиц, неспешный день с прогулкой в лес или на реку, вечерняя зорька и яркие отблески пламени костров.
И все это, начиная с момента первого скрипа калитки и запаха молодой травы цветущей весной, до висячего замка на двери дачного домика и прощального шороха осенних листьев под ногами.
«Около дачи». (1894). Иван Иванович Шишкин
Иван Шишкин был гениальным пейзажистом и очень любил природу. Его все пейзажи написаны так реалистично и гармонично, что «слышится» как «шелестит» каждый листок на дереве и каждая травинка под ногами. Полотно «Около дачи» — не исключение. Работа как бы пронизана светом и воздухом. А девушка, сидящая на лавочке в глубине композиции, отложила книгу и в задумчивости слушает шум вековых деревьев и пение птиц. Мягкие солнечные тени и отсутствие темных пятен дают почувствовать прохладу листвы в жаркий полдень.
«На террасе» (1906). Борис Кустодиев.
Полотно «На террасе» можно расценивать как семейный портрет в дачном интерьере и одно из самых умиротворенных произведений Бориса Кустодиева. Цветовая гамма картины светлая и мягкая, как и сам теплый вечер, а ее особая тонкая чувственность и гармония выражает любовь к своим родным, к домашнему очагу. На полотне изображены жена художника, дети, сестра с ее мужем и няня, распивающие чай во дворе усадьбы.
Деревянный домик с мастерской на Волге живописец назвал «Терем» и проводил здесь со своими домочадцами каждое лето.
«За чайным столом». (1888). Константин Коровин.
А Константин Коровин, как-то заглянув на чай в усадьбу к супругам Поленовым, с которыми был дружен, написал полотно «За чайным столом». Василий Поленов был гостеприимным хозяином и любил принимать гостей на даче. На картине Коровина видим чайный стол на террасе и большой медный самовар, за которым в разное время собирались Нестеров, Серов, Остроухов.
«На Академической даче. 1898). Илья Репин
Два века студенты Петербургской Академии художеств писали этюды с лесными и болотными пейзажами на полянах в окрестностях Вышнего Волочка, где находилась академическая дача. «Лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли» .
На картине Ильи Репина видим выстроенные в ряд мольберты, за которыми работают студенты. Долгое время преподавателями на этой даче были Куинджи и Верещагин.
«Окно на даче». (1915). Шагал Марк Захарович
Летом 1915 года, поженившись, Марк Шагал и Белла Розенфельд жили на даче под Витебском. Это время было счастливейшим для молодоженов. Под впечатлением художник напишет незамысловатое, но такое теплое полотно «Окно на даче», где видим окошко с откинутой занавеской с видом на березовую рощу. А перед ним — сидящих себя и Беллу.
Любуясь вечерним пейзажем из окна, влюбленная пара как бы является связующим звеном между зрителем и окружающим миром, находящимся за окном. Во всей картине Шагала чувствуется душевное тепло, гармония и любовь.
«Кукольное представление на дачах». Владимир Маковский
Стоит еще отметить как интересна была общественная жизнь на дачах. С домашними театрами, с массовыми гуляньями на закате по еще теплым аллеям, с рыбной ловлей, купаниями, самоварами, пирогами, парным молоком. На картине Владимира Маковского «Кукольное представление на дачах» мы видим как развлекалось дачное население на досуге.
«На даче в сумерки». (1890-е). Исаак Левитан.
Полотно Исаака Левитана, дачников всех объединяющее. Ни с чем не сравнимо ощущение сумерок на дачах, когда усадьбы погружаются во мрак и лишь в окнах или на террасах загораются теплые огоньки или же пламя костров, и отовсюду слышны тихие разговоры стрекотание цикад, легкий шелест ветерка. Одним словом, весь воздух пропитан дачной романтикой и умиротворяющей тишиной. Видимо поэтому ездят люди из века в век на дачи, чтобы послушать тишину и насладиться единением с природой.
