Методическая разработка «Берегите лес от пожара!»
классный час (2 класс)
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, плакаты и детские рисунки на тему: «Берегите лес!», презентация: «Берегите лес!», аудиозапись «Песни птиц».
Занятие разработано: для учащихся начальной школы.
1 слайд Орг. момент. Настрой на работу.
2 слайд Постановка темы, целей.
— Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы совершим сегодня поход:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (лес)
Лес — одно из главных богатств нашего народа.
— У нас в России лес связывают с понятием Родина. Это потому, что леса занимают более половины всей территории нашей страны.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? ( о лесе, пожарах).
— Сегодня мы с вами поговорим о лесе, решим, нужно ли нам беречь лес и как это мы сможем сделать.
1.Что вы увидели на экране? (лес и лесных жителей).
2.Какими словами можно описать «лес»? ( красивый , зеленый, спокойный,
3.А без чего лес нельзя назвать лесом? ( без травы, животных, птиц, деревьев..)
Давайте, и мы попробуем представить себя деревцем и почувствуем, каково же ему
А что это за звук? (звук пожара в лесу, треск горящих деревьев)
Чтение стихотворения ( ученик)
«Лесной пожар» Вадим Шефнер :
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
А утром ветер разогнал туманы,
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
7 слайд Беседа о пожарах в лесу
-Что является причиной лесных пожаров? ( Ответы детей)
Но чаще лесные пожары происходят по вине человека: незатушенные костры, непогашенные сигареты, поджигание старой травы, тополиного пуха, разбитые бутылки, через которые проходят солнечные лучи .
-Что же случится, если сгорит даже маленький участок леса? (Ответы детей)
-Погибнет дерево, бабочка, цветок, белочка и т.д.
-Люди должны помнить, что только через тысячу лет начинается возобновление хвойных пород.
-Люди должны помнить, что 5 минут беззаботности могут стоить тысячу потерянных для жизни леса лет.
У каждого живого существа на Земле есть цепочка жизни. И если такая цепочка порвется , то погибший цветок не сможет даст семена для продолжения своего рода; у погибшей белочки не будет деток).
-Итак, о какой цепочке мы начали говорить? (о цепочке жизни).
-Что же произойдет, если цепочка жизни порвется? (у птицы не будет птенцов, у белки бельчат, у цветка и дерева и семян).
Задания для закрепления изученного материала
8 слайд ( практическая работа)
Я предлагаю вам сейчас сделать свою цепочку жизни.
Перед вами нарезанные полоски бумаги, клей и ручка.
•Возьмите одну полоску и напишите на ней свое имя.
•Сверните полоску в колечко так, чтобы ваше имя было наверху и склейте.
•Возьмите вторую полоску, напишите на ней имя мамы и папы, склейте в гирлянду с первой.
-У каждого из вас получилась своя, ни на кого не похожая
Цепочка жизни, состоящая из ваших предков, вас самих и ваших потомков.
-Можно ли сделать цепочку жизни для птицы, бабочки, цветка и дерева? (да)
-А что произойдёт, если цепочка жизни порвется? (не будет продолжения жизни.)
-Так вот, при лесных пожарах сгорает большой участок леса и погибает очень много деревьев, жучков, птиц и животных. Рвутся миллионы и больше цепочек жизни .
Вывод: Как же нам сделать так , чтобы лесные пожары не случались и не рвали цепочки жизни?
( костры разводить в специально отведенных местах, около воды, тушить после себя, не бить бутылки и не разбрасывать осколки и мусор в лесу, рисовать открытки и раздавать взрослым людям, которые ходят в лес.)
Готовы ли мы стать хозяевами нашего леса. Помогать ему, а не вредить.
1.Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава? Ваши действия. ( залью водой, сообщу об этом взрослым).
2. Почему в лесу нельзя разбивать стеклянные бутылки? (В данном случае стекло играет роль линзы, где фокусируется солнечный луч, от которого может загореться сухая трава.)
3. Чем опасно поджигать сухую траву? (огонь быстро распространится на деревья).
4. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра в лесу? ( подготовить место для разведения костра ,выкопать яму,разгрести сухую листву на безопасное от возгорания расстояние).
5. Назвать всевозможные причины лесных пожаров (высокая температура воздуха, молния, брошенная спичка или окурок, непотушенный костер, бутылки в лесу).
6.Какие последствия возникают при пожарах в лесу( сгорают деревья, страдают животные и люди.)
7. Какие методы борьбы с лесными пожарами вы знаете?
(Тушение водой, заваливать песком, разреживать лес, очищать лес от сухих веток)
Решение ситуативных задач:
«Ребята с разрешения взрослых пошли на речку купаться. С собою они взяли картошку, чтобы потом запечь ее в костре. У реки они нашли место в тени большого дуба, развели костер и пошли купаться. Накупавшись вволю, проголодавшиеся ребята вернулись к костру. А там горел уже не только костер, но и трава вокруг него, а ветер гнал огонь все дальше.
Вопросы для обсуждения ситуации:
-Какие правила пожарной безопасности нарушили ребята?
-Что надо сделать ребятам, чтобы пожар не захватил большую территорию?
-Ребята нарушили такие правила:
* нельзя оставлять костер без присмотра;
* нельзя разводить костер, не расчистив для него место (убрав траву, сухие ветки вокруг него);
* нельзя разводить костер под деревом.
