Урок литературного чтения по теме «Я никогда никого не буду убивать» (по отрывку из произведения В.Астафьева «Ода русскому огороду»). 4-й класс
Класс: 4
Тема урока: “Я никогда никого не буду убивать” (по отрывку из произведения В.Астафьева “Ода русскому огороду”).
Цели.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Сегодня я хочу познакомить вас с отрывком из произведения Виктора Петровича Астафьева. Знакомо ли вам это имя? (Высказывания детей)
С десяток честных и умных книг, переведённых на многие языки мира, написал Виктор Петрович. Все его произведения – это ода русской земле, это гимн человеческой доброте. Детские годы связаны с рекой Енисей, рыбалками, ночёвками в лесу. Многое пришлось пережить Астафьеву, прежде чем он стал писателем. В семь лет он потерял маму (она утонула в реке), потом смерть дедушки, годы в детском доме. Самые светлые воспоминания о детстве связаны с бабушкой Екатериной Петровной. Она научила его любить и прощать, быть милосердным. А потом была война, тяжёлое ранение, трудные голодные послевоенные годы, и работа, работа… Но трудности не сломили Виктора Петровича. Он много писал, его произведения удостоены Государственной премии. Своими произведениями он боролся за сохранение и продолжение всего лучшего, что было, есть и будет в человеке.
Предлагаю прочитать отрывок из произведения В.П.Астафьева “Ода русскому огороду”.
Как вы думаете, о чём или о ком будет этот отрывок?
Ученики высказывают свои предположения.
Я прочту первую строку из этого отрывка: “Ласточка с ликованием носилась над рекой…” Изменилось ли ваше мнение?
Ученики говорят, что в рассказе герой – ласточка.
Составление кластера (предположения детей, что может произойти с ласточкой, учитель фиксирует на доске, обсуждение возможного сюжета).
3. Медленное чтение с остановками.
1 часть. Слуховое восприятие (читает учитель).
Ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилась над домами, над лесом, над горами, вспархивала во дворы, сделав вид, что совсем она случайно угодила, стремглав неслась по улице над самой дорогой, щебеча… всех извещая, что прилетела она из дальних стран и так стремилась к родной сибирской деревушке, прошла сквозь такие расстояния, беды и бури, что совершенно теперь счастлива, и, отпраздновав возвращение, порезвившись в радости, сразу же возьмётся за дело, отремонтирует гнёздышко под застрехой, высидит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она всё будет играть, играть и совершенно потеряет голову.
Ответы на вопросы:
- Что узнали про ласточку?
- Каким одним словом можно выразить настроение ласточки?
- Ваши предположения о дальнейших событиях.
2 часть. Самостоятельное чтение с подчёркиванием слов, определяющих настроение.
Не потеряла ласточка голову и помнила о своём назначении. Думала о будущих птенцах. И всё же… всё же счастье возвращения ослепило её. Она охмелела и забылась. А маленьким и беззащитным существам никогда не следует забываться.
Обсуждение подчёркнутых слов. Дети почувствовали тревогу, отметили, что должно что-то произойти печальное.
3 часть. Самостоятельное чтение.
Прищурив меткий глаз, мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, срывисто бьётся крохотное сердце в перьях. Клюв открывался беззвучно, круглые глаза глядели на мальчика с ужасом, недоумением и укором…
Обсуждение ответов на вопросы:
- Что произошло?
- Зачем мальчик так поступил?
- Почему автор не называет его имени?
4 часть. Чтение вслух (читает один ученик, остальные следят по тексту).
В руку перестало тыкать, глаза птички подернулись туманцем вечного сна, головка опала. Раскрывая ногтями скорбно сжатый клюв, мальчик пускал в него тёплую слюну, пальцами поднимал голову, крылья птички, подбрасывал её, надеясь, что пичужка снова полетит, но птичка скомкано опадала на землю и не шевелилась.
Мальчик выкопал стеклом могилку в тени черёмухи, устелил её палыми листьями, завернул ласточку в тряпицу и закопал. “Шило-мотовило под небеса уходило, по-бурлацки певало, по-солдатски причитало…” -вспомнилось ему бабушкино присловье. Вспомнилось, как стояла она на крыльце, глядя из-под ладони на ликующую ласточку, и крестилась: “Вот ещё одно лето ласточка на крылышках принесла…”.