«Дача» — древнее русское слово, произошедшее от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В 17 столетии слово «дача» встречается в исторических документах как обозначение земельного участка, полученного от государства.
Во второй половине 18 века слово «дача» употребляется для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной в пригороде. И что интересно «дача» — типичное русское слово, дословно не переводится на другие языки и стало культом в наши дни.
Сейчас «дачная идея» охватила практически все слои городского населения. На приусадебных участках разбивают сады и огороды, на которых выращивают всего понемногу. И делается это в основном ради чистого удовольствия, чтобы покопаться в земле, да полакомиться своими первыми огурчиками и клубникой.
Русская душа всегда стремилась к единению с природой, поэтому мастера кисти во все времена с трепетной любовью обращались к весенним мотивам , где изображали таинство пробуждения всего живого.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/180318/38215/
Дачные домики на полотнах известных художников
Как там говорят? Хорошо в деревне летом? В деревне и на даче хорошо всегда. И воздух чище, и работается лучше, и активный отдых на пользу. Порой душа сама просится подальше от города, шума и суеты. Ритм жизни здесь замедляется, мысли совсем другие, как настроение и общее самочувствие. В творчестве многих известных художников находилось место и для дачной романтики. Их полотна с изображением милых деревенских домиков, имений, усадеб наполнены вдохновением и теплом.
Русский художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов или как он себя называл, моряк-художник, родился в небольшом новгородском селе в 1824 году. Он, между прочим, внук революционера-демократа Александра Николаевича Радищева (по матери). Боголюбов начал заниматься живописью будучи кадетом морского корпуса. Служил Алексей Петрович адъютантом у вице-адмирала Александра Дурасова. Побывал в Португалии, Англии, Голландии. Потом он поступил и
окончил с большой золотой медалью Академию художеств в Петербурге. Боголюбов стал художником-маринистом Главного морского штаба. Но не морскими пейзажами едиными знаменит Алексей Петрович. Есть у него замечательная работа 1877 года — Дача Боголюбова и Нечаевой — такая домашняя, уютная и светлая. Старый деревянный дом с крылечком, ставни нараспашку, куры бегают по двору, трава зеленеет — все это уносит зрителя далеко от суеты, куда-то под крыло близких и родных, в простое человеческое счастье, для которого по сути много и не надо.
Народный художник РСФСР, Член Союза художников СССР и ученик Сергея Герасимова, живописец Игорь Александрович Попов , родился в 1927 году в Харькове. Окончил институт им. В. И. Сурикова. В середине 1970-х гг. возглавлял МОСХ. Его полотна находятся в собраниях в Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Киевского музея русского искусства и др. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище Москвы. Свое внимание он концентрировал на пейзажах Москвы, городской жизни, людях. Его работа «Июль» , написанная в 1976 году, трогательная, пропитанная семейной идиллией, спокойствием и лирическим настроением. Пышный букет на столе, мягкий свет, проникающий в дом, разбросанные игрушки и мама с ребенком на крыльце загородного дома — все эти детали покоряют своей непосредственностью и душевной теплотой. Хочется присесть рядом и обнять обеих.
