Бабушкин сад поленов год

Картина «Бабушкин сад» Василия Поленова — лирический пейзаж настроения

«Бабушкин сад» — картина известного русского живописца Василия Дмитриевича Поленова (Vasílij Dmítrievich Polénov), написанная в 1878 году. Автор изобразил типичную московскую усадьбу XIX века, утопающую в пышной зелени разросшегося сада. В традициях того времени она построена из дерева, оштукатурена под каменную кладку и украшена портиком, который обрамлен колоннами и увенчан фронтоном. Дом обветшал — лепнина местами облетела, от ступеней лестницы отвалились куски камня, да и стены уже давно нужно покрасить. Особняк похож на свою старую хозяйку. Вот она в старомодном темном одеянии и в кружевном чепчике бредет по тропинке навстречу зрителю, опираясь на руку юной внучки, одетой в модное платье. Произведение навевает приятную грусть, заставляет думать о естественном обновлении природы, смене поколений, разрушении старых зданий и изменении привычного уклада жизни.

  • Название картины: «Бабушкин сад».
  • Автор: Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927).
  • Год написания: 1878 год.
  • Размер: 54,7 х 65 см
  • Стиль:Реализм.
  • Жанр:Пейзаж. Бытовая сцена.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва.

Василий Дмитриевич Поленов — знаменитый русский художник-передвижник второй половины XIX века, мастер исторического, пейзажного и бытового жанров. Картина «Бабушкин сад» написана в период творческого становления живописца. В 1877-1878 годах он делал первые шаги в освоении нового направления, который любил называть «пейзажным бытовым жанром». Поленов искусно соединял в одном произведении естественную красоту природы и рукотворное великолепие архитектуры, а затем гармонично вписывал в пейзажную композицию человека.

Художник замкнул сюжет картины в узких рамках затененного сада и использовал приглушенную палитру, чтобы подчеркнуть необратимый процесс увядания природы, архитектуры и человека. Темная зелень, блекло-песчаная желтизна дорожки, серовато-коричневые стены дома, и даже в солнечных лучах, падающих на старушку, нет радости и света.

На картине изображен все тот же двор на углу Дурновского и Трубниковского переулков, что и на «Московском дворике», только в этот раз автор изменил ракурс и повернулся лицом к дому Баумгартена, где снимал комнату в 1877-1878 годах. Василий Поленов с максимальной точностью воспроизвел на холсте настоящее «дворянское гнездо», вполне убедительно создав образы обитательниц этой усадьбы и передав атмосферу, царившую в таких поместьях. Это едва уловимая ностальгия по прошлому, тоска по минувшей славе, созерцание заката дворянской культуры.

Читайте также:  Песочный сад японский сад

Картина «Бабушкин сад» Василия Поленова была представлена на выставке передвижников в 1879 году и вызвала шквал положительных комментариев. Известный российский меценат Сергей Третьяков выкупил у автора холст для своей коллекции, а в 1892 году передал произведение в дар Третьяковской картинной галерее, где оно хранится до сих пор.

Источник

Бабушкин сад Василия Поленова

В. Д. Поленов — один из зачинателей «пейзажей настроения» в русской живописи. В конце 1870-х годов он создает такие схожие по настрою полотна, как «Бабушкин сад», «Московский дворик» (1878, ГТГ) и «Заросший пруд» (1879, ГТГ).
Они были показаны на выставке передвижников, где один из критиков «Московских ведомостей» точно подметил их новаторские особенности:
«Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам прежде всего „настроение“ и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия».
Живописный пафос «Бабушкиного сада» близок лирике А. Фета и романам И. С. Тургенева, посвященным уходящему исконному быту дворянства.

«Бабушкин сад» писался в Москве, на картине изображен тот же усадебный дом на углу Трубниковского и Дурновского переулков, что и в «Московском дворике», созданном в том же году.
Перед нами уголок патриархальной Москвы, где тихо дремлет, грезя о невозвратном, обветшалый барский дом с колоннами. Это одно из обедневших дворянских гнезд, рассыпанных тогда по всей России.

Почувствовать, что время накладывает свою неизгладимую печать не только на человека, но и на особняк, нам ненавязчиво помогают детали: облупившаяся штукатурка на колоннах, поврежденная лепнина на фронтоне, неровности ступеней. Но несмотря на все это, благородная простота его архитектурных форм еще не потеряла своей привлекательности. Удивительно гармонирующая с человеком красота этой архитектуры помогает утвердить красоту бытия и одновременно подчеркивает быстротечность жизни.
Картина «Бабушкин сад» относится к пейзажно-бытовому жанру. Две жанровые фигурки художник ввел в пейзаж. Белокурую девушку в розовом — внучку — Поленов писал со своей любимой сестры-близнеца. А образ согбенной старушки в старомодном чепце в чем-то сливается с дорогим художнику обликом бабушки Василия Дмитриевича (по материнской линии)В.Н.Воейковой.

