Ассоциативный культурный ландшафт это

Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии

могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т. д. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо феноменом культуры.

К наиболее важным характеристикам культурного ландшафта относятся его исторические функции и тип культуры

, определяющие облик ландшафта. В частности, по историческим функциям ландшафты можно подразделить на сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и др. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие их процессы и типы действий, необходимые для их поддержания в “рабочем” состоянии.

Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации. В некоторых культурных ландшафтах наследие является доминирующим, определяющим ход всех происходящих на их территории общественных процессов. Это, прежде всего, комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями исторической памяти, связанные с местами, хранящими в себе материальные и нематериальные свидетельства исторической памяти – памятники архитектуры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиографические источники, разнообразные объекты и предметы – природные и антропогенные, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями, определившими судьбу страны, народов, ее населяющих, их культуры, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в становление и развитие страны. В этом случае объектом наследия становится сам культурный ландшафт. Это положение было зафиксировано в документах ЮНЕСКО, и, очевидно, должно найти отражение в правовых и нормативных документах Российской Федерации.

Формальное осознание мировым сообществом культурного ландшафта как объекта наследия произошла совсем недавно, в 1992 г., когда это понятие было включено в текст «Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention» – основной руководящий документ по применению Конвенции о Всемирном наследии. Этот документ периодически дополняется и уточняется, обеспечивая согласованность подходов к выявлению, представлению и сохранению мировых культурных ценностей.

До 1992 года культурный ландшафт не рассматривался в качестве самостоятельного объекта наследия. Вместе с тем, фактически признание ценности культурного ландшафта как объекта наследия пришло значительно раньше. Некоторые позиции, связанные с сохранением культурного ландшафта были предложены в Конвенции, принятой в 1972 г., и учитывались в более ранних редакциях «Operational Guidelines .». В частности, в Конвенции дается типология объектов культурного и природного наследия; в ряду объектов культурного наследия выделяются группы зданий, исключительная ценность которых может быть обусловлена их положением в ландшафте, а также достопримечательные места (sites), которые могут рассматриваться как результат совместного творчества человека и природы. Именно последние и были впоследствии отнесены к культурным ландшафтам. Некоторые из вариантных критериев ценности наследия, перечисленные в «Operational Guidelines .», содержат или содержали признаки, отражающие существенные свойства культурного ландшафта (Приложение, табл. 1.).

Итак, культурный ландшафт в руководящих документах ЮНЕСКО понимается как результат совместного творчества человека и природы (combined works of nature and of man). Культурный ландшафт иллюстрирует процессы эволюции общества под влиянием условий природной среды и социальных, экономических и культурных процессов. В качестве объекта наследия он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный регион и с достаточно высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе и традиционные для этого региона технологии устойчивого землепользования, учитывающего экологические особенности и ограничения. Довольно широко распространены культурные ландшафты, в которых заключена семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе.

Концепция культурного ландшафта объединяет многие проблемы сохранения природного и культурного наследия. «Общество всё более осознаёт недостатки отраслевых принципов и подходов в области охраны окружающей среды и территориального управления и закономерно пытается компенсировать их возвратом к целостному, системному, комплексному и территориально гармоничному восприятию и устроению окружающего пространства, имя которому – культурный ландшафт».

Интересное из раздела

Все про Индию
Индия является одной из старейших цивилизаций мира. До середины III тысячелетия до н.э. на территории Индии развилась цивилизация дравидов. В период с 2500 по 1500 г. до н.э. Индия была заво .

Народы Европейской части РФ (Доклад)
Р оссия — страна многонациональная. Конечно же, Вы можете сказать, что существуют страны с ещё большим количеством народов, и будете совершенно правы. Одна .

Климат Архангельской области
В земной атмосфере повседневно наблюдаются самые разнообразные явления, создающиеся в результате протекания в ней различных физических процессов. Они совершаются в атмосфере не изолиро .

Источник статьи: http://www.uniquegeo.ru/unigos-871-4.html

Категория «культурный ландшафт».

