- 2.3. Патрулирование лесов
- 2.4. Организация работы лесной охраны по обнаружению пожаров
- 2.5. Авиационное патрулирование лесов
- 2.6. Руководство работой по надзору и охране лесов
- 2.7. Обнаружение и контроль состояния лесных пожаров из космоса
- 2.8. Взаимодействие авиационной и наземной охраны лесов
- Авиапатрулирование лесов от пожаров
- Авиалесоохрана. Общие положения
- Организация авиационной охраны лесов
- Планирование авиационной охраны лесов
2.3. Патрулирование лесов
Для своевременного обнаружения лесных пожаров лесхозы организуют патрулирование работников государственной лесной охраны.
Патрулирование лесов проводится по маршрутам, установленным (запланированным) с учетом классов пожарной опасности насаждений, наличия источников огня и класса пожарной опасности по погодным условиям, а также других факторов, оказывающих влияние на возможность возникновения лесных пожаров.
Патрулирование проводится лесной охраной, командами ПХС, механизированных отрядов на автомашинах, мотоциклах, мопедах, велосипедах, мотолодках, на верховых лошадях и др. При этом патрульный, патрульная группа должны иметь набор средств для тушения обнаруженного пожара.
Протяженность патрульных маршрутов, в зависимости от уровня пожарной опасности, может быть различной. Патрульные, как правило, обеспечиваются биноклями и средствами связи с лесничеством и лесхозом, ПХС и механизированным отрядом для сообщения о всех обнаруженных лесных пожарах и принятых мерах по их тушению.
2.4. Организация работы лесной охраны по обнаружению пожаров
Лесхозы обязаны принимать все необходимые меры по своевременному обнаружению и ликвидации лесных пожаров: обеспечивать получение в течение пожароопасного сезона информации о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды, своевременное доведение ее до работников лесной охраны, служб охраны лесов от пожаров, руководителей предприятий, организаций и учреждений, других юридических и физических лиц, осуществляющих лесные пользования или имеющих объекты на территории лесного фонда, а также до населения.
Работники лесной охраны, временные пожарные сторожа и другие работники лесхозов при обнаружении признаков лесного пожара (дыма, запаха гари) обязаны немедленно принять меры, чтобы найти очаг горения. При невозможности потушить возникший пожар немедленно сообщить о нем в контору лесничества или лесхоза, либо непосредственно дежурному пожарно-химической станции, используя для этого имеющиеся у них средства связи или средства связи ближайших предприятий, организаций и учреждений (телефон, радио), независимо от ведомственной принадлежности.
2.5. Авиационное патрулирование лесов
Авиационное патрулирование входит в комплекс работ по авиационной охране лесов, осуществляемых базами авиационной охраны лесов в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов, а также с привлечением авиации органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.
В целях обеспечения более эффективной работы и повышения ответственности подразделений авиационной и наземной охраны лесов по обнаружению и тушению пожаров территории лесного фонда в зоне авиационной охраны лесов разделяют на районы, в которых тушение пожаров должно проводиться авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и районы, в которых тушение пожаров должно проводиться наземными силами и средствами (районы наземной охраны).
Отнесение территорий в зоне авиационной охране лесов к районам авиационной или наземной охраны проводится лесхозами и авиаотделениями, в соответствии с планами противопожарного устройства лесов и другими проектными материалами.
Авиационное патрулирование лесов заключается в систематическом наблюдении с воздуха за обслуживаемой лесной территорией с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах.
При I классе пожарной опасности авиапатрулирование, как правило, не проводится. Могут назначаться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на тушении ранее возникших пожаров.
С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления интенсивность авиапатрулирования увеличивается:
при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1. 2 дня;
основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней пожарной опасности (III класс) или наличия пожаров в дни со II классом;
основанием для назначения двукратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни с III классом;
основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с IV классом.
В тех районах, где имеется достаточная сеть наземных наблюдательных пунктов, авиационное патрулирование может осуществляться в виде эпизодических патрульных полетов в периоды высокой пожарной опасности в лесах по условиям погоды, для поведения контроля, противопожарной пропаганды и выполнения других специальных заданий.
Режим авиапатрулирования устанавливается в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов. Режим авиапатрулирования лесов, загрязненных радионуклидами, устанавливается в соответствии с нормативными актами, регламентирующими ведение лесного хозяйства в зонах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Для обнаружения скрытых очагов горения, которые могут явиться источником возникновения лесных пожаров, а также скрытых очагов высоких температур на кромках локализованных лесных пожаров, применяют тепловизоры, устанавливаемые на патрульных самолетах и вертолетах.
2.6. Руководство работой по надзору и охране лесов
В соответствии с ежегодно утверждаемым оперативным планом борьбы с лесными пожарами лесхозы обязаны обеспечить государственный пожарный надзор в лесном фонде для контроля за выполнением правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, согласно которым:
предприятия, организации, учреждения и другие юридические и физические лица, проводящие работы в лесах или имеющие в лесах поселки, дороги, склады, сооружения и иные объекты, при возникновении лесных пожаров в местах проведения работ, вблизи поселков, у дорог, складов и иных местах, а также на арендованных участках лесного фонда обязаны немедленно принять меры к ликвидации этих пожаров своими силами и средствами и сообщить о пожаре соответствующему лесхозу или местной администрации;
граждане при обнаружении лесного пожара обязаны немедленно принять меры к его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами — сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местной администрации;
руководители предприятий, организаций и учреждений обязаны в установленный срок направлять рабочих и технические средства на тушение лесных пожаров в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
граждане, привлекаемые на тушение лесного пожара, выполняют эту работу под руководством работников лесной охраны лесхоза и баз авиационной охраны лесов.
