Астафьев ода русскому огороду проблематика

Урок внеклассного чтения в 6 классе по произведению В.П.Астафьева «Ода русскому огороду»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок внеклассного чтения по произведению В. П. Астафьева «Ода русскому огороду» (отрывок)

Цели урока познакомиться с биографией и творчеством В. П. Астафьева, работать над содержанием произведения; развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, читательского интереса, расширение лексического запаса и формирование культуры речи. воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство сострадания, ответственности.

Виктор Петрович Астафьев Астафьев в детском доме. 1943 год. Маленький Витя

Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души. В. П. Астафьев.

Ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилася над домами, над лесом, над горами, вспархивала во дворы, сделав вид, что совсем она сюда случайно угодила, стремглав неслась она из дальних стран и так стремилась к родной сибирской деревушке, прошла сквозь такие расстояния, беды и бури, что совершенно опять счастлива и, отпраздновав возвращение, порезвившись в радости, сразу же возьмется за дело, отремонтировав гнездышко, высидит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она все будет играть и играть и совершенно потеряет голову. Прищурив меткий глаз, мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях. Клюв открывался беззвучно, круглые глаза смотрели на мальчика с ужасом, недоумением и укором. В руку перестало тыкать, глаза птички поддернулись туманцем вечного сна, голова опала. Раскрывая ногтями скорбно сжатый клюв, мальчик пускал в нее теплую слюну, пальцами поднимал голову, крылья птички, подбрасывал ее, надеясь, что пичушка снова полетит, но птичка скомкано опадала на землю и не шевелилась. Мальчик выкопал стеклом могилку в тени черемухи, устелил ее палым листьями, завернул ласточку в тряпицу и закопал. «Шило-мотовило под небеса уходило, по-бурлацки певало, по-солдатски причитало. «, — вспомнилось ему бабушкино присловие. Вспомнилось, как стояла она на крыльце, глядя из-под ладони на ликующую ласточку, крестилась: «Вот еще одно лето нам ласточка на крыльях принесла. » И не переставая улыбаться, тыкала концом платка в уголки глаз. Долго и недвижно сидел мальчик под черемухой над маленькой могилкой птички, не мог понять смерть, но первая четкая мысль все же вызрела в нем: «Я никогда никого не буду больше убивать».

1. Какова главная мысль рассказа? 2. Что значит здоровье души?

Астафьев ода русскому огороду проблематика

Герой социалистического труда, дважды лауреат Государственной премии В.П.Астафьев.

Награжден посмертно премией Солженицына . Наталья Дмитриевна Солженицына сказала, что ее муж всегда хотел дать премию своего имени Астафьеву. Почему? Да потому что Астафьев сумел написать всю правду. В частности – и о войне.

Если посмотреть на его творчество, то можно сказать, что Виктор Петрович особое место уделил двум темам – войне и деревне.

В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

Читайте также:  Сад огород сорта клубники

Произведение «Весёлый солдат» как раз об этом. Кстати, это вовсе не «баллада о солдате», как кто-то окрестил повесть. Здесь нет никакой романтики. Это — история солдата, солдатом же и рассказанная. А ведь солдат (наравне разве с зэком) — самая значимая фигура второй половины нашего литературного века. Правда, в этой повести и войны, и боевых действий почти нет. Здесь война без войны, не война — а то, что ее окружает: госпитали, вагоны, возвращения в строй, убытия из строя, то есть вся та тягость, грязь и кровь, которая обычно остается вне рамок художественных произведений.

И повесть эту Виктор Петрович не сочинил, а вспомнил. Астафьев порою писал в день по пятьдесят страниц и более, как бы освобождался от тяжкого сердечного гнёта, от бремени, годами переплавлял словесный хаос, просеивал от шелухи через частые решета.

Повесть состоит из 2 частей: война и после войны. И то, и то показано правдиво и без прикрас. С любовью к жизни и с ненавистью к ее мерзостям, которых всегда хватает, а в те страшные времена их было через край. Начинается и заканчивается кратким эпизодом, рассказывающим о том, как рядовой в Польше, на картофельном поле убил какого-то фрица. И на протяжении повести мы чувствуем, как меняется отношение солдата к совершенному им убийству. Ведь сначала он говорит, что «ни зла, ни ненависти, ни презрения… не было к поверженному врагу». А потом он уже вспоминает его как убитого им человека, а не фашиста, врага. При этом именно такое восприятие убийства было рождено не размышлением, а чуткой душой, измученной ночными кошмарами.

