Константин Бальмонт ~ Осень (Поспевает брусника…) (+ Анализ)
Величайший русский поэт, символист, тонкий лирический певец, классик литературы Серебряного века. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.
Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта
2 вариант
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень» — образец лирики о природе рубежа XIX и XX веков, сочетание символизма и классического взгляда на это время года. Анализ стихотворения, средств художественной выразительности позволяют лучше понять его идею.
История создания, жанр, размер
Поэт написал «Осень» в 1899 году. Ему исполнилось 32 года, он много путешествует, занимается переводами, готовится к переломному моменту в своем творчестве, в результате которого появится его знаменитый сборник «Горящие здания».
Размер стихотворения — двухстопный анапест с перекрестной рифмой, по жанру оно представляет собой пейзажную лирику, элегию.
Основная тема и композиция
Стихотворение состоит из 3 четверостиший, лирический герой появляется уже в первой строфе. Смена эпох, времен года, предчувствие перемен в собственной жизни занимают его. Описание ранней осени реалистично и мелодично, проникнуто любовью к родному краю. В последней строфе лирический герой уступает место образу осени, которой поэт придает черты одушевления.
Выразительные средства
Автор передает свое настроение скупыми средствами, эпитетом словно из сказки можно назвать только «синее море». Несколько олицетворений дополняют меланхолическую картину: солнце смеется, осень проснется и заплачет.
Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).
Ещё по теме: Константин Бальмонт ~ Безглагольность (Есть в Русской природе усталая нежность..) (+ Анализ)
Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.
Звукопись построена на аллитерации глухих согласных «с» и «ц»: солнце реже смеется, в сердце стало грустнее. Ритм и интонация плавные, размеренные, постепенно угасающие. Синтаксически стихотворение написано сложными предложениями, с употреблением составных именных сказуемых: реже смеется, стали холоднее.
В последний год XIX века К. Д. Бальмонт создает элегическое стихотворение «Осень», наполненное тихой грустью и точными приметами наступления осени. Это произведение по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —> p, blockquote 15,0,0,0,1 —>
Источник
Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень» (3 класс)
3.Название Общеобразовательного учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Екатериновка Партизанского муниципального района Приморского края
4. Описание разработки: урок литературного чтения в 3 классе из раздела «Поэтическая тетрадь № 1» учит учащихся анализировать поэтические произведения на примере стихотворения К. Бальмонта «Осень». На уроке помимо предметных УУД развиваются и оцениваются учителем метапредметные УУД такие, как регулятивные, а так же умение учащихся ставить перед собой цель, самостоятельно планировать урок.
5. Краткие рекомендации к использованию: целесообразно сопроводить урок видеороликом «Дидактический материал. К.Бальмонт «Осень», «Времена года» П.Чайковский, презентацией с изображением репродукций картин художников И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленова «Золотая осень», И.Левитана «Золотая осень», С. Жуковского «Лесное озеро», Н. Крымова «Осень».
Тема урока: «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень»
Тип урока : закрепление изученного
Цель урока : учиться определять настроение в лирическом произведении,
которое передаётся автором словами-образами.
- Предметные :
- учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;
- совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
- развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
- формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;
- воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение;
- способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
- побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;
- развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;
- развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- развивать способность к самооценке своих действий.
Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная
Домашнее задание : выучить стихотворение «Осень» наизусть, нарисовать иллюстрацию или сочинить своё стихотворение.
Оборудование урока : интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник для 3 класса по литературному чтению автор Климанова
Структура урока: самостоятельное целеполагание учащимися, разработка плана урока, изучение нового, анализ стихотворения, выразительное чтение, домашнее задание.
Межпредметные связи: интеграция с уроками изобразительного искусства, музыки.
— Какой раздел мы изучили? ( Поэтическая тетрадь)
— Какой совет в начале раздела вам дал Я. Смоленский? ( Читай для себя: вспоминай, воображай, не торопясь читай вслух, четко проговаривая слова)
-Вспомните по какому плану проходили уроки данного раздела?
