Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики «Прогулка по лесу»
Когда дети научатся правильно выполнять различные артикуляционные упражнения, можно превратить занятие в интересную игру, предложив прогуляться по лесу и познакомиться с его обитателями.
Все упражнения, используемые в этой артикуляционной гимнастике, должны быть знакомы детям, разучены заранее.
Читая каждое двустишие, педагог показывает карточку с обозначением артикуляционного упражнения, также знакомую детям.
Публикация «Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики „Прогулка по лесу“» размещена в разделах
Можно дополнить артикуляционную сказку комплексом пальчиковой гимнастики на тему леса, его обитателей, самомассажем с колючим шариком – «ежиком».
«Прогулка по лесу»
(Упражнение «Лягушка»)
Целый день болтать не лень.
(Упражнение «Болтушка»)
(Упражнение «Орешек)
Грызла – грызла – не разгрызла,
(Упражнение «Обезьянка»)
(Упражнение «Бульдог»)
В воду прыгнут очень гладко.
(Упражнение «Лопатка»)
(Упражнение «Змейка»)
(Упражнение «Зайчик»)
(Упражнение «Барабанщик»)
(Упражнение «Кошечка»)
(Упражнение «Поймаем мышку)
(Упражнение «Толстячок – худышка)
(Упражнение «Посчитаем зубки язычком»)
(Упражнение «Грибок»)
(Упражнение «Качели»)
(Упражнение «Уточка»)
(Упражнение – пошлепать губами)
Упражнение «Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Упражнение «Болтушка»
Расслабленный язык колеблет верхнюю губу – бла-бла-бла
Упражнение «Орешек
Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
Упражнение «Обезьянка»
Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами.
Упражнение «Бульдог»
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. удерживать язык в таком положении не менее 5 сек.
Упражнение «Лопатка»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Упражнение «Змейка»
Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
Упражнение «Зайчик»
Поднять вверх верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Упражнение «Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Упражнение «Кошечка»
Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
Упражнение «Поймаем мышку»
Губы в улыбке. Приоткрыть рот.
Произнести «а. » и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).
Упражнение «Толстячок – худышка»
Надувать щёки и втягивать их в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
Упражнение «Посчитаем зубки язычком»
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Упражнение «Грибок»
Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Упражнение «Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Упражнение «Уточка»
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
Картотека артикуляционной гимнастики Анализ результатов речевого обследования детей старшего дошкольного по методики Е Косиновой «Логопедические тесты» показал, что 56 % детей.
Логопедическая школа для родителей «Артикуляционная гимнастика — основа звукопроизношения» Логопедическая школа для родителей «Артикуляционная гимнастика – основа звукопроизношения»Жукова Ольга Владиславовна Учитель – логопед.
Источник
Авторская артикуляционная гимнастика «Лесная»
А ртикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Содержимое разработки
Авторская артикуляционная гимнастика «Лесная»
Составитель: учитель-логопед Брызгалова Н.А.
В лес пойдём с тобой гулять.
Упражнение «Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Грибы будем собирать .
Упражнение «Грибок.» Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Вот широкая тропинка, рядом с ней растёт калинка.
Упражнение «Лопаточка» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
А это узкая дорожка, пробежим по ней немножко.
Упражнение «Иголочка» Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
В речке квакают лягушки, улыбнулись нам подружки.
Упражнение «Улыбка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
На кочках в ряд они сидят .
Упражнение «Горка» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
И за комариком следят.
Упражнение «Качели.» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Зайка скачет по тропинке.
Упражнение «Кролик» Зубы сомкнуты. Верхняя губа
приподнята и обнажает верхние резцы.
Мишка лопает малинку.
Упражнение «Сытый хомячок» Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
В совём дупле без спешки Белка щёлкает орешки.
Упражнение «Орешек» Рот закрыт. Напряженным языком
упереться то в одну, то в другую щеку.
В речке плещутся рыбёшки, ожидая вкусной крошки.
Упражнение «Рыбки разговаривают» Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
За ними лисичка наблюдает, быстро хвостикомм виляет.
Упражнение «Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
В речку лапку опускает, поймать их она мечтает.
Упражнение «Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов .
А на высоком дубу дятел долбит кору.
Упражнение «Дятел» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Оглянуться не успели, минуты быстро пролетели, В лесу весело гулять, но пора и меру знать. Чтобы хитрая сестрица, эта рыжая лисица Грибы наши не украла и в кусты не убежала.
Упражнение «Вкусное варенье» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Путешествию конец! А ты – молодец!
-82%
Источник