Бабушкин сад поленов размер картины

Картина «Бабушкин сад» Василия Поленова — лирический пейзаж настроения

«Бабушкин сад» — картина известного русского живописца Василия Дмитриевича Поленова (Vasílij Dmítrievich Polénov), написанная в 1878 году. Автор изобразил типичную московскую усадьбу XIX века, утопающую в пышной зелени разросшегося сада. В традициях того времени она построена из дерева, оштукатурена под каменную кладку и украшена портиком, который обрамлен колоннами и увенчан фронтоном. Дом обветшал — лепнина местами облетела, от ступеней лестницы отвалились куски камня, да и стены уже давно нужно покрасить. Особняк похож на свою старую хозяйку. Вот она в старомодном темном одеянии и в кружевном чепчике бредет по тропинке навстречу зрителю, опираясь на руку юной внучки, одетой в модное платье. Произведение навевает приятную грусть, заставляет думать о естественном обновлении природы, смене поколений, разрушении старых зданий и изменении привычного уклада жизни.

  • Название картины: «Бабушкин сад».
  • Автор: Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927).
  • Год написания: 1878 год.
  • Размер: 54,7 х 65 см
  • Стиль:Реализм.
  • Жанр:Пейзаж. Бытовая сцена.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва.

Василий Дмитриевич Поленов — знаменитый русский художник-передвижник второй половины XIX века, мастер исторического, пейзажного и бытового жанров. Картина «Бабушкин сад» написана в период творческого становления живописца. В 1877-1878 годах он делал первые шаги в освоении нового направления, который любил называть «пейзажным бытовым жанром». Поленов искусно соединял в одном произведении естественную красоту природы и рукотворное великолепие архитектуры, а затем гармонично вписывал в пейзажную композицию человека.

Художник замкнул сюжет картины в узких рамках затененного сада и использовал приглушенную палитру, чтобы подчеркнуть необратимый процесс увядания природы, архитектуры и человека. Темная зелень, блекло-песчаная желтизна дорожки, серовато-коричневые стены дома, и даже в солнечных лучах, падающих на старушку, нет радости и света.

На картине изображен все тот же двор на углу Дурновского и Трубниковского переулков, что и на «Московском дворике», только в этот раз автор изменил ракурс и повернулся лицом к дому Баумгартена, где снимал комнату в 1877-1878 годах. Василий Поленов с максимальной точностью воспроизвел на холсте настоящее «дворянское гнездо», вполне убедительно создав образы обитательниц этой усадьбы и передав атмосферу, царившую в таких поместьях. Это едва уловимая ностальгия по прошлому, тоска по минувшей славе, созерцание заката дворянской культуры.

Картина «Бабушкин сад» Василия Поленова была представлена на выставке передвижников в 1879 году и вызвала шквал положительных комментариев. Известный российский меценат Сергей Третьяков выкупил у автора холст для своей коллекции, а в 1892 году передал произведение в дар Третьяковской картинной галерее, где оно хранится до сих пор.

Источник

Картина «Бабушкин сад», Василий Поленов — описание

Грусть по уходящим в историю «дворянским гнёздам» можно заметить во многих произведениях конца XIX – начала XX века. Достаточно вспомнить «Вишнёвый сад» А.П. Чехова. Наиболее пронзительный шедевр в живописи с подобной тематикой был создан Василием Поленовым в 1878 году, и это «Бабушкин сад».

Читайте также:  Садим сад на участке

Поленов ещё застал цветение «дворянских гнёзд» — он часто гостил в имении своей бабушки в Ольшанке Тамбовской губернии и искренне восхищался этим местом. Задумав картину, художник, в первую очередь, хотел воплотить философскую мысль, и это ему успешно удалось. Уходящая эпоха, смена поколений, обновление и постепенное болезненное исчезновение старого уклада – вот основные лейтмотивы картины.

Работа написана в жанре «пейзажа настроения» — личной находке мастера. Поленов предпочитал не ставить в своих работах острых социальных вопросов, не нагнетать обстановку, он констатировал определённое настроение, демонстрировал сюжет, спокойно, просто и красноречиво.

На картине зритель видит старый типичный дворянский особняк – такими строениями застраивалась вся Москва с пригородами после пожара 1812 года. Дома эти были деревянными, но характерные колонны и толстый слой штукатурки должен был создать иллюзию основательного каменного строения. Зритель видит как низ такой вот «бутафорской колонны» облупился, обнажив деревянную кладку.