Вопросы для обсуждения:
5 часть. Слуховое восприятие (читает учитель)
Долго и неподвижно сидел мальчик под черёмухой над маленькой могилкой птички, не мог понять смерть, но чёткая мысль всё же вызрела в нём…
Запишите предложение, которое может служить концом рассказа. Ученики работают самостоятельно.
Авторский стул (дети по очереди садятся на стул перед классом и читают своё предложение).
Чтение авторской концовки: “Я никогда никого не буду убивать” (запись открывается на доске).
Свободные высказывания детей по уроку, о произведении.
- Как жаль, что ничего нельзя изменить!
- Наверное, этот мальчик всю жизнь помнил о своём поступке.
- Я верю, что он никого не будет убивать.
- А те, кто убивают, не думают о своих поступках.
- Жизнь одна и у животных, и у человека.
Возвращение к кластеру.
Домашнее задание по выбору: написать отзыв или нарисовать рисунок к произведению.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/638187
Анализ отдельных произведений В. П. Астафьева
С 1961 по 1965 г. писатель создает повесть «Кража». В центре авторского внимания оказывается жизнь детского дома. В судьбах его обитателей возникают совсем недетские проблемы и ситуации. Ключевой в повести является сцена похорон Гошки Воробьева, которая завершается проникновенным символом утраты – сиплым и протяжным гудком лесозавода. Центральным в повести является вынесенное в заглавие событие – кража из кассы бани.
Читатель с самого начала знает, кто взял деньги: Астафьеву важен не детективный сюжет, а разговор о нравственных проблемах.
Одной из ключевых фигур в повести является образ Валериана Ивановича, заведующего детским домом. История с кражей денег ставит его в сложную, почти неразрешимую ситуацию. Посвятивший детдомовцам всю свою жизнь, работавший на износ, он столкнулся с жестокостью и беспечностью своих ребят, а значит, все, что он делал для них, прошло даром, и нет в детских душах тех нравственных опор, которые заведующий хотел сформировать. Валериан Иванович хорошо понимает, что все социальные проблемы ложатся в первую очередь на плечи детей; он готов отдать всю свою жизнь без остатка для того, чтобы в какой-то мере оградить ребят от этих проблем. Другим центральным персонажем повести становится Толя Мазов. Искусство (музыка) и ответственность за судьбу оказавшихся в детдоме детей арестованной за пропажу денег кассирши делают его старше, формируют из него личность. В повести не раз поднимается тема смерти. В этой связи в произведении важен емкий символический образ – осокорь (рай-дерево). Маленький Толик Мазов видит, как умирает прадед. Перед смертью старик вспоминает, как это дерево сгорает посреди половодья, и чувствует, как уходит и его жизнь.
Этапным произведением в творческой биографии Астафьева является повесть «Последний поклон» (1957–1977). В ней писатель создает поэтичный и одухотворенный образ русской женщины, на плечи которой ложатся тяготы жизни. Жанр книги Астафьев определяет как повесть в рассказах. С трепетной любовью описывает он в произведении красоту родного села, прославляет значимость повседневного крестьянского труда. Астафьев убедительно показывает, что лишь сплоченность помогает людям жить на земле. Автор высоко ценит труд хлебопашца и подчеркивает, что от того, будет ли цел семенной фонд или нет, зависит человеческая жизнь. Создавая деревенский пейзаж, писатель прибегает к тщательной детализации: широко использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (например, шорох стружки в отремонтированных для зерна сусеках, грохот телег, стук копыт), стремится передать характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). Смиренный вид вечернего села, кладбища, застывшего в вечном молчании и покое, отгорающая черемуха и тихие звуки скрипки – все эти детали воссоздают типичный и в то же время глубоко прочувствованный автором элегический пейзаж уголка родной земли.
Главный герой произведения рано потерял мать, и потому с особой остротой ощущает мотив сиротства. Однако Астафьев утверждает мысль о том, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родной земле. Писатель учит философски относиться к уходу человека в мир иной, так как на смену ему придет новый.
С особой силой звучат в повести антивоенные мотивы. С болью в сердце показывает писатель, сколько горя приносит людям война. Одна за другой сменяются картины разрушенного бомбежками города, голодающей деревни, людского горя. Запоминается фрагмент повести, в котором бабушка главного героя Катерина Петровна в тяжелое время продает самое дорогое – сережки, бережно хранившиеся как память об умершей дочери. Однако в целом произведение несет в себе жизнеутверждающий пафос. Символична сцена, в которой главный герой сажает вместе с бабушкой лиственницу: он верит, что дерево непременно вырастет большим и принесет много радости всем (и птичкам, и солнышку, и людям, и речке).