(по В.П. Семенову Тянь-Шаньскому) Культурный (преобразованный) ландшафт- антропогенный ландшафт.

Культурные ландшафты — все ландшафты целенаправленно преобразованные, созданные человеком. (городские, сельские, сельскохозяйственные и др. ландшафты).

Термин появился к началу XX века. Через понимание комплексного характера единства элементов ландшафта и влияние на культуру и экономическую жизни человека.

Культурный ландшафт современного города понимается как оптимальный вариант, рационально сочетающий элементы природного и антропогенного ландшафтов. Организация ландшафта современного города должна базироваться не только на принципах его архитектурно- художественной композиции, но также на функциональных и экологических принципах. При этом решающую роль играют зеленые насаждения в комплексе с рельефом, гидрологическими условиями, почвами и водоемами.

Культурный ландшафт является разновидностью природного, первичного ландшафта, способного при невмешательстве человека восстанавливаться до первоначального, естественного состояния.

Все культурные ландшафты подразделяются на три основных категории: целенаправленно созданные, естественно развившиеся, среди которых выделяются субкатегории реликтовых и развивающихся ландшафтов и, наконец, ассоциативные ландшафты.

1)Целенаправленно созданные ландшафты – это, прежде всего, объекты ландшафтной архитектуры (парки и сады). Все они были созданы по замыслу художника и характеризуются определенной планировочной композицией. В своем развитии они подчинены целеполагающей деятельности человека; в них много антропогенных элементов, созданных на основе или возникших на месте природных образований. Целенаправленно созданные ландшафты представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте, поскольку их облик максимально подчинен творческому замыслу их создателей. Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта всегда сообразуется с их эстетическими качествами.

2)В естественно развившихся ландшафтах природные процессы, в результате длительных, целенаправленных воздействий, претерпевают определенные изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. К такому типу можно отнести многие сельские, в том числе мелиорированные ландшафты или исторические индустриальные ландшафты. Ландшафты «ископаемые», реликтовые и развивающиеся могут быть выделены как субкатегории не только естественно развившихся, но и целенаправленно созданных ландшафтов.

Читайте также:  Как обшить веранду евровагонкой

«Ископаемые» ландшафты, как правило, хранят в себе памятники археологического или палеонтологического наследия; это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции.

Реликтовые ландшафты продолжают жить и развиваться, но их расцвет относится уже к истории; в основном это «угасающие» ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Носители культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах и паллиативных функциях усилиями представителей другой культуры, использующих его для своих собственных целей.

Развивающийся ландшафт, если он представляет интерес в качестве объекта наследия, может быть связан с географически детерминированными традиционными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племен, северных евразийских народов. Эти культуры уязвимы именно в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, от сохранности которого зависит сама возможность их существования.

3)Ассоциативные ландшафты могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т. д. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо феноменом культуры.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник статьи: http://cyberpedia.su/5x6d19.html

Ассоциативные ландшафты России Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Веденин Ю. А.

Текст научной работы на тему «Ассоциативные ландшафты России»

АССОЦИАТИВНЫЕ ЛАНДШАФТЫ РОССИИ

Ю.А. ВЕДЕНИН, доктор географических паук,

Культурный ландшафт в соответствии с Руководящими указаниями ЮНЕСКО (Operational Guidelines, 1999) рассматривается нами как результат сотворчества человека и природы. В соответствии с этим же документом выделяются три типа культурных ландшафтов: созданные по проекту (the clearly defined landscape designed), естественно сформировавшиеся (the organically evolved landscape) и ассоциативные (associative landscape). К сожалению, в России культурный ландшафт все еще не признан в качестве самостоятельного объекта наследия. Однако это относится только к ситуации де-юре. Де-факто общество и государственные структуры уже длительное время рассматривают культурный ландшафт как самостоятельный объект наследия и уже выработали определенные (хотя, конечно, явно недостаточные) механизмы его охраны.

