Бартоломео_манфреди_продавец_фруктов

vinalnik

Направление в европейской живописи 17 века. Сформировано в 1-й трети 17 века работавшими в Риме и Южной Италии подражателями Караваджо, среди которых были как итальянские живописцы (Гверчино и Г. Рени в ранний период их творчества, О. и А. Джентилески, Б. Манфреди, Дж. Б. Караччоло и др.), так и приезжие мастера («утрехтские караваджисты» Х. Тербрюгген, Д. ван Бабюрен, Г. ван Хонтхорст; французские художники Валантен, С. Вуэ; голландский художник П. ван Лар, немецкий живописец А. Эльсхеймер). Дальнейшее развитие караваджизма не всегда было связано с непосредственным влиянием Караваджо на конкретных мастеров. К середине 17 века караваджизм стал общеевропейским движением, оказавшим воздействие на большинство крупнейших мастеров барокко и распространившимся, помимо Италии, во Фландрии (Х. Сегерс, ранний П. П. Рубенс, Т. Ромбаутс, А. Брауэр и др.), Голландии (Ф. Халс, ранний Рембрандт, А. ван Остаде, Я. Вермер и др.), Испании (Х. де Рибера, Ф. Сурбаран, ранний Д. Веласкес) и Франции (Ж. де Латур, «живописцы реальности»).

IMG_8412.JPG

В караваджизме отразились изменения в восприятии мира, характерные для эпохи барокко, и общий для большинства европейских стран процесс демократизации веры и искусства, отвечающий как духовным запросам широких слоёв городского населения Европы, так и идеологии Контрреформации с её требованием исторической и чувственной достоверности в изображении священных событий. Основополагающими принципами художественного языка караваджизма, проявившимися как в светской, так и в религиозной живописи, становятся последовательное обращение к реальной натуре и передача материальной вещественности предметного мира (жанры бодегонес и натюрморт). В целом для караваджизма характерны: интерес к простонародным бытовым сюжетам (сцены в тавернах, драки, картёжные игры и пр.) и типажам (фигуры музыкантов, простолюдинов, святых и мучеников, учителей веры и др.); монументализация обыденного мотива (пристрастие к однофигурным или малофигурным композициям); трактовка религиозной истории как жизненного события; активизация светотеневых контрастов в целях драматизации образа; использование «теневой» манеры с резкими перепадами света и контрастом тёмного фона и ярко освещённого первого плана.

Читайте также:  Авокадо_фрукт_чем_помогает

ВАЛАНТЕН ДЕ БУЛОНЬ — ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА

IMG_8651.JPG

КРУГ БАРТОЛОМЕО МАНФРЕДИ — ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ

IMG_7528.JPG

ГЕРАРД ВАН ХОНТХОРСТ — ПАСТУХ И ПАСТУШКА

IMG_9423.JPG

ХЕНДРИК ТЕРБРЮГГЕН — ПАСТУХ С ФЛЕЙТОЙ

Источник

ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ

Холст саржевого плетения, дублирован. Вверху на фоне участок старого прорыва. Живопись под плотным слоем потемневшего загрязненного лака.

До поступления в музей считалась работой неизвестного южно-итальянского мастера XVII века. Лазарев приписал Пьеру Паоло Бонци, и эта атрибуция нашла отражение в путеводителях ГМИИ 1934 и 1938 годов. Позднее значилась как работа итальянского, а затем болонского мастера XVII века. Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога.

Полотно представляет первоклассный образец караваджистского натюрморта с фигурой. Произведения этого типа очень редки, что заставляет отнестись к нему с особым вниманием. Манера исполнения отличается выразительностью пластической формы, благородной сдержанностью колорита. Эти черты позволяют датировать картину вторым десятилетием XVII века и предположительно назвать ее автором художника круга Бартоломео Манфреди. Подобный мотив — мужская фигура у стола, на котором стоит корзина с яблоками и лежат весы — встречается в композиции вертикального формата (х., м. 116 х 90; размер по вертикали совпадает с высотой московской картины) из частного собрания в Италии, опубликованной Баухом как работа Манфреди (Bauch 1956, S. 232-233, Abb. 5). Ранее она приписывалась Лудовику Финзониусу, тогда как Лонги и Фосс полагали ее автором кого-либо из северных караваджистов. Несмотря на более жанровый, по сравнению с картиной из ГМИИ, характер данного полотна, обе работы могли принадлежать одному мастеру.

Манера исполнения публикуемой картины дает основание полагать, что фигура и натюрморт были написаны разными художниками. Автором превосходного по красоте и пластическому совершенству натюрмортного мотива, выдержанного в лучших традициях караваджизма, можно предположительно назвать Томмазо Салини, одного из немногих живописцев Рима, писавших самостоятельные натюрморты.

Читайте также:  Extra_taste_фруктовый_чай

Композиция московской картины с фигурой, сдвинутой вправо от центра, позволяет думать о возможном существовании парной работы, которая либо не дошла до нас, либо была исполнена другим художником.

Происхождение: в начале XX века собр. М.И.Кристи, Москва; 1924 из 5-го Пролетарского (Рогожско-Симоновского) музея пост. в ГМИИ.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 20 (Болонский мастер XVII века); 1983 Дрезден. Кат., № 142 (здесь и след. — Римский мастер первой трети XVII века, Бартоломео Манфреди ?); 1984 Ленинград-Москва. Кат., № 82; 1995 Рим-Милан. Кат., № 45 (Круг Манфреди).

Литература: Путеводитель музея 1934, с. 62-63 (здесь и след. — Пьер Паоло Бонци. Фруктовщик); Путеводитель ГМИИ 1938, с. 108; Кат. ГМИИ 1957, с. 63 (здесь и след. — Итальянский мастер XVII века. Продавец фруктов); Кат. ГМИИ 1961, с. 89; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 110-111 (Болонский мастер XVII века); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 76 (Неизвестный мастер круга Караваджо); Маркова 1984, с. 29 (Манфреди ?); Кат. ГМИИ 1986, с. 152 (Римский мастер первой четверти XVII века, Манфреди ?); Маркова 1992, с. 182-183 ил. (здесь и след. — Манфреди ?); Кат. ГМИИ 1995, с. 176 ил.; Markova in Natura morta 1995, p. 164, № 45 (Круг Манфреди).

Источник

Оцените статью