Глубинная связь военной и деревенской тем прослеживается и в других произведениях писателя – в повести «Звездопад» (1960–1972), новелле «Ясным ли днем» (1966–1967), пасторали «Пастух и пастушка» (1967).
Важное для понимания мировоззрения писателя произведение – «Ода русскому огороду» (1971 – 1972). Главный герой излагает в нем свои мысли об отношении к жизни, подчеркивая, что даже в тяжелые минуты умел находить в ней радости. Он думает о женщинах, которых любил, пытается хотя бы в памяти вернуться в детство, «туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну единственную плату – ответную любовь». В своих философских размышлениях Астафьев обретает душевную близость с лирическим героем Η. М. Рубцова, вслед за которым грустно повторяет: «Я слышу печальные звуки, / Которых не слышит никто. » Каждая мельчайшая деталь из детских воспоминаний в зрелом возрасте становится для героя значимой. Центральным же образом оказывается огород – кормилец крестьянского двора. Попутно Астафьев раскрывает секреты огородного труда. В произведении писатель протягивает мост от мира малого к миру большому, от детских воспоминаний – ко всей человеческой судьбе.
Вопрос о жанровой принадлежности произведения Астафьева «Царь-рыба» (1972–1975) остается дискуссионным. Одни исследователи считают его историко-литературным романом, другие вслед за автором называют «повествованием в рассказах», добавляя определение «философское». В книге подробно и эмоционально описывается рыбалка со всеми ее радостями, удачами и волнениями. Столь же детализированными предстают и описания природы. Особенностью пейзажей Астафьева является сопряжение крепкой реалистической манеры с удивительной поэтической тонкостью: «Радость сверкнет зарницей, нет, молнией скорее, и укатится перекатным громыханьем. Печаль светит тихо. Как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днем, рождает думы о ближних, тоску но любви, мечты о чем-то неведомом, то ли о прошлом, всегда томительно сладком, то ли заманчивом и от неясности пугающе притягательном будущем».
Основной сюжетный ход центральной новеллы первой части – поединок браконьера Зиновия Игнатьевича с царь-рыбой – обнажает жадность и греховное начало в человеке. Образ рыбы – центральный символ в произведении – в мифологическом представлении включает в себя значение воскрешения, возрождения к новой жизни. Здесь, несомненно, присутствует реминисценция из рассказа Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Однако персонаж рассказа американского писателя убивает рыбу по необходимости: для него это честная борьба за выживание. Старик счастлив, что ему не приходится убивать солнце, луну и звезды; убивая рыбу, он одновременно и жалеет ее. Иное чувство – эгоистическое, браконьерское – испытывает герой Астафьева. Поединок Игнатьича с рыбой внутренне соотносится в произведении с историей отношений героя с Глашей Куклиной, над которой он надругался. Закономерен с точки зрения символического смысла эпизода финал поединка человека с рыбой: «Ушла, охваченная буйством жизни, тяжело раненая, но не укрощенная царь-рыба. Легче сделалось не только телу, но и душе Игнатьича от какого- то, еще не постигнутого умом освобождения».
Не случайно еще в начале поединка вспоминает Игнатьич наказ деда о том, что если чувствуешь за собой какой- нибудь грех, то лучше рыбу сразу отпустить. После проигранного поединка Зиновий Игнатьевич идет к Глафире Куклиной уже не в первый раз просить у нее прощения, однако он «недолго пробыл в ее дому, вышел совсем подшибленный, осекшийся лицом». Таким образом, Астафьев пишет о необходимости целомудренного, безукоризненно честного отношения и к женщине, и к природе.
