Классный час «Лес — наше богатство» (1-4 классы)
— развивать их творческое воображение, экологическую культуру.
— закрепить знания о правилах поведения на природе;
— обогатить словарный запас;
— музыкальное сопровождение (фильм о лесе, о птичьих голосах);
Ведущий . Отгадайте загадку и узнайте тему сегодняшнего мероприятия.
По нему идут с корзинкой. (Лес)
Сегодня мы поговорим о лесе. Лес – это экологическая система, в которой главной жизненной формой являются деревья. В настоящее время леса занимают около трети площади земного шара. Общая площадь леса на земле составляет 38 млн. квадратных километров. А площадь леса в России составляет 851 млн.га.
Лес – это одно из главных богатств нашей страны. Большой любитель природы Михаил Пришвин сказал:
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Охранять природу – значит охранять Родину».
Давайте посмотрим фильм о лесе. ( После просмотра фильма идет обсуждение увиденного). Объясните, как понять эти общеизвестные выражения:
— Лес – зеленый наряд нашей планеты.
— Лес – это дом для зверей и птиц.
— Лес – наш друг, наша кладовая.
— Лес – богатство нашей страны.
Ребята, а для кого лес является домом? Лес – это общий чудесный дом для всех людей, зверей, птиц, насекомых, растений.
Сегодня мы поговорим о лесном доме и некоторых его обитателях. Скажите, если представить лес многоэтажным домом, сколько в нем будет этажей или ярусов?
Самый нижний ярус – это подземный. Он состоит из корневой системы растений, лесной почвы, микроорганизмов.
Второй ярус — валежник. Как вы представляете себе валежник? Это упавшие на землю стволы деревьев и их части: сучья, ветви.
Третий ярус – лесная подстилка. Ответьте, из чего она состоит? (Она состоит из опавших листьев, веток, цветов, плодов и других остатков растений, трупов животных.)
Четвертый ярус – травяной.
Пятый ярус — подлесок. Он состоит из кустарников и низких деревьев. Перечислите их. (Можжевельник, бузина, боярышник, шиповник…)
Шестой ярус – древостой. Это самые высокие деревья – сосна, ель, береза, дуб, клен и другие. (Показываем плакаты с надписями этажей лесного дома). Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте загадки.
1. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
2. Зимой и летом одним цветом? (Ель)
3. Выглянул цветочек в полутьме лесной. Маленький разведчик, посланный весной? (Подснежник)
4. Синенький звоночек висит, но никогда не звонит. (Колокольчик)
5. Клейкие почки. Зеленые листочки. С белою корой стоит под горой. (Береза)
6. Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили: гнездо совьет пичуга, грибы растут семьей… Угадай, кто я такой? (Пенек)
7. Лишь выглядит красиво, а поступает не красиво: чем к ней нежнее прикасаются, тем она больней кусается. (Крапива)
8. Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, его клюют. (Рябина)
9. Каждый год на нем с охотой, вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен)
10. Очень часто над водою, словно согнута бедою, Вся печальна, молчалива, узколиста плачет …(Ива)
Ведущий . А сейчас проведем конкурс «С какого дерева упал этот лист?»
(Показываем листья, дети объясняют какому дереву он принадлежит). Лес – это кладезь лекарственных растений. (Дети рассказывают про лекарственные растения, например, ягоды черники полезны для глаз, ягоды малины помогают при простуде, ягоды земляники полезны для сердца). Но в лесу есть и ядовитые растения и грибы. (Ребята называют их, показываем фотографии и рисунки).
Итак, лес – это дом, в котором кроме деревьев есть и другие жители. Это звери, птицы, насекомые. Оказывается, что лесная фауна составляет до половины всех видов животных. Всю эту живность можно разделить на две группы – «друзья» и «враги». Одни помогают лесу, чистят его и лечат, другие портят и калечат.
Конкурс «Друзья и враги». Учащиеся делятся на две команды и получают задание: разложить карточки с растениями на две группы – друзья и враги растений.
Как вы думаете, почему лес называют «лёгкими планеты?»
Нам известно, что человек в сутки использует 750 литров чистого кислорода и выделяет 657 литров углекислого газа. Главным производителем кислорода является лес. В процессе своей жизнедеятельности листья деревьев поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В солнечный день 1 гектар леса поглощает 180-220 кг углекислого газа, а выделяет столько же кислорода. 1 гектар 60- летних сосен выделяет за день 10 тонн кислорода. Тополь – дерево, которое больше всего даёт кислорода.
В лесном воздухе много фитонцидов. «Фито» по-гречески – растение, а «циды» — указывают на какие-то агрессивные свойства этого растения. Фитонциды губительно действуют на многие микроорганизмы. Скажите, какие растения содержат фитонциды? (Дети перечисляют растения: ель, сосна, береза, тополь, дуб, сирень, смородина, крапива, подорожник, ландыш, чеснок, лук, укроп, лимон, апельсин, мята и другие).
Конкурс «Чьи это следы?» Вы слышали, что есть люди, которые умеют «читать» по следам животных. У вас на столах рисунки, на которых изображены следы животных и есть список птиц и зверей. Напишите под каждым рисунком кому принадлежит данный след. ( Дети выполняют задание, а потом проверяют с педагогом насколько оно выполнено правильно).
