Ассирийские сады характерные черты

Характерные особенности устройства садов стран Египта, Ассирии и Вавилона, Персии.

Природные условия Египта характеризуются, прежде всего, очень засушливым климатом, почти с полным отсутствием осадков и горячими знойными ветрами, несущие мелкие частицы песка.

Растительность представлена в Египте: на берегах реки – это гигантские

Папирусы и тростники, образующие целые заросли, многочисленных белых, розовых, голубых лотосов.

Садово-парковые объекты Древнего Египта подразделялись на следующие типы:

1) священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов и могильные садики;

3) сады при загородных дворцах фараонов – отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);

4) сады при жилых домах знати.

Примеры «Аллея Сфинксов» (XV век до н. э.), дорога от Карнака к Луксору,

загородной резиденции фараонов является в Мару – Атон, Типовой древнеегипетской

Таким образом, характерными особенностями садово-парковое искусства Древнего Египта являются:

¾ регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции;

¾ наличие водоемов как неотъемлемой части сада;

¾ использование ритма как композиционного приема;

¾ применение рядовых посадок;

¾ употребление интродуцентов в ассортименте древесных насаждений;

¾ сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтного в оформлении ансамблей;

¾ формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями.

Ассирия и Вавилония – это государства Двуречья, которые находились на

территории долины рек Тигр и Ефрат, берущих свое начало в горах Курдистана и впадающих в Персидский залив.

Рельеф на территории государства равнинный, за исключением средней части, где он имеет небольшие холмы. Лишь на севере местность гористая.

Растительность. Кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавры, самшиты, мирты создавали в нем чудные пейзажи.

Возможно, тип сооружения – зиккурат(доменантные постройки-храмы) привел вавилонян к созданию «висячих садов». Самую известную из построек – «Висячие сады» Семирамиды – древние греки назвали одним из чудес света.

Можно отметить, что сады и парки Двуречья подразделялись на основные типы:

1) сады ассирийских правителей;

2) охотничьи и увеселительные парки или леса;

Неизвестно строение «Висячих садов» Семирамиды, однако существуют описания древнего историка Диодора и историка Страбона. Между ними есть существенная разница.

Садово-парковое искусство Ассирии – Вавилонии, имеет характерные особенности:

1) формирование композиции садово-парковых объектов проходило не по

продольной оси, а применялось поперечное развертывание пространства;

Читайте также:  Автобус до мичуринских садов

2) порождение от типа храма – зиккурат искусственных насыпных

видовых холмов в парках с беседкой наверху в первой половине XVIII в;

3 создание висячих садов на искусственных террасах – прообразы

современных садов на крышах;

4) первые коллекции растительного и животного мира – прототипы

5) создание лесов для прогулок и охот – аналоги современных лесопарков.

Древняя Персия. В VI в. до н.э. персы во главе с царем Киром II завоевали все Двуречье – Лидию, Мидию, весь Иран, Палестину, Малую Азию, Финикию и Закавказье. Эту громадную державу назвали Персией со столицей Пасаргады.

Климат. Сухое и знойное лето Персии сменялось резкими зимними холодами, во время которых снег держался долго. Страна была небогата растительностью. Преобладали небольшие оазисы среди сухих степей и пустынных нагорий. Растения – кипарисы, дуб, фруктовые деревья. У персидского залива произрастали платаны.

Садоводство в Персии занимало значительное место.

Персию считали родиной царицы цветов – розы. У нее даже было название

«Гюлистан» – «Сад роз». Многие поэты воспевали розу в своих стихах. Национальный эпос, воспевая розу – назывался «Гюль – Нали» – «Книга о розе». Персия родина так же сирени, лилии, тюльпанов, нарциссов.

Павильоны декорировались золотом, богатыми тканями и живописью. Сады и парки Персии можно разделить на функциональные типы: аллеи; сады при виллах; дворцово-парковые комплексы.

Примеры – Аллея Чор-Баг, Вилла Эшреф

Итак, садово-парковое искусство Персии имела характерные особенности:

1) появились обширные парки – «парадизы»;

2) использовался рельефа местности (террас, каналов и бассейнов);

Применялись богатые ассортименты растительности, деревьев, а так же огромного количества цветов;

4) включались в общую композицию павильоны и гроты.

Источник

Сады Ассиро-Вавилонии

Ассиро-Вавилония – это страны Двуречья, то есть территории бассейна рек Тигра и Евфрата.

Климат характеризуется засушливостью в районах, близко расположенных к среднему течению рек, к северу от Древнего Вавилона, а также холодными дождями в определенные периоды года. Рельеф сравнительно равнинный, за исключением всхомленности в средней части страны. На севере страны местность гористая. Из насаждений распространена финиковая пальма.

Для Ассиро-Вавилонии характерно строительство на террасах – искусственных насыпных платформах, возвышающихся над поверхностью улиц.

По этому принципу сооружались храмы-зиккураты в виде ступенчатых башен, представляющих собой ряд убывающих, как бы поставленных одна на другую платформ, квадратных или прямоугольных в плане.