1. Культурный ассоциативный ландшафт и его типология. Среди культурных ландшафтов России, претендующих на статус наследия, важное место занимают ассоциативные ландшафты. Это обусловлено, прежде всего, тем, что именно этот тип ландшафта уже длительное время реально сохраняется и имеет определенный статус охраны, особый режим пользования и специальную систему управления. Более того, он нашел отражение и в российском законодательстве, в котором выделяются памятные места, т.е. территориальные объекты, связанные с важнейшими историческими событиями (Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15.12.1978). Однако памятные места отражают на мой взгляд отнюдь не все разнообразие ассоциативных культурных ландшафтов. В соответствии с Руководящими указаниями ЮНЕСКО в группу ассоциативных ландшафтов входят мемориальные ландшафты, хранящие память о важнейших событиях или великих личностях, ландшафты,

нашедшие отражения в творчестве выдающихся деятелей искусства и сакральные ландшафты.

Первый тип ассоциативных ландшафтов — это мемориальные событийные ландшафты, связанные, прежде всего, с военной историей России. Среди наиболее известных Бородинское и Куликовское поля сражений. При этом, если Бородинское поле имеет подробные описания и достоверную информацию о связи событий, произошедших в 1812 г., с конкретными элементами современного ландшафта, то Куликовское поле и его причастность к событиям 1380 г., во многом, основана на летописных источниках и мифологии. Современные военноисторические культурные ландшафты — это живописное сочетание сельскохозяйственных угодий, лесных массивов, речных долин с остатками военных укреплений и мемориальных памятников, отмечающих места военных баталий или поставленных в память об участниках прошедших сражений.

Второй тип ассоциативных ландшафтов объединяет разнообразные культурно-природные комплексы, связанные с жизнью великих людей России. При этом, именно ландшафт, а не отдельные его компоненты и элементы, обладает подлинной мемориальностью и аутентичностью. В качестве примера обычно приводят пушкинские места Псковской области. Во время революции и Второй мировой войны все исторические строения Михайловского — усадьбы поэта и соседних усадебных комплексов, где жили друзья или родственники поэта, были разрушены. Исторически подлинным остался только ландшафт с его пейзажами, выразительным рельефом, живописными реками и озерами, высоким разнообразием чередования открытых и закрытых пространств.

Другим примером аналогичного типа ассоциативного ландшафта, причем ланд-

шафта, в основном, хорошо сохранившегося, является усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна. Здесь мы можем увидеть исторические усадебные строения — главный дом, флигеля, хозяйственные постройки. Старинный парк усадьбы сохраняет следы регулярного сада, а также более поздние включения, связанные с именем Л.Н. Толстого. Вокруг парка раскинулись сельскохозяйственные угодья, деревни и лесные массивы. Все эго также самым тесным образом связано с жизнью и творчеством Толстого.

Список мемориальных ассоциативных ландшафтов, связанных с жизнью замечательных русских писателей, поэтов, художников, многие из которых вошли в мировую сокровищницу культурного наследия, доминирует в списке ассоциативных ландшафтов России.

Третий тип ассоциативных ландшафтов связан с местами, нашедших отражение в творчестве наиболее значительных русских художников, поэтов, писателей, композиторов. Одним из наиболее ярких примеров ассоциативного ландшафта, возникшего совсем недавно, в середине XX в. — это Мещера К.Г. Паустовского. Географическое понятие Мещеры охватывает район, расположенный на стыке Рязанской, Владимирской и Московской областей, малозаселенный, труднодоступный, покрытый густыми лесами с многочисленными болотами и озерами. Однако, Паустовский открыл для нас совершенно новую страну «с черными и белыми озерами, с водяными чертями, с задумчивыми и вместе с тем озорными мальчишками, с добрыми, но одновременно и строгими старухами и незлобивыми стариками» (Веденин, 1997). К этой же группе ассоциативных ландшафтов относится район Плеса — маленького городка на Волге, прославленного великим российским художником Исааком Левитаном. Пейзажи Плеса и его окрестностей не могут быть восприняты вне созданных этим художником живописных полотен, вошедших в антологию русского искусства. Точно также для многих русских людей окрестности небольшого, но очень известного в русской культуре города Таруссы, расположенного на берегах реки