Подробнее расскажу сюжет этого произведения, потому что, это одна из самых автобиографичных работ автора. Конечно, встречаются преувеличения, искажения, но как же без этого в художественном произведении.

Раненного в руку солдата Астафьева в санитарном поезде везут на Кубань, в госпиталь. Из этого госпиталя-бардака, хуже которого вряд ли кто придумает и в котором происходят ценные знакомства с бойкими раненными, с беспутными бабенками, с ленивым и грязным медперсоналом, с раскормленными замполитами и дышащими на ладан генералами, — солдат-рассказчик вновь попадает в строй, оказываясь в благословенном украинском городке. Там он женится. И уже с молодой женой через неприветливую Москву и торгашеско-огородный Загорск добирается на Урал, на речку Чусовую, к родителям жены, где и оседает тяжко, как ком глины, на дно. Вот нехитрая канва повествования.

Знакомишься с биографией только для того, чтобы проверить свои ощущения и предположения о судьбе этого человека. Проверяешь — и становится ещё печальнее. Да, жил он в сложное время, и жизнь была далеко не сказочной

Детдомовец, в 17 лет ушел на фронт, вернулся контуженным и с молодой женой, вырыл в земле нору, и стали они там жить. Дело, заметьте, в Сибири происходит. Двух только родившихся детей похоронил, потому что холодно, и есть банально нечего было, уже в зрелом возрасте похоронил погибшую 30-летнюю дочку, муж которой спился, и сгинул где-то на бескрайних просторах России, и двух внуков они с женой в старости воспитывали сами.

Читайте также:  Самый вкусный сад огород

Но вернёмся к повести «Весёлый солдат». Астафьев войну показал во всей своей жестокости. Как сказал сам писатель: «Противно не только переживать это, но и описывать». Пьянство, разврат, матерщина, предательство, унижение человека, обман… Писатель прослеживает судьбы разных людей и показывает, как в них действует закон расплаты за грехи или награды за сохранение совести. Судьбы абсолютно разные, но через них составляется образ всего народа, разного, но со схожими проблемами и единого в своих страданиях.

Грубое, отрезвляющее повествование… Мы не видим резкой критики войны, событий… Всё читается как констатация фактов, как деление опыта конкретного рядового, который всё это пережил. Автор понял: трагедии войны трагедиями уже не ощущаются. Надо дать что-то смешное, грубое, свойское, такое, чтобы, лишь его потеряв, мы смогли понять, как неописуемо тяжела, но местами и тяжко насмешлива война. Поэтому и язык повести неочищенный, необработанный, но смачный, сбивающий с ног не хуже кулака. «Плывём мы устало от беды до беды, объединённые жаждой добра».

Вся Родина «была превращена в могильник» и не только во время войны, – и это самая жестокая правда, которую мы узнаем из повести «Веселый солдат» – но и после войны человеческая жизнь ничего не стоила. «Мирная жизнь брала за горло и заставляла действовать, иначе пропадёшь»

На первый взгляд повествование Астафьева может показаться беспросветным, но свет в нем, несомненно, присутствует. И в описании борьбы героя за целомудрие, и в описании солдатской дружбы, в описании общелазаретного спасения умирающего раненого, который медиками был брошен на произвол судьбы, в воспоминании о честном солдате, с которым ел из одного котелка…

В описании войны и послевоенной жизни более всего потрясает колоссальная воля людей к жизни, люди хотели жить, ценили жизнь, как величайший дар, рожали детей, не смотря на страшную бытовую неустроенность, не думали, что «плодят нищету».