-Сначала надо было расчистить место под костер, тогда бы от него не загорелась трава вокруг. И обязательно возле костра нужно было оставить дежурного, который следил бы за огнем и не
допустил возгорания травы.
-Если загорелась трава только вокруг костра, ее можно попытаться затушить (водой, затоптать). Если огонь уже захватил большую территорию, нужно как можно быстрей сообщить взрослым о пожаре. Если же огонь перекрыл дорогу и нет возможности его
обойти, нужно спуститься к реке и ждать помощь
-Где с огнем беспечны люди, там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет злой. (пожар).
-Красный отблеск побежал. Кто со спичками. (играл).
-Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег. (траву)?
-Кто в огонь бросал при этом незнакомые. (предметы).
-Дым увидел не зевай. И пожарных. (вызывай).
-Ростом спичка невеличка, не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка может сделать много зла.
Крепко помните, друзья, что с огнем
( Вместо слова «можно» — хлопайте в ладоши; вместо слова «нельзя»- топайте ногами).
• Ломать деревья и ветки — (нельзя).
• Ходить и топтать траву и цветы — (нельзя).
• Ходить только по тропинкам — (можно).
• Рвать большие букеты цветов — (нельзя).
• Оставлять мусор в лесу — (нельзя).
• Собрать мусор в яму и закопать — (можно).
• Разжигать костры в лесу — (нельзя).
• Беречь лес от пожара — (можно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Пожар в лесу»
Методическа разработка урока окружающего мира в начальной школе, чрезвычайная ситуация природного характера «Пожар в лесу».
методическая разработка к экологической акции»Защитим лес от пожаров»
Сценарий предназначен для внеклассной работы в пришкольном лагере, в группе продленного дня, при проведении недели экологии.Адресован учителям начальной школы, учителям биологии, работникам дополнител.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Лесная природа без пожара»
Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей и проблемы сохранения природных территорий и их обитателей от пожаров. Развивать у детей познавательный интерес. Воспитывать любов.
Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему «Пожар»
Учебно — методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Домашние опастности. Пожар» и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави.
Учебно — методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Домашние опасности. Пожар» и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави.
Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Пожар» + учебная презентация) 2 класс. УМК «Школа России»
Предмет: окружающий мирКласс: 2а.
Источник
Буклет «Берегите лес от пожара!»
материал
Прекрасные леса украшают территорию нашего края. Лес – это источник жизни, бесценная кладовая природы. Но у него есть коварный враг, от которого он беззащитен – это огонь. В большинстве случаев причиной лесных пожаров является беспечность тех, кто приходит в лес не рачительным и бережливым хозяином, а равнодушным человеком, пренебрегающим правилами пожарной безопасности в лесу. Лесной пожар – это неуправляемое горение растительности, распространяющееся по лесной территории. Лесные пожары справедливо считаются одним из крупнейших по охвату территорий стихийных бедствий: они приносят огромные экономические потери, уничтожают флору и фауну, травмируют и убивают людей.
Собственно, лесные пожары бывают двух видов: низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники, а деревья, в основном, остаются нетронутыми, и верховые, при которых сгорает весь лес. Основным виновником лесных пожаров является человек – его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы и отдыха. Большинство пожаров возникает в местах отдыха, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, непотушенной сигареты.
Лесной пожар легко потушить только на начальной стадии развития, когда начинает тлеть окружающая лесная подстилка, загорается мох и лишайник. Но когда огонь уже разгорелся и наступает на лес широким фронтом, загораются деревья, потушить пожар очень сложно, иногда практически невозможно. Если вы оказались вблизи очага пожара, немедленно предупредите всех находящихся поблизости людей и постарайтесь покинуть опасную зону. Выходить нужно на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоему. Двигаться следует перпендикулярно к направлению распространения огня. Если обстоятельства мешают вам уйти от огня, войдите в водоем или укройтесь на открытой поляне, накрывшись мокрой одеждой. Дышать нужно воздухом возле земли (он менее задымлен), прикрывая рот и нос марлевой повязкой или мокрой тряпкой. После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в местную администрацию, лесничество, а также живущим там людям. Часто единственной безопасной зоной являются выгоревшие участки, если только это не торфяники. Учитывайте, что огонь продвигается как по ветру (быстро), так и против него (медленнее), а вверх по склону гораздо быстрее, чем вниз.
С целью недопущения пожара в природной среде, запрещается:
— бросать в лесу горящие спички, окурки, тлеющие тряпки;
— разводить костер в густых зарослях и в хвойном молодняке, под низко свисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхоз культур;
— оставлять в лесу самовозгораемые материалы: тряпки и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в ясную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность;
— выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями;
— поджигать камыш;
— разводить костер в ветреную погоду и оставлять его без присмотра;
— оставлять костер горящим после покидания стоянки.
Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
Не бросай горящих спичек
И промасленных вещей,
Лес легко воспламенится,
Потушить его сложней!
И стеклянные осколки
Страшны лесу в жаркий день,
Даже мелкие, с иголку,
Зажигают старый пень!
Костры в лесах не разводить!
Болота торфяные не будить!
В пожароопасную погоду –
Не делайте «вылазку» на природу!
Чтоб избежать в лесу пожара,
Огонь оставит только пепел,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Источник