Белые элементы в саду

Правила создания белого сада

Белый сад (с англ. «White Garden») — один из типов монохромных садов, для устройства которого подбирают ся определенные материалы, а так же виды и сорта растений, отвечающие общей идее «доминантной одноцветности» и имеющие соцветия белой окраски (или нейтральных оттенков цветовой гаммы); серебристую, белоокаймленную и пеструю листву; белые плоды.

Белый сад, в интерпретации, Лунный сад (с англ. «Moon Garden») — один из визуальных приемов создания ландшафтной композиции, базирующийся на отражательной способности светлых поверхностей в ночное время. Позволяет воспринимать и использовать пейзаж в «круглосуточном режиме».

Историческая справка.

В разных источниках родоначальником направления считается Китай (сады для медитаций). Далее «лунное направление» получило полномасштабное развитие в Японии (сады для созерцания; основные элементы: вода, светлый песок, валуны, плиты), а затем (с XVII в.) и в Индии («мемориальные» сады; обилие ароматных белых цветов — лилии, нарциссы, жасмин).

В середине XIX в США создали довольно большой и слегка эксцентричный Лунный сад. Этот сад, один из самых ранних белых садов в Соединенных Штатах, был заложен в 1833 году Бенджамином Пуром на Индиан-Хилл в Массачусетсе. На территории были разбиты два длинных цветочных бордюра длиной 700 и шириной 14 футов каждый. Они были заполнены многолетниками и кустарниками с белыми соцветиями — нарциссами, лилиями, сиренью, миндалем и многими другими. «Аксессуарами» лунного сада стали скульптуры в виде стада белых коров, стаи голубей и белые собаки. «Лунное направление» оставалось популярным в США довольно долго. Это хорошо иллюстрирует обложка каталога семян, опубликованного в Чикаго в 1888 году: на ней изображена молодая женщина, стоящая в лунном саду, в окружении белых цветущих лиан (ипомеи), котовника, каладии и белых георгин.

Растения в белом саду

Один из самых известных Белых садов находится в Англии в поместье Сиссингхерст (Sissinghurst) в графстве Кент. Он является частью поместья, купленного в 1930 году Витой Сэквилл-Вест и Гарольдом Николсоном. Садовый комплекс замка поделен на несколько частей (садовых «комнат»): из них самым популярным является Белый Сад (White Garden). «Прямоугольный сад разделен на 4 равные части двумя пересекающимися дорожками, с площадью в середине (типичный проект Исламского сада). Каждая из 4 прямоугольных секций разделена на половину дорожками, которые идут с востока на запад. Дорожки сада выложены старыми кирпичами. В северо-западном углу сада имеется обеденный стол, затененный растениями, которые поддерживаются полуразрушенными колоннами. Белый Сад был задуман так, чтобы быть наиболее красивым вечерами. Цветовая схема этого сада более разнообразна, чем в других аналогичных садах. Большинство садоводов сосредотачиваются лишь на белых расцветках, в то время как Белый Сад Сиссингхерста всегда сочетал легкость белого цвета с мягкими оттенками розового и желтого. В композиции использовано множество растений: полынь душистая, цинерария приморская (Cineraria maritima), сантолина или хлопковая лаванда, тысячелистник агератолистный (Achillea ageratifolia), лилии, шпорник, эремурус, наперстянки, гипсофила, анемона японская, георгины, кустарниковая гортензия (Hydrangea grandiflora), цистус, пионы, розы, буддлея (Buddleia nivea), колокольчики и белая форма Platycodon mariesii, аравийский чертополох, груша иволистная (Pyrus salicifolia), миндальные деревья (список из статьи Виты Сэквилл-Вест в журнале «Observer»). Композиция, созданная Витой, осталась в основном неизменной. Садовники Сиссингхерста продолжают пробовать новые растения и новые сочетания растений, которые выращивала хозяйка сада»*.

Читайте также:  Посадка цветов весной сад

В апреле 2017 года в Лондоне, возле Кенсингтонского дворца на месте «Затонувшего сада» был открыт Мемориальный сад принцессы Дианы, посвященный 20-й годовщине со дня ее гибели. Этот Белый сад — масштабная ландшафтная композиция почти из 12 тысяч цветов. Цветочный мемориал расположился по берегам пруда в Глубоком саду дворца. На момент открытия он состоял из весенних цветов — тюльпанов, гиацинтов и нарциссов. А к трагической дате 31 августа сад наполнился сезонными цветущими растениями: ирисами, розами, гладиолусами. Закладка сада заняла около года.