Оки, связаны с искусством художника В.Д. Поленова. Широко известно симфоническое произведение известного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже». Между тем, с этим названием связывают вполне конкретное место. Это Светлоярское озеро, запрятанное в глубине Керженецких лесов Нижегородской области. Именно на берегах этого озера, как гласят легенды, существовал когда-то сказочный город Китеж. Сейчас это место воспринимается как культурный ландшафт, ассоциирующийся с древними сказаниями и музыкой Римского-Корсакова.

Четвертый тип ассоциативных ландшафтов — это сакральные ландшафты, т.е. ландшафты, хранящие в себе память о религиозных ценностях, отраженных в конкретных территориальных объектах, в топонимике и семантике ландшафта. С точки зрения определенных конфессий эти ландшафты или входящие в них объекты нередко воспринимаются как святыни. Среди сакральных ландшафтов России особое место занимают монастырские православные ландшафты. Это могут быть как городские, так загородные комплексы, многие из которых включают не только территорию архитектурного ансамбля, ограниченного стенами монастыря, но и прилегающую к нему территорию, а также окрестности.

Читайте также:  Строим теплицу для севера

В качестве наиболее совершенных образцов монастырских православных ландшафтов могут рассматриваться Соловки и Валаам — два монастыря, сформировавшихся на островах. Первый — в Белом море, второй — на Онежском озере. Это целостные ландшафтные комплексы, самым тесным образом связанные с целями организации монастырской жизни. Рассматривая эти монастырские комплексы, мы можем выделить там не только сам монастырь, но и многочисленные скиты, включающие как сакральные объекты (храмы, часовни, келейные корпуса), так и хозяйственные постройки, сельскохозяйственные угодья, лесные массивы и водные системы.

Особое место занимают сакральные ландшафты, сформированные приверженца-

ми местных традиционных верований на Русском Севере и Дальнем Востоке. Одним из ярких примеров такого ландшафта является остров Вайгач — место одного из главных святилищ ненецкого народа, продолжающего и сегодня выполнять свои сакральные функции.

Очевидно, что к этой группе примыкают и некоторые археологические ландшафты, сохранившие следы древних святилищ или других сакральных объектов. Примером таких ландшафтов могут служить участки Соловецкого архипелага с лабиринтами или каменными выкладками. Другим примером являются места концентрации петроглифов или образцов наскальной живописи в Карелии, на Урале, в Сибири или на Дальнем Востоке.

2. Основной организационной формой сохранения и использования ассоциативных ландшафтов в России являются музеи-заповедники, музеи-усадьбы и национальные парки. В настоящее время в стране более 90 музеев-заповедников и более 30 музеев-усадеб. Разделение между музеями-заповедниками и музеями-усадьбами весьма условно; фактически музеи-усадьбы объединяют группу относительно небольших музеев-заповедников, организованных на базе бывших дворянских усадеб. Сеть музеев-заповедников имеет тенденцию к развитию. Во-первых, постоянно растет их численность. Каждый год появляются новые музеи-заповедники. Во-вторых, увеличивается площадь отдельных музеев-заповедников. Уже сейчас есть музеи-заповедники, площадь которых достигает несколько сотен квадратных километров. В-третьих, следует зафиксировать еще одну общую тенденцию, характерную для всех внегородских музеев-заповедников — одновременно с увеличением площади музея-заповедника за счет охраняемого культурного ландшафта, происходит увеличение доли включаемых в пространство музея-заповедника природных ландшафтов.