Долгим и сложным был путь к признанию художника, профессора Петербургской Академии художеств Александра Александровича Киселева . Родился он в финском городе Свеаборе в 1838 году. Его дед участвовал в Отечественной войне 1812, отец тоже был военным, поэтому Александра семья отправила во 2-й Кадетский корпус Петербурга. Служба, армия — всё это было парню не по душе, ведь у него проявились способности к творчеству — писать стихи любил, рисовать. Так, после окончания кадетского корпуса он поступил на филфак Петербургского университета, правда, был через пару лет отчислен за бунтовское поведение. Судьба привела его в Петербургскую Академию художеств, где он успешно отучился, получив малую и большую серебряные медали. Потом Киселев уехал с другом в Харьков, там женился и чтобы прокормить семью пошел работать в Харьковский Государственный банк. Он уже был отцом троих детей, когда в город приехали художники-передвижники. Сходив на их выставку, Александр Александрович решает показать им свою работу. Товарищество художников – передвижников высоко оценило его талант, здесь приняли одну из его работ для дальнейшей демонстрации по разным городам. Киселев рискует и возвращается в искусство. Его приняли в члены Товарищества. Семью он перевез в Москву. Сначала было туго, деньги, накопленные для жизни в столице заканчивались быстро, но судьба ему наконец улыбнулась. Художник набирал обороты — картины раскупали, Александр Александрович стал популярен. К счастью, поступали и крупные заказы. Когда семья стала материально стабильна, то перебралась в Петербург, где Киселев возглавил пейзажную мастерскую в Академии (после ухода Куинджи). Он написал более 800 полотен и одно из них — «Дача в Крыму» 1906 года — особенно прекрасно. Эта картина как будто стоп-кадр из жизни, фрагмент сюжета фильма, чудесный сон о том, как бывает хорошо летом, в своем домике. Южное солнце, голубое небо, буйная зелень, уютный домишко и его счастливые обитатели в окружении питомцев — что еще надо человеку для безмятежной жизни? С любовью, восторженно пишет художник о том, что греет его душу, что радует и впечатляет. Работа его поэтична, настроение чувствуется в каждой детали.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5cb6f346a75e8a00b3ba0b0c/dachnye-domiki-na-polotnah-izvestnyh-hudojnikov-5e80e99501822a01b722472e
Дачное настроение
Н еспешное утро под пение птиц. Ленивый день с прогулкой в лес или неотвратимые грядки. Вечерняя заря и медные отблески костра. Дача — больше, чем просто загородный домик в окружении сада. Дача — лето, романтика, настроение. С момента предвкушения скрипа калитки и запаха травы весной до висячего замка на двери под шорох осенних листьев. Отдыхаем, глядя на картины русских художников с Натальей Летниковой.
«Приезд на дачу»
По воде или на извозчике в ХIХ веке, электричкой, автобусом и — о чудо — на собственной машине в следующих столетиях. Мастер жанровых сцен Владимир Маковский остановил мгновение загородной встречи в 1899 году. Среди зелени и солнечных бликов на высоком крыльце хозяева принимают гостей. С коробками и картонками для шляп в поддержку дачной моды и непременной удочкой для посиделок на берегу реки. А призрачная дымка леса вдали обещает ранний поход за грибами.
«За чайным столом»
Пожалуй, лучшее место на даче после кресла-качалки или гамака. Константин Коровин заглянул на чай на дачу к Поленовым, с которыми художник был дружен. Василий Поленов был дачником гостеприимным. Чайный стол на террасе и медный самовар помнили Нестерова, Серова, Остроухова. Участники чаепития за беседой, Наталья Поленова по-хозяйски с шитьем в руках. И пустующий стул говорит о присутствии еще одного гостя, который от чайного стола отлучился к мольберту.
«На даче. Девочка за чисткой ягод»
Оборотная сторона дачного изобилия и лесного соседства. Дары природы середины лета и кропотливый труд, награда за который порою наполняет корзины, а иногда — умещается в тарелочку. За изящным столом у окна с видом на просторы полей — дочка художника Николая Быковского, Лида. Спокойное лицо склонилось над работой, изящные руки отделяют «зерна от плевел». Тонкие черты художник учился писать сначала в Академии художеств, а затем — в солнечной Италии.
«На террасе»
Или семейный портрет в дачном интерьере. Одна из самых умиротворяющих работ Бориса Кустодиева в светлых и мягких тонах. Художник в кругу своей семьи ведет неспешный разговор. Летний ветерок колышет занавеску, добавляя в знойный воздух свежести. Маленьких участников чаепития уже не интересует ни сам чай, ни печенье. Ведь дача — это целый мир с «неведомыми дорожками» и таинственным домом. Дом-мастерскую на Волге художник назвал «Терем» и проводил здесь каждое лето.