Команда садовников Кенсингтонского дворца готовила сад, отбирая лучшие сорта белых цветов, выращивала рассаду, составляла планировку будущей композиции — и теперь главный садовник не может сдержать гордости за проделанный труд.

Формальные правила организации.

1. Выбор места.

Под разбивку «Белого сада» отводится часть (!) территории (стоит помнить, что это «уединенный уголок», «комната» созерцательного назначения). Выбирается достаточно открытая площадка, хорошо освещенная солнцем, достаточно удаленная от транзитной ДТС и центральных источников искусственного освещения. По периметру могут располагаться относительно высокорослые посадки (желательно с 1-2 доминантой крупных деревьев), участки «живой» изгороди, внутренние перегородки (в виде арок, экранов, пергол, стен легких сооружений), фрагменты внешнего ограждения.

2. «Присутствие» воды.

Считается желательным наличие на выбранном участке под БС небольшого пруда (отражательная способность водной глади усиливает эффект свечения в ночное время), ручья, пристенного или питьевого фонтанчика с тихим журчанием воды.

3. Дорожно-тропиночная сеть.

Имеет вспомогательную функцию. Может служить некой границей между открытой частью площадки и посадками, либо (при классической планировке) являться центральной осью и делить площадку на равные мини-участки). Присутствует в виде одной прогулочной тропы (чаще, с пошаговым мощением), фрагментарно, несколько затерянной в траве. Чаще выполняется из светлых или «потертых временем» материалов (плиты, блоки, старый кирпич, галька, гравий, реже ракушечник, пемза, песок).

4. Малые архитектурные формы (МАФ).

Приветствуются в виде легкой ажурной беседки (небольшой и, единственной), вазонов, скамей и садовой мебели, скульптур (приемлемы классические варианты). Материалы: ковка (иногда, в белой окраске), бетон, мрамор. Дополнительно возможно использование текстиля.

5. Техническое оснащение.

Для освещения в ночное время и придания атмосферы можно использовать одиночные светильники с матовыми стеклами, гирлянды (эффект «звездного неба») и даже, свечи на столах (с использованием «закрытых» подсвечников-фонариков). Для освещения пошаговой дорожки применимы наземные низкие или встраиваемые светильники. Возможна установка наружной акустической системы (для создания атмосферного «музыкального сопровождения»: спокойные оркестровые композиции, релаксирующие записи). Устанавливают фумигаторы (стационарные или переносные) — релакс, медитация, созерцание и комары не совместимы!

Читайте также:  Букет зеленый сад 37

Подбор и размещение растений.

В Белом саду именно растениям принадлежит солирующая партия. Используют деревья, кустарники, лианы, злаки, многолетние и однолетние цветочные культуры. Предпочтение отдается видам и сортам с хорошей «отражательной способностью»: с белыми/ беловатыми соцветиями, серебристой и вариегатной листвой, белыми/светлыми стволами, ветвями и плодами. Фоном служит листва всех оттенков зеленого (следует отказаться от яркоокрашенных форм — краснолистных и желтолистных).

В посадках преобладают травянистые растения и красивоцветущие лианы (деревьям, кустарникам отводится второстепенная, фоновая роль). Цветочные культуры размещают высотными группами, фигурными блоками, линиями в виде композиций кругового или одностороннего обзора.

Соблюдение ярусности в композициях и «игра фактур» обязательны для раскрытия индивидуальности каждого растения. Комбинируют традиционные и редкие растения. Избегают большого количества видов.
Для поддержания атмосферы в композиции добавляют растения с ярким дневным и раскрывающимся ночным ароматом (в т.ч. и огородные культуры — тимьян, мяту, орегано, розмарин и пр., которые можно разместить и в вазонах).

Приветствуются растения «звучащие» (шелест листвы) — злаки, деревья и кустарники с ажурными кронами, длинночерешковой листвой и семенами-крылатками.
Подбор растений производится для светолюбивых и теневыносливых композиций отдельно, также с соблюдением ярусности и сроков цветения.
В дальнейшем следует четко отслеживать разрастание растений в композициях.