Вывод, который напрашивается сам собою: темная жизнь, страдания, унижения не сделали русского человека бессовестной бестией, но и заставили задуматься о смысле жизни, вникнуть в ее божественную глубину. Размышления о глубине, смысле жизни, даже о смысле страданий пронизывают всю повесть. «Какими чуткими, какими блаженство дарящими минутами одаривает вечер человека! Как печально и торжественно все вокруг. Как разрывает грудь чувство любви ко всем и всему. Как хочется благодарить Бога и силы небесные за те минуты слияния с вечным и прекрасным даром любить и плакать».

Совсем иные ощущения от произведения «Ода русскому огороду». Тут уже нет тех трудностей, лишений, боли. Повествование пропитано печалью, но и любовью. От этого чувства читающего весьма противоречивы, ибо «Ода» написана очень лёгким языком, приятны описания детства, родины, настоящего русского уклада, деревни, но тяжела фактом суровой войны: «и всё не умолкает во мне война, сотрясая уставшую душу».

«Ода русскому огороду» может потому такое воздушное произведение, что автор обращается к теме детства, к непорочной и лёгкой поре жизни. Астафьев вспоминает детство и делится воспоминаниями с читателями, пытается восстановить то, что когда-то утратил. Через мир ребёнка, он заставляет нас задуматься о своих поступках.

Читайте также:  Чем быстро вспахать огород

Итак, повествование ведется от третьего лица. В «Оде русскому огороду» сердцевиной сюжета являются воспоминания. Особенные моменты из детства, которые так хорошо запомнились, а позже уже были иначе осмыслены.

Л. Ф. Ершов считает, что «писатель воскрешает в своем воображении ощущение полноты мира детства, его покоя и непогрешимости. В этом произведении писателем затронуты проблемы связи и преемственности поколений».

С уважением описываются традиции и «суеверная старина».

И с большой любовью описывается земля, огород, сад, деревня.

«Спаситель наш – огород» да и деревня… они всегда помогали и спасают народ».

«Ода русскому огороду» — живое, пластическое и зримое воплощение того, как регулярное природо- и землепользование подпитывает натуралистическое сознание крестьянина и выступает источником особой духовности в единстве труда и быта. Земля предстает таинственной одухотворенной силой, рождавшей все живое, «огород-спаситель» дает пищу телесную и помогает жить не только телу, но и душе: «Мальчик умом, и не умом даже, а природой данным наитием постигает замкнутый бесконечный круг жизни и. чувствует: всё на земле рождается не зря, достойно всякого почитания, а может, и поклонения».

«Так в жизни заведено – от труженика не праздничного наряда и увеселений требуют, а дел и добра. Его не славословят, не возносят, но когда обрушивается беда – на него уповают, ему кланяются и молят о спасении».

«Но не могут люди бросить землю, велика привычка и тяга к ней, вера в неё: а вдруг беда какая? Неурожай? Засуха? Война, не дай Бог, снова? На кого и на что надеяться тогда? На землю. Она никогда не предавала и не подводила, она – кормилица наша, всепрощающая, незлопамятная».

Будучи основательным и последовательным в суждениях В.П. Астафьев был очень общителен, активен, « драматически искал жизнь по правде и по совести», был лиричен, философически отрешен; призывал противостоять нравственному распаду общества.

Виктор Петрович, по своей сути, великий человек – трудолюбивый мастер спокойного вдумчивого слова. Человек практичный, решительный и упорный. Это прагматик: мыслит конкретно, не любит отвлеченных теоретических построений.

Так, выяснилось, что у него была дочка на стороне (жена об этом знала), и дочка эта написала ему письмо, что, она хочет поступать на режиссуру, не мог бы он поспособствовать. Астафьев её написал, что главное в жизни — ни от кого не зависеть, и профессию себе нужно выбирать соответствующую. … Кремень.

Виктор Астафьев всегда пишет правду.

А людьми его произведения воспринимались и воспринимаются как философские – как результат его упорной, не легкой жизни; повести и романы, полные ясных суждений и чувства справедливости.

А через его произведения разрушаются некоторые мифы о войне (лично я о многом не догадывалась, а автор это описал детально и даже слишком реалистично). И на мой взгляд, его необходимо читать молодёжи, в целях патриотического воспитания.

Астафьев ещё раз заставляет нас не забывать и всегда помнить, какой ценой куплена победа.

Оцените статью