Изящный фронтон здания говорит о высоком вкусе и классической архитектуре, но в этот же самый момент глаза замечают облупившуюся и обсыпавшуюся лепнину, ржавый карниз, свидетельствующие о заброшенности некогда прекрасного дома.

Разросшийся прекрасный сад, когда-то был регулярным, но сейчас это своевольная зелень, которую давно не подстригали, оттого и вся пейзажная декорация выглядит запущено.

На переднем плане главные героини – скрюченная старуха в старомодном чепце и молодая внучка в модном платье. Яркое сопоставление старого и нового. Бабушка выглядит также дряхло, как и её дом – облупившиеся стены особняка можно сравнить с крючковатой фигурой пожилой героини.

Цветовое решение картины по-настоящему прекрасно и красочно. Ещё после первой выставки В. Стасов, настороженно относящийся к Поленову, хвалил «Бабушкин сад» за свежесть цветового колорита. И действительно, буйство зелени, яркие солнечные блики, жёлтая дорожка, голубое небо – всё это представляет сюжет очень реалистично и детально.

Глядя на выщербленные ступени высокой лестницы, легко можно пофантазировать, сколько изящных туфелек взлетало по этому крыльцу, аккуратно пересекая дорожку и разглядывая прекрасный ухоженный сад. Здесь, наверное, были очень счастливы, любили, страдали, смеялись – здесь кипела жизнь. Однако сегодня, всё окружающее лишь эхо давнего праздника жизни. Уходит эпоха богатых имений, уступая место новому жизненному укладу, а разрушающим дворянским гнёздам остаётся лишь провожать своих старух и хранить в закоулках отзвуки шумных дней, гула человеческих голосов, цокота копыт, подъезжающих к крыльцу экипажей.

Источник

Картина Василия Поленова Бабушкин сад 1878 г

Картина Василия Поленова Бабушкин сад 1878 г

Это полотно, созданное Поленовым в 1878 году, представляет собой одну часть трилогии, куда также входят и 2 другие работы художника «Московский дворик» и «Заросший пруд». При этом прослеживается явная аналогия между произведениями «Бабушкин сад» и «Московский дворик».

При внимательном изучении этих двух полотен создается ощущение, что в картине запечатлен похожий особняк с разных ракурсов. Известно, что это дом Баумгартен, расположенный на Арбате, а именно на углу Дурноского и Трубниковского переулков.

Читайте также:  Плитка тротуарная для сада

Поленов – это один из величайших художников России, который прославился созданием «пейзажей настроения». Он не просто следовал лучшим традициям А. Саврасова, но и создавал свое.

Произведение «Бабушкин сад» представляет собой тот самый «пейзаж настроения» Поленова. Такую особенность заметили многие. В одной из газет рецензенты писали, что такая картина дарит определенное настроение. При этом очевидно, что художник не стремился целенаправленно передать конкретные эмоции. Более того он даже не пользуется социальными мотивировками, к которым нередко прибегали его современники. Поленов был уверен, что искусство должно радовать людей и дарить им ощущение гармонии.

На переднем плане изображена бабушка и внучка. Это главная антитеза данной картины. В целом вся картина – это противопоставление старости и молодости. Об этом свидетельствуют не только одежда, но и поза дам.

На заднем плане высится особняк, типичный для того времени. Главная особенность таких дворянских домов состоит в том, что их обычно делали из дерева, но штукатурили под каменную кладку. Это заметно на полотне: штукатурка со стен со временем облупилась, и бревна стали открыты взору.

В целом дом производит впечатление чего-то строгого и простого, но вместе с тем изящного. Это и порождает ностальгию по тому, что навсегда уходит прямо на глазах. Достаточно обратить внимание на ржавый карниз и лепнину, которая почти полностью облупилась, чтобы ощутить неумолимость времени. Лестница, ведущая от дома к садовой дорожке, вся выщерблена. Посмотрев на нее, кажется, что много лет назад по ней бегало множество молодых счастливых людей, а теперь здесь доживает свои дни старушка.