По большому счету, создание Белого сада задача для опытного садовода, и скорее для ландшафтного архитектора, поскольку самое важное и первостепенное — это найти Образ, общую идею сада, наделить его определенной философией.

Источник

ЮЛИЯ НАМЕСТНИКОВА О БУДУЩЕМ И БЕЛОМ ЦВЕТЕ

Один из наших любимых проектов – сад ландшафтного дизайнера Юлии НАМЕСТНИКОВОЙ в современной стилистике. Мы поговорили с Юлией о белых садах, значении цвета и ландшафтах будущего.

Какие приемы для вас важны? Каким вы видите белый сад?

– В проекте «Светлогорье» в техническом задании заказчика фигурировало пожелание «белый сад». Но это скорее концептуальная отправная точка для ландшафтного проектирования, нежели строгое следование. Впечатления, которые передаются через детали сада. В проекте я, конечно, использовала растения с белоснежным цветением: сирени, калины «Розеум», иргу канадскую, гортензии, шиповники. Белый цвет выигрывает в вечернее время и в тени, он как будто подсвечивает сад изнутри, делает его более объемным, но это важные, но не более чем декоративные детали сада. Цветение быстротечно, и для меня гораздо важнее, какой габитус или форму кроны имеет растение, цвет и форма листвы, а также цвет коры в зимний период. Важны отдельные акцентные деревья, именно они играют огромное значение в организации пространства, как конечные точки визуального восприятия или вертикальные контрапункты. В данном проекте: ирга канадская, клен Гиннала, ива «Памяти Миндловского». В крупномасштабных проектах это могут быть группы деревьев. Для меня важны стриженые живые изгороди, которые контрастируют с рельефом и являются основным фоном для отдельно стоящих растений, а также зонирующими элементами пространства.

Читайте также:  Дом чгк нескучный сад

Классический и современный сад – какие “белые” элементы работают в том и другом случае?

– В классических садах – это вертикальные элементы: великолепные белые скульптуры, белые мраморные вазы, на фоне зеленых живых изгородей, перголы, ротонды, фонтаны, белые оранжереи и павильоны. Мы проектируем современные сады. Белые элементы для нас – это белые МАФ, жесткие элементы сада – белоснежное мощение со всевозможными отсыпками, а также листва. В классическом саду мы не увидим пестролистной листвы.

Какой бы цвет вы добавили к белому?

– На мой взгляд, лучше говорить не о конкретном цвете, который нужно добавить к белому, но о пропорции, балансе и эффектности сочетания. Потому как белый сочетается практически со всеми цветами и также имеет множество оттенков. Важно, что цвет несет в сад, подчеркивает ли он архитектуру здания или создает контраст пространству. Растениям должно быть предоставлено достаточно большое пространство, чтобы они были видны и работали массивом.

Серебристые растения – как они работают?

Серебристые растения в древесно-кустарниковых кулисах создают своими оттенками листвы эффект дымки и тем самым расширяют пространство сада. Серебристые оттенки хороши в гравийных садах. Последнее время мне нравится добавлять серебристую полынь к седумам, монардам, различным злакам, шиповникам с черными плодами. Серебристую листву стахиса шерстистого полюбила в монопосадке рядом с гравийной отсыпкой и бетонными дорожками.

Сад будущего, футуристический сад – каким вы его видите? Какие приемы дают эффект необычного и современного ландшафта?

– Сад будущего – это сад инноваций. В сфере полива: сбор дождевых и ливневых вод (дождевые сады), в жарких странах – сбор конденсата, образующегося от систем кондиционирования, и использование его для автополива растений. В освещении: экономия электроэнергии, новые экономичные лампы LED, возможно, солнечные батареи. Касательно растений: устойчивые посадки многолетних растений и использование потенциально устойчивых видов растений. Сад будущего – это сад приближенный или копирующий природные биоценозы.

Что касается современных приемов, на мой взгляд, это диагональные посадки, всевозможные врезки в мощение и в газоны. Отдельно стоящие живые изгороди. Уход от использования газона в обычном понимании. Геопластика, слияние с архитектурой. Та же структура, та же геометрия пространства, которую мы видим в классическом саду, но с использованием природного типа растений. И главное, современное искусство в саду (иногда гипермасштабное) и использование современных актуальных материалов, например, кортен и цветной бетон.

Источник

Оцените статью