Бережливое производство в саду

Принципы бережливого производства в детском саду

Изменения в современном мире приводят к ускорению ритма жизни. Поэтому в образовательный и воспитательный процесс необходимо включать игровую и познавательную деятельность по формированию бережливого отношения к окружающему миру, ресурсам и времени. Экономия времени и минимизация потерь – таковы принципы бережливого производства, внедряемого в детский сад.

Публикация «Принципы бережливого производства в детском саду» размещена в разделах

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5С. Эта система разработана в Японии для организации и рационализации рабочего места. В принцип 5С входят : сортировка – соблюдение порядка – систематическая уборка – стандартизация процессов – совершенствование порядка. Однако, эти принципы можно применять не только на производстве, но и в дошкольной организации (для педагогов и дошкольников). Остановимся подробнее на принципах 5С для группы ДОУ.

Сортировка подразумевает четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; соблюдение порядка – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; систематическая уборка – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; стандартизация – поддержание порядка; совершенствование – воспитание привычки точного выполнения установленных правил и процедур.

Для каждого вида творческой деятельности есть памятки: игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками ящики и полочки. Соблюдая эти принципы, ребенок будет четко знать, где находится его шкафчик, какой в нем должен быть порядок, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки. Дети будут меньше времени тратить на наведение порядка, ведь они сами знают, куда и что положить. Раньше дети, собирая игрушки, клали их на любое свободное место, а потом этот беспорядок начинал разбирать педагог и тратил на это много времени. Но благодаря организации хранения у каждой вещи есть своё обозначенное место и процесс систематической уборки проходит быстрее и интересней. У детей самих возникает желание разложить всё по полочкам. Ребёнок должен осознавать, что в жизни есть место порядку. Это является одним из элементов подготовки ребёнка к самостоятельной школьной жизни.

Максимальная визуализация всех процессов помогает ребенку самостоятельно совершать определенные алгоритмы действий. Применяя принцип визуализации, ребенок наглядно видит, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Педагог не отвлекается на объяснение этой последовательности и может использовать сэкономленное время на беседы, игры, чтение или другие дополнительные занятия с детьми.

Читайте также:  Метро ботанический сад улица березовая аллея

Принципы бережливого производства, внедренные в ДОУ, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения. Например, изучая тему воды, дошкольникам непременно расскажут и покажут, что запасы воды в мире ограничены, водные ресурсы нужно беречь и рационально использовать.

Многие родители, впервые услышав о новой системе, говорят о том, что алгоритмы и стандартизация лишают детей творческого мышления. Но самим детям такой подход нравится, ведь они могут почувствовать себя более самостоятельными.

Система принципов бережливости распространяется и на ликвидацию потерь в материальном отношении. Так, например, рациональное использование бумаги и прочих канцелярских товаров исключает излишние траты и экономит финансы.

Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.

Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь, что избавит родителей хотя бы от части хлопот.

Прикреплённые файлы:

Источник

Авторская статья. Бережливые технологии в ДОУ.
статья

Содержание статьи посвящено описанию бережливых технологий, которые успешно применяются в организации деятельности детского сада. Более подробно представлен лин-проект «Оптимизация процесса заполнения и обработки табелей посещаемости детей».

Ключевые слова: бережливые технологии, рациональность, оптимизация, проектирование.

На сегодняшний день во все сферы деятельности внедряется подход «бережливое производство», не исключением стали детские сады и школы. Детский сад является сложным структурным организмом, который имеет множество специфических особенностей. [2]

«Бережливые технологии в дошкольных образовательных организациях» – технологии, направленные на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, сокращение различных видов потерь во всех сферах деятельности ДОО, развитие критического мышления сотрудников. [1]

Целью внедрения бережливых технологий является создание системы постоянного совершенствования, способствующей устойчивому развитию образовательных организаций. Инструменты бережливого производства позволяют грамотно воздействовать на различные процессы, выявлять проблемы и за короткий срок добиваться значимых результатов по их устранению. В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности [3].

Внедрением бережливых технологий МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» занимается с 2019 года. Для рационального использования времени и материальных средств в детском саду разработали комплекс мероприятий, а именно систему 5S (пять правил: сортируй, создай рабочее место, содержи в чистоте, стандартизируй, сохрани достигнутое). Она направлена на формирование рационального бережливого мышления у всех участников образовательного процесса — взрослых и детей.