В 1985 г. писатель создает роман «Печальный детектив». В центре произведения находится жизнь милиционера Леонида Сошнина, человека с обостренным чувством ответственности за людей и за свои поступки. Герой мучительно пытается понять, почему люди совершают преступления. Но постепенно Леонид понимает, что вся его предыдущая жизнь была борьбой против зла и несправедливости, тогда как главное в жизни все-таки общение, забота о людях и душевное спокойствие. Интересен в романе образ «местного культурного светилы» города Вейска – Октябрины Перфильевны Сыроквасовой. Это едкая пародия на литературных критиков, которым все равно, какие цитаты вставить в доклады и отчеты (из Канта или из Оренбурга). Рассказы Сошнина в кабинете Сыроквасовой пять лет ждут своей публикации. Весь облик Октябрины Перфильевны передает ее неряшливость, показывает, как далека она от подлинной эстетики, которую несет в себе искусство. Грубо подведенные ресницы и брови, не глаженная и редко стиравшаяся одежда, которую Астафьев иронично называет «бабьей спецовкой», нарочитая язвительность – все эти художественные детали призваны обнажить суть персонажа, которому дано право решать, какие произведения нужны читателю, а какие – нет. Символичен в этой связи фрагмент повествования, в котором во время разговора с Сошниным Сыроквасова роняет с сигареты пепел на стекло своего рабочего стола и на сарафан, который и так имеет пепельный цвет. Героиня сама засыпает себя «тленом времени»; Астафьев считает, что подобные «интеллектуалки» в редакторских креслах мешают развитию подлинного искусства.
Писатель ратует за глубину знаний, отмечая, что осязаемо и доказательно бороться с той или иной теорией и идеологией можно лишь после того, как познакомишься в подлиннике с этой теорией, а не узнаешь о ней самые общие сведения понаслышке. Так, в связи с упоминанием об исканиях Ницше и Достоевского в произведении возникает легко узнаваемый в обычной жизни тип – образ зверя в человеческом облике: он может быть облачен в модные одежды, но нутро у него гнилое. Рассказывая о сложной личной жизни Леонида Сошнина, Астафьев излагает свои взгляды на семью, полемизирует с теми, кто считает, что успех семейного счастья зависит от того, чтобы найти идеального мужа или жену. Писатель смотрит на семью, как на сотворчество: в ходе житейских проблем мужчина и женщина должны поддерживать друг друга, только тогда в доме воцарятся покой и согласие.
На протяжении всей жизни Астафьев создавал и записывал лирические миниатюры, которые впоследствии составили книгу «Затеей» (1972). Само слово «затеей» обозначает зарубки, стёсы, сделанные на дереве топором или другим острым предметом. Слово это, объясняет Астафьев, известно с древних времен, но и сегодня охотники, путешественники, туристы затесями отмечают свой маршрут в незнакомом лесу. Книга состоит из семи тетрадей с поэтичными названиями: «Падение листа», «Видение», «Вздох», «Игра», «Древнее, вечное», «Последняя народная симфония», «Рукою согретый хлеб». Все они посвящены самому прекрасному из того, что есть на земле, – родной природе. Хлебные поля, северные воды Енисея, зарницы, играющие на хлебах (в народе их называют «хлебозарами»). Для писателя характерен тонкий философский взгляд на каждое творение природы. Астафьев призывает беречь вечные ценности природы, которые, в свою очередь, оберегают и нас от излишней суеты и будничных забот. Автор буквально теряется во времени, часами глядя то на бескрайние пшеничные поля, то на морское пространство. Однако примечательно, что именно красоты родной природы наиболее дороги его сердцу. Так, например, ликует и радуется его душа, когда он встречает в приморском парке среди блеска чужеземной растительности три тоненьких березки. Наряду с ценностью природы Астафьев подчеркивает высокую значимость человеческих чувств, среди которых на одно из первых мест он ставит жалость к погибающему хлебу. «Затеей» включают в себя и истории военных лет, и размышления о смысле жизни, минуты любования красотой архитектурных творений («Домский собор»), древние монастырские легенды и воспоминания об ушедших товарищах. Красота в понимании писателя неразрывно связана с музыкой: «Музыка есть в каждой минуте жизни, и у всего живого есть свои сокровенные тайны, и они принадлежат только той жизни, которой определены природой».
В ряде миниатюр поднимаются экологические проблемы. Так, в миниатюре «Лес Аденауэра» писатель вспоминает о путешествии в Германию, в главке «Монблан» – о том, как с борта самолета любовался снежными вершинами Западных Альп. Примечателен сюжет миниатюры «Одинокий парус», повествующей о судьбе генерала, совершившего ратные подвиги. Однако воинская слава не радует его. Им владеет склонность к печали, тоска по рано ушедшей матери, мысли о своей жизни, которую он положил на алтарь Отечества, пожертвовав семьей, здоровьем, богатством. Таким образом, книга лирических миниатюр «Затеей» – важное произведение для понимания мировоззрения Астафьева. Она содержит ценный материал о жизни самого писателя, а главное – учит любить жизнь, как любил ее автор, помогает осознать смысл человеческого бытия.