Среди музеев-заповедников есть городские объекты, организованные на базе исторических центров городов — кремлей,

монастырских комплексов, исторических кварталов. Многие из таких музеев включают в себя не только отдельные мемориальные здания, но и целостные территориальные комплексы. Это могут быть исторические городские кварталы или сами города. Примером организации музеев-заповедников на базе исторических кварталов могут служить музей-заповедник В.В. Верещигина в Череповце Вологодской области или музей-заповедник в Новочеркасске Ростовской области, посвященный истории, культуре и быту донских казаков. Примером того, когда музей-заповедник может занимать всю или значительную часть территории исторического города являются города Плес на Волге (Ивановская область) или Таганрог — город, связанный с жизнью и творчеством А.П. Чехова. Некоторые музеи-заповедники организованы на принципе сочетания городских ландшафтов с внегородским пространством. Ярким примером такого музея-заповедника является музей-заповедник И.И. Шишкина в Елабуге Республики Татарстан, в границы которого помимо городской усадьбы входят загородные лесные массивы — герои пейзажных полотен известного русского художника. Значительная часть музеев-заповедников создана на базе усадебных мемориальных ландшафтов и монастырских сакральных ландшафтов. В первом случае — это чаще всего сложные территориальные комплексы, включающие усадебные строения с парками, сеть сельских поселений, пашни, луга, лесные угодья, водоемы и водотоки. Примерами таких музеев-заповедников могут служить музеи-заповедники Михайловское в Псковской области, Ясная поляна в Тульской области, Спасское-Лутовиново И.С. Тургенева в Орловской области и многие другие. В тех случаях, когда в основу создания музеев-заповедников положен сакральный монастырский ландшафт, музей-заповедник включает либо центральную часть монастырского комплекса (без скитов, хозяйственных построек, сельскохозяйственных и лесных угодий), либо все пространство сакрального ландшафта. Первый случай характерен чаще всего для монасты-

рей, расположенных в городской застройке (например, в городах Александрове Ярославской области или Кириллове Владимирской области). При этом музей-заповедник сохраняет только часть сакрального ландшафта, отраженного в архитектурноисторическом комплексе. Второй случай более типичен для вненаселенных пространств. Это можно видеть на примере тех же Соловков или Валаама. В этом случае создание музея-заповедника обеспечивает сохранность всего сакрального ландшафта. В третьем случае сакральный ландшафт покрывает только незначительную часть территории музея-заповедника. Это можно видеть на примере Бородинского музея-заповедника, в структуру которого входит действующий монастырь, организованный в память о погибших воинах.

Важнейшая роль в сохранении культурных ландшафтов принадлежит национальным паркам. Большинство из них были созданы с целью сохранения и активного использования в целях туризма участков дикой природы и природных ландшафтов. Однако, на территории большинства парков располагаются памятники культуры и культурные ландшафты, чаще всего, относящиеся к группе естественно сформировавшихся ландшафтов — реликтовых или продолжающих свое развитие. Однако, встречаются и такие ситуации, когда наряду с сочетанием природных и естественно развившихся ландшафтов, в границы парка входят и ассоциативные культурные ландшафты или его компоненты. Особое место среди таких парков занимает Мещерский национальный парк, расположенный в Рязанской области. Фактически этот парк был создан на основе творческой фантазии К.Г. Паустовского. Именно он придал особое звучание природе Мещеры, показал ее красоту и «особость», сделал ее уникальной. И сейчас мы смотрим на эту землю глазами замечательного русского писателя. Характерным примером активного включения в пространство парка сакральных сельских ландшафтов может служить Кенозер-ский национальный парк, где важнейшими ландшафтоформирующими элементами вы-

ступают священные рощи, поминальные кресты и часовни. Все они гармонично сочетается с традиционными аграрными ландшафтами — деревнями, пашнями, лугами, лесными и водными угодьями. Кстати, эго довольно традиционная черта многих сакральных ландшафтов, в том числе и монастырских, когда чисто сакральные его компоненты или элементы объединяются с природными, хозяйственными и социальными комплексами и образуют единый ландшафт. При этом сакральные компоненты чаще всего выступают в качестве ядра этого ландшафта, а сельскохозяйственные объекты, прежде всего территориальные, — как их периферия. Важно подчеркнуть и тот факт, что в рамках национальных парков появилась возможность сохранить живой крестьянский ландшафт с их абсолютно оригинальной сакральной аурой. При этом все часовни, кресты, священные рощи сохраняются как действующие объекты, в их традиционной культурной, природной и социальной среде.