«Около дачи»
Смешанный лес, написанный так, что «шелестит» каждый листок, длинные тени, блеск реки. Певец русской природы Иван Шишкин к пейзажу, пронизанному светом, добавил скамью и барышню, укрывшуюся от солнца изящным зонтом. Отложен роман, наверняка один из многих, припасенных на дачный сезон. Мечтательный взгляд устремлен вдаль. XIX век. Дача — загородный салон. Не просто место отдыха, а жизнь на лоне природы по светским правилам: балы, изящные наряды и изысканные шляпки.
Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/127738/dachnoe-nastroenie
Картины русских художников о природе: поэзия родной земли
Картины русских художников о природе — драгоценный ларец в мировой сокровищнице живописи. Россия дала планете плеяду великих пейзажистов. Всемирно известны имена Ивана Ивановича Шишкина, Исаака Ильича Левитана, Ивана Константиновича Айвазовского, Архипа Ивановича Куинджи, Виктора Михайловича Васнецова и многих других мастеров, запечатлевших в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки Родины. Эти картины великих русских художников отображают природу через призму творческого взгляда, передавая чувства и настроение.
Картины знаменитых русских художников о природе раскрывают многоликую красоту огромной России. Мы видим на них прозрачные берёзовые рощи и суровую тайгу, сдержанную поэзию северных земель и сочные краски южных краёв, разливы рек и буйство морей, таинственную глубину омутов и затерянные лесные тропинки. Зимние снега, весенняя оттепель, солнечный летний жар, осенняя печаль — всё это есть в работах мастеров-пейзажистов.
Картин известных русских художников о природе так много, что ими можно наполнить огромный музей. Можно назвать десятки работ мирового значения, ставших хрестоматийными, и часами рассматривать сотни других шедевров, не чувствуя пресыщения.
У каждого великого живописца — свой почерк, поэтому пейзажи у них так разнообразны и оригинальны:
- кто-то выхватывал из реальности очаровательные природные уголки и наполнял пейзажи лиризмом;
- кто-то создавал эпические панорамы;
- кто-то передавал трепетание лёгкого ветерка или сияние радуги в небесах;
- а кого-то привлекали штормы и бури.
Давайте же взглянем, как поэтическая красота русской земли отражена в пейзажах великих живописцев. Какой видели русскую природу люди, осенённые божьей искрой чудесного таланта?
… Величественной
Пожалуй, лучше всех могучую мощь и торжественное величие русской природы передавал в своих картинах Иван Шишкин.
Но что удивительно: в его работах нет тяжёлого пафоса, они светлы и легки. Глядя на пейзажи Шишкина, ощущаешь чувство трепетного преклонения перед удивительной красотой.
Рисуя могучие деревья и колосящиеся нивы, Шишкин не забывал прописать листок, былинку, колосок. Для его творчества характерны монументальность и способность передать грандиозное, сочетающиеся с вниманием к каждой травинке.
… Бескрайней
Россия — это огромные просторы, бесконечное раздолье лугов, уходящие за горизонт поля, длинные ленты великих рек.
У многих мастеров-пейзажистов отражён этот размах, подобный размаху русской души. Например, именно такие акценты доминируют в творчестве Архипа Куинджи.
В похожей лаконичной манере, с выразительнейшими световыми акцентами, выполнена картина «Притихло» Николая Никаноровича Дубовского. Огромный облачный фронт движется над гладью Балтийского моря.
А это «Санный путь», который торит крестьянин по снежным просторам Руси.
Эпичны и необозримы просторы России у Михаила Константиновича Клодта.
Даже когда другие художники-пейзажисты писали нежные берёзки, у него рождалась монументальная «Берёзовая аллея». Это ощущение пейзажисту удавалось передавать и в изображении сельской жизни.