Читайте также:  Искусственное покрытие в сад

В рамках бережливых технологий решено много проблемных вопросов, которые были ориентированы на решение организационных вопросов. В детском саду введена система Яндекс Форм, которая помогает в короткие сроки создать анкетирование и провести его среди родителей, педагогов или организовать опрос коллег муниципального округа по итогам проведения опорно-методической площадки. На Яндекс Диске у старшего воспитателя созданы папки с портфолио для каждого педагога с функцией совместного доступа. Данная функция так же используется для формирования заявок на участие в различных муниципальных конкурсах, когда каждому участнику дается ссылка для доступа в форму общей заявки. Облегчает работу педагогам и при подготовке к конкурсам, когда творческой группе дается доступ к обсуждаемым материалам, где можно вносить комментарии и поправки . Эти приемы существенно облегчают жизнь педагогам и сокращают время.

Специалисты дошкольного учреждения усовершенствовали и работу с родителями или законными представителями воспитанников. Взаимодействие с ними проводят в дистанционном формате:

  • проведение общих родительских собраний на ZOOM и других доступных платформах;
  • обучающие мастер-классы для воспитанников и родителей в видео-формате;
  • опросы, анкетирование родителей, формирование визуальных показателей мониторингов, обследований с помощью Яндекс Форм;
  • размещение информации в групповых чатах в различных мессенджерах, ведение личной педагогической странички в социальной сети.

Алгоритм одевания и раздевания, соблюдение порядка в детских шкафчиках — это своего рода инструкция по ежедневным операциям. Она помогает быстрее собираться на прогулку, приучает детей к аккуратности и бережному отношению ко всему вокруг в повседневной жизни. В туалетных комнатах, размещен алгоритм мытья рук. А дети старшего возраста в спальне самостоятельно заправляют свою кровать согласно размещенному алгоритму.

В детском саду внимание уделяют и соблюдению санитарных правил. Так, для учебно-вспомогательного персонала разработаны и визуализированы:

— инструкция мытья рук, посуды и игрушек;

— алгоритмы графика уборок и проветривания;

— инструкции по разведению растворов, которые расположены на уровне глаз в буфетных помещениях.

В 2020 г. творческая группа детского сада разработала и успешно внедрила лин-проект «Оптимизация процесса заполнения и обработки табелей посещаемости детей». В ходе реализации проекта в учреждении стали применять электронную систему ведения «Табель посещаемости воспитанников». До внедрения лин-проекта воспитатель ежедневно отмечал отсутствующих детей в тетрадном варианте табеля, затем, в конце месяца рукописно переносил данные в специальный бланк, изготовленный главным бухгалтером. Используя бережливую технологию, воспитатель ежедневно заполняет тетрадный вариант табеля и чек-лист посещаемости для делопроизводителя, в конце месяца заполняет только графу «Причины непосещения» в готовом электронном варианте табеля, который выгружается из АИС ДОУ, что сократило время сбора данных до 20 минут. Вместе с тем, ранее на оформление ежемесячного отчета посещаемости детей в бумажном бланке воспитатели затрачивали до нескольких дней, чтобы свести итоговые цифры посещения.

Читайте также:  Пищевая сода помощь в саду

Сегодня в таблицу вносятся отметки об отсутствии детей в электронный вариант документа, а детодни подсчитываются автоматически, что значительно сокращает время работы по заполнению итогового документа. К новой практике привыкнуть было несложно, потому что вся информация доступна и понятна.

Таким образом, в процессе реализации лин-проекта мы

— устранили потери времени в процессе заполнения и сверки табеля посещаемости;

— организовали внутрикорпоративное обучение для работников ДОО по ведению электронного табеля посещаемости воспитанников;

— сформировали команду единомышленников, благодаря которой утверждён, внедрён и активно используется педагогами детского сада алгоритм по заполнению и ведению электронного табеля.

Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций

проектирования повысит уровень профессиональной компетенции воспитателей, стимулирует развитие интеллектуальной и творческой инициативы, расширит области специальных знаний, разовьет аналитические, практические и информационные умений педагогов. Внедрение бережливых технологий приведет к инновационным изменениям в педагогическом процессе, способствует гармоничному развитию личности ребенка, повысит качества образования дошкольников, вовлечет родителей в образовательный процесс и их удовлетворенность работой ДОУ. [4]

  1. Бондаренко О.П. Основы внедрения бережливых технологий в органах власти, государственных и муниципальных учреждениях : методическое пособие / О. П. Бондаренко, В. А. Петрова. – М, 2017. Текст : непосредственный.
  2. Волкова И. А. Проблемы и перспективы применения бережливых технологий в образовательной организации. Система образования и технологии бережливого производства : сборник статей / И. А. Волкова. – Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2017. Текст : непосредственный.
  3. Вэйдер М. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства / М. Вейдер. – Москва : Альпина Паблишер, 2017. – 125 с. Текст : непосредственный.
  4. Шарина А.В., Сибирякова Л.В. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебнометодическое пособие / А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, — Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. – Текст : непосредственный.

Источник

Оцените статью