Ведущий. У леса музыка своя…Её послушайте друзья.
Слушаем диск «Волшебные голоса природы» и «Утро в лесу». Класс делим на две команды и даем задание определить голос птицы.
Ведущий. Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом его и беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде ездит быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.
В твоих руках судьба Планеты!
Будь добр и мудр, спасая от огня,
Леса и степи для грядущих поколений.
Пусть в рощах не смолкают соловьи,
«Огнем горят» лишь ягоды рябины,
Ведь в наших силах сохранить леса
И сделать мир зеленым и красивым!
Ведущий. Давайте составим правила поведения на природе.
Не ломай деревьев и кустарников!
Не ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева — деточка.
Не рвите полевые цветы!
Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты.
Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты.
Нельзя трогать животных и тем более забирать их из леса!
Не шумите в лесу!
Послушайте стихотворение и скажите, какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
А утром ветер разогнал туманы,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
А ведь этого могло и не случиться, если бы человек соблюдал правила поведения в лесу.
Нельзя разводить костры на природе!
Не оставляй мусор в лесу!
Давайте подведем итог. Лес – наша жизнь, наше богатство и его надо беречь! Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!
« Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».
1. Грехова Л.И. В союзе с природой, — М.,Ставрополь: Илекса,
2. ПутинцеваЛ. Деревья-целители.- М,;Эксмо, 2008.
3. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология,- М,:Дрофа,1996.
Источник
Клубный час викторина Лес-наше богатство
классный час (3 класс) на тему
Ведущий : Ребята, как называется наш край, где мы с вами живём? Чем славится наш край? (своей красивой природой), рассказ детей.
А что такое – природа? (Это растения, животные, лес)
Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, весенний звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли зовется этот дом.
Сегодня мы с вами проведем викторину о лесе.
1.Кто по елкам ловко скачет
6.Рыжая хозяйка по лесу прошла.
А знаете ли вы диких и домашних птиц и зверей?
Дети встают в колонны по командам и бегут по очереди к картинкам. Отбирают нужную и бегут назад. Чья команда быстрее и без ошибок выполнит это задание.
Лес – это общий дом для растений и животных. Лес невозможно представить без деревьев. Леса бывают разные. Какие?
Смешанные, лиственные и хвойные.
Давайте сейчас мы проверим, что вы знаете о деревьях.
Показывается картинка, какое это дерево, что вы о нем знаете?
Сосна – высокое дерево. Любит солнце, поэтому нижних веток нет. Сосна очищает воздух от микробов. Смола очень полезна.
Ель – хвойное дерево, солнца не любит. Очищает воздух. Из древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
Береза – лиственное дерево. Белый ствол защищает дерево от солнечных лучей. Березовый сок очень полезен. Лечебны также почки листья, из бересты делали посуду. Из древесины – мебель.
Липа – лиственное дерево. Цветки липы полезны от простуды, липовый мед очень лечебный. Из древесины делают посуду. Игрушки. Музыкальные инструменты.
Тополь – дерево – санитар. Очищает воздух от пыли, газов. Быстро растет.
Клен – растет быстро. Из клена делают лыжи. Скрипки, гитары.
«Ящик ощущений» — выбирается по два человека от каждой команды. Они по — очереди отгадывают на ощупь шишки хвойных деревьев.
Каждый ребенок берет шишку, кладет ее в круг и под музыку, дети бегают по кругу. Убираются 2 – 3 шишки. При остановке музыки дети хватают шишки. Кому не хватило, садятся.
Фотографии птиц, запись голосов птиц.
— Какие перелетные птицы умеют танцевать?
-Какая птица сама не высиживает яйца, а подкладывает их другим?
— Какую птицу называют лесным доктором и почему?
— Какая птица может подражать разным звукам и другим птицам?
— Какая птица умеет смеяться как человек?
— Какая птица бывает на молоке?
Расскажите о насекомых леса: муравьях и бабочках.
К заданию прилагаются схемы муравейника и цикла жизни бабочки.
По картинкам определить название цветов.
Подвижная игра: «Собери цветок».
-Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок.
То окажутся пусты и деревья и кусты…
Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Как мы можем научить других людей правилам поведения в лесу?
Давайте нарисуем знаки разрешающие и запрещающие об этом.
Подведение итогов и вручение призов. Знаки наклеиваются на общий плакат «Береги лес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Наша речь — наше богатство»
Консультация для родителей. Цели: обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей; провести разъяснительную работу с родителями о речи – как драгоценном даре; дать понятия о некото.
мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила
классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно.
Викторина «Лес — наше богатство»
Викторина «Здоровье — наше богатство»
Познавательная игра – викторина для 2-3 классов. Учащиеся в занимательной форме закрепят знания о том, что жизнь и здоровье – главные ценности, которыми обладает человек. Задачами мероприя.
Викторина «Лес – наше богатство»
Викторина «Лес – наше богатство".
Конспект внеклассного мероприятия. Тема: Викторина «Лес – наше богатство»
Данный материал содержит в себе материал для учащихся начальной школы по воспитанию бережного отношения к природе.
Игра-викторина «Здоровье — наше богатство»
Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы.
Источник