Далёкие дали часто становились фоном для картин Михаила Васильевича Нестерова.
Даже свой автопортрет, созданный в постимпрессионистской и даже несколько фовической манере, Нестеров написал на фоне безбрежной родной земли.
… Радостной
Ноты радостного восторга звучат во множестве пейзажей, на которых русская природа предстаёт то заснеженной, то пробуждающейся, то залитой летним солнцем, то одетой в драгоценные наряды осени.
… Задумчивой
Нередко природа на картинах великих мастеров затихает, становится задумчивой, лиричной. В воздухе разливается нежная грусть.
Поразительная способность тонко передавать это настроение была у Исаака Левитана. В его произведениях разлита чарующая тишина, им свойственен тонкий лиризм и музыкальность.
… Печальной
Бывают природные виды Руси и печальны. По-лермонтовски одинока сосна у Шишкина.
Чувство щемящего одиночества вызывает уходящая к горизонту «Владимирка» Левитана.
Оголился лес и одиноко грустит забытая лодочка у Ивана Августовича Вельца.
Без прикрас предстаёт природа в работах Алексея Кондратьевича Саврасова.
«Зимняя дорога» далеко не белоснежна, палитра у «Рыбаков на Волге» сурова, и даже «Ранняя Весна. Оттепель» пасмурна. Но отчего-то все эти виды прекрасны, а банальная слякоть вызывает чувство обновления и надежды.
… Таинственной
А в некоторых шедеврах заключена тайна. Что спрятано в тёмной глубине омута? Куда бежит лесная тропинка? Что там, в густой лесной чаще?
… Сказочной
Иногда пейзажи открывают двери в сказочный мир. Легенды и сказки — главная тема творчества художника-романтика Виктор Михайлович Васнецова.
Везде у него — в «Алёнушке», «Иване-царевиче на Сером Волке», «Витязе на распутье» или «Ковре-самолёте» — ландшафт является частью фольклорной картины мира.
А иногда у живописцев сказка вторгается в реальность, делая её волшебной. Так преображает мир волшебница-зима у Николая Дубовского.
… Легендарной
Порой к сказочности добавляется звучное крещендо легенды. Например, в «Трёх богатырях» Виктора Васнецова или в «Поединке Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Михаила Ивановича Авилова природа подчёркивает неизбывные силы народных героев.
… Грозной
Штормовые порывы грозны и прекрасны, вздымающиеся волны и гнев стихии вселяют в душу трепет и восторг. Таково Чёрное море у выдающегося мариниста Ивана Айвазовского.
… Непокорной
Человек — песчинка у ног мироздания. Как ему совладать с непокорной стихией? Суровы моря, тайга и горные склоны. Но человек бросает им вызов. Этот мотив с исключительной силой передан на картине Николая Егоровича Сверчкова «Тройка зимой».
… Умиротворённой
Но природа умеет быть и тихой, дремлющей, умиротворённой.
Разливается вместе с красками заката неслышимая нежная мелодия, призывая замереть и прислушаться.
Часто, глядя на выдающиеся произведения пейзажистов, мы ощущаем философское настроение и чувствуем светлое спокойствие, разлитое над просторами есенинской Руси.
Русские пейзажи — бессмертная классика, которой стремятся обладать коллекционеры всего мира. Возможно, рассматривая картины с природными видами России на сайте VeryImportantLot, и вы захотите приобрести для своего дома кусочек берёзовой рощи или величественной дубравы. Следите за текущими аукционами онлайн-платформы: на них регулярно появляются лоты, интересующие коллекционеров живописи. Не исключено, что в один прекрасный момент здесь может появиться шедевр, который станет гордостью вашей коллекции.
Источник статьи: http://veryimportantlot.com/ru/news/blog/kartiny-russkix-xudozhnikov-o-prirode-poeziya-rodnoj-zemli