Педагогический проект на тему: «Зеленый класс»
проект на тему
Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы. Тагор Р.
Содержание:
- Информационная карта проекта
- Предполагаемые результаты, их социальная значимость
- Схема взаимодействия
- Механизм реализации
- Ресурсы проекта
- Оценка результатов деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Об экологическом воспитании школьников.
Требование времени — непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста.
Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране окружающей среды, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды и собственного здоровья. Одной из задач современной школы является воспитание у учащихся бережного отношения к природе и природным ресурсам, формирование активной экологической жизненной позиции. Свою задачу, как учителя биологии, я вижу в том, чтобы заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в убеждения. Эту задачу можно эффективно решать в процессе организации опытно-практической деятельности учеников на уроках природоведения и биологии, а также во внеурочной деятельности по данному направлению. У школьников легко можно сформировать готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Дети, как правило, не отделяют себя от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Они открыты для восприятия красоты, могут осознать разнообразие связей между человеком и природой. Наиболее эффективным методом формирования экологического сознания у школьников является метод проектов, который включает учащихся в реальный процесс познания, наблюдения и решения экологических проблем.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности.
Экологическое воспитание является одним из главных направлений работы в моей программе воспитания и развития учащихся, а метод проектирования – одной из ведущих форм организации учебной деятельности на уроке и внеурочной деятельности.
Проект по созданию «зеленого класса» также является частью моей программы по экологическому воспитанию школьников.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Создание здоровьесберегающих условий для формирования успешной личности является немаловажным фактором современного образования. Наличие здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и классов — проблема многих учебных заведений. Большая учебная нагрузка, рост заболеваемости среди учащихся к моменту окончания школы — проблема номер один на сегодняшний день. Важно дать не только качественное образование, но и попытаться максимально сохранить здоровье учащихся. Создание здоровьесберегающих условий для учащихся определяется его рабочим местом. Одним из требований является наличие в учебном кабинете комнатных растений, способных улучшить качество образовательной среды.
Данный проект по озеленению учебного кабинета обосновывает влияние определенных комнатных растений на здоровье учащихся, выполняет большую образовательную и воспитательную нагрузку.
Организация проекта по созданию «зеленого класса» имеет ряд оснований, а именно:
Во-первых, это создание здоровьесберегающего пространства для детей. Так, на основании медицинского обследования учащихся на начало учебного года 35% детей моего класса имеют различные заболевания. Кроме того, сезонные вирусные заболевания наблюдаются у 40% детей. Важно попытаться максимальными возможностями сохранить и укрепить здоровье учащихся. Разведение правильно подобранных комнатных растений — одна из таких возможностей по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Согласно санитарным нормам в помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60 %.
В закрытых помещениях не так легко установить идеальный для работы микроклимат, особенно в зимнее время, когда работа отопительной системы понижает уровень влажности воздуха, что может привести к ощущению сухости во рту, заложенности носа, кожным и слизистым раздражениям. Острые респираторные заболевания и грипп — вот две основные болезни, которые могут привести к временной потере трудоспособности. Необходимо знать, что более 97 % воды, абсорбируемой растениями при поливе, выделяется в воздух через листья. Таким образом, виды растений, которые нуждаются в обильном поливе, могут повысить уровень влажности воздуха в закрытом помещении на 10—15 %.
Во-вторых, многообразие цветочно-декоративных культур дает прекрасную возможность создать неповторимый облик «зеленого» кабинета, благоприятно влияющий на эмоциональное состояние и чувство комфорта. Известно, что растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. А еще они способны снимать стрессы и улучшать настроение. Это также немаловажный фактор, поскольку в школу приходят дети с различными типами нервной деятельности, которые необходимо регулировать в процессе обучения. По данным исследования школьного психолога в классе преобладают дети сангвинического темперамента и холерического. Зеленый цвет растений способен действовать успокаивающе на нервную систему, улучшает общее самочувствие, а это благотворно влияет на работоспособность учащихся, регулирует их поведение. Такие растения, как герань и пеларгония способны успокаивать возбужденную нервную систему, а запах мяты помогает снять раздражение, усталость, агрессивность.