Дорожка также выглядит заброшенной. Она образует на полотне яркое пятно, которое отлично вписывается в цветовую гамму. Разросшийся сад, изображенный по обе стороны от дорожки, дополняет ощущение запущенности. Кажется, что он давно растет по своей прихоти. Этот пейзаж нельзя назвать декорацией к основному сюжету. Напротив, это его полноправный участник, отображающий основной мотив и настроение картины.

Эту прекрасную картину можно посмотреть в оригинале в Третьяковской Галерее в Москве

Источник

Бабушкин сад

Бабушкин сад

Бабушкин сад

Этот шедевр Поленова входит в своеобразную лирико-философскую трилогию, созданную в 1878-1879 годах, — её, помимо «Бабушкина сада», составляют картины «Московский дворик» и «Заросший пруд». Более того, с «Московским двориком» она перекликается даже топографически: старый дворянский особняк, изображённый здесь, — это то же самое здание, что присутствует и в «Московском дворике», но «взятое» с другой стороны. Известен и его тогдашний адрес: дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.

Вспоминая об эффекте, произведённом этой картиной, показанной на VII передвижной выставке в 1879 году, поленовский ученик М. Нестеров говорил, обращаясь к учителю уже в советское время (на 80-летнем юбилее художника): «Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок». Это было общее ощущение — ощущение предельной родственности и вместе с тем неизбежности происходящего на полотне. Поленов вновь соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной целостности образа.

Читайте также:  Все сам сад огород усадьба дача

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 1

Поленов изобразил типичный дворянский особняк — такими Москва застраивалась после страшного пожара 1812 года. Характерная деталь — большинство из них были деревянными, но «для вида» штукатурились под каменную кладку. На картине штукатурка облупилась, обнажив деревянные брёвна.

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 2

Строгость, простота и изящество классических форм рождают высокую ностальгию по тому, что уходит на глазах, уходит навсегда. Облупившаяся лепнина и ржавый карниз — суть знаки неумолимого времени.

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 3

Выщербленные ступени лестницы заставляют зрителя фантазировать, представляя (или выдумывая) сотни молодых и счастливых людей, некогда взбегавших по ним, домысливая балы, любовные сюжеты и бабушку в молодости, полную трепетных надежд.

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 4

Садовая дорожка

Дорожка сада, которую когда-то аккуратно посыпали песком, тоже выглядит запущенной. Она образует яркое световое пятно, гармонически дополняющее единую колористическую гамму. В этой гамме нет ничего лишнего, она настраивает зрителя на романтический лад с нотками грусти, вызывая в памяти стихи Фета.

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 5

Старость и молодость

Бабушка и внучка, шествующие по тропинке, задают основное противопоставление этой работы, отзывающееся в виде разрушающегося дома и растущей молодой зелени (старые деревья Поленов вынес за границы картины). Сами одежды (старушечий салоп и модное платье) и позы подчёркивают это противопоставление.

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 6

Разросшийся сад

Ощущение запущенности во многом создаётся и видом сада — когда-то «регулярного», но давно «отпущенного на волю» и растущего по собственной прихоти. Пейзаж, полный жизни, в данном случае — никак не декорация к повествовательному сюжету, но полноправный его участник; более того — важнейший символ.

У Поленова — по самому факту рождения — была возможность близко познакомиться с «дворянскими гнёздами» XIX века. В 1877 году, в год своего переезда в Москву, накануне появления работ, принёсших ему настоящую славу, Поленов написал картину «Пруд в парке. Ольшанка». Тут уже есть образ запущенного парка, есть пышно разросшаяся зелень, есть барский дом на заднем плане. Повествовательность достигается не «оживлением» пейзажа живыми людьми, а как бы опосредованно, самим контрастным сопоставлением природы и творения рук человеческих.

«Бабушкин сад» — типичный «пейзаж настроения». Эта особенность картины была чутко подмечена рецензентом «Московских ведомостей», откликнувшимся на поленовские работы, которые экспонировались на VII передвижной выставке: «Такие картины, — писала газета, — рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, «настроение», и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегию».

Любопытно, что Поленов никак не нагнетает этого настроения; более того, не вносит в свою работу социальные мотивировки, столь свойственные для творчества его коллег-передвижников. И это была его твёрдая позиция — искусство, по его мнению, должно нести людям радость, звать к гармонии и некоторым образом заменять собой стремительно теряющую своё влияние церковь.

Источник

Оцените статью