3. Режимы охраны и использования ассоциативных ландшафтов. Важнейшей особенностью и музеев-заповедников, и национальных парков является то, что в них продолжается активная хозяйственная, социальная, культурная и религиозная деятельность. Наиболее серьезные проблемы, связанные с восстановлением или сохранением традиционной деятельности, возникают на территории сакральных ландшафтов. Большинство сакральных ландшафтов в бывшем СССР, сохранялись в качестве музейных комплексов. При этом и монастыри, и большинство храмов на территории исторических городов, издавна являвшихся ведущими духовными центрами России, были закрыты для выполнения своих традиционных религиозных функций. Среди них: города Суздаль, Новгород, Псков, Савво-Сторожевский, Соловецкий или Кирилово-Белозерский монастыри. Вместе с тем, сами сооружения в этих комплексах нередко сохраняли свой архитектурный декор, были отреставрированы в соответствии с самыми строгими историческими и искусствоведческими критериями. Сейчас в подавляющем большинстве таких

Читайте также:  Открытая беседка для дачи своими руками

мест церковная жизнь восстановлена. При этом, после определенной конфронтации между музейными и церковными организациями, расположенными на территории этих ландшафтов, начался этап поисков путей для сотрудничества и совместного использования культурного, социального и экономического потенциала этих ландшафтов. Вместе с тем, сохраняются и определенные противоречия, связанные, прежде всего, с отношением церкви и музея к реставрационным работам, к формированию инфраструктуры, к хозяйственной деятельности. Стремление церкви как можно быстрее включить церковные здания в активную религиозную деятельность ведет к нарушению многих требований, обусловленных правилами реставрации, связанных с нормами хранения памятников истории и культуры. Так, например, монастырь, действующий на территории музея-заповедника «Александровская слобода» и размещающийся в строениях — памятнике ХУ-ХУШ вв. строит систему гаражей непосредственно внутри центрального комплекса, пробивает стену в связи с работами по проведению коммуникационных сетей, не учитьюает «ранимость» уникальных произведений искусства при организации церковной службы и т.д. К сожалению и музейные организации не всегда учитывают требования и интересы церкви при формировании своих экскурсионных или развлекательных программ. Таким образом, для России остается актуальной необходимость достижения компромисса между всеми субъектами, действующими сегодня на территории сакральных ландшафтов.

Имеются определенные различия между требованиями к режимам охраны ассоциативных ландшафтов разного типа. Так, например, мемориальные усадебные ландшафты, сформировавшиеся и длительное время использовавшиеся в социальных, культурных и хозяйственных целях, должны и далее сохранять эти (или близкие по воздействию на ландшафт) виды и формы деятельности. Именно поэтому, во многих му-зеях-заповедниках и музеях-усадьбах особое внимание уделяется организации хозяйственной и социальной жизни, адекватной ус-

ловиям, необходимым для сохранения исторического культурного ландшафта. Так, например, на территории музея-заповедника «Ясная поляна» ведется активная сельскохозяйственная деятельность, поддерживаются старые сады, выращиваются зерновые, сохраняются традиционные виды животноводства и связанные с ним луга, функционируют небольшой конный завод, пасека, теплицы и т.д. Особое значение придается проблеме вовлечения местного населения в деятельность музея. В частности, в Ясной поляне местные школьники являются главными пользователями усадебного конного завода.

Во многих мемориальных усадьбах, на территории музеев-заповедников расположены церкви. В настоящее время их деятельность почти всюду восстановлена и в них идут регулярные службы. При этом, большинство прихожан — местное население.