Кроме того, коллекция разнообразных комнатных растений будет служить у школьников иллюстрацией биологических, экологических понятий — идея не новая, но актуальная в современных условиях дефицита учебных пособий.
Важен и тот фактор, что комнатные растения улучшают экологическую обстановку в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы: лаки и краски, которыми покрыта мебель, а также имеющиеся в кабинете технические средства обучения: компьютер, проектор. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Если раньше существовала только естественная радиоактивность, то с появлением огромного количества различных приборов появилась радиоактивность искусственная. Учеными установлено, что такие растения, как – сансевиерия, хлорофитум и сциндапсус способны уменьшить процент воздействия вредных частиц электромагнитного излучения, поэтому их необходимо иметь в кабинете вблизи технических средств.
Немаловажно учитывать и такую важную особенность растений, как способность к очищению загрязненного воздуха. Правильно подобранные комнатные растения — настоящие помощники в борьбе с загрязненным комнатным воздухом. Растения выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Кабинет начальных классов расположен на втором этаже здания, окна кабинета выходят на проезжую часть, которая находится в 50 метрах от здания школы. При проветривании помещения и через отверстия оконных проемов поступают в воздух частицы пыли, которые могут находиться в нем в течение длительного периода во взвешенном состоянии. Воздействие пыли на организм человека очень вредно и опасно. Пыль засоряет и раздражает слизистые оболочки глаз, кожу, верхние дыхательные пути и вызывает различные легочные заболевания. Эффективным средством оздоровления воздушной среды помещения наряду с наличием вентиляции являются комнатные растения, поглощающие вредоносные частицы. Например, для поглощения углекислого газа и выделения кислорода особенно хороша сансивиера, она же — известный нам щучий хвост и неприхотливый, выносливый хлорофитум. Прекрасно озонирует воздух и кофейное дерево, плющ, различные виды фикусов, драцена. Этими же свойствами обладают и широкие листья филодендрона, и даже обычное алоэ, и удивительный комнатный цветок спатифиллум, который отлично обеззараживает воздух в помещении, обладая высокой фитонцидной активностью и обладает великолепным, лечебным свойством в наши дни — улучшает умственную и физическую работоспособность.
Результаты опроса родителей учащихся моего класса показали, что всего 50% родителей знают о необходимости формирования экологической культуры у школьников, 60% родителей разводят комнатные растения дома, не придавая особого значения их видам по степени полезности,80% занимаются выращиванием растений на даче. Поэтому есть необходимость просвещения родителей в вопросах экологического образования. Родители готовы сотрудничать с учителем и активно участвовать в совместных коллективно-творческих делах.
Сама проектная деятельность имеет большое значение для развития и воспитания учащихся. В ходе работы над проектом дети получат много новых знаний, расширят кругозор, будут развиваться навыки практической деятельности, воспитываться такие ценные качества, как трудолюбие, бережливость, забота о своем «зеленом друге», будут развиваться творческие способности учащихся, в целом формироваться основы духовно-нравственной и экологической культуры.
Разведение полезных комнатных растений в школьном кабинете — это наиболее результативная, не только теоретическая, но и практическая форма организации работы по формированию основ экологического воспитания младших школьников, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но актуальна и значима. Масштабы проекта, хотя не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения своего класса перейти к озеленению других кабинетов и школы в целом.
- ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Руководитель проекта:
Печеркина Т.С., учитель биологии, классный руководитель 5 «А» класса.
КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА:
Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2013/09/05/pedagogicheskiy-proekt-na-temu-zelenyy-klass
Социальный проект «Ландшафтный дизайн территории.Беседка»
Подойдёт и взрослым и детям
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского района Нижегородской области
«Ичалковская средняя школа»
Детское общественное объединение
Члены ДОО «Эверест»,
по воспитательной работе
Актуальность проекта 3
Сбор и анализ информации 6
Анализ СМИ, ресурсов интернета и других источников 7
Анализ нормативно-правовой базы 8
Описание деятельности в рамках проекта.