Эта картина — лирическое размышление художника о слиянии человека с природой. Именно так воспринимаются люди на фоне пейзажа. Сад — символ не только исторической памяти, но и вечного обновления жизни. Как бы вторя смене поколений, вновь и вновь расцветает природа. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть картины, ибо в этой зелени проявляется неистребимая сила жизни. Поэтому Поленов главным образом и показывает именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения стволы старых, изуродованных временем деревьев.

Читайте также:  Реклама сока фруктовый сад актеры

Уметь видеть — это тоже большое искусство. Однако, кроме умения видеть, необходима способность чувствовать, а главное — размышлять.
Столь незамысловатая на первый взгляд картина Василия Поленова «Бабушкин сад» очень глубокая по содержанию. Она заставляет задуматься о многом:о жизни и её быстротечности,о разрушении и созидании,о смене эпох,о памяти сердца,о единстве человека и природы.

Источник

Бабушкин сад

Бабушкин сад

Бабушкин сад

Этот шедевр Поленова входит в своеобразную лирико-философскую трилогию, созданную в 1878-1879 годах, — её, помимо «Бабушкина сада», составляют картины «Московский дворик» и «Заросший пруд». Более того, с «Московским двориком» она перекликается даже топографически: старый дворянский особняк, изображённый здесь, — это то же самое здание, что присутствует и в «Московском дворике», но «взятое» с другой стороны. Известен и его тогдашний адрес: дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.

Вспоминая об эффекте, произведённом этой картиной, показанной на VII передвижной выставке в 1879 году, поленовский ученик М. Нестеров говорил, обращаясь к учителю уже в советское время (на 80-летнем юбилее художника): «Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали поэзию старого, родного быта, неисчерпаемые тайны нашей родины. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок». Это было общее ощущение — ощущение предельной родственности и вместе с тем неизбежности происходящего на полотне. Поленов вновь соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной целостности образа.

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 1

Поленов изобразил типичный дворянский особняк — такими Москва застраивалась после страшного пожара 1812 года. Характерная деталь — большинство из них были деревянными, но «для вида» штукатурились под каменную кладку. На картине штукатурка облупилась, обнажив деревянные брёвна.

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 2

Строгость, простота и изящество классических форм рождают высокую ностальгию по тому, что уходит на глазах, уходит навсегда. Облупившаяся лепнина и ржавый карниз — суть знаки неумолимого времени.

Читайте также:  Дома пик ботанический сад

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 3

Выщербленные ступени лестницы заставляют зрителя фантазировать, представляя (или выдумывая) сотни молодых и счастливых людей, некогда взбегавших по ним, домысливая балы, любовные сюжеты и бабушку в молодости, полную трепетных надежд.

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 4

Садовая дорожка

Дорожка сада, которую когда-то аккуратно посыпали песком, тоже выглядит запущенной. Она образует яркое световое пятно, гармонически дополняющее единую колористическую гамму. В этой гамме нет ничего лишнего, она настраивает зрителя на романтический лад с нотками грусти, вызывая в памяти стихи Фета.

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 5

Старость и молодость

Бабушка и внучка, шествующие по тропинке, задают основное противопоставление этой работы, отзывающееся в виде разрушающегося дома и растущей молодой зелени (старые деревья Поленов вынес за границы картины). Сами одежды (старушечий салоп и модное платье) и позы подчёркивают это противопоставление.

Бабушкин сад, Василий Поленов. Фрагмент 6

Разросшийся сад

Ощущение запущенности во многом создаётся и видом сада — когда-то «регулярного», но давно «отпущенного на волю» и растущего по собственной прихоти. Пейзаж, полный жизни, в данном случае — никак не декорация к повествовательному сюжету, но полноправный его участник; более того — важнейший символ.

У Поленова — по самому факту рождения — была возможность близко познакомиться с «дворянскими гнёздами» XIX века. В 1877 году, в год своего переезда в Москву, накануне появления работ, принёсших ему настоящую славу, Поленов написал картину «Пруд в парке. Ольшанка». Тут уже есть образ запущенного парка, есть пышно разросшаяся зелень, есть барский дом на заднем плане. Повествовательность достигается не «оживлением» пейзажа живыми людьми, а как бы опосредованно, самим контрастным сопоставлением природы и творения рук человеческих.

«Бабушкин сад» — типичный «пейзаж настроения». Эта особенность картины была чутко подмечена рецензентом «Московских ведомостей», откликнувшимся на поленовские работы, которые экспонировались на VII передвижной выставке: «Такие картины, — писала газета, — рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, «настроение», и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегию».

Любопытно, что Поленов никак не нагнетает этого настроения; более того, не вносит в свою работу социальные мотивировки, столь свойственные для творчества его коллег-передвижников. И это была его твёрдая позиция — искусство, по его мнению, должно нести людям радость, звать к гармонии и некоторым образом заменять собой стремительно теряющую своё влияние церковь.

Источник

Оцените статью