Читайте также:  70 сад невского района шлиссельбургский

Верхняя платформа завершалась архитектурным сооружением, собственно храмом. Выступающие части нижних платформ озеленяли: по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, наполненные растительной землей. Особой известностью пользовались «висячие сады» Семирамиды, созданные во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.), которые расширил и восстановил Навуходоносор II. Благодаря раскопкам пришли к выводу, что сады были террасированы, миниатюрны по размерам, требовали исключительно большого ухода и производили, вероятно, сказочное впечатление.

Сад состоял из ряда террас, постоянно уменьшающихся к верхней своей части. Всего было четыре уровня, четыре террасы. Первая, нижняя, занимала площадь 45×40 м, вторая – 40×30 м, размеры двух других не установлены. Основой этих террас служила высокая платформа из сырцового кирпича с облицовкой из обожженного кирпича. Внутри этой платформы находились подземные сводчатые помещения, всего 14 маленьких комнат, расположенных симметрично по сторонам коридора, имеющего северо-восточное направление. Комнаты служили местом отдыха благодаря прохладе в знойные часы. В этой постройке обнаружены три колодца. Очевидно, из этих колодцев вода подавалась вверх к садам при помощи подъемного устройства, которое имело вид цепи с сосудами. Отсюда вода распределялась между деревьями и кустарниками при помощи гончарных труб. Отработанная вода выбрасывалась в канал, параллельный крепостной стене.

Вход на первую террасу был с западной стороны в виде лестницы, устроенной в толще стены платформы. Вход на вторую террасу – с южной стороны, посредством двух лестниц, сходящихся у площадки, расположенной на главной композиционной оси. Вторая терраса соединялась с третьей и четвертой широкой центральной лестницей, занимающей также осевое положение. Лестница окаймлялась с двух сторон пандусами, по которым стекала вода после полива. Террасы были вымощены каменными плитами, состоящими у основания из битума и связанными между собой этим же составом, что делало их водонепроницаемыми (рис. 3)

Общая высота постройки не превышала 22 м и была на одном уровне с крепостной стеной. Высота первой, нижней, террасы равнялась 8 м, а второй – 13 м. Слой питательной земли на первых двух террасах достигал 2, а на верхних – 1 м. Предполагается, что первая и вторая террасы оформлялись деревьями, а выше росли лишь кустарники. Некоторые авторы, например, Кольдевей и Кришен, предполагают, что количество террас было больше 4. (рис.4, 5)

Таким образом, в отличие от египетского, плоского, регулярного сада с его декоративными бассейнами и необычной симметрией плана, в Ассиро-Вавилонии существовал террасированный сад, представлявший собой также регулярную композицию, удачно вписанную в дворцовую постройку и общий силуэт города.

Читайте также:  Антонов сад ремонтантная малина

Источник

Ассирийские сады

Ассирийские сады

Археологические исследования выявили достаточно высокий уровень развития ассирийского садоводства. С XI в. до н.э. дошли сведения, что обладатель Ассирии Тиглат Палассар I ввез в свой край кедры и другие экзотические растения и высадил в своем саду. Осталась такая запись: «Я взял деревья эти, которые при царях — родителях моих никто не сажал. Я посадил их в садах земли родной. Еще я привез превосходные лозы садового винограда, которых у нас раньше не было, и обогатил мои сады земли Ашуровой «. Наряду с заложенным царем парком над Нинивой расположился большой зверинец с дикими животными и пруд с различными рыбами.

Во второй половине VII в. до н. э. царь Саргон II заложил сад в Хорсбаде вблизи Нинивы, который был окружен стеной. В нем были высажены все растения этого края, а также завезенные из Средиземноморья.

Преемник Саргона II Санхерий построил также вблизи Нинивы дворец, «который не имел себе равных», и сад. Выделялся он совершенством гидротехнических сооружений и разнообразием плодово-овощных и декоративных растений.

Найденные археологами плитки с резьбой дали возможность познать вид ассирийских садов. Это были сады с регулярной планировкой и рядовой посадкой деревьев. Но главной особенностью архитектуры садов было создание искусственного рельефа — насыпей, террас. На вершине таких насыпей устанавливались декоративные павильоны. С внешней стороны парка сооружался портик с колоннами, приближенный к пруду с рыбой или каналу.

Встречаем в древней Ассирии и мотивы висячего сада, который был связан с какой-то культовой святыней. Вершину холма, озелененного несколькими рядами деревьев, завершала колоннада.

Как видим, ассирийским садам присущи выступающие над равнинной местностью террасы и холмы, каналы и бассейны. Конечно, сад сочетался со зверинцем и давал возможность наблюдать за охотой. Характерной была композиция, которая шла от середины, что давало возможность осматривать как внутренние элементы, так и окружение сада. Эта тенденция отличает ассирийские сады от египетских, для которых было характерно закрытое пространство. Этот подход будет доведенным до высокого совершенства в террасных садах эпохи итальянского Возрождения.

Источник

Оцените статью