Бальмонт_поспевает_брусника_основная_мысль

Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень» (3 класс)

3.Название Общеобразовательного учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Екатериновка Партизанского муниципального района Приморского края

4. Описание разработки: урок литературного чтения в 3 классе из раздела «Поэтическая тетрадь № 1» учит учащихся анализировать поэтические произведения на примере стихотворения К. Бальмонта «Осень». На уроке помимо предметных УУД развиваются и оцениваются учителем метапредметные УУД такие, как регулятивные, а так же умение учащихся ставить перед собой цель, самостоятельно планировать урок.

5. Краткие рекомендации к использованию: целесообразно сопроводить урок видеороликом «Дидактический материал. К.Бальмонт «Осень», «Времена года» П.Чайковский, презентацией с изображением репродукций картин художников И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленова «Золотая осень», И.Левитана «Золотая осень», С. Жуковского «Лесное озеро», Н. Крымова «Осень».

Тема урока: «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень»

Тип урока : закрепление изученного

Цель урока : учиться определять настроение в лирическом произведении,

которое передаётся автором словами-образами.

  • Предметные :
    • учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;
    • совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
    • развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
    • формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;
    • воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение;
    • способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
    • побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
    • акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;
    • развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;
    • развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
    • развивать способность к самооценке своих действий.

    Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная

    Домашнее задание : выучить стихотворение «Осень» наизусть, нарисовать иллюстрацию или сочинить своё стихотворение.

    Оборудование урока : интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник для 3 класса по литературному чтению автор Климанова

    Структура урока: самостоятельное целеполагание учащимися, разработка плана урока, изучение нового, анализ стихотворения, выразительное чтение, домашнее задание.

    Межпредметные связи: интеграция с уроками изобразительного искусства, музыки.

    — Какой раздел мы изучили? ( Поэтическая тетрадь)

    — Какой совет в начале раздела вам дал Я. Смоленский? ( Читай для себя: вспоминай, воображай, не торопясь читай вслух, четко проговаривая слова)

    -Вспомните по какому плану проходили уроки данного раздела?

    (карточки с пропущенными пунктами плана урока)

    5.Выразительное чтение товарищу

    6. Словесное рисование услышанного.

    1. Знакомство с произведением.

    3. Объяснение незнакомых слов

    5. Выразительное чтение товарищу

    6. Словесное рисование услышанного.

    Художники для передачи разных настроений используют краски, музыканты – тональность, высоту звуков, даже в устной речи мы можем определить настроение – по эмоциональной окраске голоса говорящего. А как нам догадаться о настроении в письменной речи, в стихотворении? (иллюстрации, название стихотворения, слова , в которых автор выражает свои чувства – сравнения, олицетворения)

    — Какое сейчас время года? Как вы думаете, почему поэты любили воспевать именно это время года?

    — Сегодня мы попробуем сделать анализ стихотворения К. Бальмонта «Осень»

    Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения!

    Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Какие чувства наполняли вас?

    В помощь вам «Словарь настроений»

    ( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение картинами природы, изображенными поэтом)

    — Название стихотворения ….(«Осень»)

    – Как вы считаете, название стихотворения отображает его тему? А настроение?

    – Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над этим вопросом мы поработаем на уроке.

    Задача на уроке: анализ лирического произведения

    – Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз

    Бальмонт Константин Дмитриевич.

    – Встретились ли непонятные слова? Запись на доске:

    СЛАЙД Благовонья — приятный запах (благо внять)

    Какой период осени? (ранняя осень) доказать

    Повторное чтение детьми с целью ответа на вопрос:

    Обратитесь к стихотворению:

    — Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)

    — Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)

    -Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)

    — Какой литературный прием он использует?

    ( Метафоры: «Солнце реже смеется», «Осень проснется и заплачет».

    — Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать?

    (Перечитать и определить, что будет нарисовано на нашей иллюстрации)

    Кто же будет главным героем нашего стих-ия? (осень)

    Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить?

    — Какое выражение лица? От чего оно грустное ?(грустное, печальное, заплаканное)

    От чего может заплакать девочка — Осень?

    ( от одиночества – покидают птицы, цветы, солнце)

    Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки?

    Как замечательно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.

    — Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте .

    ( поспевает брусника – бордовый,

    Солнце реже смеется – желтый,

    В разноцветном уборе – другие)

    -Итак, главный персонаж на рисунке — девочка-Осень.

    — Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?

    ( по тексту: ягоду бруснику, в небе улетающих птиц, солнце за тучами, деревья в разноцветном уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке синее море)

    — Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?

    (С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею)

    — Такое стихотворение мог написать только человек, нежно любящий свой край, свою родину.

    7. Рассказ учителя о поэте.

    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) был назван другим поэтом

    А.Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».

    Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.

    Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, — так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, я еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».

    В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.

    — Так что ж хотел сказать поэт, какие чувства, настроение показать в стихотворении?

    Поэт открывает нам красоту природы. Учит замечать её . Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант — открывать и дарить эту красоту другим.

    — Приступая к выразительному чтению стихотворения : какое настроение хотел передать поэт? ( тихой грусти и нежности)

    -Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.

    8. Обучение выразительному чтению.

    – Какой же темп чтения нужно выбрать? (Неторопливый, медленный, быстрый)

    – Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости.

    – Над чем можно задуматься, слушая его?

    ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимися, анализ (2-3)

    Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этой картине природы?

    Замечательный композитор Петр Ильич Чайковский написал целый альбом

    _Какова же музыка по настроению? (печальная)

    – Как вы считаете, может ли нравиться печальное?

    (В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

    — Давайте еще раз вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Смогли ли мы, сумели определить настроение стихотворения «Осень»?

    -Какой вид работы вам понравился больше всего?

    — Мне очень хочется узнать с каким настроением вы уйдёте с урока?

    Возьмите краски нарисуйте листики в тон своего настроения

    Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.

    10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

    У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

    «Рождается одна строка, за ней встает другая. «

    Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,

    представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит

    раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: «Листья падают в

    — Давайте подберем рифму к слову.

    Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

    У. Появляется строчка: «Я домой их принесу».

    Продолжаем придумывать другие строчки.

    Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

    А когда зима завьюжит

    Я дворец зимы разрушу —

    11. Домашнее задание — Захотелось ли вам выучить стихотворение К.Бальмонта «Осень» наизусть? — Попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.

    Источник

    Читайте также:  Лес_тянулся_несколько_километров
Оцените статью