(карточки с пропущенными пунктами плана урока)
5.Выразительное чтение товарищу
6. Словесное рисование услышанного.
1. Знакомство с произведением.
3. Объяснение незнакомых слов
5. Выразительное чтение товарищу
6. Словесное рисование услышанного.
Художники для передачи разных настроений используют краски, музыканты – тональность, высоту звуков, даже в устной речи мы можем определить настроение – по эмоциональной окраске голоса говорящего. А как нам догадаться о настроении в письменной речи, в стихотворении? (иллюстрации, название стихотворения, слова , в которых автор выражает свои чувства – сравнения, олицетворения)
— Какое сейчас время года? Как вы думаете, почему поэты любили воспевать именно это время года?
— Сегодня мы попробуем сделать анализ стихотворения К. Бальмонта «Осень»
Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения!
Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Какие чувства наполняли вас?
— В помощь вам «Словарь настроений»
( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение картинами природы, изображенными поэтом)
— Название стихотворения ….(«Осень»)
– Как вы считаете, название стихотворения отображает его тему? А настроение?
– Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над этим вопросом мы поработаем на уроке.
Задача на уроке: анализ лирического произведения
– Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз
Бальмонт Константин Дмитриевич.
– Встретились ли непонятные слова? Запись на доске:
СЛАЙД Благовонья — приятный запах (благо внять)
– Какой период осени? (ранняя осень) доказать
Повторное чтение детьми с целью ответа на вопрос:
Обратитесь к стихотворению:
— Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)
— Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)
-Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)
— Какой литературный прием он использует?
( Метафоры: «Солнце реже смеется», «Осень проснется и заплачет».
— Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать?
(Перечитать и определить, что будет нарисовано на нашей иллюстрации)
— Кто же будет главным героем нашего стих-ия? (осень)
— Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить?
— Какое выражение лица? От чего оно грустное ?(грустное, печальное, заплаканное)
— От чего может заплакать девочка — Осень?
( от одиночества – покидают птицы, цветы, солнце)
— Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки?
Как замечательно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.
— Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте .
( поспевает брусника – бордовый,
Солнце реже смеется – желтый,
В разноцветном уборе – другие)
-Итак, главный персонаж на рисунке — девочка-Осень.
— Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?
( по тексту: ягоду бруснику, в небе улетающих птиц, солнце за тучами, деревья в разноцветном уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке синее море)
— Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?
(С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею)
— Такое стихотворение мог написать только человек, нежно любящий свой край, свою родину.
7. Рассказ учителя о поэте.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) был назван другим поэтом
А.Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».
Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.
Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, — так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, я еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».
В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.
— Так что ж хотел сказать поэт, какие чувства, настроение показать в стихотворении?
Поэт открывает нам красоту природы. Учит замечать её . Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант — открывать и дарить эту красоту другим.
— Приступая к выразительному чтению стихотворения : какое настроение хотел передать поэт? ( тихой грусти и нежности)
-Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.
8. Обучение выразительному чтению.
– Какой же темп чтения нужно выбрать? (Неторопливый, медленный, быстрый)
– Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости.
– Над чем можно задуматься, слушая его?
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимися, анализ (2-3)
— Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этой картине природы?
Замечательный композитор Петр Ильич Чайковский написал целый альбом
_Какова же музыка по настроению? (печальная)
– Как вы считаете, может ли нравиться печальное?
(В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)
— Давайте еще раз вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Смогли ли мы, сумели определить настроение стихотворения «Осень»?
-Какой вид работы вам понравился больше всего?
— Мне очень хочется узнать с каким настроением вы уйдёте с урока?
Возьмите краски нарисуйте листики в тон своего настроения
Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.
10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)
У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.
«Рождается одна строка, за ней встает другая. «
Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,
представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит
раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: «Листья падают в
— Давайте подберем рифму к слову.
Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.
У. Появляется строчка: «Я домой их принесу».
Продолжаем придумывать другие строчки.
Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.
А когда зима завьюжит
Я дворец зимы разрушу —
11. Домашнее задание — Захотелось ли вам выучить стихотворение К.Бальмонта «Осень» наизусть? — Попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.
Источник