2.7. Обнаружение и контроль состояния лесных пожаров из космоса
Обнаружение лесных пожаров из космоса заключается в использовании спутниковой информации в виде фотоснимков отдельных, трудно доступных территорий, где не осуществляется регулярное авиапатрулирование.
На снимках с ИСЗ пожары проявляются в виде тонких светлых штрихов (шлейфов дыма) протяженностью у земли 100. 150 км. При дешифрировании снимков можно также определять состояние лесных пожаров, задымленность территории и примерный размер пройденных огнем площадей.
2.8. Взаимодействие авиационной и наземной охраны лесов
Источник
Авиапатрулирование лесов от пожаров
Авиалесоохрана. Общие положения
Авиационная охрана является составной частью общего комплекса мероприятий по охране лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней.
Авиационная охрана лесов осуществляется специализированными организациями — базами авиационной охраны лесов (авиабазами) или авиазвеньями на правах авиабаз федерального органа управления лесным хозяйством России.
Управление работой авиабаз осуществляет Центральная база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана».
Территории лесного фонда, отнесенные к зоне авиационной охраны, подразделяются на районы, в которых тушение пожаров должно проводиться авиационными силами и средствами (район авиационной охраны), и районы, в которых тушение пожаров должно проводиться наземными силами и средствами (район наземной охраны).
К районам авиационной охраны относятся территории, на которых своевременное обнаружение и ликвидация лесных пожаров не могут быть обеспечены имеющимися наземными силами и средствами пожаротушения.
Авиабазы выполняют следующие основные виды работ:
1. Авиационное патрулирование лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов и других природных ландшафтов с целью обнаружения лесных и других пожаров.
2. Тушение лесных пожаров силами и средствами парашютной и десантно-пожарной службы (ПДПС) и с воздушных судов в районах авиационной охраны лесов, оленьих пастбищ и охотничьих угодий, а также оказание содействия органам управления лесным хозяйством и лесопользователям в обнаружении и тушении лесных пожаров.
3. Доставка воздушными судами к местам лесных пожаров для их тушения и обратно людских ресурсов, технических и других средств борьбы с лесными пожарами.
4. Организация разработки и внедрения технических, других средств и технологий обнаружения и тушения лесных пожаров с применением авиации.
5. Участие в обеспечении мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и тундровыми пожарами, и проведение первоочередных авиационно-спасательных работ.
Полеты по авиационной охране лесов выполняются в соответствии с действующими документами воздушного законодательства Российской Федерации, регламентирующими условия и порядок выполнения полетов, перевозку служебных грузов и пассажиров, эксплуатацию аэродромов и другие вопросы.
Выполнение прыжков с парашютом и сбрасывание грузов с самолетов, высадка людей и грузов с вертолетов на специальных спусковых устройствах осуществляется в соответствии с Наставлением по парашютно-десантным работам в авиационной охране лесов.
Работы по тушению лесных пожаров наземными и авиационными средствами проводятся авиабазами в соответствии с действующими инструкциями, указаниями и положениями по обеспечению охраны лесов от пожаров, с соблюдением соответствующих правил по охране труда, технике безопасности и безопасности полетов.
Организация авиационной охраны лесов
Непосредственное проведение работ по авиационной охране лесов от пожаров на территории, обслуживаемой авиабазой, осуществляется авиационными отделениями (авиаотделениями).
В составе авиаотделения могут организовываться механизированные отряды или команды, оснащаемые бульдозерами; автоцистернами и противопожарными агрегатами. Для доставки механизированных отрядов (команд) к местам пожаров могут использоваться тяжелые вертолеты.
В состав авиабаз могут быть включены в установленном порядке авиапредприятия (летные подразделения).
Для проведения борьбы с лесными пожарами в авиабазе может быть создана парашютная и десантно-пожарная служба (ПДПС), в состав которой входят парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды и группы, укомплектованные соответственно парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными.
Команды возглавляются старшим инструктором парашютной и десантно-пожарной службы. В зависимости от численности парашютистов-пожарных и десантников-пожарных в помощь старшему инструктору ПДПС авиабазы могут назначаться инструкторы парашютной и десантно-пожарной службы.
Техническое руководство работами по защите лесов от вредителей и болезней осуществляет старший летчик-наблюдатель авиабазы по лесозащите.
Планирование авиационной охраны лесов
Места базирования авиаотделений устанавливаются в пунктах, имеющих аэродромы (посадочные площадки), расположенные как можно ближе к наиболее пожароопасным участкам охраняемой территорий. Вертолеты при необходимости могут базироваться вне аэродромов, на посадочных площадках, оборудованных в соответствии с Наставлением по аэродромной службе.
В зависимости от заданного уровня охраны и от числа пожаров, возникающих на территории, обслуживаемой авиаотделением, в т.ч. в удаленных районах, определяется численность авиапожарных команд, необходимая для своевременного обслуживания пожаров, а также типы и количество воздушных судов, которые должны обеспечить доставку команд к местам пожаров.
Патрульные маршруты прокладываются через наиболее опасные в пожарном отношении участки с таким расчетом, чтобы обеспечивалась полная просматриваемость обслуживаемой территории при средних условиях видимости. Как правило, не должно допускаться больших перекрытий просматривания одной и той же площади с соседних маршрутов. По возможности следует избегать изломов маршрутов под острыми углами. При прокладке маршрутов учитывается необходимость обеспечения максимальной безопасности полетов.
Расстояние между линиями маршрута должно быть не более 60 км, а от маршрута до границы обслуживаемой территории — не более 30 км. Поворотные пункты маршрутов должны выбираться над ориентирами, хорошо опознаваемыми при полете.
Источник