Эпиграфом к книге «Веселый солдат» (1998) стали слова II. В. Гоголя: «Боже! пусто и страшно становится в Твоем мире!» Сюжет повести автобиографичен. Главный герой произведения (повествование ведется от первого лица) убил на войне человека, вражеского солдата. Но для писателя важно, что не мишень поражена в бою, а лишен жизни конкретный человек со своими уникальными внешностью и судьбой. Военная жизнь показана в повести без излишней романтизации, во всей ее обыденной сущности. На таком фоне Астафьев рассказывает о светлом и поэтичном романе героя с санитаркой Анечкой, подчеркивая, что в одном мире совсем рядом сосуществуют высокое и низменное, пошлое и романтическое.
Среди произведений Астафьева 1990-х гг. особое место занимает роман «Прокляты и убиты» (1990–1994), появление которого вызвало много споров и нареканий. С первых страниц произведения повтор начальных строк известной песни военных лет «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой. » выдвигает на первый план тему защиты родной земли от захватчиков. Из отдельных фрагментов романа вырисовывается цельная трагическая картина военной эпохи. Грустное зрелище представляет собой поле с неубранным хлебом: эта картина заставляет новобранцев в полной мере ощутить гибельность того, что называют войной. Астафьев убеждает, что хлебное ноле – самое дивное творение русского человека, и призывает с высочайшим уважением относиться к хлебу. Вторая часть романа содержит наиболее полемичные сцены. Например, Астафьев показывает, как по молчаливому соглашению «фрицы и иваны» не стреляют друг в друга, беря воду и стирая «подштанники и портянки» в Оке, даже обмениваются шутками. В литературе о Великой Отечественной войне не принято было изображать врага в столь миролюбивом тоне. В немцах всегда подчеркивалась зверская жестокость. Астафьев же утверждает мысль о том, что простым немецким солдатам война не нужна. Смысл названия романа раскрывают слова Коли Рындина о том, что «все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты».
В. П. Астафьев является лауреатом Государственных премий СССР (1978, 1991) и РСФСР (1995), в 1989 г. он получил звание Героя Социалистического Труда.
И. А. Бродский: обзор жизни и творчества.
Рано осознавший свой поэтический дар и призвание, а также свое высокое значение и предназначение в обществе, И. Бродский проявил несгибаемую твердость в отстаивании своего права на свободу выражения, с честью вынеся все испытания.
Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. В 1955 г., не доучившись в школе, ушел из 8 класса и поступил работать на военный завод.
Часто менял места и виды работы (фрезеровщик, техник-геофизик, санитар, кочегар, фотограф), пытаясь найти такую, которая оставляла бы больше времени на чтение и сочинительство. Интенсивно изучал языки, посещал лекции на филологическом факультете ЛГУ, изучал историю литературы.
Писать стихи, по его собственному свидетельству, Бродский начал в 16 лет. Официальная литература его отвергала, возможности опубликоваться не было, и он жил только случайными заказами за стихотворные переводы. Рейн познакомил его с Анной Ахматовой, уверенно выделившей Бродского из его окружения, одарившей его дружбой и предсказавшей ему блестящее поэтическое будущее.
В 1963 г. обострились отношения поэта с ленинградскими властями. Хотя он не писал антисоветских стихов, идеологических работников раздражала независимость его творчества и личного поведения. Была организована травля, опубликован пасквиль «Окололитературный трутень», а в феврале 1964 г. Бродский был арестован. После первого закрытого судебного разбирательства его поместили в судебную психбольницу, затем на втором, открытом, процессе обвинили в тунеядстве и приговорили к высылке на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду.
Ссылку Бродский отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норенской (сегодня библиотека в поселке Коноша носит имя Бродского). Он написал здесь много известных стихотворений.
Я.Гордин вспоминает: «Деревня находится километрах в тридцати от железной дороги, окружена болотистыми северными лесами. Иосиф делал там самую разную физическую работу. Когда мы с писателем Игорем Ефимовым приехали к нему в октябре шестьдесят четвертого года, он был приставлен к зернохранилищу – лопатить зерно, чтоб не грелось. Относились к нему в деревне хорошо, совершенно не подозревая, что этот вежливый и спокойный тунеядец возьмет их деревню с собой в историю мировой литературы».
4 сентября 1965 г. поселковая коношская газета «Призыв» опубликовала стихотворение Бродского «Осеннее»:
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s32111t6.html