Создание социально-значимой зоны отдыха «Беседки» 9
Выбор оформления цветочных клумб 10
Механизм реализации проекта 11
План реализации проекта 12
Смета расходов 17
Кадровое обеспечение 18
Материально-техническое обеспечение 19
Предполагаемые результаты и их социальная значимость 20
Актуальность проекта.
В образовательном процессе
Совместный труд — на первом месте,
Он развивает дружбу в детях.
Всех школьный двор улыбкой встретит.
Двор в единении с природой
Красив в любое время года.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение » Ичалковская средняя школа» расположена в селе Ичалки Перевозского района Нижегородской области. Здание школы постро ено в 1977 году в центре села. Общая площа дь школьной территории – 16890 кв.м . Поэтому проблема благоустройства территории считается актуальной с первых дней её существования.
В 2012-2013 уч. году нами был реализован проект «Школьный стадион – место активного отдыха», в 2013-2014уч. году был разработан проект «Цвети, наш школьный двор», а по окончании реализации проекта участниками было принято решение продолжить работу в 2014-2015 уч. году по улучшению пришкольной территории. Мы решили разработать и воплотить в жизнь новый социальный проект «Ландшафтный дизайн пришкольной территории. Беседка»
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Выбирая идею нашего проекта, мы решили, что строительство беседки является самой актуальной социально-значимой темой для нашей школы. Реализовав проект, у нас получится порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительском деле, узнавая при этом много нового.
Около школы нет беседки, в которой дети могли бы отдохнуть в теплое время, а также быть в ней во время ожидания школьного автобуса после уроков. Также, в данной беседке учителя могли бы проводить учебные и внеурочные занятия. Нам бы захотелось изменить ситуацию в лучшую сторону, увлечь ребят творческим процессом: чтобы дети шли в школу с удовольствием, зная, что их там любят и ждут, и всё делается для их комфортного пребывания.
Ещё одна причина, по которой нам бы захотелось преобразить наш школьный двор – это воспитание у ребят уважительного отношения к чужому труду. Ведь, что мы часто наблюдаем: ребята едят конфеты, мороженое и пр., а упаковки бросают около школы, несмотря на то, что каждую весну мы все убираем школьную территорию. Беседка с находящейся в ней урной могла бы исправить эту ситуацию. Мы решили, что если ребят привлечь к благоустройству школьного двора, то им не захочется портить вид преображённой ими же территории.
Знания, полученные в ходе реализации проекта, дети смогут применить в дальнейшей жизни. Проект « Ландшафтный дизайн пришкольной территории. Беседка » является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников, их экологической и эстетической культуры.
-строительство на территории школы беседки с целью создания уголка для проведения учебной и внеурочной деятельности, а также зоны отдыха;
-декоративное оформление пришкольных клумб;
-очищение школьного парка от густого дерна и кустарников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи :
-развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
-построить беседку на территории школьного двора;
-создать и облагородить школьные клумбы около беседки;
-очистить школьный парк от густого дерна и кустарников;
-научить работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
-воспитывать бережное отношение к окружающей природе, уважение к результатам труда.
Практическая значимость : Ожидание школьного автобуса учащимися после уроков в любые погодные условия; возможность проведения внеурочной деятельности на улице; возможность применения материала на уроках биологии, географии, экологической тропы; привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.
Сроки выполнения проекта: май 2015г. – июнь 2015 г.
Целевая группа: В осуществлении проекта примут участие: администрация МАОУ Ичалковской СШ, учащиеся 9,10,11 классов, члены детского общественного объединения «Эверест», учителя, родители.
Источник статьи: http://infourok.ru/socialniy-proekt-landshaftniy-dizayn-territoriibesedka-1376161.html