Проблеме гармонизации отношений с местным населением придается большое внимание и в национальных парках. Во многих парках стремятся создать предпосылки для формирования новых рабочих мест, воспитанию новых высококвалифицированных кадров. Так, например, на территории Кено-зерского национального парка ведутся работы по реализации совместного с норвежскими специалистами проекта по реставрации памятников деревянного зодчества. Одна из целей проекта — это подготовка высококвалифицированных плотников-реставраторов из числа местного населения. Кроме того, парк намеревается продолжить работы по реставрации старинных часовен, по развитию социальной инфраструктуры на территории парка. Для этого, естественно, будут нужны профессиональные кадры. Однако налаживание гармоничных отношений с местным населением не ограничивается созданием новых рабочих мест, и не ориентировано только на оживление социальной инфраструктуры. Особое внимание уделяется работе с детьми, вовлечению местных ребят в работу летних экологических лагерей.

Важное значение для сохранения и адекватного использования культурных ландшафтов имеет разработка продуманной

целевой комплексной программы сохранения и развития музеев-заповедников, национальных парков и других типов и форм организации историко-культурной и природной территории. В основе этой программы должна лежать задача сохранения культурного ландшафта как живой территории; территории, на которой продолжаются самые разнообразные социокультурные и экономические процессы, направленные на эффективное и вместе с тем бережное использование находящихся здесь объектов культурного и природного наследия.

Программы сохранения и развития музеев-заповедников, созданных и функционирующих на базе ассоциативных ландшафтов, включают подпрограмму реставрации и консервации ландшафта как объекта культурного наследия, отдельных его элементов. Сохранение или восстановление большинства мемориальных ассоциативных ландшафтов ориентируется на определенную дату, когда произошло то или иное событие, или период времени, охватывающий десятилетия жизни художника. В этом случае, очевидно, следует ориентироваться на сохранение как можно большего числа памятников, относящихся именно к этому времени. Одной из сложнейших проблем, которую приходится решать в процессе разработки программы, является поиск баланса между музеефикацией этой территории и сохранением функций, обеспечивающих дальнейшую жизнь проживающему там местному населению. При этом следует иметь ввиду тот факт, что основным средством сохранения культурных ландшафтов, возникших в результате определенной хозяйственной деятельности (а большинство ассоциативных ландшафтов возникло не на пустом месге, а как правило, уже освоенных ранее), является продолжение традиционной для этого места деятельности, либо других видов и форм деятельности, для которых характерно такое же воздействие на антропогенный или природный ландшафт, какое было и у традиционных для данного места видов хозяйственной активности. Исключение этих территорий из хозяйственной деятельности ведет к деграда-

ции культурного ландшафта, его исчезновению как объекта наследия. В том случае, если мы имеем дело с сакральным ландшафтом, то необходимо различать живые, продолжающие свое развитие ландшафты и мертвые, археологические или реликтовые ландшафты. В первом случае, необходимым условием нормального функционирования сакрального ландшафта является продолжение активной религиозной или какой-либо другой духовной жизни на его территории. Основным ограничителем в реализации таких видов деятельности является их соответствие требованиям сохранения недвижимых и движимых объектов — памятников истории и культуры, используемых в процессе осуществления религиозных обрядов, других видов и форм деятельности, осуществляемых религиозными организациями. Очевидно, что все это создает определенные трудности как для религиозных организаций, так и для органов охраны памятников.

Другая ситуация имеет место при сохранении и использовании археологических сакральных ландшафтов, связанных с культурой исчезнувших народов. В этом случае единственной формой сохранения этих ландшафтов является их полная музеефика-ция или заповедание. Ярким примером этому могут служить лабиринты Соловецкого архипелага. Вместе с тем реальная программа действий, направленная на сохранение и использование сакральных ландшафтов, во многом зависит от реальной обстановки, от природной и социально-экономической ситуации, от ценности объекта наследия. При этом необходимо осознавать, что в реальности почти все сакральные ландшафты сочетаются с другими типами культурных ландшафтов и при разработке мер по их охране необходимо учитывать подобное многообразие этих объектов.

1. Operational Guidelines for the Implemenation of the World Heritage Convention. UNESCO. World Heritage Centre. WHC.99/2. March 1999.

2. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. -М.: 1997.

Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnye-landshafty-rossii

Оцените статью